СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Выполнение упражнений»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № _____

Предмет:    ОУД  01. Русский язык.

 

Преподаватель: Шапиева  Д.Ш.

 

Тема урока: «Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Выполнение упражнений»

 

Тип урока: Лекция с элементами беседы.

Цели:

а) образовательная: познакомить учащихся с написанием союзов тоже, также, чтобы, зато.

- научить отличать данные союзы от наречий и местоимений с частицей.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.

 

Оборудование урока: персональный  компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русский язык, учебник для СПО, Т.М. Воителеева, Е.С. Антонова.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

 

Ход урока

1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

2.Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

3.Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

 

4.Изложение нового материала. Методика: Лекция

Союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.

Например:

Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну.  В этом предложении союз и связывает однородные дополнения.

[Высоко в небе сияло солнце], а [горы зноем дышали в небо], и [бились волны внизу о камень].  В этом предложении союзы а, и связывают простые предложения в составе сложного.

Союзы не имеют самостоятельного лексического значения, не изменяются и не являются членом предложения.

По своей функции в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Назначение сочинительных союзов – связывать однородные члены предложения или равноправные простые предложения в составе сложного (сложносочиненного).

Сочинительные союзы делятся на три группы:

Соединительные: и; да (в значении и); не только... но и; как... так и; также, тоже, ни…ни.

Противительные: а; но; да (в значении но); однако; зато.

Разделительные: или; либо; то... то; не то... не то.

Назначение подчинительных союзов – связывать в сложном (сложноподчиненном) предложении такие простые предложения, из которых одно подчинено по смыслу другому, т.е. от одного (главного) можно поставить вопрос к другому (придаточному).

Подчинительные союзы делятся на следующие группы:

Причинные: потому что; оттого что; так как; в виду того что; благодаря тому что; вследствие того что; в связи с тем что; ибо и др.

Целевые: чтобы (чтоб); для того чтобы; с тем чтобы; дабы и др.

Временные: когда; лишь; лишь только; пока; едва и др.

Условные: если; если бы; раз; ли; как скоро; ежели и др.

Сравнительные: как; будто; словно; как будто; точно; подобно тому ,как и др.

Изъяснительные: что; чтобы; как и др.

Уступительные: несмотря на то что; хотя; как ни и др.

Следствия: так что.

 

Правописание союзов.

 

Все союзы могут писаться слитно или раздельно. Союзы не пишутся через дефис – как будто, то есть, так как, потому что, если бы и другие.

Союзы тоже и также синонимичны между собой, нередко они становятся синонимами союза и.

Сравните:

Я тоже это сделаю. Я также это сделаю. И я это сделаю.

Сочетания то же (местоимение с частицей) и так же (наречие с частицей) пишутся в два слова. Часто при первом из них стоит (или можно добавить) местоимение самое (то же самое), при этом частицу же можно опустить.

Например:

Со мной случилось то [же] самое, что и с вами.

Необходимо запомнить написание следующих выражений:

То же…что То же самое Одно и то же Точно так же, как Все так же Все то же

Союз чтобы (чтоб) всегда пишется слитно. Его часто можно заменить союзом для того чтобы. Сочетание что бы(местоимение с частицей) пишется в два слова; частицу бы можно опустить или переставить в другое место предложения.

Сравните:

[Мы сделали все], (чтобы праздник запомнился). –  [Мы сделали все], (для того чтобы праздник запомнился).

Что бы мне спеть? Что мне спеть бы? Что мне спеть?

Необходимо запомнить сочетание во что бы то ни стало, которое пишется в шесть слов.

Союз зато пишется в одно слово и имеет синоним – союз но. Сочетание за то (предлог с указательным местоимением) пишется в два слова; местоимение то легко заменяется существительным или прилагательным, к то можно поставить вопрос «за какое?»

Сравните:

Он мал, зато удал (но удал). Спрячься за то дерево. (за какое? – за большое дерево).

Союзы притом и причем пишутся в одно слово, они синонимичны и легко заменяют друг друга. Они синонимичны также выражениям вместе с тем и к тому же.

Сочетания при том и при чем (предлог с местоимением) пишутся в два слова. К местоимениям чем и том можно поставить соответствующие вопросы «с чем?» и «при ком?»

Сравните:

Для прогулки было холодно, притом и тучи появились на небе. - …причем и тучи появились. - …вместе с тем и тучи появились. –  …к тому же и тучи появились.

При том заявлении приложены необходимые документы. (При каком заявлении?)

Союз итак (в значении «следовательно») пишется в одно слово, в предложении итак выступает как вводное слово. Сочетание и так (союз с наречием) пишется в два слова. Сочетание и так используется в главной части сложноподчиненного предложения, в придаточной же части ему соответствуют союзы что, чтобы.

