СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Пушкинский урок. Час одного стихотворения. А. С.Пушкин "Анчар".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Пушкинский урок. Час одного стихотворения. А. С.Пушкин "Анчар".»

Конспект урока литературы в 9 классе

Тема урока: «Пушкинский урок. Час одного стихотворения. А. С.Пушкин "Анчар".


Вид учебных занятий: исследование текста произведения, наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лирического текста; творческая работа.

Личностные цели:

-Развитие уважительного отношения к культурному прошлому нашей страны, лирике А.С.Пушкина;

-Развитие творческого мышления.

Метапредметные цели:

-Развитие умения отбирать и систематизировать материа на определенную тему;

-Сохранять и передавть информацию в устной речи;

-Развитие умения в сотрудничать в паре.

Предметные цели:

-Формирование коммуникативной компетенции: развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

-Формирование языковой и лингвистической компетентности: развитие умения владеть основными нормами русского литературного языка, соблюдать их в устных высказываниях;

-Формирование культуроведческой компетентности;

-Формирование умения связывать содержание поэтического текста с событиями из исторического прошлого страны и биографией поэта.

На уроке реализован системно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Формируются на уроке следующие универсальные учебные действия:

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Правильно, точно, логично, выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме

Анализировать поэтический текст, опираясь на личный читательский и жизненный опыт

Планировать последовательность действий

Формирование стремления к речевому самосовершенствованию

Ход урока:

1.Этап мотивации.

1.1. Критерии оценивания на уроке.

Урок литературы - особенный урок. Вам трудно оценить себя, учителю тоже сложно без обозначенных критериев объективно дать оценку вашей деятельности.

Выберите, в чем вы сможете преуспеть на уроке, поставьте отметку. (Отмечают на картах)

- Выразительное чтение

- Умение понять тему и идею текста

- Умение объяснить характер и поступки героев

- Умение найти выразительные средства

- Умение привлекать текст для аргументации

- Свободно высказываться


1.2.Да здравствуют музы, да здравствует разум!

Ты ,солнце святое, гори!

Как это лампада бледнеет

Пред ясным восходом зари,

Так ложная мудрость мерцает и тлеет

Пред солнцем бессметным ума.

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

-Ребята, слова какого поэта прозвучали в начале нашего урока? Да, это наш Пушкин, который верил в человеческий разум, верил, что жизнь будет построена на разумных основах. Поэзия Пушкина - светлый, неисчерпаемый источник, который как в сказке поит живой водой всех, кто прикасается к нему. Она дарит нам наслаждение, воспитывает добрые чувства, учит любить и понимать жизнь.

-Пушкин в произведениях поднимает разные проблемы. Его стихотворения злободневные, вневременные, социальные, глубокие, ясные, философские.

-Какие изобразительно-выразительные средства я использовала, чтобы дать характеристику поэзии А.С. Пушкина? (эпитеты)

-Попытайтесь объяснить любое значение этих слов.

Заполните в карте задание №1 .

(Злободневные- важные в данный момент времени, существенные в данный момент;

вневременные-не ограниченные рамками времени;

социальные- связанные с жизнью в обществе;

философские – посвященные раздумьям человека о смысле жизни, о вечных человеческих ценностях, помогающие сформировать целостную картину мира.)

Проверка задания. (На слайдах представлены ответы)

2. Выход на тему урока. Целеполагание.

Пушкин-певец свободы. Сможете ли доказать сразу? Почему певец? Какой свободы? Что его угнетало?

На сегодняшнем уроке мы познакомимся со стихотворением А.С.Пушкина, которое представляет собой стихотворение –легенду, с глубоким значением и общечеловеческой мыслью. Но прежде, попробуем догадаться, о чем пойдет речь в стихотворении.

Выполните задание №2.

Восстановить фразы, вставив нужные слова.


Кто____творит, тому Бог оплатит.

Лицом не красив, да сердцем ____________.

