Тема урока:
«Нравственные ценности рассказа К. Г. Паустовского «Заячьи лапы».
Цель урока:
Развитие способностей учащихся полноценно воспринимать художественный текст, умения определять тему и главную мысль произведения.
Задачи:
Образовательные:
• Содействовать формированию навыков осознанного чтения произведения;
• Формировать навыки анализа текста, определения авторской позиции.
Развивающие:
• Развивать умение выделять основную мысль, определять тему, идею произведения;
• Развивать умения и навыки всех видов речевой деятельности;
• Развивать воссоздающее воображение;
• Развитие навыков работы в группе;
• Совершенствование умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся;
• Развитие мыслительных операций.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость;
• Воспитывать чувство сострадания, сопереживания, милосердия;
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Личностные:
• фомирование чувства сопереживания героям, чувство сострадания, милосердия;
• формирование умения адекватно оценивать свою работу.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
• развивать творческое мышление;
• развивать умение выполнять учебно-познавательные действия, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные УУД:
• уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия и операции;
• уметь контролировать свою речь при выражении собственной точки зрения по заданной тематики.
Коммуникативные УУД:
• развивать умение работать в парах, группах;
• вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.
Оборудование:Портрет К. Г. Паустовкого, иллюстрации, мультимедиапроектор, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
Стадия «Вызов». В начале нашей беседы давайте я вам прочитаю отрывок из стихотворения
Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые – щедро больным помогают,
Добрые – дарят тепло и уют,
Добрые – в ногу со слабым шагают
И никакого спасибо не ждут.
- Ребята, посмотрите на экран (на экране пословица «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу») (Слайд)
-Кто прочитает?
-Как вы ее понимаете?
- А что такое доброта? Какие ассоциации у вас возникают со словом «добрый»? Составление кластера «Доброта» ( групповая работа )
доброта
( Доброта: любовь, забота, сострадание, соучастие, милосердие, помощь, отзывчивость_)
-А только ли к знакомым людям нужно проявлять доброту?
2.Мотивация
- Ребята, а что значит слово «сострадание»? Сострадание - особое качество души человека, готовность без раздумий оказать помощь ближнему
-Как вы думаете, почему я урок начала с этой пословицы? Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу»
-Что вы читали дома?
-Дома вы прочитали рассказ Паустовского «Заячьи лапы».
- Как пословица связана с темой нашего урока? (Рассказ Паустовского «Заячьи лапы» о людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль)
Почему К.Г.Паустовский назвал свой рассказ «Заячьи лапы»?
- не правда ли оно странное?
- Ведь если вдуматься, то при чем тут лапы? Ведь автор именно о них, обожженных заячьих лапах говорит в названии, а мы с вами знаем, что в названии произведения часто содержится ее идея или главная мысль рассказа.
-Зачем Паустовский нам рассказывает эту историю о зайце?(. Это произведение показывает благородство простых людей, один из которых оступился, но потом исправился._
3.Актуализация знаний
Сегодня мы продолжим знакомство с произведением писателя
- Какие рассказы К.Паустовского вы читали? (выставка книг) (слайд)
-О чем он пишет?
-Он пишет о природе, о животных. - Он любил природу во всех её проявлениях.
Герои его произведений – обычные люди, животные, они живут в обычных домах, занимаются привычными делами, но писатель рассказывает о них очень эмоционально, по-доброму, показывает союз природы и человека.
– Сегодня нас ожидает новая встреча с героями К.Г.Паустовского.
4.Новая тема
--Что случилось с зайцем?
-Кто такие Дед Ларион и Ваня?
-Почему Ваня пришел к ветеринару?
-Чем был болен Заяц?
- Какие чувства испытывал мальчик, неся обожженного зайца?
– Каким вы представляете себе зайца? Опишите его.
(Он маленький, завернут в засаленную куртку. Лапы у зайчика пожженные, а ухо – рваное. Глаза у него красные, а из них катятся слезы. Зайчик часто моргает. Когда особенно больно, он дрожит.)
