СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Текст : структурно-смысловые признаки.»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока

 

Дисциплина: ОГСЭ 05. Русский язык и культура речи.

Преподаватель: Шапиева Д.Ш.

Группа ______

Профессия: 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Тема урока: «Текст : структурно-смысловые признаки.»

Тип урока: практическое занятие

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.

Метод проведения: сочетание фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися.

Оборудование урока: персональный  компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русский язык и культура речи, Т. М. Воителеева, Е.С. Антонова

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

 

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
  1. Что называется, речевой коммуникацией?
  2. Что является целью и задачей речевой коммуникации?
  3. Какие формы речевой коммуникации различаются?
  4. Перечислить виды речевой деятельности.
  5. Можно ли назвать речевым общение между глухонемыми людьми?
  6. Известно, что попугаи могут произносить человеческие слова. Является ли разговор с говорящим попугаем коммуникацией?
  1. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
  2. Изложение нового материала.

В нашей речи – устной или письменной – мы чаще всего используем не отдельные слова, а предложения, которые являются главным средством выражения и сообщения мысли. Предложения, соединяясь друг с другом, образуют текст, который может состоять из одного или нескольких предложений.

Однако, можем ли мы любой набор предложений назвать текстом? ( Конечно, нет)

Текст обладает определёнными, характерными признаками. Так что же такое текст и каковы его признаки?

Текст относится к продукту речевой деятельности. Он возникает и существует в процессе общения людей. Слово «текст» латинского происхождения в переводе – соединение, сплетение, связь.

Отличительные черты текста – это:

1.                    Тематическое единство;

2.                    Смысловая цельность, зависящая от главной, основной мысли;

3.                    Грамматическая связь между предложениями.

4.                    Наличие или возможность заголовка.

5.                    Использование языковых средств связи между предложениями (местоимения, синонимы, повторяющиеся слова, союзы)

Тема – это содержание, предмет рассуждения, изложения, высказывания, разговора. Текст должен быть посвящён одной теме, т.е. обладать содержательной целостностью.

То, ради чего создаётся текст, - это идея, основная мысль, смысл. Текст должен нести в себе какой-то определённый смысл, т.е. обладать смысловой целостностью.

Тема и основная мысль могут быть выражены в названии.

В тексте большого объёма ведущая тема распадается на микротемы.

Микротема – наименьшая составная часть темы целого текста. В тексте ей обычно соответствует абзац.

Правильно построенный текст имеет вступление, основную часть и заключение, т.е. обладает структурной целостностью. Прочитайте предложения.

1.      Сегодня подморозило. На каникулах мы  поедем в Санкт-Петербург. Птицы потянулись в жаркие страны ( отдельные высказывания на разные темы, невозможно выделить структурные части)

2.      Автобус прибывает сегодня вечером. Мне необходимо встретить этот автобус, т.к. на нём приезжает моя сестра.(предложения на одну тему: необходимо встретить сестру; можно выделить структурные части: автобус прибывает – необходимо встретить – приезжает сестра).

Обратите внимание: велика роль первого и последнего предложений в тексте, которые особенно подчеркивают тему или основную мысль, вступление и заключение.

Слова темы или основной мысли, повторяющейся в тексте в одной и той же или в разных формах или замененные синонимами, являются ключевыми.

Предложения в тексте могут соединяться с помощью последовательной или параллельной связи. При последовательной (цепной) связи каждое следующее предложение заключает в себе нечто новое по сравнению с предыдущим, но при этом остаётся с ним тесно связанным.Средствами связи выступают повторы, местоимения, синонимы.

При параллельной связи первое предложение сообщает нечто общее, а каждое последующее раскрывает и дополняет его смысл. Средствами связи в таких предложениях является сходство в построении предложений.

 

В русском языке выделяются три типа текста: повествование, описание, рассуждение.

Тип речи зависит от цели высказывания.

Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии во временной последовательности: сначала, потом...наконец). Главный вопрос повествования – что произошло?

Описание – изображение предметов, явлений, животных, человека путём перечисления их признаков. Главный вопрос – какой?

 Рассуждение– обоснование, доказательство, объяснение какой-либо мысли. Главный вопрос – почему? Тезис содержит в себе основную мысль и доказывается с помощью аргументов и фактов. Фактами могут быть примеры из жизни, мысли писателей и т.п.

Таблица 1. Типы речи

Тип речи

Разновидность типа речи

Повествование (что произошло?)

