План урока
Дисциплина: ОГСЭ 05. Русский язык и культура речи.
Преподаватель: Шапиева Д.Ш.
Группа ______
Профессия: 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Тема урока: «Текст : структурно-смысловые признаки.»
Тип урока: практическое занятие
Цели:
а) образовательная: развитие речи, мышления.
б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;
в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.
Метод проведения: сочетание фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися.
Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник
Литература: Русский язык и культура речи, Т. М. Воителеева, Е.С. Антонова
Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.
Ход урока
Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
Что называется, речевой коммуникацией?
Что является целью и задачей речевой коммуникации?
Какие формы речевой коммуникации различаются?
Перечислить виды речевой деятельности.
Можно ли назвать речевым общение между глухонемыми людьми?
Известно, что попугаи могут произносить человеческие слова. Является ли разговор с говорящим попугаем коммуникацией?
Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
Изложение нового материала.
В нашей речи – устной или письменной – мы чаще всего используем не отдельные слова, а предложения, которые являются главным средством выражения и сообщения мысли. Предложения, соединяясь друг с другом, образуют текст, который может состоять из одного или нескольких предложений.
Однако, можем ли мы любой набор предложений назвать текстом? ( Конечно, нет)
Текст обладает определёнными, характерными признаками. Так что же такое текст и каковы его признаки?
Текст относится к продукту речевой деятельности. Он возникает и существует в процессе общения людей. Слово «текст» латинского происхождения в переводе – соединение, сплетение, связь.
Отличительные черты текста – это:
1. Тематическое единство;
2. Смысловая цельность, зависящая от главной, основной мысли;
3. Грамматическая связь между предложениями.
4. Наличие или возможность заголовка.
5. Использование языковых средств связи между предложениями (местоимения, синонимы, повторяющиеся слова, союзы)
Тема – это содержание, предмет рассуждения, изложения, высказывания, разговора. Текст должен быть посвящён одной теме, т.е. обладать содержательной целостностью.
То, ради чего создаётся текст, - это идея, основная мысль, смысл. Текст должен нести в себе какой-то определённый смысл, т.е. обладать смысловой целостностью.
Тема и основная мысль могут быть выражены в названии.
В тексте большого объёма ведущая тема распадается на микротемы.
Микротема – наименьшая составная часть темы целого текста. В тексте ей обычно соответствует абзац.
Правильно построенный текст имеет вступление, основную часть и заключение, т.е. обладает структурной целостностью. Прочитайте предложения.
1. Сегодня подморозило. На каникулах мы поедем в Санкт-Петербург. Птицы потянулись в жаркие страны ( отдельные высказывания на разные темы, невозможно выделить структурные части)
2. Автобус прибывает сегодня вечером. Мне необходимо встретить этот автобус, т.к. на нём приезжает моя сестра.(предложения на одну тему: необходимо встретить сестру; можно выделить структурные части: автобус прибывает – необходимо встретить – приезжает сестра).
Обратите внимание: велика роль первого и последнего предложений в тексте, которые особенно подчеркивают тему или основную мысль, вступление и заключение.
Слова темы или основной мысли, повторяющейся в тексте в одной и той же или в разных формах или замененные синонимами, являются ключевыми.
Предложения в тексте могут соединяться с помощью последовательной или параллельной связи. При последовательной (цепной) связи каждое следующее предложение заключает в себе нечто новое по сравнению с предыдущим, но при этом остаётся с ним тесно связанным.Средствами связи выступают повторы, местоимения, синонимы.
При параллельной связи первое предложение сообщает нечто общее, а каждое последующее раскрывает и дополняет его смысл. Средствами связи в таких предложениях является сходство в построении предложений.
В русском языке выделяются три типа текста: повествование, описание, рассуждение.
Тип речи зависит от цели высказывания.
Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии во временной последовательности: сначала, потом...наконец). Главный вопрос повествования – что произошло?
Описание – изображение предметов, явлений, животных, человека путём перечисления их признаков. Главный вопрос – какой?
Рассуждение– обоснование, доказательство, объяснение какой-либо мысли. Главный вопрос – почему? Тезис содержит в себе основную мысль и доказывается с помощью аргументов и фактов. Фактами могут быть примеры из жизни, мысли писателей и т.п.
Таблица 1. Типы речи
Тип речи | Разновидность типа речи |
Повествование (что произошло?) | • изобразительное • информативное |
Описание (какой?) | • предмета • места • состояние среды • состояние человека |
Рассуждение (почему?) | • доказательство • объяснение • размышление |
Описание (параллельная связь) | Повествование (цепная связь) Кульминация экспозиция-завязка развязка | Рассуждение (цепная связь) 1. Тезис 2. Доказательство 3. Вывод |
(Можно поменять предложения местами) | (Необходимо соблюдение логической и временной последовательности. Перестановка предложений разрушит текст.) | (Необходимо соблюдение логической и причинной связи. Перестановка предложений разрушит текст.) |
У каждого типа речи своя композиция.