Сделал добро, а получилось __________.

_____ не верит, что есть добрые люди.


-Какая тема объединяет пословицы? (Добро и зло).

-Давайте уточним, что для вас добро и зло. Какие ассоциации они вызывают?

Выполняете задание №3 (Добро…., зло…..)

Проверка задания.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

-Слышали ли вы о древе смерти? Какой образ возникает в вашем воображении?

3.Чтение учителем стихотворения «Анчар» (либо прослушивание аудиозаписи).

Ваши впечатления о прочитанном.

Задание №4. Опишите словом, схемой, рисунком.

4. Работа над определением темы произведения.

-Давайте подумаем, какова тема стихотворения. О ком или о чем стихотворение?.

Проследим тематическую цепочку. ( Анчар, часовой, его, древо смерти)

5.Повторное чтение стихотворения. Теперь сами вчитайтесь в пушкинский «анчар».

- Какие чувства вызвало стихотворение? (боль, гнев, возмущение, жалость…)

-Если бы цветом попросили изобразить настроение, какие бы краски использовали?

-Где происходят события? Где разворачивается сюжет? Какое примечание сделал Пушкин?

-Есть ли такое дерево на самом деле?

Обратимся к истории создания произведения (рассказывает подготовленный ученик)

В журнале «Детское чтение для сердца и разума» в 1786 роду появилась переведенная с английского языка заметка врача Ост-Индской компании Ф.П. Фурша «О некотором ядовитом дереве, находящемся на острове Ява, в Ост-Индии». Фурш писал: «Он (остров) окружен со всех сторон пустыми холмами и горами. Окрестная земля на 4 или 5 часов около сего дерева суха и не производит никаких плодов. Не видно там никакого дерева, никакого кустарника   и даже никакой травки… За 6 часов езды вокруг сего ядовитого дерева не только люди жить не могут, но и никакого животного там не видали … когда же какая-нибудь птица подлетит к дереву так близко, что его испарения могут до нее дойти, то падет на землю и умирает». Когда к дереву посылают преступников, то «советуют им наблюдать рачительно, с которой стороны ветер веет, и идти так, чтоб ветром всегда относило от них испарения дерева».  

6.Композиция.    

-Как стихотворение построено?

 -Сколько в нем частей?  (2)

-Найдите границы.

-О чем говорится в каждой части?

-Сможете ли на данном этапе урока сказать, с какой целью было написано стихотворение?

7.Анализ стихотворения.

Поразмышляем над содержанием 1 строфы.

-Какой образ возникает? (образ пустыни-одиночество)

-Какие эпитеты использует А.С.Пушкин? (Эпитеты одушевленности: чахлая и скупая). Они наделяют пустыню человеческой волей, активностью. Поэтому мы воспринимаем ее как злое существо)

-О чем говорится во 2 строке? (Сухая, раскаленная зноем почва- это мертвая почва, бесплодная. Земля в поэзии всех стран и народов на протяжении веков – образ матери, создающей жизнь. При этом указывается на её влажность: «Мать-сыра земля, матушка земля, матушка- землица». Пушкин создает образ мира зла, антимира, где все наоборот)

- Какое числительное и для чего использовал поэт в1 строфе?

- В каких строчках мы видим, что Анчар-символ опасности? («как грозный часовой»).

Вывод: 1 строфа стихотворения привела нас в мрачный мир вселенского зла.

2 строфа.

-Каков основной образ второй строфы?

(образ Анчара, нелюбимого, нежеланного сына, вызывающего ненависть своей матери. В первой строфе говорилось о бесплодии пустыни, во второй природа рождает анчар, как бы опровергая свою бесплодность. В день гнева порождает анчар. В сказках многих народов существуют рассказы о том, как злое существо — ведьма — в минуту гнева порождает чудовищное дитя, которое сама ненавидит. Она наделяет его способностью причинять людям зло и нести несчастья)

-Какими дарами награждает мать свое дитя? (и зелень мертвую с ветвей и корни ядом напоила.)