Сравните:

Итак, я жил тогда в Одессе. Охотники промокли и так устали, что решили заночевать в ближайшей деревне.

Союзы оттого и потому синонимичные и взаимозаменяемые, служат для связи предложений, их следует отличать от словосочетаний от того и по тому (предлог с указательным местоимением). К местоимениям того и тому можно поставить соответствующие вопросы «от какого?» и «по какому?»

Сравните:

Было грустно оттого, что праздник уже закончился. (оттого=потому) Пошел снег, потому мы остались дома. (потому= оттого)

От того леса мы шли пешком. (от какого? – ближнего, елового) По тому мосту ходить опасно. (по какому? – по этому, по старому)

Стоит подчеркнуть, что умение грамотно употреблять и писать служебные части речи, в том числе и союзы, необходимо каждому носителю русского языка, что говорит о внимательном и бережном отношении к русскому слову.

 

5.Закрепление материала

 

1. Согласны ли вы с тем, что в данных предложениях выделенные слова союзы.

 

1). Приют наш мал, (за)то спокоен.

2). Я спросил, что(бы) мне почитать об этом.

3). Всё так(же) ослепительно сверкали снега.

4). Надо верить в возможность счастья, что(бы) быть счастливым.

5). Берись(за) то, что тебе по душе.

6). Убранство комнат так(же) не отличалось особым комфортом.

7). В радости ведь то(же) нужна помощь.

 

2.Упражнение

 

 Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание выделенных слов.

 

1) В ячейке сети запуталось около сотни скумбрий, но попалась так(же) одна очень странная, не виданная мною рыбка. (А. Куприн) 2) Шепот дождя то стихал, то опять повышался, но за(то) подымался ветер. (В. Короленко) 3) Я люблю Мещерский край за(то), что он прекрасен. (К. Паустовский) 4) Что(бы) встретить весну (и журчанье лесов, и земли обновленье), я уехал подальше в деревню, в глухие леса. (В. Солоухин) 5) Что(бы) он ни говорил, что(бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно. (Л. Толстой) 6) Что(бы) поверить в добро, надо начать делать его. (Л. Толстой) 7) И ветер то начинал шуметь в голых деревьях, то замолкал так(же), как и я, прислушиваясь к течению ночи. (К. Паустовский) 8) Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился, за(то), что на ней умереть мне завещано, что русская мать нас на свет родила. (К. Симонов)

 

  1. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.
  2.  Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: Упражнения 150, стр. 258

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Выполнение упражнений»»

Урок № _____

Предмет: ОУД 01. Русский язык.


Преподаватель: Шапиева Д.Ш.


Тема урока: «Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Выполнение упражнений»


Тип урока: Лекция с элементами беседы.

Цели:

а) образовательная: познакомить учащихся с написанием союзов тоже, также, чтобы, зато.

- научить отличать данные союзы от наречий и местоимений с частицей.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.


Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русский язык, учебник для СПО, Т.М. Воителеева, Е.С. Антонова.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.



Ход урока

1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

2.Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

3.Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.



4.Изложение нового материала. Методика: Лекция

Союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.

Например:

Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну. 
В этом предложении союз и связывает однородные дополнения.

[Высоко в небе сияло солнце], а [горы зноем дышали в небо], и [бились волны внизу о камень]. 
В этом предложении союзы а, и связывают простые предложения в составе сложного.

Союзы не имеют самостоятельного лексического значения, не изменяются и не являются членом предложения.

По своей функции в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Назначение сочинительных союзов – связывать однородные члены предложения или равноправные простые предложения в составе сложного (сложносочиненного).

Сочинительные союзы делятся на три группы:

Соединительные: и; да (в значении и); не только... но и; как... так и; также, тоже, ни…ни.

Противительные: а; но; да (в значении но); однако; зато.

Разделительные: или; либо; то... то; не то... не то.

Назначение подчинительных союзов – связывать в сложном (сложноподчиненном) предложении такие простые предложения, из которых одно подчинено по смыслу другому, т.е. от одного (главного) можно поставить вопрос к другому (придаточному).

Подчинительные союзы делятся на следующие группы:

Причинные: потому что; оттого что; так как; в виду того что; благодаря тому что; вследствие того что; в связи с тем что; ибо и др.

Целевые: чтобы (чтоб); для того чтобы; с тем чтобы; дабы и др.

Временные: когда; лишь; лишь только; пока; едва и др.

Условные: если; если бы; раз; ли; как скоро; ежели и др.

Сравнительные: как; будто; словно; как будто; точно; подобно тому ,как и др.

Изъяснительные: что; чтобы; как и др.

Уступительные: несмотря на то что; хотя; как ни и др.

Следствия: так что.


Правописание союзов.


Все союзы могут писаться слитно или раздельно. Союзы не пишутся через дефис – как будто, то есть, так как, потому что, если бы и другие.

