Тема урока: «Изучение археологических древностей Архангельского Севера».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: сформировать представление об археологии как науке; познакомить с историческими источниками с тем, как, ведутся археологические исследования; развивать речь, умения наблюдать и сравнивать; воспитывать интерес к изучению археологических древностей Архангельского Севера.
Планируемые результаты:
уч-ся научатся описывать внешний вид археологических находок;
уч-ся научатся рассказывать об археологических древностях Архангельского Севера ;
уч-ся научатся соотносить археологические находки с историческим временем.
Структура урока:
I.Организационный момент;
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
III.Самоопределение к деятельности
IV.Работа по теме урока. Изучение нового материала.
V.Физкультминутка
VI.Закрепление узученного материала
VII.Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
Ход урока
I.Организационный момент
Приветствие, проверка подготовки к уроку.
II Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1.Фронтальный опрос ( уч-ся отвечают на вопросы рубрики «Проверим себя»)
2.Индивидуальный опрос. (выполнение заданий из рабочей тетради)
3.Индивидуальное задание (работа по карточкам).
Карточка 1
Определите, в каком веке произошли эти исторические события.
Событие
Век
1812г. Отечественная война с французкой армией во главе с Наполеоном
1961г. Полёт Ю.Гагарина в космос
1380г. Победа в Куликовской битве во главе с Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками
1242г. Победа русских воинов князя Александра Невского
над немецкими рыцарями на Чудском озере
Карточка 2
Соедините понятие и определение
Понятие
Определение
Летопись
История
Век
Наука, занимающаяся изучением человека и его деятельности в прошлом
Промежуток времени в сто лет
Рукописные книги о событиях древней истории, сведения в которых изложены по годам
III.Самоопределение к деятельности
- Вы когда нибудь делали секретики? (ответы ученииков)
Это такая игра, когда в земле делается углубление, составляют узоры из фантиков,старых маминых бус и т.п.,а потом это закрывают стеклышком.Секретик засыпают сверху землёй. Его показывают близким друзьям. А можно никому не показывать и просто приходить и любоваться.Иногда секретик находят другие ребята, и это становится для них сюрпризом.А есть такие люди, которые которые всю жизнь ищут старинные клады.Такие люди получают профессию «археолог»,занимаются наукой археологией
IV.Работа по теме урока. Изучение нового материала.
-На какие вопросы ищут ответы современные учёные?
-Какие вещественные исторические источники находят археологи?
-Какая наука изучает эти источники?
(ответы учащихся)
Сегодня на уроке мы рассмотрим с вами Древний период истории Архангельского Севера, который составляет огромный временной промежуток. Историки разделяют его на несколько этапов:
1. Каменный век (25 тыс. лет до н.э.- 5-4т.л. до н.э.);
2. Эпоха раннего металла (3-1 т.л. до н.э.);
3. Железный век (сер 1 т.л. до н.э. – сер. 1 т.л. н.э.);
4. Раннее средневековье (сер. 1 т.л. – XII в.).
(Сообщение о каждом этапе подготовленные учащимися)
Учитель: Рассмотрите иллюстрации археологических находок Архангельского Севера.
2.Выполнение заданий в рабочей тетради
V.Физкультминутка
VI.Закрепление узученного материала
1.Практическая работа.
(Ящик с песком, в него зарывают предмет; учитель показывает орудия труда археологов)
- Проведем раскопки, в этом ящике спрятан предмет быта. Материал который пролежал в земле много лет, очень хрупкий. Лопатой археологи снимают только дёрн. А затем работают совочками и кисточками, щеточками, чтобы не сломать и не испортить находку. Ваша задача найти предмет не испортив его.
2.Проверка результатов практической работы
(Проверяется целостность находки, уч-ся делятся впечатлениями)
- Как вам работалось?
-Что вызвало затруднение?
-Какие качества характера нужно воспитать, чтобы стать археологом?
VII. Рефлексия
Проверочная работа ( по карточкам)
- Соедините древние этапы истории Архангельского Севера и даты.
1. Каменный век (25 тыс. лет до н.э.- 5-4т.л. до н.э.);
2. Эпоха раннего металла (3-1 т.л. до н.э.);
3. Железный век (сер 1 т.л. до н.э. – сер. 1 т.л. н.э.);
4. Раннее средневековье (сер. 1 т.л. – XII в.).
После выполнения задания проводится самопроверка; ученики читают ответы, остальные проверяют себя.
VIII.Подведение итогов урока
Домашнее задание:
1.Учебник: прочитать статьи стр.8-11; ответить на вопросы.
2.Рабочая тетрадь, проект «Археологические древности Архангельского Севера».
Список используемой литературы:
1. Копица М. Н. История Архангельского Севера с древнейших времен до начала XX века: пособие для учителя: Архангельск, 2007
2. Вигасин, А.А, Годер, Г.И., Свенцицкая, И.С. История Древнего мира. 5 класс. – Москва: Дрофа, 2012.
3. Куратов А.А. Археологические памятники архангельской области. – Архангельск: Северо – Западное книжное издательство, 1978.