Мертвая зелень –оксюморон. (Зелень-жизнь! Мертвая зелень-чудовищное нарушение норм природы. Оксюморон соединяет несоединимое) Оксюморон-сочетание слов с противоположным значением.

3 строфа

Задание №5. Запишите глаголы, передающие движение яда. Кто найдет особую форму глагола.

4 строфа. 

-Расскажите, как ведет себя живая природа и неживая природа. (Живая природа разумна и нравственна, даже злое –тигр и тот бежит от анчара )

-Как ведут себя птица, тигр и почему? Кому угрожает анчар? Что охраняет?

-Назовите стихии природы (вихор черный)



Пушкин использовал прием звукописи.

-Какие звуки слышим в данной строфе?

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет: лишь вихорь черный.

На древо смерти набежит-

И мчится прочь, уже тлетворный.

(рык, рев, гром, шум, шипенье)


Градация -  стилистический прием: такое расположение слов (словосочетаний, частей сложного предложения), при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего,

Задание№ 6 . Найдите сложное прилагательное.( тлетворный: тлен (разрушение, гибель, уничтожение) и творить (создавать).Объясните значение слова.

(В Церковнославянском словаре Петра Алексеева в 1819г тлетворный –ядовитый, губительный, смертоносный)

5 строфа:

-А каким становится дождь, соприкоснувшись с деревом смерти? (Ядовитым)

- Что обычно ждут от дождя люди?

- Чем становится дождь в искаженном мире?.

(В стихотворении нагнеталось значение жажды — «раскаленный», «чахлый», «жаждущий» и др. В пятой строфе появляется дождь, который должен был бы восприниматься как счастливое избавление от мук жажды. Но в искаженном мире зла и дождь становится источником смерти).

И тут можно сделать творческую паузу, дать оценку прочитанному и проанализированному.

Задание №7

Синквейн «Анчар»

Правила написания синквейна:

1 строчка – существительное

2 строчка — два прилагательных к теме

3 строчка — глагола, описывающие действия к теме синквейна

4 строчка — фраза, с помощью которой ученик высказывает свое отношение к теме.

5 строчка — это слово-резюме, которое позволяет выразить к ней личное отношение.

-Чтение синквейнов

-Какой вывод можно сделать по 1 части?

Вывод по 1 части: АнЧАР-дерево-яд!, становится источником зла. «Зло всем угрожает и охраняет себя, зло огромное, вселенское, зло заключается в себе самом, зло существует в природе».

Закон природы: все живое избегает зла.

Анализ 2 части.

1.Происходит композиционный перелом. С помощью какой части речи достигается перелом? Какой это союз?

- В первой части стихотворения все глаголы подчеркивают отсутствие контактов с Анчаром: к нему никто не идет, от него все убегают. («Стоит один», «К нему и птица не летит, и тигр нейдет», «вихорь… мчится прочь», «дождь стекает»)

2.Что происходит во второй части стихотворения?

-Вторая часть начинается с движения к Анчару. Назовите глаголы.

-Почему один послал, другой потек? 1-КНЯЗЬ, 2 РАБ!

-Обратимся к 6 строфе. Что хочет нам сказать Пушкин строчкой

«Но человека человек

Послал к анчару…»? (Люди равны).

- В стихотворении появляются 2 ключевых образа. Кто они?

3.- Чего хочет человек, которого Пушкин именует КНЯЗЕМ? Зачем ему нужна смертоносная смола страшного дерева? (Дети могут зачитать последнюю строфу)

- Как вы охарактеризуете этого князя?

( Злой, жестокий, беспощадный, ради своих желаний и интересов никого не жалеет.)

=Чем становится анчар в руках владыки? (инструментом зла)

Владыка -двойник анчара. Согласны и вы с этим?

4.-Обратимся к образу другого героя 2-й части. Как называет его Пушкин?( Раб)Но вначале он был человек!!!

