СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока «Нравственные ценности рассказа К. Г. Паустовского «Заячьи лапы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

СПОСОБСТВОВАТЬ УЧАЩИМСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ ТЕМУ И ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ,СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ УМЕНИЕ ДАВАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ПЕРСОНАЖУ.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока»

Тема урока:

«Нравственные ценности рассказа К. Г. Паустовского «Заячьи лапы».

Цель урока:

Развитие способностей учащихся полноценно воспринимать художественный текст, умения определять тему и главную мысль произведения.

Задачи:

Образовательные:

• Содействовать формированию навыков осознанного чтения произведения;

• Формировать навыки анализа текста, определения авторской позиции.

Развивающие:

• Развивать умение выделять основную мысль, определять тему, идею произведения;

• Развивать умения и навыки всех видов речевой деятельности;

• Развивать воссоздающее воображение;

• Развитие навыков работы в группе;

• Совершенствование умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся;

• Развитие мыслительных операций.

Воспитательные:

• Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость;

• Воспитывать чувство сострадания, сопереживания, милосердия;

• Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Личностные:

• фомирование чувства сопереживания героям, чувство сострадания, милосердия;

• формирование умения адекватно оценивать свою работу.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

• развивать творческое мышление;

• развивать умение выполнять учебно-познавательные действия, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные УУД:

• уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия и операции;

• уметь контролировать свою речь при выражении собственной точки зрения по заданной тематики.

Коммуникативные УУД:

• развивать умение работать в парах, группах;

• вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.



Оборудование:Портрет К. Г. Паустовкого, иллюстрации, мультимедиапроектор, презентация, карточки с заданиями.







Ход урока



1. Актуализация знаний.

Стадия «Вызов». В начале нашей беседы давайте я вам прочитаю отрывок из стихотворения

Добрых людей, как всегда, не хватает, 
Добрых людей, как всегда, дефицит. 
Добрых людей не всегда понимают, 
Сердце у добрых сильнее болит. 
Добрые – щедро больным помогают, 
Добрые – дарят тепло и уют, 
Добрые – в ногу со слабым шагают
И никакого спасибо не ждут.

- Ребята, посмотрите на экран (на экране пословица «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу») (Слайд)

-Кто прочитает?

-Как вы ее понимаете?

- А что такое доброта? Какие ассоциации у вас возникают со словом «добрый»? Составление кластера «Доброта» ( групповая работа )







доброта











( Доброта: любовь, забота, сострадание, соучастие, милосердие, помощь, отзывчивость_)

-А только ли к знакомым людям нужно проявлять доброту?



2.Мотивация

- Ребята, а что значит слово «сострадание»? Сострадание - особое качество души человека, готовность без раздумий оказать помощь ближнему



-Как вы думаете, почему я урок начала с этой пословицы? Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу»

-Что вы читали дома?

-Дома вы прочитали рассказ Паустовского «Заячьи лапы».

- Как пословица связана с темой нашего урока? (Рассказ Паустовского «Заячьи лапы» о людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль)





Почему К.Г.Паустовский назвал свой рассказ «Заячьи лапы»?

- не правда ли оно странное?

- Ведь если вдуматься, то при чем тут лапы? Ведь автор именно о них, обожженных заячьих лапах говорит в названии, а мы с вами знаем, что в названии произведения часто содержится ее идея или главная мысль рассказа.

  • (показать на примере героев рассказа такие черты характера человека, как «равнодушие» и «великодушие»)

-Зачем Паустовский нам рассказывает эту историю о зайце?(. Это произведение показывает благородство простых людей, один из которых оступился, но потом исправился._



3.Актуализация знаний

Сегодня мы продолжим знакомство с произведением писателя

- Какие рассказы К.Паустовского вы читали? (выставка книг) (слайд)

-О чем он пишет?

-Он пишет о природе, о животных. - Он любил природу во всех её проявлениях.

Герои его произведений – обычные люди, животные, они живут в обычных домах, занимаются привычными делами, но писатель рассказывает о них очень эмоционально, по-доброму, показывает союз природы и человека.


– Сегодня нас ожидает новая встреча с героями К.Г.Паустовского.

4.Новая тема

  • -Кто главный герой рассказа ? (заяц)(слайд)

--Что случилось с зайцем?

-Кто такие Дед Ларион и Ваня?

-Почему Ваня пришел к ветеринару?

-Чем был болен Заяц?

- Какие чувства испытывал мальчик, неся обожженного зайца?

– Каким вы представляете себе зайца? Опишите его.

(Он маленький, завернут в засаленную куртку. Лапы у зайчика пожженные, а ухо – рваное. Глаза у него красные, а из них катятся слезы. Зайчик часто моргает. Когда особенно больно, он дрожит.)


  • Вступительное слово учителя

-Повествование ведется от имени самого Константина Георгиевича. Он рассказывает, что осенью был у деда Лариона, ночевал у него в доме на озере. Старику не спалось, и тот поведал о происшествии.