•                      изобразительное

•                      информативное

Описание (какой?)

•                      предмета

•                      места

•                      состояние среды

•                      состояние человека

Рассуждение (почему?)

•                      доказательство

•                      объяснение

•                      размышление

 

Описание

(параллельная связь)

Повествование

(цепная связь)

Кульминация

экспозиция-завязка развязка  

Рассуждение

(цепная связь)

1. Тезис

2. Доказательство

3. Вывод

 

(Можно поменять предложения местами)

(Необходимо соблюдение логической и временной последовательности. Перестановка предложений разрушит текст.)

(Необходимо соблюдение логической и причинной связи. Перестановка предложений разрушит текст.)

У каждого типа речи своя композиция.

Описание

(параллельная связь)

Повествование

(цепная связь)

Кульминация

экспозиция-завязка развязка  

Рассуждение

(цепная связь)

1. Тезис

2. Доказательство

3. Вывод

 

(Можно поменять предложения местами)

(Необходимо соблюдение логической и временной последовательности. Перестановка предложений разрушит текст.)

(Необходимо соблюдение логической и причинной связи. Перестановка предложений разрушит текст.)

 

Для закрепления материала поработаем с текстом. Прочитайте текст и выполните задания в тетради (текст нужно переписать в тетрадь).

 (1) Памятники жертвам войны и героям Победы. (2) Их много – у нас в стране, в разных концах мира. (3) Иногда мне кажется, что я слышу, как в тишине ночей каменными и бронзовыми голосами они ведут строгую торжественную беседу между собой, перекличку славы, скорби и горести.

(4) Родина – мать неотрывно смотрит на надгробия павших детей своих в тишине Пискаревского братского кладбища в Санкт– Петербурге.

(5) Гигантские лики солдат, переломивших ход войны в сражении на Волге, словно прорастают сквозь склоны степного Мамаева кургана, там, над ширью великой русской реки.

(6) И за пределами нашей страны есть они. (7) Подняв на могучей руке прильнувшую к нему спасенную им девочку, высится бронзовый воин нашей страны посреди берлинского Трептов-парка.

(8) Я не знаю, сколько монументов славы и победы у нас в стране и за ее пределами. (9) Но сквозь шум и биение торжествующей жизни до чуткого уха доходит хор их голосов, напоминающих о прошлом.

5. Закрепление пройденного материала

1.Определите основную мысль текса. В каком предложении она выражена?

2.Определите стиль и тип текста.

3.Укажите средства связи предложений №1 и №2.

4.Определите позицию автора. Согласны ли вы с его точкой зрения?

 

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание: & 6, стр. 21

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Текст : структурно-смысловые признаки.»»

План урока


Дисциплина: ОГСЭ 05. Русский язык и культура речи.

Преподаватель: Шапиева Д.Ш.

Группа ______

Профессия: 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Тема урока: «Текст : структурно-смысловые признаки.»

Тип урока: практическое занятие

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.

Метод проведения: сочетание фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русский язык и культура речи, Т. М. Воителеева, Е.С. Антонова

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.


Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

  1. Что называется, речевой коммуникацией?

  2. Что является целью и задачей речевой коммуникации?

  3. Какие формы речевой коммуникации различаются?

  4. Перечислить виды речевой деятельности.

  5. Можно ли назвать речевым общение между глухонемыми людьми?

  6. Известно, что попугаи могут произносить человеческие слова. Является ли разговор с говорящим попугаем коммуникацией?

  1. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

  2. Изложение нового материала.

В нашей речи – устной или письменной – мы чаще всего используем не отдельные слова, а предложения, которые являются главным средством выражения и сообщения мысли. Предложения, соединяясь друг с другом, образуют текст, который может состоять из одного или нескольких предложений.

Однако, можем ли мы любой набор предложений назвать текстом? ( Конечно, нет)

Текст обладает определёнными, характерными признаками. Так что же такое текст и каковы его признаки?

Текст относится к продукту речевой деятельности. Он возникает и существует в процессе общения людей. Слово «текст» латинского происхождения в переводе – соединение, сплетение, связь.

Отличительные черты текста – это:

1.                    Тематическое единство;

2.                    Смысловая цельность, зависящая от главной, основной мысли;

3.                    Грамматическая связь между предложениями.

4.                    Наличие или возможность заголовка.

5.                    Использование языковых средств связи между предложениями (местоимения, синонимы, повторяющиеся слова, союзы)

Тема – это содержание, предмет рассуждения, изложения, высказывания, разговора. Текст должен быть посвящён одной теме, т.е. обладать содержательной целостностью.

