План урока.
Предмет: ОУД 02. Русская литература.
Преподаватель: Шапиева Д.Ш.
Группа № ________
Тема урока: «Рассмотрение личной и общественной тем в стихах революционных и первых послереволюционных лет»
Тип урока: практич. зан.
Цели:
а) образовательная: развитие речи, мышления.
б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;
в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.
Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник
Литература: Русская литература, учебник для СПО, Т.М. Г.А.Обернихина.
Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.
Ход урока
1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
2.Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
3.Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
1. какая поэзия возникла в России на кануне Октябрьской революции?
А) женская+
Б) мужская
В) детская
2. Лейтмотив первых сборников Ахматовой —то:
А) женская судьба, +
Б) горести женской души,+
В) рассказанные самой героиней.+
3. Ранняя Ахматова берёт из фольклора только:
А) любовную тему+
Б) историческую
В) философскую
4. Сборник «Вечер». Сборник вышел в:
А) 1912 году.+
Б) 1920 г.
В) 1925 г.
5. В стихах Ахматовой открывается мир:
А) женской души+
Б) страстной+
В) нежной и гордой.+
4.Изложение нового материала. Методика: практика
Послереволюционные годы
Первые послереволюционные годы Ахматовой были отмечены острыми лишениями и отдалением от литературной среды. Однако после развода с Шилейко, смерти Блока и расстрела Гумилева осенью 1921 года она вернулась в "мир живых людей", начала участвовать в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публикуется в периодических изданиях. В этом же году читатели увидели ещё два сборника её стихов: "Подорожник" и "Anno Domini".
В названных книгах Ахматова в основном осталась автором любовной лирики. Важно содержание личности, заложенное в стихах, глубина чувства, новое понимание его. Как сказал А. Твардовский о ее творчестве: "оно отличается необычайной сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала". Любовь у Ахматовой почти никогда не предстает в спокойном ожидании. Чувство, само по себе острое и необычайное, получает дополнительную остроту и необычайность, появляясь в предельном кризисном выражении - взлета или падения, первой пробуждающейся встречи или совершившегося разрыва, смертельной опасности или смертной тоски.
И все же уже тогда Ахматова слышала не только голос любовного чувства. В стихотворении "Июль 1914" есть услышанное ею пророчество:
Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.
Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелит
Над скорбями великими плат.
Образ Богородицы, церковная символика и лексика литургии являются одним из признаков поэтической системы Ахматовой тех лет. В том сказывается народное ощущение приближающегося Апокалипсиса.
В 1922 году она в третий раз вышла замуж, за искусствоведа и музейщика Николая Николаевича Пунина. Осенью 1923 года переселилась к нему, во внутренний (садовый) флигель Шереметевского дворца - Фонтанного Дома, но продолжала бывать и в Мраморном дворце, у Шилейко, заботясь и о нем, и о его собаке. Весной 1925 года - новая вспышка туберкулезного процесса в легких. В этом же году Ахматова начала изучать Пушкина и архитектуру Петербурга; ее исключили из Ленинградского отделения Всероссийского Союза писателей как непролетарского поэта.
Сама Анна Андреевна писала об этом периоде так:
"Примерно с середины двадцатых годов я начала очень усердно и с большим интересом заниматься архитектурой старого Петербурга и изучением жизни и творчества Пушкина. Результатом моих пушкинских штудий было - о "Золотом петушке", об "Адольфе" Бенжамина Костана и о "Каменном госте". Все они в свое время были напечатаны.
Работа "Александрина", "Пушкин в 1928 году", "Пушкин и Невское взморье", которыми я занимаюсь двадцать последних лет, по-видимому, войдут в книгу "Гибель Пушкина".
С середины двадцатых годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые - перепечатывать".
|