  • Чтение с остановками.

1.Чтение рассказа от начала до слов …под засаленной курткой.СТР.79

- Почему лапы зайца пожженные?

- Кого называют ветеринаром?(слайд)

- Почему ветеринар прогнал Ваню?

-Как он назвал Ваню?(оголец( слайд)

Что означает слово оголец?

- Какие чувства испытывал Ваня.

– Как вел себя заяц?

-Как автор показывает, что зайцу было плохо?

Вывод: Каким человеком был ветеринар? (Грубиян, только кричит, его речь свидетельствует о равнодушии к людям и животным).

Как относится к нему автор?


2.Чтение рассказа до слов …под маленький кратер.

- Что такое маленький кратер?

- Кого встретил мальчик у ветеринара?

- Что рассказал ей Ваня?

-Что она посоветовала ему? Как вы думаете, зачем? Какие слова употребляла в своей речи Анисья?

-Какие это слова?

- Как Ваня дошел до своего дома? ( бежал)

- Какие чувства испытывал Ваня, когда нес зайца домой?

Онучи-


3. Чтение рассказа до конца.

- Куда и зачем пошли дед и Ваня?

-Как дед собирался в дорогу?

-На чем они добравлись?

- Как вы думаете, поможет ли им Карл Петрович?


- Как Ваня относится к зайцу? (Он пришёл к ветеринару, завернув зайчишку в куртку; плакал, когда ветеринар отказался лечить зайца, бежал к озеру по жаре, чтобы дать ему напиться, и нес зайца в город к Карлу Петровичу.)


- Какое стихийное бедствие послужило началом этой истории? (пожар)

- Согласны ли вы с мнением, что лесной пожар – это стихийное бедствие?

Подтвердите свои слова текстом. 9СЛАЙД) СТР.85

(“Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня... Смерть настигала деда, хватала его за плечи...”)

- Какие качества героев рассказа проявились при пожаре?

(Доброта одних и равнодушие других)


  • Работа в группах

- Назовите действующих лиц этого рассказа. (Ваня, дедушка, ветеринар, бабка Анисья, аптекарь, детский врач Карл Петрович)

- Сейчас мы должны выяснить, кто из них положительный герой, а кто вызывает осуждение.

-Составляют характеристику героям.( написать каждому герою его качества на листочках)

1 группа

- Каким вы представляете ветеринара?

(Ветеринар равнодушный, злой, невоспитанный, жестокий, грубо кричит) 


2 группа

Какая бабка Анисья? (Бабка Анисья  жалостливая, любопытная, душевная, добрая. Речь её напевная, она шамкает


3 группа    

-Каким вы представляете Ваню?

(Ваня беспокойный, выносливый, упорный, заботливый, старательный, шустрый, очень добрый)



4 группа

-Скажите, что собой представляет аптекарь? (Аптекарь нервный, сердитый, строгий, раздраженный, но добрый. Говорит сердито)


5 группа

-Какой был Карл Петрович?

Д октор Карл Петрович интеллигентный, образованный, строгий, добрый. Разговаривает строго.)


6 группа

- Охарактеризуйте деда. Каким вы его представляете?

(Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый. Речь: упрямо бормочет)


-вывод: В этом рассказе природа - страшное стихийное бедствие, которое трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, портит почву, угрожает жизни животных и даже людей. Вот почему очень важно осторожно обращаться в лесу с огнем.( слайд)

- Скажите, пожалуйста, последовательно ли расположены события в рассказе?

-За что же благодарен дед Ларион зайцу? Давайте просмотрим видео и выясним, почему писатель нарушил последовательность событий в рассказе.

  • (просмотр видео)

(Автор хотел, чтобы читатели представили себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце.).

- Что понял рассказчик, заметив рваное ухо зайца?

( До пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел его из огня. Человек хотел нанести зло природе, но природа не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только её не уничтожать.).

Вывод:

-Какие качества проявили наши герои?

А)Ветеринар- БЕЗДУШИЕ

Чёрствый, безразличный

Не помог, не стал лечить, нагрубил

Не оказал помощи больному зайцу

Б)Заяц- СПАСИТЕЛЬ

Догадливый, сообразительный

Обжёгся, бежал, спасался

Вывел из горевшего леса деда

В) ДЕДУШКА- ОТЗЫВЧИВОСТЬ

Совестливый, ответственный

Переживает, сострадает, помогает

Дедушка выходил зайца больного

Г) МАЛЬЧИК- ДОБРОТА

Добрый, отзывчивый

Сочувствует, заботится, помогает

Мальчик чувствует ответственность и благодарность перед зайцем


Полож.герои: дед ларион, Ваня, Карл Петрович, бабка Анисья

Отриц.герои: аптекарь, ветеринар

5. Выборочное чтение

  • - Найдите отрывок к этой иллюстрации и прочитайте.( слайд)

Читают со слов «Карл Петрович играл на рояле». Стр.82

Что рассказал дед?