То, ради чего создаётся текст, - это идея, основная мысль, смысл. Текст должен нести в себе какой-то определённый смысл, т.е. обладать смысловой целостностью.

Тема и основная мысль могут быть выражены в названии.

В тексте большого объёма ведущая тема распадается на микротемы.

Микротема – наименьшая составная часть темы целого текста. В тексте ей обычно соответствует абзац.

Правильно построенный текст имеет вступление, основную часть и заключение, т.е. обладает структурной целостностью. Прочитайте предложения.

1.      Сегодня подморозило. На каникулах мы  поедем в Санкт-Петербург. Птицы потянулись в жаркие страны ( отдельные высказывания на разные темы, невозможно выделить структурные части)

2.      Автобус прибывает сегодня вечером. Мне необходимо встретить этот автобус, т.к. на нём приезжает моя сестра.(предложения на одну тему: необходимо встретить сестру; можно выделить структурные части: автобус прибывает – необходимо встретить – приезжает сестра).

Обратите внимание: велика роль первого и последнего предложений в тексте, которые особенно подчеркивают тему или основную мысль, вступление и заключение.

Слова темы или основной мысли, повторяющейся в тексте в одной и той же или в разных формах или замененные синонимами, являются ключевыми.

Предложения в тексте могут соединяться с помощью последовательной или параллельной связи. При последовательной (цепной) связи каждое следующее предложение заключает в себе нечто новое по сравнению с предыдущим, но при этом остаётся с ним тесно связанным.Средствами связи выступают повторы, местоимения, синонимы.

При параллельной связи первое предложение сообщает нечто общее, а каждое последующее раскрывает и дополняет его смысл. Средствами связи в таких предложениях является сходство в построении предложений.

 

В русском языке выделяются три типа текста: повествование, описание, рассуждение.

Тип речи зависит от цели высказывания.

Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии во временной последовательности: сначала, потом...наконец). Главный вопрос повествования – что произошло?

Описание – изображение предметов, явлений, животных, человека путём перечисления их признаков. Главный вопрос – какой?

 Рассуждение– обоснование, доказательство, объяснение какой-либо мысли. Главный вопрос – почему? Тезис содержит в себе основную мысль и доказывается с помощью аргументов и фактов. Фактами могут быть примеры из жизни, мысли писателей и т.п.

Таблица 1. Типы речи

Тип речи

Разновидность типа речи

Повествование (что произошло?)

•                      изобразительное

•                      информативное

Описание (какой?)

•                      предмета

•                      места

•                      состояние среды

•                      состояние человека

Рассуждение (почему?)

•                      доказательство

•                      объяснение

•                      размышление

 

Описание

(параллельная связь)

Повествование

(цепная связь)

Кульминация

экспозиция-завязка развязка

Рассуждение

(цепная связь)

1. Тезис

2. Доказательство

3. Вывод

 

(Можно поменять предложения местами)

(Необходимо соблюдение логической и временной последовательности. Перестановка предложений разрушит текст.)

(Необходимо соблюдение логической и причинной связи. Перестановка предложений разрушит текст.)

У каждого типа речи своя композиция.

Описание

(параллельная связь)

Повествование

(цепная связь)

Кульминация

экспозиция-завязка развязка

Рассуждение

(цепная связь)

1. Тезис

2. Доказательство

3. Вывод

 

(Можно поменять предложения местами)

(Необходимо соблюдение логической и временной последовательности. Перестановка предложений разрушит текст.)

(Необходимо соблюдение логической и причинной связи. Перестановка предложений разрушит текст.)

 

Для закрепления материала поработаем с текстом. Прочитайте текст и выполните задания в тетради (текст нужно переписать в тетрадь).

 (1) Памятники жертвам войны и героям Победы. (2) Их много – у нас в стране, в разных концах мира. (3) Иногда мне кажется, что я слышу, как в тишине ночей каменными и бронзовыми голосами они ведут строгую торжественную беседу между собой, перекличку славы, скорби и горести.

(4) Родина – мать неотрывно смотрит на надгробия павших детей своих в тишине Пискаревского братского кладбища в Санкт– Петербурге.

(5) Гигантские лики солдат, переломивших ход войны в сражении на Волге, словно прорастают сквозь склоны степного Мамаева кургана, там, над ширью великой русской реки.