-Обратите внимание, после чего поэт начинает его так называть?

 (После того, как он принес смертоносную смолу. Послужил жестокому замыслу).

-Какой глагол использует Пушкин, говоря о движении раба к анчару.(Потек).

- Почему именно такой глагол (не пошел, не поторопился и т.п)? (Пошел без желания)

(Сравните: Плыть по течению, жить по течению)

-Послушно потек,т.е. раб проявил послушание. Разве это плохо?

5.-Какие старославянизмы и архаизмы употребляет поэт?

- С какой целью? (Они придают трагическое звучание) .

Здесь есть антитеза- противопоставление …С какой целью поэт применяет анафору -одинаковое начало строф.

-Какие глаголы подчеркивают предопределенность судьбы раба?

Задание №8 .Выбрать одно из заключений –выводов и доказать:

Раб - жертва. Раб- распространитель зла.

- Человек, став соучастником зла, становится рабом другому, замыслившему зло человеку. Он сам порождает зло. Более того, оно его убивает.

- Как вы думаете, бывало ли такое в истории? (Наполеон, Гитлер, Сталин и т.п.)

- А с нами такое может случиться?

-Нужно ли противостоять злу?

-Вернемся к образу раба. Мы видим, что он слаб. И действительно, мы часто бываем слабы перед тем, кто нас направляет ко злу, бывает не можем отказать в силу каких-либо обстоятельств. Как же противостоять злу?

(Не становиться его рабом, уметь отказать)

- А что советует восточная народная мудрость?

(Пусть слаб ты, и со злом вступить не можешь в бой. Но сам не делай зла, стоящим пред тобой)

8.Подведение итогов. Выяснение идеи произведения.

Учитель. Мы сегодня проделали очень большую, серьезную работу. С помощью пушкинского стихотворения «анчар» ответили для себя на сложные философские вопросы.

Возвращаемся к началу урока. Пушкин-певец свободы ? Так ли это? докажите

- Какова главная мысль (идея) его произведения?

Главная мысль стихотворения – активный протест Пушкина против беспредельной власти одного человека над другим.

 - Кто страшнее, по мнению Пушкина, ужасное порождение природы или деспотическая власть человека над человеком? (Пушкин предупреждает в образе анчара о власти как жестокой и беспощадной. Анчар - символ, зловещее предупреждение: неограниченная власть губительна для человека)

9. Рефлексия. Возвращение к цели урока.

-Чему нас учит Пушкин? ( 1.Каждый имеет право на жизнь и свободу 2. Необходимо уметь противостоять злу)

Его стихотворения злободневные, вневременные, социальные, глубокие, ясные, философские.

-Смогли ли убедиться в этом? Докажите.

-Сможете ли оценить свою работу на уроке согласно критериев.

-Какую тему выбрали бы вы для домашнего сочинения?

Стихотворение А. С.Пушкина «Анчар» выучить наизусть.



Хотите стать чуть-чуть Л.Н.Толстым ? Дополните высказывание:

«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно …, как можно …. (Л.Н.Толстой)




Проверка уровня читательской грамотности учащихся Задача «Анчар»



Общая характеристика задачи



Предмет: литература.

Класс: 9.

Программа: программа по литературе для общеобразовательной школы.

Задача построена на основе текста стихотворения А.С.Пушкина, комментария к нему и литературоведческой статьи. Она рассчитана на формирование грамотности чтения научного текста. В отечественных учебных пособиях по литературе для основной школы задания, обучающие чтению научных, научно-популярных и даже учебных текстов, встречаются крайне редко. В основном это задания, рассчитанные на работу с художественными текстами.

Задача направлена на преодоление дефицитов, таких как:

  • поиск информации;

  • переход от общего содержания текста к деталям и наоборот;

  • реконструкция авторского замысла;

  • работа с научным текстом.

