СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока «Природные зоны России. Обобщение», 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира по теме «Природные зоны России. Обобщение», 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Тема урока «Природные зоны России. Обобщение», 4 класс»

Тема урока «Природные зоны России. Обобщение»


Тип урока: обобщение изученного материала; урок-игра

Цели урока:

  • обобщить знания учащихся по разделу “Природа России”;

  • закрепить представления об особенностях природы, условиях неживой природы, живых существ, взаимосвязей в природе, значении природы данной зоны для человека, её использования;

  • проверить знания, умения и навыки учащихся по теме.


Задачи урока


  1. Формирование умения определять природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны

  2. Умение различать и объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей

3. Воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и любовь к родной природе

Планируемые результаты:

Предметные:

  • - узнавать природную зону по опорным словам, показывать её на карте;

  • - находить типичных представителей флоры и фауны;

  • - уметь объяснять особенности природных зон.

Метапредметные :

  1. Познавательные УУД:

  • - умение обобщать и анализировать информацию путём наблюдения, сопоставления

  1. Регулятивные УУД:

  • - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

  • - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

  1. Коммуникативные УУД:

  • - слушать и понимать речь других;

  • - оформлять свои мысли в устной форме;

  • - уметь работать в парах, в группе

Личностные:

- работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Оборудование:

Мультимедийная установка, презентация, конверты с заданиями, карточки с изображением животных и растений; клей, шаблоны, цветные карандаши.

Формы работы: фронтальная, групповая.



Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний СЛАЙД 1 (мелодия Ludovico Einaudi Einaudi: Oltremare)

- Сегодняшний урок я бы хотела начать со стихотворения Татьяны Боковой «Необъятная страна».

Если долго-долго-долго

В самолете нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть.

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы…

Мы увидим даль без края,

Место, где звенит весна.

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.


- Этим стихотворением, я хотела обратить ваше внимание на уникальность и многообразие природы нашей страны.

- Как вы думаете, на всей территории России растительный и животный мир одинаков? От чего это зависит?

- Значит, поверхность страны разделена на части. Давайте вспомним, как эти части называются. (природные зоны) СЛАЙД 2.

- Что такое природная зона? (Природная зона — это участок земной поверхности с определённым климатом, почвой, растительным и животным миром)

- Какие природные зоны мы свами знаем? СЛАЙД 3.

- А как выдумаете, существует ли четкая граница между природными зонами? Обоснуйте своё мнение.

- А какова причина, по которой происходит постепенное чередование природных зон России. (неравномерное нагревание поверхности Земли солнечными лучами) СЛАЙД 4.

- Можно ли утверждать, что чередование природных зон России происходит с запада на восток? (нет, с севера на юг)


3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


-У нас сегодня с вами будет необычный урок, а урок-игра.  Какую задачу вы можете поставить себе на этот урок?

- Я предлагаю вам сегодня поработать в группах.

У вас на столах есть карточка «Дорожка знаний». СЛАЙД 5




- Вам будут предложены ряд заданий. За каждое верно выполненное задание вы закрашиваете клеточку на этой дорожке. С помощью нее в конце урока вы сами сможете проверить себя, как вы усвоили данную тему

4 Обобщение и систематизация знаний, подготовка учащихся к обобщенной деятельности

- Я приглашаю вас, ребята, поиграть в игру «Угадай природную зону». СЛАЙД 6

- У каждой группы будет своя природная зона, которую я вам загадала. Выполнив все задания, вы сможете догадаться, что это за природная зона.

- Первое задание - нужно ответить на мои вопросы. За каждый правильный ответ, данный вашей группой, вы закрашиваете одну клеточку на «Дорожке знаний».


ЗАДАНИЕ 1 «Ответь на вопросы» СЛАЙД 8

1. Самая северная природная зона. (ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ)

2. Самая большая природная зона России по площади. (ЗОНА ЛЕСОВ)

3. Самая жаркая природная зона (ЗОНА ПУСТЫНЬ).