(6) И за пределами нашей страны есть они. (7) Подняв на могучей руке прильнувшую к нему спасенную им девочку, высится бронзовый воин нашей страны посреди берлинского Трептов-парка.

(8) Я не знаю, сколько монументов славы и победы у нас в стране и за ее пределами. (9) Но сквозь шум и биение торжествующей жизни до чуткого уха доходит хор их голосов, напоминающих о прошлом.

5. Закрепление пройденного материала

1.Определите основную мысль текса. В каком предложении она выражена?

2.Определите стиль и тип текста.

3.Укажите средства связи предложений №1 и №2.

4.Определите позицию автора. Согласны ли вы с его точкой зрения?


6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание: & 6, стр. 21

План урока


Дисциплина: ОГСЭ 05. Русский язык и культура речи.

Преподаватель: Шапиева Д.Ш.

Группа_______

Профессия: 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Тема урока: «Функционально – смысловые типы речи.»

Тип урока: практическое занятие

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.

Метод проведения: сочетание фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русский язык и культура речи, Т. М. Воителеева, Е.С. Антонова

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.


Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

1.Определите основную мысль текса. В каком предложении она выражена?

2.Определите стиль и тип текста.

3.Укажите средства связи предложений №1 и №2.

4.Определите позицию автора. Согласны ли вы с его точкой зрения?

  1. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

  2. Изложение нового материала.


Речь – это система общения, позволяющая людям обмениваться информацией. 

Текст – это речь, зафиксированная на каком-либо носителе. О чем бы ни шла речь в тексте, назначение ее сводится к трем целям, функциям (функциональные типы):

Передача информации о развитии событий (когда где что и как произошло, происходит, произойдет).

Передача информации о характеристике явлений, объектов, людей (какой объект, как выглядит, в чем его особенности, отличия от других, оценка).

Передача информации с размышлениями о тех или иных событиях, явлениях (почему произошло так или иначе, могло ли быть по-другому, при каких условиях).

Цель текста определяет его содержание, смысл, предъявляет особые требования к структуре, отбору языковых средств. Сочетание этих факторов – функции, смысла, структуры – сформировало три функционально-смысловых типа речи:

Описание

Повествование

Рассуждение


Описание

Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.

Цель описания в художественном тексте – передать впечатления о событии, предмете, явлении, человеке, создать общий образ с помощью акцента на деталях. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается на самых ярких деталях.

Научное описание: Яблоня ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

Художественное описание: Липовые яблоки были крупные. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда.

В текстах научного или делового характера при помощи описания указывают назначение того или иного объекта, способы, сфера, особенности функционирования, принадлежность к определенной категории, виду, классу.

Структура развернутых текстов-описаний:

предмет – портрет героя, пейзаж, интерьер, объект исследования, ситуация;

детализация – характеристика отдельных деталей, складывающихся в общую картину;

общее представление, целостная картина.

Общим представлением описываемого объекта текст может начинаться или заканчиваться. Портретные, интерьерные описания обычно статичны: переходя от одной детали к другой, автор дополняет общую картину. Пейзажные описания могут быть динамичными, когда отдельные объекты общей картины появляются в поле зрения и описываются по ходу движения.

Примеры текста — описания

Портрет. В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.

Пейзаж. Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею.

Интерьер. Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие, низенькие, какие обыкновенно встречаются у старосветских людей. В каждой комнате была огромная печь, занимавшая почти третью часть ее. Комнатки эти были ужасно теплы, потому что и Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна очень любили теплоту.

В художественных текстах характеристика деталей предполагает использование изобразительных средств:

лексических:

эпитет (образное определение) — золотая листва, тяжелое впечатление;

метафора (неявное сравнение) — ангельское личико, безмолвные улицы;

гипербола, литота, сравнение и другие тропы — напуганный до смертитише воды ниже травы, словно испуганная птица;

просторечная, экспрессивная лексика и другие: холуйский взгляд, белобрысая челка;

синтаксических:

ряды однородных членов предложения — смутился, спрятал дрожащие натруженные руки, отвел глаза и тяжело вздохнул;

прямой или обратный порядок слов — высокий прямостоячий ствол, взгляд наглый, бесстыжий;

составные именные сказуемые — руки у него были сильные, походка уверенная, взгляд в упор;

морфологических (вневременное использование глаголов в настоящем, прошедшем времени) – Давно это было, но помню отчетливо. День стоит теплый, ласковый, листья еле шевелятся, птицы замолкли от жары.


Повествование

Повествование — это тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности.