-Повествование ведется от имени самого Константина Георгиевича. Он рассказывает, что осенью был у деда Лариона, ночевал у него в доме на озере. Старику не спалось, и тот поведал о происшествии.
1.Чтение рассказа от начала до слов …под засаленной курткой.СТР.79
- Почему лапы зайца пожженные?
- Кого называют ветеринаром?(слайд)
- Почему ветеринар прогнал Ваню?
-Как он назвал Ваню?(оголец( слайд)
Что означает слово оголец?
- Какие чувства испытывал Ваня.
– Как вел себя заяц?
-Как автор показывает, что зайцу было плохо?
Вывод: Каким человеком был ветеринар? (Грубиян, только кричит, его речь свидетельствует о равнодушии к людям и животным).
Как относится к нему автор?
2.Чтение рассказа до слов …под маленький кратер.
- Что такое маленький кратер?
- Кого встретил мальчик у ветеринара?
- Что рассказал ей Ваня?
-Что она посоветовала ему? Как вы думаете, зачем? Какие слова употребляла в своей речи Анисья?
-Какие это слова?
- Как Ваня дошел до своего дома? ( бежал)
- Какие чувства испытывал Ваня, когда нес зайца домой?
Онучи-
3. Чтение рассказа до конца.
- Куда и зачем пошли дед и Ваня?
-Как дед собирался в дорогу?
-На чем они добравлись?
- Как вы думаете, поможет ли им Карл Петрович?
- Как Ваня относится к зайцу? (Он пришёл к ветеринару, завернув зайчишку в куртку; плакал, когда ветеринар отказался лечить зайца, бежал к озеру по жаре, чтобы дать ему напиться, и нес зайца в город к Карлу Петровичу.)
- Какое стихийное бедствие послужило началом этой истории? (пожар)
- Согласны ли вы с мнением, что лесной пожар – это стихийное бедствие?
Подтвердите свои слова текстом. 9СЛАЙД) СТР.85
(“Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня... Смерть настигала деда, хватала его за плечи...”)
- Какие качества героев рассказа проявились при пожаре?
(Доброта одних и равнодушие других)
- Назовите действующих лиц этого рассказа. (Ваня, дедушка, ветеринар, бабка Анисья, аптекарь, детский врач Карл Петрович)
- Сейчас мы должны выяснить, кто из них положительный герой, а кто вызывает осуждение.
-Составляют характеристику героям.( написать каждому герою его качества на листочках)
1 группа
- Каким вы представляете ветеринара?
(Ветеринар равнодушный, злой, невоспитанный, жестокий, грубо кричит)
2 группа
Какая бабка Анисья? (Бабка Анисья жалостливая, любопытная, душевная, добрая. Речь её напевная, она шамкает
3 группа
-Каким вы представляете Ваню?
(Ваня беспокойный, выносливый, упорный, заботливый, старательный, шустрый, очень добрый)
4 группа
-Скажите, что собой представляет аптекарь? (Аптекарь нервный, сердитый, строгий, раздраженный, но добрый. Говорит сердито)
5 группа
-Какой был Карл Петрович?
Д октор Карл Петрович интеллигентный, образованный, строгий, добрый. Разговаривает строго.)
6 группа
- Охарактеризуйте деда. Каким вы его представляете?
(Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый. Речь: упрямо бормочет)
-вывод: В этом рассказе природа - страшное стихийное бедствие, которое трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, портит почву, угрожает жизни животных и даже людей. Вот почему очень важно осторожно обращаться в лесу с огнем.( слайд)
- Скажите, пожалуйста, последовательно ли расположены события в рассказе?
-За что же благодарен дед Ларион зайцу? Давайте просмотрим видео и выясним, почему писатель нарушил последовательность событий в рассказе.
(Автор хотел, чтобы читатели представили себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце.).