4. В каких природных зонах есть вечная мерзлота?(ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ и ТУНДРА)

5. Природная зона, где мы с вами живем. (ЗОНА ЛЕСОВ)

6. Царство тепла и сухих ветров (ЗОНА СТЕПЕЙ)

7. Эта природная зона располагается вдоль берегов Черного моря (СУБТРОПИСЕСКАЯ ЗОНА)

8. В каком направлении идет смена природных зон? (С СЕВЕРА НА ЮГ)

9. Это явление можно увидеть полярной ночью в Арктике. В небе появляется свечение, напоминающее разноцветный, переливающийся занавес. (ПОЛЯРНОЕ СИЯНИЕ)

10. Как называется сухой ветер степей? (СУХОВЕЙ)


ЗАДАНИЕ 2. «Узнай растения по описанию». (За каждый верный ответ учащиеся закрашивают клеточку на «Дорожке знаний»). СЛАЙД 8

- У вас в желтом конверте есть карточки с описанием и карточки с ответами. Вам нужно верно соотнести описание и название растения. После мы с вами проверим правильность выполненного задания. СЛАЙД 9

(проверка выполненного задания)


1. Это растение похоже на накипь или корочку, растёт на валунах и скалах. (Лишайник) СЛАЙД 10

2. Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник. Иначе его называют олений мох.(Ягель) СЛАЙД 11

3. Это таёжное дерево, в отличии от своих сородичей полностью скидывает свою хвою на зимний период. (Лиственница) СЛАЙД 12

4. Это многолетнее травянистое пастбищно-кормовое растение; степное растение (Типчак) СЛАЙД 13

5. Это растение колючее, растёт в пустыне. Его корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Его охотно поедают верблюды. (Верблюжья колючка) СЛАЙД 14

6. Широколиственное дерево, растущее в лесах и на склонах гор у берегов Чёрного моря. (Каштан настоящий) СЛАЙД 15


ЗАДАНИЕ 3. «Климат» СЛАЙД 16


- В голубом конверте у вас есть карточки с названием природных зон и карточки с описанием климата этих природных зон. Вам нужно соотнести между собой эти карточки. (За каждый верный ответ учащиеся закрашивают клеточку на «Дорожке знаний»).


СЛАЙД 17

1. Длинная зима и короткое холодное лето (1-2 месяца). Осадки в виде снега. Отличительная особенность: долгий полярный день и такая же долгая полярная ночь. (Арктическая пустыня)


2. Длинная и холодная зима, короткое лето. Осадков в виде дождей мало, в основном в виде снега. Почва до конца не оттаивает. На глубине 20-25 см. – вечная мерзлота. (Тундра)

3. Эта зона расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Умеренная влажность. (Зона лесов)


4. Очень солнечное, жаркое, засушливое лето, холодная, но малоснежной зима. Средняя t января -4С, а в июле около +25С. Летом сильные ветры.(Зона степей)


5. Сухое жаркое лето, мало дождей и зимой, и летом. Летом температура воздуха в тени до +40, +50С. Осадков выпадает ничтожно мало. Поверхность днём накаливается до +50, +70С. Жаркий летний день сменяется очень холодной ночью. (Пустыни)

(Проверка правильности выполненного задания. СЛАЙД 18


5 Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.


- Молодцы! Ребята, вы справились с этими заданиями.

- Осталось у нас с вами еще одно творческое задание.

- Я предлагаю вам открыть конверт оранжевого цвет. Угадайте, какая природная зона была загадана вам. Используя все подсказки, оформите мини-проект и презентуйте его по плану. Для его оформления всё необходимое лежит у вас на столах.

ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЯ:

1. Название природной зоны, показ на карте

2. Растительный и животный мир

3. Использование природы данной зоны человеком

4. Экологические проблемы и охрана природы


6. Презентация мини-проекта. СЛАЙД 19-29


7. Рефлексия. Подведение итогов. СЛАЙД 30


- Кому было легко и всё понятно на уроке, поднимите руки.

- Какой момент вызвал у вас затруднение?

- На протяжении всего урока, вы заполняли «Дорожку знаний».

- Высчитайте какой путь вы прошли по «Дорожке знаний», если считать каждую клеточку за 1 км.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!