Описание (параллельная связь) | Повествование (цепная связь) Кульминация экспозиция-завязка развязка | Рассуждение (цепная связь) 1. Тезис 2. Доказательство 3. Вывод |
(Можно поменять предложения местами) | (Необходимо соблюдение логической и временной последовательности. Перестановка предложений разрушит текст.) | (Необходимо соблюдение логической и причинной связи. Перестановка предложений разрушит текст.) |
Для закрепления материала поработаем с текстом. Прочитайте текст и выполните задания в тетради (текст нужно переписать в тетрадь).
(1) Памятники жертвам войны и героям Победы. (2) Их много – у нас в стране, в разных концах мира. (3) Иногда мне кажется, что я слышу, как в тишине ночей каменными и бронзовыми голосами они ведут строгую торжественную беседу между собой, перекличку славы, скорби и горести.
(4) Родина – мать неотрывно смотрит на надгробия павших детей своих в тишине Пискаревского братского кладбища в Санкт– Петербурге.
(5) Гигантские лики солдат, переломивших ход войны в сражении на Волге, словно прорастают сквозь склоны степного Мамаева кургана, там, над ширью великой русской реки.
(6) И за пределами нашей страны есть они. (7) Подняв на могучей руке прильнувшую к нему спасенную им девочку, высится бронзовый воин нашей страны посреди берлинского Трептов-парка.
(8) Я не знаю, сколько монументов славы и победы у нас в стране и за ее пределами. (9) Но сквозь шум и биение торжествующей жизни до чуткого уха доходит хор их голосов, напоминающих о прошлом.
5. Закрепление пройденного материала
1.Определите основную мысль текса. В каком предложении она выражена?
2.Определите стиль и тип текста.
3.Укажите средства связи предложений №1 и №2.
4.Определите позицию автора. Согласны ли вы с его точкой зрения?
6. Подведение итогов.
7. Домашнее задание: & 6, стр. 21
План урока
Дисциплина: ОГСЭ 05. Русский язык и культура речи.
Преподаватель: Шапиева Д.Ш.
Группа_______
Профессия: 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Тема урока: «Функционально – смысловые типы речи.»
Тип урока: практическое занятие
Цели:
а) образовательная: развитие речи, мышления.
б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;
в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.
Метод проведения: сочетание фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися.
Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник
Литература: Русский язык и культура речи, Т. М. Воителеева, Е.С. Антонова
Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.
Ход урока
Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
1.Определите основную мысль текса. В каком предложении она выражена?
2.Определите стиль и тип текста.
3.Укажите средства связи предложений №1 и №2.
4.Определите позицию автора. Согласны ли вы с его точкой зрения?
Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
Изложение нового материала.
Речь – это система общения, позволяющая людям обмениваться информацией.
Текст – это речь, зафиксированная на каком-либо носителе. О чем бы ни шла речь в тексте, назначение ее сводится к трем целям, функциям (функциональные типы):
Передача информации о развитии событий (когда где что и как произошло, происходит, произойдет).
Передача информации о характеристике явлений, объектов, людей (какой объект, как выглядит, в чем его особенности, отличия от других, оценка).
Передача информации с размышлениями о тех или иных событиях, явлениях (почему произошло так или иначе, могло ли быть по-другому, при каких условиях).
Цель текста определяет его содержание, смысл, предъявляет особые требования к структуре, отбору языковых средств. Сочетание этих факторов – функции, смысла, структуры – сформировало три функционально-смысловых типа речи:
Описание
Повествование
Рассуждение
Описание
Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.
Цель описания в художественном тексте – передать впечатления о событии, предмете, явлении, человеке, создать общий образ с помощью акцента на деталях. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается на самых ярких деталях.
Научное описание: Яблоня ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
Художественное описание: Липовые яблоки были крупные. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда.
В текстах научного или делового характера при помощи описания указывают назначение того или иного объекта, способы, сфера, особенности функционирования, принадлежность к определенной категории, виду, классу.
Структура развернутых текстов-описаний:
предмет – портрет героя, пейзаж, интерьер, объект исследования, ситуация;
детализация – характеристика отдельных деталей, складывающихся в общую картину;
общее представление, целостная картина.
Общим представлением описываемого объекта текст может начинаться или заканчиваться. Портретные, интерьерные описания обычно статичны: переходя от одной детали к другой, автор дополняет общую картину. Пейзажные описания могут быть динамичными, когда отдельные объекты общей картины появляются в поле зрения и описываются по ходу движения.
Примеры текста — описания
Портрет. В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.
Пейзаж. Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею.
Интерьер. Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие, низенькие, какие обыкновенно встречаются у старосветских людей. В каждой комнате была огромная печь, занимавшая почти третью часть ее. Комнатки эти были ужасно теплы, потому что и Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна очень любили теплоту.
