СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Обособленные определения и приложения. Практическое занятие.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:   обобщить и  систематизировать  знания обучающихся об обособлении определений и    приложений;  совершенствовать умение находить грамматические условия обособления определений и приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами при работе с художественным текстом, определять их роль в речи; обогащать словарный запас детей, развивать связную речь школьников;

        на примере лучших образцов русской литературы воспитывать у обучающихся любовь к родному слову и к родной природе.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Обособленные определения и приложения. Практическое занятие.»

Тема урока: Обособленные определения и приложения. Практическое занятие.

Цели урока: 

обобщить и систематизировать знания обучающихся об обособлении определений и приложений;
совершенствовать умение находить грамматические условия обособления определений и приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами при работе с художественным текстом, определять их роль в речи;
обогащать словарный запас детей, развивать связную речь школьников;

на примере лучших образцов русской литературы воспитывать у обучающихся любовь к родному слову и к родной природе.

Оборудование: раздаточный материал, тесты



Ход урока:

  1. Оргмомент

Сообщение темы и цели урока.

  1. Обобщение изученного.


1.Тест.

1) Обособленными членами предложения называются

1) члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию;

2) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно;

3) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.

2) Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится

1) перед определяемым словом;

2) после определяемого слова;

3) в любом месте предложения.

3) Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся

1) перед местоимением;

2) в любом месте предложения;

3) после местоимения.

4) Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если

1) они распространенные;

2) они имеют добавочное обстоятельственное значение;

3) они согласованные.

5) Приложения с как обособляются, если

1) как можно заменить «в качестве»;

2) как можно заменить так как;

3) всегда.


(взаимопроверка)


2. Объяснительный диктант


Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. Вот вверху послышалась барабанная трель, звонкая, радостная. Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди, оказавшиеся в лесу ранней весной. Это по-весеннему барабанит лесной музыкант-дятел, выбравший сухое дерево.

Вот, пригретая лучами мартовского солнца, свалилась с макушки дерева рассыпавшаяся снежной пылью тяжёлая белая шапка. И, точно живая, долго ещё колышется, как бы машет рукой, зелёная ветка, освобождённая от зимних оков.

( По Соколову-Микитову)



  1. Самостоятельная работа (работа в парах).

1-й вариант - выпишите номера предложений, где есть пунктуационные ошибки;

2-й вариант – номера предложений, где нет пунктуационных ошибок.

  1. Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь небосвод.

  2. На лес озябший и нагой вдруг упадут сырые снегопады

  3. В воздухе высились какие-то бугры, темнеющие налево от дороги.

  4. Немыслима Россия без снегов голубовато меж берез сквозящих.

5) Нет слаще покоя, покупаемого трудом.

6) На ручей, рябой и пестрый за листком летит листок.

7) Солнцем мартовским пригретый, тает старый снег.

8) Юный лес в зелёный дым одетый тёплых гроз нетерпеливо ждёт.

9) Холодный ветер, резкий и упорный кидает нас и тяжело идти.

10) Яблонька, цветущая красавица, глядела в распахнутое настежь окно.


4. Работа с текстом.

(1) Зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развертывала передо мной свои диковинные картины.

(2) Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. (3) Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. (4) Развевая седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади. (5) Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замерзшей бороде. (6) По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство, таинственное и неподвижное. (7) Старый дуб, вечный страж природы, охранял его. (8) И только заячьи следы на снегу говорили, что жизнь продолжается, тихая, скрытная, безвечная.

(9)Очарованные этой величественной красотой, мы с благоговением смотрели по сторонам. (по Н. Заболоцкому)

1. Прочитайте текст.

2. Найдите предложение, в котором заключена основная мысль.

3. Озаглавьте текст так, чтобы в заголовке была выражена эта мысль.


1 вариант.


  1. Среди предложений 2 – 5 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. (5)

  2. Среди предложений 7 – 9 найдите предложение с обособленными определениями, выраженными несколькими одиночными согласованными определениями.(8)

  3. Среди предложений 5 – 9 найдите предложение с согласованным определением, относящимся к личному местоимению. (9)

  4. Объясните орфограммы в выделенных словах.


2 вариант.


1.Среди предложений 4 – 6 найдите предложение с обособленными определениями, выраженными несколькими одиночными согласованными определениями.

2.Среди предложений 5 – 8 найдите предложение с обособленным приложением.

3.Среди предложений 2 – 4 найдите предложение, в котором определение, выраженное причастным оборотом, не нужно обособлять.

4.Объясните орфограммы в выделенных словах.



-Какова роль обособленных членов в этом тексте? Какой они делают речь?

-Требуют ли обособленные определения особой интонации при чтении?

-Как вы думаете, для чего это нужно автору?

-Какую роль выполняет последнее предложение?

-С помощью каких ещё художественно-выразительных средств рисует автор удивительную картину зимы? Приведите примеры из текста.


IV. Подведение итогов урока.

- Давайте вспомним, какие задачи мы поставили в начале урока?

- Выполнили мы поставленные задачи?

Выставление оценок.


V. Домашнее задание.

Мы сегодня увидели, как красиво описывали родную природу в разные времена года наши писатели и поэты. Давайте и мы с вами попробуем создать нечто подобное. Дома напишите сочинение-миниатюру о природе, используя предложения с обособленными членами, но по возможности, без ущерба для содержания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!