Источник. Бонди С. Стихотворения Александра Пушкина. Кн. для учащихся М.: Педагогика, 1986; Благой Д. «Душа в заветной лире…» М.: Советский писатель, 1977.

Рекомендации учителю

Задача может быть использована на уроках литературы при знакомстве с личностью поэта, при изучении пушкинской лирики, при обучении анализу стихотворения.

Время работы с задачей 1 урок.



Текст задачи

Перед вами небольшой комментарий литературоведа Сергея Бонди к стихотворению А.С.Пушкина «Анчар», текст самого стихотворения и отрывок из статьи ученого- пушкиниста Дмитрия Благого «Союз волшебных звуков, чувств и дум». Прочитайте внимательно тексты и ответьте на вопросы.



С.Бонди. Из книги «Стихотворения Александра Пушкина»

Глубокая мысль этого стихотворения – горячий протест Пушкина против неограниченной власти одного человека над другим. Эту власть как носитель ее (царь, князь), так и подданные, рабы, обычно считают вполне естественной и справедливой. Страшное дерево анчар, все пропитанное ядом от корней до листьев, губит всякое живое существо, приближающееся к нему. И звери, и птицы знают это и не подходят близко к анчару. А человек (вождь племени, «царь» или «князь», как называет его поэт) может послать к нему человека за ядовитой смолой, нужной ему для отравленных стрел! И тот послушно идет на верную смерть, подчиняясь воле «непобедимого владыки».



Д.Благой. Из статьи «Союз волшебных звуков, чувств и дум»

В 1828 году у поэта зарождается замысел стихотворения «Анчар». По дошедшим до нас рукописям можно проследить последовательный процесс его воплощения.

Набрасывается первый стих: «В пустыне и глухой». Строка почти сложилась, но по структуре ее видно, что должен быть еще один эпитет, а он пока поэтом не найден. Начинаются упорные поиски: «В пустыне знойной и глухой». Не то! «В пустыне мертвой…» Опять не то! Поэт почти готов отказаться от недающегося слова: пытается перестроить строку: «В песках глухой». И все же ощущение необходимости искомого эпитета не оставляет его, и он снова возвращается к первоначальной конструкции: «В пустыне тощей и глухой». На этом работа над данной строкой останавливается, и Пушкин набрасывает пока еще очень предварительный текст всего стихотворения. В таком черновом виде оно на время и оставляется.

Возвращается поэт к прерванной работе лишь два-три месяца спустя. И опять начинаются поиски все того же никак не дающегося эпитета первой строки. Вместо эпитета «тощей» появляется новый – «мрачной». Но и он не удовлетворяет. И наконец нужное слово находится:

«В пустыне чахлой...» Возникает естественный вопрос: почему же из всех предыдущих вариантов именно оно удовлетворило Пушкина и окончательно утвердилось в самом начале стихотворения?

Основная «поэтическая идея» «Анчара», как это очевидно из его завершенного текста, – гуманистическое неприятие «зверообразного самовластия, когда человек повелевает человеком» (радищевская формула, известная Пушкину еще с лицейских лет), то есть такого общественного устройства, при котором обесчеловеченный «владыка» посылает за ядом анчара и, значит, на неминуемую смерть не менее по- своему обесчеловеченного, «послушного» даже не «слову», а одному лишь «властному взгляду», безмолвно покорствующего раба. Гармонически слито, как тоже очевидно из окончательного текста, с этой основной «поэтической мыслью» стихотворения основное же его «звучание»

– музыкальный лейтмотив, образуемый комплексом звуков, заключенных в самом названии «древа смерти» – Анчар. Слово это, по- видимому, именно Пушкиным впервые было введено в русский язык и литературу. Оно вызывает (по звуковым ассоциациям со словами

«чары» «черный», «мрачный» и т. п.) представление о чем-то зловещем, ужасающем и тем самым вполне соответствует обозначаемому предмету – «древу яда». Очевидно, потому же из двух названий этого древа – принятое в ботанике upas и анчар – Пушкин выбрал последнее (в рукописи, за несколько страниц до чернового наброска стихотворения, поэт выписал их оба). И этот-то звукообраз, «мыслезвук» ведется Пушкиным, то полностыо, то частично, сквозь все стихотворение.