В художественных текстах характеристика деталей предполагает использование изобразительных средств:
лексических:
эпитет (образное определение) — золотая листва, тяжелое впечатление;
метафора (неявное сравнение) — ангельское личико, безмолвные улицы;
гипербола, литота, сравнение и другие тропы — напуганный до смерти, тише воды ниже травы, словно испуганная птица;
просторечная, экспрессивная лексика и другие: холуйский взгляд, белобрысая челка;
синтаксических:
ряды однородных членов предложения — смутился, спрятал дрожащие натруженные руки, отвел глаза и тяжело вздохнул;
прямой или обратный порядок слов — высокий прямостоячий ствол, взгляд наглый, бесстыжий;
составные именные сказуемые — руки у него были сильные, походка уверенная, взгляд в упор;
морфологических (вневременное использование глаголов в настоящем, прошедшем времени) – Давно это было, но помню отчетливо. День стоит теплый, ласковый, листья еле шевелятся, птицы замолкли от жары.
Повествование
Повествование — это тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности.
Цель повествования в тексте – передача событийного ряда, информация о последовательном развитии действия.
Развернутый текст-повествование строится по схеме:
завязка – событие, с которого все началось, причина, по которой дальше развернулась цепочка взаимосвязанных действий;
развитие с кульминацией или без нее: перечисление основных этапов, взаимосвязь узловых моментов;
развязка – последнее звено в цепи событий.
Пример текста — повествования
В десять часов утра обе армии сошлись на ружейный выстрел, и по всей линии открылся огонь. Затем войска бросились врукопашную; первое столкновение произошло на левом фланге русской пехоты, правый фланг шведской пехоты, воодушевленный присутствием короля, бросился на русских и опрокинул батальон Новгородского полка; в нашей линии образовался прорыв. Петр Великий, заметив опасность, взял батальон второй линии и лично повел его на неприятеля.
Динамичный характер изложения, смена действий, последовательная логика изложения (хронология) – особенности повествовательных текстов. Этот эффект достигается за счет использования следующих грамматических средств:
простые или составные глагольные сказуемые;
вид и время глаголов соответствуют логике повествования;
однородные сказуемые;
прямой порядок слов в предложении.
Рассуждение
Рассуждение — это тип речи, где автор размышляет, обдумывает что-то, старается при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому либо выводу.
Цель этого функционально-смыслового типа речи – подтверждение или опровержение какой-либо мысли, разъяснение. Рассуждение необходимо при исследовании свойств и возможностей объекта, взаимосвязи с другими явлениями, поэтому развернутые тексты такого типа характерны для научно-популярной, деловой речи. В художественной литературе встречается при изложении раздумий героя, внутренних терзаний в момент принятия решения.
Рассуждения в художественных текстах
В художественных текстах рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого и др.:
Предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12-го года. Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т.п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.
Структура текста- рассуждения:
тезис – предмет рассуждения, основное положение;
доказательства – аргументы за и против;
вывод – умозаключение, вытекающее из размышления.
Для рассуждения характерны сложные предложения, осложненные обособленными конструкциями – вводные слова, уточняющие члены. Придаточные в сложноподчиненных предложениях, относятся к обстоятельственным – причины, уступки, цели, следствия. Обилие деепричастных и причастных оборотов, риторические вопросы, глаголы разных форм характерны для текстов, содержащих рассуждение.
Примеры текста — рассуждения
Пример 1
Она подошла к окну и осторожно двумя руками взяла небольшой цветочный горшок. Обернувшись, она подошла, подняла на меня глаза и почти шепотом сказала:
– Ты только посмотри, это же чудо какое-то! Оно живое! У меня получилось.
Протянула мне горшок, приглашая взглянуть поближе. Я из вежливости сделал вид, что мне интересно, и наклонился ближе.
Анализ: Кадр за кадром разворачивается небольшая сцена, в которой двое действующих лиц. Чаще других частей речи в тексте встречаются слова, обозначающие действие – глаголы и деепричастия. Все действия последовательны, вытекают одно из другого. Это повествование.
Пример 2
Она подошла к окну, взяла цветочный горшок, обернулась ко мне. Я никогда не видел ее такой счастливой. Глаза одновременно наполнялись слезами и так глубоко сияли, что я понял: у нее случилось что-то очень важное. Тонкие руки бережно держали горшок с невзрачным растением. Казалось, она не дышит, чтобы не потревожить свое сокровище.
Анализ: Портрет девушки, переживающей сильное волнение, складывается из отдельных деталей. Глаза, руки, дыхание – каждый штрих усиливает впечатление. Читающий представляет ее образ, видит глазами героя текста. Это описание.
Пример 3
Я смотрел на нее, аккуратно сжимающую цветочный горшок, и чего-то не понимал. Как можно быть счастливой после всего, что она пережила. И от чего? От того, что какой-то полуживой кустик в горшке выпустил новый листок. Почему я никогда не мог понять, что значит довольствоваться малым? Потому что много дано? Или надо все потерять, чтобы научиться искусству радоваться жизни в самых ее мелочах?
Анализ: Внутренний монолог героя, который пытается ответить на вопросы, которые не дают ему покоя. Попытка героя объяснить непонятную ему ситуацию – это рассуждение.
Закрепление изученного материла.
Что такое речь?
Что такое текст?
Какие вы знаете функциональные – смысловые стили речи?
Что такое описание, повествование и рассуждение?
6. Подведение итогов.
7. Домашнее задание: & 7, стр. 26