Тема урока: Обособленные определения и приложения. Практическое занятие.
Цели урока:
обобщить и систематизировать знания обучающихся об обособлении определений и приложений;
совершенствовать умение находить грамматические условия обособления определений и приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами при работе с художественным текстом, определять их роль в речи;
обогащать словарный запас детей, развивать связную речь школьников;
на примере лучших образцов русской литературы воспитывать у обучающихся любовь к родному слову и к родной природе.
Оборудование: раздаточный материал, тесты
Ход урока:
Оргмомент
Сообщение темы и цели урока.
Обобщение изученного.
1.Тест.
1) Обособленными членами предложения называются
1) члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию;
2) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно;
3) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.
2) Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится
1) перед определяемым словом;
2) после определяемого слова;
3) в любом месте предложения.
3) Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся
1) перед местоимением;
2) в любом месте предложения;
3) после местоимения.
4) Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если
1) они распространенные;
2) они имеют добавочное обстоятельственное значение;
3) они согласованные.
5) Приложения с как обособляются, если
1) как можно заменить «в качестве»;
2) как можно заменить так как;
3) всегда.
(взаимопроверка)
2. Объяснительный диктант
Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. Вот вверху послышалась барабанная трель, звонкая, радостная. Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди, оказавшиеся в лесу ранней весной. Это по-весеннему барабанит лесной музыкант-дятел, выбравший сухое дерево.
Вот, пригретая лучами мартовского солнца, свалилась с макушки дерева рассыпавшаяся снежной пылью тяжёлая белая шапка. И, точно живая, долго ещё колышется, как бы машет рукой, зелёная ветка, освобождённая от зимних оков.
( По Соколову-Микитову)
Самостоятельная работа (работа в парах).
1-й вариант - выпишите номера предложений, где есть пунктуационные ошибки;
2-й вариант – номера предложений, где нет пунктуационных ошибок.
Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь небосвод.
На лес озябший и нагой вдруг упадут сырые снегопады
В воздухе высились какие-то бугры, темнеющие налево от дороги.
Немыслима Россия без снегов голубовато меж берез сквозящих.
5) Нет слаще покоя, покупаемого трудом.
6) На ручей, рябой и пестрый за листком летит листок.
7) Солнцем мартовским пригретый, тает старый снег.
8) Юный лес в зелёный дым одетый тёплых гроз нетерпеливо ждёт.
9) Холодный ветер, резкий и упорный кидает нас и тяжело идти.
10) Яблонька, цветущая красавица, глядела в распахнутое настежь окно.
4. Работа с текстом.
(1) Зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развертывала передо мной свои диковинные картины.
(2) Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. (3) Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. (4) Развевая седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади. (5) Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замерзшей бороде. (6) По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство, таинственное и неподвижное. (7) Старый дуб, вечный страж природы, охранял его. (8) И только заячьи следы на снегу говорили, что жизнь продолжается, тихая, скрытная, безвечная.
(9)Очарованные этой величественной красотой, мы с благоговением смотрели по сторонам. (по Н. Заболоцкому)
1. Прочитайте текст.
2. Найдите предложение, в котором заключена основная мысль.
3. Озаглавьте текст так, чтобы в заголовке была выражена эта мысль.
1 вариант.
Среди предложений 2 – 5 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. (5)
Среди предложений 7 – 9 найдите предложение с обособленными определениями, выраженными несколькими одиночными согласованными определениями.(8)
Среди предложений 5 – 9 найдите предложение с согласованным определением, относящимся к личному местоимению. (9)
Объясните орфограммы в выделенных словах.
2 вариант.
1.Среди предложений 4 – 6 найдите предложение с обособленными определениями, выраженными несколькими одиночными согласованными определениями.
2.Среди предложений 5 – 8 найдите предложение с обособленным приложением.
3.Среди предложений 2 – 4 найдите предложение, в котором определение, выраженное причастным оборотом, не нужно обособлять.
4.Объясните орфограммы в выделенных словах.
-Какова роль обособленных членов в этом тексте? Какой они делают речь?
-Требуют ли обособленные определения особой интонации при чтении?
-Как вы думаете, для чего это нужно автору?
-Какую роль выполняет последнее предложение?
-С помощью каких ещё художественно-выразительных средств рисует автор удивительную картину зимы? Приведите примеры из текста.
IV. Подведение итогов урока.
- Давайте вспомним, какие задачи мы поставили в начале урока?
- Выполнили мы поставленные задачи?
Выставление оценок.
V. Домашнее задание.
Мы сегодня увидели, как красиво описывали родную природу в разные времена года наши писатели и поэты. Давайте и мы с вами попробуем создать нечто подобное. Дома напишите сочинение-миниатюру о природе, используя предложения с обособленными членами, но по возможности, без ущерба для содержания.