Цель повествования в тексте – передача событийного ряда, информация о последовательном развитии действия.

Развернутый текст-повествование строится по схеме:

завязка – событие, с которого все началось, причина, по которой дальше развернулась цепочка взаимосвязанных действий;

развитие с кульминацией или без нее: перечисление основных этапов, взаимосвязь узловых моментов;

развязка – последнее звено в цепи событий.

Пример текста — повествования

В десять часов утра обе армии сошлись на ружейный выстрел, и по всей линии открылся огонь. Затем войска бросились врукопашную; первое столкновение произошло на левом фланге русской пехоты, правый фланг шведской пехоты, воодушевленный присутствием короля, бросился на русских и опрокинул батальон Новгородского полка; в нашей линии образовался прорыв. Петр Великий, заметив опасность, взял батальон второй линии и лично повел его на неприятеля.

Динамичный характер изложения, смена действий, последовательная логика изложения (хронология) – особенности повествовательных текстов. Этот эффект достигается за счет использования следующих грамматических средств:

простые или составные глагольные сказуемые;

вид и время глаголов соответствуют логике повествования;

однородные сказуемые;

прямой порядок слов в предложении.


Рассуждение

Рассуждение — это тип речи, где автор размышляет, обдумывает что-то, старается при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому либо выводу.

Цель этого функционально-смыслового типа речи – подтверждение или опровержение какой-либо мысли, разъяснение. Рассуждение необходимо при исследовании свойств и возможностей объекта, взаимосвязи с другими явлениями, поэтому развернутые тексты такого типа характерны для научно-популярной, деловой речи. В художественной литературе встречается при изложении раздумий героя, внутренних терзаний в момент принятия решения.

Рассуждения в художественных текстах

В художественных текстах рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого и др.:

Предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12-го года. Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т.п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.


Структура текста- рассуждения:

тезис – предмет рассуждения, основное положение;

доказательства – аргументы за и против;

вывод – умозаключение, вытекающее из размышления.

Для рассуждения характерны сложные предложения, осложненные обособленными конструкциями – вводные слова, уточняющие члены. Придаточные в сложноподчиненных предложениях, относятся к обстоятельственным – причины, уступки, цели, следствия. Обилие деепричастных и причастных оборотов, риторические вопросы, глаголы разных форм характерны для текстов, содержащих рассуждение.

Примеры текста — рассуждения

Пример 1
Она подошла к окну и осторожно двумя руками взяла небольшой цветочный горшок. Обернувшись, она подошла, подняла на меня глаза и почти шепотом сказала:
– Ты только посмотри, это же чудо какое-то! Оно живое! У меня получилось.
Протянула мне горшок, приглашая взглянуть поближе. Я из вежливости сделал вид, что мне интересно, и наклонился ближе.

Анализ: Кадр за кадром разворачивается небольшая сцена, в которой двое действующих лиц. Чаще других частей речи в тексте встречаются слова, обозначающие действие – глаголы и деепричастия. Все действия последовательны, вытекают одно из другого. Это повествование.

Пример 2
Она подошла к окну, взяла цветочный горшок, обернулась ко мне. Я никогда не видел ее такой счастливой. Глаза одновременно наполнялись слезами и так глубоко сияли, что я понял: у нее случилось что-то очень важное. Тонкие руки бережно держали горшок с невзрачным растением. Казалось, она не дышит, чтобы не потревожить свое сокровище.

Анализ: Портрет девушки, переживающей сильное волнение, складывается из отдельных деталей. Глаза, руки, дыхание – каждый штрих усиливает впечатление. Читающий представляет ее образ, видит глазами героя текста. Это описание.


Пример 3
Я смотрел на нее, аккуратно сжимающую цветочный горшок, и чего-то не понимал. Как можно быть счастливой после всего, что она пережила. И от чего? От того, что какой-то полуживой кустик в горшке выпустил новый листок. Почему я никогда не мог понять, что значит довольствоваться малым? Потому что много дано? Или надо все потерять, чтобы научиться искусству радоваться жизни в самых ее мелочах?

Анализ: Внутренний монолог героя, который пытается ответить на вопросы, которые не дают ему покоя. Попытка героя объяснить непонятную ему ситуацию – это рассуждение.



  1. Закрепление изученного материла.


  1. Что такое речь?

  2. Что такое текст?

  3. Какие вы знаете функциональные – смысловые стили речи?

  4. Что такое описание, повествование и рассуждение?




6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание: & 7, стр. 26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!