Почему же тогда был отброшен поэтом эпитет «мрачной»,содержащий в себе особенно полно указанный комплекс звуков: р а ч— н? Но отказ от него как раз и подтверждает, что в своей творческой работе Пушкин никогда не шел только за звуками, в ущерб остальному. Эпитет «В пустыне мрачной» имеет некоторую эмоциональную окраску. Между тем, как свидетельствуют все предшествующие варианты, поэт, в соответствии с избранным им строгим, даже суровым эпическим тоном, который придает особенную художественную выразительность повествованию о «непобедимом владыке» и «бедном рабе», искал эпитет без какой-либо эмоциональной примеси. Не менее показателен и отказ от такого, как раз отвечающего этому, эпитета, как «в пустыне мертвой» («древо смерти» мертвит все окружающее), поскольку в нем не было искомого – «анчарного»– звукового комплекса.

Вместе с тем оба эти отброшенных эпитета (один «звуком», другой «смыслом»), видимо, навели художественную «мысль» и органически включенный в нее «слух» поэта на тот окончательный эпитет, в котором оказались слитыми оба элемента слова: «в пустыне чахлой». Это соответствует и мыслеобразу контекста (вокруг «древа яда» все чахнет) и звукообразу заглавия (и там и здесь громко звучит ударное ча). Необходимостью именно такого эпитета и объясняются столь настойчивые и длительные поиски его.


Александр Пушкин

Анчар

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.



Задания

Задание 1. В статье Д. Благого мы читаем: «основная поэтическая идея» «Анчара» – гуманистическое неприятие «зверообразного самовластия, когда человек повелевает человеком». Как эта же мысль выражена в статье С. Бонди? Процитируйте.

Задание 2. В четвертом абзаце статьи Д. Благого мы находим определение обесчеловеченный. Объясните значение этого слова в следующих словосочетаниях: обесчеловеченный владыка, обесчеловеченный раб. Обратитесь, если необходимо, к тексту стихотворения.

Задание 3. Как объясняет Д. Благой тот факт, что из двух названий древа яда – upas

и анчар – Пушкин выбрал последнее?


Задание 4. Опираясь на текст, объясните, что Д.Благой называет анчарным комплексом.

Задание 5. Выпишите из текста статьи Д. Благого все эпитеты, которые предшествовали эпитету чахлый, в том порядке, в каком подбирал их поэт, и объясните, почему поиск эпитета был таким тщательным.

Задание 6. Как вы думаете, с какой целью написана статья Д. Благого? Выберите ответ или запишите свой.

А. Автор хочет показать, как тяжел труд поэта.

B. Автор хочет показать, как добивался Пушкин звукового и смыслового единства стиха.

C. (другое)

Задание 7. Вы прочитали только часть статьи Д. Благого, где ученый, анализируя рукописи Пушкина, рассказывает, как велся поиск эпитета чахлый. Далее в статье Д. Бла- гой объясняет, как были найдены другие эпитеты. Попробуйте сами объяснить, почему Пушкин отказался от эпитетов янтарная и благоуханная (смола) и остановился на эпитете прозрачная.

Задание 8. Найдите в стихотворении «Анчар» другие примеры «анчарного» лейтмотива. Выпишите их.


Общий комментарий к задаче

Тип задачи: аналитическая.

Тип текста: научный, сплошной, составной (с включением учебного и художественного).

Уровень сложности: высокий.

Содержание и структура задачи: все задания в задаче взаимосвязаны, решение каждого последующего опирается на решение предыдущего задания, уровень сложности с каждым новым заданием возрастает.

