Тема урока: Кто и что? (Насекомые как группа животных, морские и речные рыбы)
Урок окружающего мира в 1 классе.
Учитель начальных классов МОУ Буньковская СОШ
Охапкина Людмила Владимировна
(первая квалификационная категория)
Цель: дать учащимся базовые знания о насекомых и рыбах
Задачи:
-формировать знания о внешних отличительных признаках насекомых и
рыб;
воспитывать интерес к окружающей природе, любви к прекрасному;
развивать наблюдательность, внимание
Ход урока:
1 .Организационный момент. Долгожданный дан звонок -Начинается урок!
2.Новая тема - вступительная беседа.
Положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зеленой лужайке. Именно сюда нас пригласил Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья.
Но кто они? Догадайтесь!
( Пчёлы, бабочки, шмели, стрекозы, жуки, кузнечики)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/29/s_5bd6a206d3c49/980570_1.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/29/s_5bd6a206d3c49/980570_2.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/29/s_5bd6a206d3c49/980570_3.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/29/s_5bd6a206d3c49/980570_4.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/29/s_5bd6a206d3c49/980570_5.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/29/s_5bd6a206d3c49/980570_6.jpeg)
(слайд №2)
Как одним словом мы можем их назвать? (Насекомые)
О чём же мы будем сегодня говорить на уроке? О насекомых)
Как по другому мы можем назвать Муравьишку? (Насекомое)
Почему всех их называют насекомыми?
Сегодня вы должны научиться узнавать, какое из животных - насекомое.
Отгадайте загадку. О каком из насекомых здесь говорится?
Над цветком порхает, пляшет,
Ветерком узорным машет. (Бабочка)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/29/s_5bd6a206d3c49/980570_7.png)
(слайд №3)
3. Работа по учебнику.
-Откройте учебники на с.32. Давайте рассмотрим бабочку и назовем части её тела. (Голова, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьёт нектар. На груди у бабочки крылья и ноги)
Сколько крыльев у бабочки? (4).
Сколько ног? (6)
Какие насекомые прилетели к бабочке? (Стрекоза и божья коровка)
Посмотрите и найдите, какие части тела вы у них видите. (Те же, что и у бабочки, только вместо хоботка у них челюсти , т.к. они питаются другой пищей).
Считайте количество ног у стрекозы и у божьей коровки.
Что вы можете сказать? (Их по 6)
Обратите внимание на правую страницу (с.33). Каких насекомых вы видите?
Сосчитайте ножки у насекомых.
Что объясняет Черепаха Муравьишке с.33)? (У всех насекомых поб ног. Муравьишка считает ноги. Он - насекомое.)
Так как же узнать, какое животное насекомое, а какое - нет? (Нужно сосчитать его ножки.)
Сколько туфелек принес Муравьишка бабочке и почему? (с. 33) (Бабочка -насекомое. У неё 6 ног).
Найдите рисунок в верхнем левом углу (с.32). Назовите животных, которые не являются насекомыми и почему. (Сороконожка, рак, паук)
(Рассматривают богомола в учебнике)
4. Физкультминутка. (Слайд №4)
Топай Мишка, хлопай Мишка,
Приседай со мной, братишка,
Руки вверх, вперед и вниз,
Улыбайся и садись!
5.Игра «Узнай насекомое»
- Я вам буду загадывать загадки, а вы кружочками прикрывать рисунок в учебнике на с.33
с соответствующими насекомыми.
Н
е зверь, не птица,
Нос, как спица;
Летит - кричит;
Сядет -молчит;
Кто его убьёт -
Свою кровь прольет. (Комар)
(Слайд №5)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/29/s_5bd6a206d3c49/980570_9.png)
Кто над нами вверх ногами
Ходит - не страшится.
Упасть не боится. (Муха)
(Слайд №6)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/29/s_5bd6a206d3c49/980570_10.png)
Где сладко, там она кружит, как пчела.
Она жалит и жужжит, как пчела.
И попадается в компот, как пчела.
