СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Основные нормы употребления деепричастных оборотов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

знать, как строятся предложения с деепричастным и причастным оборотом;

уметь находить примеры ошибочного построения конструкции с причастными и деепричастными оборотами;

приобретать навык редактирования текста

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Основные нормы употребления деепричастных оборотов»

Конспект урока по русскому языку в 11 классе.

Тема урока: Основные нормы употребления деепричастных оборотов

Подготовила: учитель русского языка и литературы Козлова Лилия Ивановна

Цели урока:

Обучающие:

знать, как строятся предложения с деепричастным и причастным оборотом;

уметь находить примеры ошибочного построения синтаксической конструкции с причастными и деепричастными оборотами;

приобретать навык редактирования текста.

Развивающие:

совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения основными понятиями культуры речи

совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней, умений применять правила орфографии и пунктуации,

Воспитывающие:

сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

  1. Мотивация

ЖАЛОБНАЯ КНИГА

Лежит она, эта книга, в специально построенной для нее конторке на станции железной дороги. Ключ от конторки «хранится у станционного жандарма», на деле же никакого ключа не нужно, так как конторка всегда отперта. Раскрывайте книгу и читайте:«Милостивый государь! Проба пера!?»Под этим нарисована рожица с длинным носом и рожками. Под рожицей написано:«Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я — морда твоя».«Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин».«Кто писал не знаю, а я дурак читаю».«Оставил память начальник стола претензий Коловроев

Проезжая через эту станцию, я был возмущен до глубины души следующим... (зачеркнуто). На моих глазах произошло следующее возмутительное происшествие, рисующее яркими красками наши железнодорожные порядки... (далее всё зачеркнуто, кроме подписи).

«Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи. Дьякон Духов».«Лопай, что дают»...«Кто найдет кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу».«Так как меня прогоняют со службы, будто я пьянствую, то объявляю, что все вы мошенники и воры. Телеграфист Козьмодемьянский».«Добродетелью украшайтесь».«Катинька, я вас люблю безумно!»«Прошу в жалобной книге не писать посторонних вещей. За начальника станции Иванов 7-й» .«Хоть ты и седьмой, а дурак».

  1. Актуализация знаний. Постановка целей деятельности

Деепричастным оборотом называется деепричастие с зависимыми словами.

При использовании деепричастного оборота следует помнить, что он, как правило, обозначает добавочное действие подлежащего: Все лица, причастные к формированию индивидуального стиля педагогического общения будущего учителя, должны действовать сообща, помогая друг другу (все должны действовать сообща и помогать…); Развиваясь в огромном количестве, мотыль участвует в очищении реки, усваивая и минерализуя органическое вещество (мотыль развивается, участвует в очищении, усваивает и минерализует).

Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Проецируя полученные выводы на объект наших исследований, можно констатировать, что…;


  1. Построение проекта и его реализация

Нормы употребления деепричастных оборотов.

Деепричастный оборот не употребляется:

а) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): *Изучая историю, есть возможность гордиться ее прошлым (деепричастие изучая не обозначает действия подлежащего возможность; правильно: Изучая историю, мы имеем возможность гордиться прошлым); *Превратившись из пограничной крепости в столицу княжества, изменилась оценка стратегического положения Москвы (изменилась оценка, а в столицу превратилась Москва; правильно: Когда Москва превратилась из пограничной крепости в столицу княжества, изменилась оценка ее стратегического положения).

б) если в безличном предложении нет инфинитива: *Усвоив эту истину, становится понятно, что неверно выбранный прием воспитания ребенка усугубляет процесс регулирования целостного организма (правильно: Усвоив эту истину, можно понять, что… или Усвоив эту истину, понимаешь, что…).

в) в пассивной конструкции: *Основываясь на анализе отечественных и зарубежных публикаций, официальных документов и другой научно-методической литературы, были разработаны и апробированы две экспериментальные программы (правильно: Основываясь на анализе.., мы разработали…); *Отвергая ребенка, родителями в детстве порождается реакция тревожности и страха (правильно: Отвергая ребенка, родители порождают…).

  1. Закрепление.

Действие, названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к разным субъектам действия.

Примеры ошибок: Заваривая чай, у него упала чашка. Убирая в комнате, у них сломался пылесос.

  • Деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.

Примеры ошибок: Решив задачу, я буду отдыхать. Посещая выставки, он напишет статью о современном искусстве.

Деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий).

Примеры ошибок: Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов, был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и шелестя листьями, укрывали путников от солнца.

Примеры:
Роман Достоевского, читаемый во многих странах, был переведен на иностранные языки (читаемый во многих странах – причастный оборот, отвечает на вопрос – какой?, согласуется с существительным роман, в предложении является обособленным определением). Заваривая чай, она всегда добавляет немного сахара (заваривая чай – деепричастный оборот, отвечает на вопрос – что делая?, зависит от глагола-сказуемого добавляет, в предложении является обособленным обстоятельством).


  1. Повторение

  1. Рефлексия

Как определить, какой оборот употребляется в предложении?

Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:

  • Найти причастие или деепричастие;

  • Поставить к обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие?);

  • Определить лексическое значение оборота (действие или признак);

  • Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).

Деепричастный оборот не употребляется:

если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам;

если в безличном предложении нет инфинитива;

в пассивной конструкции


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!