Сложность решения задачи в целом заключается в том, что учащимся предлагается неадаптированный литературоведческий текст, опыт работы с подобными текстами, как правило, у подростков отсутствует. Сложность решения обусловлена и тем, что учащимся требуется удерживать две авторских позиции – позицию поэта и позицию литературоведа.

При решении задачи ученику постоянно требуются предметные знания и умения: при чтении текста задачи он сталкивается с литературоведческими терминами, при решении – с необходимостью работать со значением слова (поскольку задача обучающая, возможно обращение к словарям), применять навыки анализа художественного текста.



Лист ответов и рекомендации к оцениванию

Задание 1.

Деятельность: Сопоставление текстов, поиск аналогичной по смыслу информации.

1 балл – в ответе содержится цитата из статьи С. Бонди: «Глубокая мысль этого стихотворения – горячий протест Пушкина против неограниченной власти одного человека над другим».

0 баллов – другие ответы.



Задание 2

Деятельность: Понимание на уровне значения слова, поиск информации, интерпретация текстов.

2 балла – в ответе содержится объяснение выражений обесчеловеченный владыка, обесчеловеченный раб: один лишен всего человеческого в результате неограниченной власти над людьми, другой обесчеловечен рабской покорностью. «Обесчеловеченность» владыки и раба в ответе подтверждается обращением к стихотворению.

1 балл – в ответе содержится объяснение выражений, но нет обращения к тексту стихотворения.

0 баллов – ответ свидетельствует о непонимании смыслов данных выражений.



Задание 3

Деятельность: Поиск информации, реконструкция авторского замысла.

1 балл – в ответе содержится объяснение выбора поэта: название анчар рождает ассоциации (по звучанию) с чем-то мрачным, зловещим, бесчеловечным и т.п. Учащийся дает объяснение своими словами либо ссылается на текст статьи Д. Благого (4 абзац).

0 баллов – ответ свидетельствует о непонимании выбора поэта.



Задание 4

Деятельность: Понимание на уровне значения слова, словосочетания, поиск информации.


1 балл – в ответе содержится следующее объяснение: «анчарный» звуковой комплекс - это комплекс звуков а-н-ч-р.

0 баллов – другой ответ.



Задание 5

Деятельность: Поиск информации, реконструкция авторского замысла.

2 балла – в ответе содержится следующий ряд эпитетов: знойный, мертвый, тощий, мрачный, чахлый. Тщательность поиска объясняется стремлением поэта добиться звукового и смыслового единства текста.

1 балл – в ответе содержатся эпитеты, но нет объяснения.

0 баллов – эпитеты не выписаны или выписаны не все, не по порядку. Ответ свидетельствует о непонимании пушкинского замысла.

Задание 6

Деятельность: Реконструкция объясняет, что авторского замысла.

2 балла – в собственном ответе ученика содержится понимание следующего: автор статьи хочет показать, как важно для верного понимания стихотворения анализировать его в единстве смысла и звучания.

1 балл – ответ Б.

0 баллов – другие ответы

Задание 7

Деятельность: Реконструкция вопроса, реконструкция авторского замысла, перенос авторского способа действия в собственную практику.

2 балла – ученик объясняет выбор эпитета «нейтральным» значением слова (в сравнении с эпитетами янтарная, благоуханная, которые рождают ассоциации с солнечным светом, ароматом и т.д. и вызывают положительные эмоции) и его

«анчарным» звучанием: проз-р-а-ч-н-ая.

1 балл – ответ неполный. Ученик объясняет выбор эпитета или значением слова, или его звучанием.

0 баллов – другой ответ.

Задание 8

Деятельность: Перенос авторского способа действия в собственную практику, поиск информации.

1 балл –учащийся выписывает из стихотворения строки: Анчар, как грозный часовой, И мчится прочь уже тлетворный и др., в которых встречается сочетание звуков а-н-ч-р.

0 баллов – другие примеры, не содержащие искомого комплекса звуков.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!