Вот только меду не дает, как пчела. (Оса) (Слайд №7)
С
ветки на тропинку,
С травки на былинку.
Прыгает пружинка -Зеленая спинка.
(Кузнечик)
(Слайд №8)
Н
еобычный я усатик,
Я отважный клоп - ... (солдатик) (Слайд №9)
Рассмотрите рис. с.33. Каких насекомых вы узнали? (Кузнечик, шмель)
Какой цвет вы выберите кузнечику и почему?
(Зелёный. Такая окраска помогает ему спрятаться в траве от врагов)
- Какой цвет выберите шмелю?
(Жёлтый, коричневый, черный. Шмель имеет жало, он не боится врагов. Своей пестрой
окраской он старается предупредить о том, чтобы к нему не прикасались, иначе он может
пустить в ход жало)
6. Работа в тетради, (с. 22)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/29/s_5bd6a206d3c49/980570_13.png)
7.Физкультминутка (Слайд №10)
Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз - росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три - нагнулась и присела. На четыре - полетела. У реки остановилась, Над водою закружилась.
9. Знакомство с разнообразием рыб.
-Стрекоза долго кружилась над водой. За ней наблюдал наш Муравьишка Вопросик. Любознательного Муравьишку заинтересовало, кого же могла увидеть Стрекоза? Мудрая Черепаха предлагает нам ответить на этот вопрос, отгадав загадку:
У
родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы) (Слайд №11)
Кто такие рыбы?
Где могут жить рыбы? (В воде, в озере, в море, в речке)
Как рыбы передвигаются в воде? (С помощью плавников и хвоста)
Как рыбы дышат? (Жабрами).
Муравьишка предлагает рассмотреть рисунок на с.34, строение рыбы.
Предлагаю поработать в парах. Один ученик читает подписи к рисунку, а другой их показывает, затем меняетесь.
Как называется эта рыбка? (Красноперка).
Кто догадался, почему её так назвали? (Плавники красного цвета, похожи на перышки).
Чем покрыто тело рыбы? (Чешуёй).
Возьмите простой карандаш и обведите чешуйки, затем дорисуйте сами, (с.34)
Пока мы рисовали Мудрая Черепаха надела новый костюм? Чей же? (Рыбы)
Как вы догадались? (По хвосту, плавникам и чешуе).
Ребята, Мудрая Черепаха предлагает вам разделить рыб на 2 группы. Кто догадался, на какие группы мы можем их разделить? (Речные и морские)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/29/s_5bd6a206d3c49/980570_15.png)
10. Игра «Найди домик для рыб».
- Если рыба речная, то около неё положите зелёный квадратик, а если морская, синий
квадратик.
Загадки:
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом_
- Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет
чешуи.
На дне один
Лежит плоский блин. (Камбала).
- Камбала - морская рыба. Мелкая камбала встречается в мелководье, крупная живет в
глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защитится
от врагов. Прячась в песок, камбала засыпает себя песком, взрыхляя его плавниками.
Драчун и забияка живет в воде,
Кости на спине, и щука не проглотит. (Ёрш.)
- Острые, колючие плавники защищают еша от врагов. Иногда ерша называют морским
ёжиком.
Хвостом виляет, Зубастая, а не лает. (Щука)
- Щука - одна из крупных речных рыб.
Живу глубоко, плыву легко,
Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)
Акулы - отличные пловцы с обтекаемой формой тела, В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акула - самые большие рыбы.
О каких рыбах мы ещё не говорили? Назовите среди них речных рыб. Морских рыб.
Расположите оставшиеся квадратики: зеленые - речные рыбы, синие - морские.
Какие речные рыбы маленькие по размерам? Средние? Большие? (Аналогично с морскими рыбами )
Работа в тетради. (С. 24)
Итог.
Что понравилось, запомнилось с урока?
Кто такие рыбы? (Животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй)
Приведите примеры.
Кто такие насекомые? (Животные, у которых 6 ног.)
Приведите примеры.