- Что понял рассказчик, заметив рваное ухо зайца?
( До пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел его из огня. Человек хотел нанести зло природе, но природа не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только её не уничтожать.).
Вывод:
-Какие качества проявили наши герои?
А)Ветеринар- БЕЗДУШИЕ
Чёрствый, безразличный
Не помог, не стал лечить, нагрубил
Не оказал помощи больному зайцу
Б)Заяц- СПАСИТЕЛЬ
Догадливый, сообразительный
Обжёгся, бежал, спасался
Вывел из горевшего леса деда
В) ДЕДУШКА- ОТЗЫВЧИВОСТЬ
Совестливый, ответственный
Переживает, сострадает, помогает
Дедушка выходил зайца больного
Г) МАЛЬЧИК- ДОБРОТА
Добрый, отзывчивый
Сочувствует, заботится, помогает
Мальчик чувствует ответственность и благодарность перед зайцем
Полож.герои: дед ларион, Ваня, Карл Петрович, бабка Анисья
Отриц.герои: аптекарь, ветеринар
5. Выборочное чтение
Читают со слов «Карл Петрович играл на рояле». Стр.82
Что рассказал дед?
Найдите и прочитайте в рассказе слова и выражения, с помощью которых автор показал, что заяц болен, что ему очень плохо.стр.79
-
Вывод:Ваня умеет сострадать. Он не просто жалел зайца, а сделал все, чтобы спасти его. Отношение Вани к больному зверьку похоже на отношение к другу, к человеку.
- Несмотря на грубость ветеринара, раздражение аптекаря, первоначальный отказ врача лечить зайца, Ваня и дед добились своего: заяц был спасён.
-Перечитайте конец рассказа со слов « Да,- сказал дед, разглядывая самовар…»
-Что же понял рассказчик из рассказа деда? (ответы детей)
6. Дискуссия
-О чем этот рассказ?
- Это рассказ о зайце
- Это рассказ о страшной беде: лесном пожаре
- Это рассказ о людской доброте и отзывчивости.
-Как считаете вы? Обоснуйте свой ответ.
-это рассказ о людской доброте , любви и отзывчивости. Но почему на рисунках центральное место занимает заяц? (ответы детей)
-Действительно, больной заяц в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту, человечность и сопереживание.
- Лесной пожар послужил началом истории, которая выявила доброту одних и равнодушие других.
-А как возникают в лесу пожары?
-Давайте вспомним это лето, какие беды натворил пожар этим летом … Сколько гектаров леса, деревень и сел уничтожило ужасное пламя, сколько погибло зверей, птиц. Это настоящая экологическая катастрофа, последствия которой будут восстанавливаться не один десяток лет. Вот почему очень важно осторожно обращаться с огнем в лесу.
Послушайте стихотворение, которое подтверждает ваши ответы.
Забывчивый охотник на привале не разметал, не растоптал костра
Он в лес ушёл, а ветки догорали и нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы, и ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры посреди поляны, багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами выжег, кусты спалил, в зелёный лес пошел.
Как вспуганная, стая белок рыжих, он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели, со страшным треском падали стволы,
И как снежинки, искры с них летели над серыми сугробами золы.
- Огонь — страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев.
- Можете ли вы объяснить эту фразу: “1 дерево — 1 млн. спичек, 1 спичка — млн. деревьев”.(слайд)
VI.Рефлексия
-Как вы думаете, зачем Паустовский рассказал нам эту историю?
(чтобы мы задумались, какое бедствие для леса пожар и были осторожны в лесу.ит.д)
-нужно уметь видеть и чувствовать боль другого, проявлять сострадание к братьям нашим меньшим…..)
- Животные тоже иногда приходят человеку на помощь. Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим.
- И закончить урок я хочу словами немецкого философа Артура Шопенгауэра «Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными»
Домашнее задание: (по выбору)
- расскажите текст от лица мальчика
- напишите письмо ветеринару