Союзы тоже и также синонимичны между собой, нередко они становятся синонимами союза и.

Сравните:

Я тоже это сделаю.
Я также это сделаю.
И я это сделаю.

Сочетания то же (местоимение с частицей) и так же (наречие с частицей) пишутся в два слова. Часто при первом из них стоит (или можно добавить) местоимение самое (то же самое), при этом частицу же можно опустить.

Например:

Со мной случилось то [же] самое, что и с вами.

Необходимо запомнить написание следующих выражений:

То же…что
То же самое
Одно и то же
Точно так же, как
Все так же
Все то же

Союз чтобы (чтоб) всегда пишется слитно. Его часто можно заменить союзом для того чтобы. Сочетание что бы(местоимение с частицей) пишется в два слова; частицу бы можно опустить или переставить в другое место предложения.

Сравните:

[Мы сделали все], (чтобы праздник запомнился). – 
[Мы сделали все], (для того чтобы праздник запомнился).

Что бы мне спеть?
Что мне спеть бы?
Что мне спеть?

Необходимо запомнить сочетание во что бы то ни стало, которое пишется в шесть слов.

Союз зато пишется в одно слово и имеет синоним – союз но. Сочетание за то (предлог с указательным местоимением) пишется в два слова; местоимение то легко заменяется существительным или прилагательным, к то можно поставить вопрос «за какое?»

Сравните:

Он мал, зато удал (но удал).
Спрячься за то дерево. (за какое? – за большое дерево).

Союзы притом и причем пишутся в одно слово, они синонимичны и легко заменяют друг друга. Они синонимичны также выражениям вместе с тем и к тому же.

Сочетания при том и при чем (предлог с местоимением) пишутся в два слова. К местоимениям чем и том можно поставить соответствующие вопросы «с чем?» и «при ком?»

Сравните:

Для прогулки было холодно, притом и тучи появились на небе. -
…причем и тучи появились. -
вместе с тем и тучи появились. – 
к тому же и тучи появились.

При том заявлении приложены необходимые документы. (При каком заявлении?)

Союз итак (в значении «следовательно») пишется в одно слово, в предложении итак выступает как вводное слово. Сочетание и так (союз с наречием) пишется в два слова. Сочетание и так используется в главной части сложноподчиненного предложения, в придаточной же части ему соответствуют союзы что, чтобы.

Сравните:

Итак, я жил тогда в Одессе.
Охотники промокли и так устали, что решили заночевать в ближайшей деревне.

Союзы оттого и потому синонимичные и взаимозаменяемые, служат для связи предложений, их следует отличать от словосочетаний от того и по тому (предлог с указательным местоимением). К местоимениям того и тому можно поставить соответствующие вопросы «от какого?» и «по какому?»

Сравните:

Было грустно оттого, что праздник уже закончился. (оттого=потому)
Пошел снег, потому мы остались дома. (потому= оттого)

От того леса мы шли пешком. (от какого? – ближнего, елового)
По тому мосту ходить опасно. (по какому? – по этому, по старому)

Стоит подчеркнуть, что умение грамотно употреблять и писать служебные части речи, в том числе и союзы, необходимо каждому носителю русского языка, что говорит о внимательном и бережном отношении к русскому слову.


5.Закрепление материала


1. Согласны ли вы с тем, что в данных предложениях выделенные слова союзы.


1). Приют наш мал, (за)то спокоен.

2). Я спросил, что(бы) мне почитать об этом.

3). Всё так(же) ослепительно сверкали снега.

4). Надо верить в возможность счастья, что(бы) быть счастливым.

5). Берись(за) то, что тебе по душе.

6). Убранство комнат так(же) не отличалось особым комфортом.

7). В радости ведь то(же) нужна помощь.


2.Упражнение


 Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание выделенных слов.


1) В ячейке сети запуталось около сотни скумбрий, но попалась так(же) одна очень странная, не виданная мною рыбка. (А. Куприн) 2) Шепот дождя то стихал, то опять повышался, но за(то) подымался ветер. (В. Короленко) 3) Я люблю Мещерский край за(то), что он прекрасен. (К. Паустовский) 4) Что(бы) встретить весну (и журчанье лесов, и земли обновленье), я уехал подальше в деревню, в глухие леса. (В. Солоухин) 5) Что(бы) он ни говорил, что(бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно. (Л. Толстой) 6) Что(бы) поверить в добро, надо начать делать его. (Л. Толстой) 7) И ветер то начинал шуметь в голых деревьях, то замолкал так(же), как и я, прислушиваясь к течению ночи. (К. Паустовский) 8) Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился, за(то), что на ней умереть мне завещано, что русская мать нас на свет родила. (К. Симонов)



  1. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

  2. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: Упражнения 150, стр. 258





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!