  • Найдите и прочитайте в рассказе слова и выражения, с помощью которых автор показал, что заяц болен, что ему очень плохо.стр.79

Вывод:Ваня умеет сострадать. Он не просто жалел зайца, а сделал все, чтобы спасти его. Отношение Вани к больному зверьку похоже на отношение к другу, к человеку.

- Несмотря на грубость ветеринара, раздражение аптекаря, первоначальный отказ врача лечить зайца, Ваня и дед добились своего: заяц был спасён.


-Перечитайте конец рассказа со слов « Да,- сказал дед, разглядывая самовар…»

-Что же понял рассказчик из рассказа деда? (ответы детей)


6. Дискуссия

-О чем этот рассказ?

- Это рассказ о зайце

- Это рассказ о страшной беде: лесном пожаре

- Это рассказ о людской доброте и отзывчивости.

-Как считаете вы? Обоснуйте свой ответ.

-это рассказ о людской доброте , любви и отзывчивости. Но почему на рисунках центральное место занимает заяц? (ответы детей)

-Действительно,  больной заяц в центре  событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту, человечность и сопереживание.


- Лесной пожар послужил началом истории, которая выявила доброту одних и равнодушие других.

-А как возникают в лесу пожары?



-Давайте вспомним это лето, какие беды натворил пожар этим летом … Сколько гектаров леса, деревень и сел уничтожило ужасное пламя, сколько погибло зверей, птиц. Это настоящая экологическая катастрофа, последствия которой будут восстанавливаться не один десяток лет. Вот почему очень важно осторожно обращаться с огнем в лесу.



Послушайте стихотворение, которое подтверждает ваши ответы.



Забывчивый охотник на привале не разметал, не растоптал костра

Он в лес ушёл, а ветки догорали и нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы, и ожил потухающий костёр.

И, сыпля искры посреди поляны, багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами выжег, кусты спалил, в зелёный лес пошел.

Как вспуганная, стая белок рыжих, он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели, со страшным треском падали стволы,

И как снежинки, искры с них летели над серыми сугробами золы.



- Огонь — страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев.

- Можете ли вы объяснить эту фразу: “1 дерево — 1 млн. спичек, 1 спичка — млн. деревьев”.(слайд)

VI.Рефлексия

-Как вы думаете, зачем Паустовский рассказал нам эту историю?

(чтобы мы задумались, какое бедствие для леса пожар и были осторожны в лесу.ит.д)

-нужно уметь видеть и чувствовать боль другого, проявлять сострадание к братьям нашим меньшим…..)

- Животные тоже иногда приходят человеку на помощь. Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим.

- И закончить урок я хочу словами немецкого философа Артура Шопенгауэра «Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными»


Домашнее задание: (по выбору)

- расскажите текст от лица мальчика

- напишите письмо ветеринару





































Просмотр содержимого презентации
«Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу»

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу .

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу .

доброта сострадание

доброта

сострадание

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим ( из словаря С. И. Ожегова)

Доброта – отзывчивость,

душевное расположение к людям, стремление делать добро другим

( из словаря С. И. Ожегова)

О чем писал К.Г. Паустовский

О чем писал К.Г. Паустовский

Словарная работа Ветеринар - специалист по лечению животных

Словарная работа

Ветеринар -

специалист по лечению животных

Словарная работа Оголец- … озорной мальчишка

Словарная работа

Оголец- …

озорной мальчишка

Словарная работа Онучи - … длинная широкая полоса ткани, которой обертывают ногу при ношении лаптей или сапог

Словарная работа

Онучи - …

длинная широкая полоса ткани, которой обертывают ногу при ношении лаптей или сапог

Словарная работа кратер- углубление на вершине вулкана

Словарная работа

кратер-

углубление на вершине вулкана

Словарная работа Пенсне - … Очки без заушных дужек, держащиеся на переносице с помощью зажима

Словарная работа

Пенсне - …

Очки без заушных дужек, держащиеся на переносице с помощью зажима

Словарная работа коновал - … специалист, лечащий лошадей

Словарная работа

коновал - …

специалист, лечащий лошадей

ЛЕСНОЙ ПОЖАР – экологическое бедствие

ЛЕСНОЙ ПОЖАР – экологическое бедствие

Карл Петрович играл на рояле нечто печальное и мелодичное, когда в окне показалась растрепанная борода деда.

Карл Петрович играл на рояле нечто печальное и мелодичное, когда в окне показалась растрепанная борода деда.

Объясните значение фразы: “ Одно дерево — 1 млн. спичек, одна спичка — 1 млн. деревьев”

Объясните значение фразы:

“ Одно дерево — 1 млн. спичек, одна спичка — 1 млн. деревьев”


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!