Тема урока: «Творческая мастерская. Защита творческих проектов»
Модуль: Творческая, проектная деятельность.
Тип урока: урок обобщения и коррекции знаний (итоговый урок).
Вид урока: урок деловой игры, защита проектов, 8 класс.
Форма проведения урока: Творческая мастерская по обмену опытом . На уроке моделируется ситуация деловой игры: ученики производят презентацию своих проектов, которые они выполнили заранее по выбору в зависимости от уровня знания и желания ознакомиться с различными технологиями декоративно - прикладного искусства: аппликация, панно, вязание крючком, лоскутная пластика и др.
Цели урока:
Развивающая: формирование и развитие умений и навыков учащихся к творческому подходу по проектированию и изготовлению изделий по отдельным видам ДПИ; способствовать развитию и формированию эстетического интеллектуального потенциала учащихся, их самостоятельности при реализации своих идей в творческие проекты, умения анализировать, умения высказывать собственное мнение и умения его обосновывать;
Воспитывающая: воспитание навыков самостоятельной работы, формирование духовной культуры личности учащегося, приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование национального самосознания через овладение национальным культурным наследием.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
Кабинет технологии, компьютер, мультимедийный проектор, экран, выставка книг, выставка работ учащихся;
Дидактическое обеспечение: авторские презентации по темам, таблицы.
На доске схема «Наша траектория движения», номера выступления учащихся по их желанию , надпись « Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю душу, то счастье само вас отыщет».
Формы работы на уроке:
Комбинированная.
Методы и приемы
Организации учебно-познавательной деятельности: демонстрация, использование информационных технологий; постановка значимых вопросов, выполнение творческих заданий
Стимулирования и мотивация: создание эмоционально-нравственной ситуации; звучание легкой музыки.
Самостоятельной познавательной деятельности учащихся: защита-презентация своего творческого проекта.
Контроля и самоконтроля: оценка и самооценка своей работы , мини-выставка.
Ход занятия
№ п.п. | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организационный момент |
1.Доброе утро! Начинаем наш урок! 2. Проверка присутствующий и готовности учащихся к уроку, настрой на урок. 3. Постановка темы и целей урока: Сегодня мы встретились с вами в творческой мастерской. Как объяснить это понятие? Наша цель: заинтересовать всех присутствующих технологиями по изготовлению панно, картин, нужных вещей для украшения интерьера, показать результаты самостоятельности при реализации своих идей в творческие проекты. К концу нашего урока я попрошу вас ответить на вопрос « Есть ли продолжение у нашего урока в будущем?» У вас на столе рабочие папочки. В них вы видите……….. | Звучит легкая музыка. |
2 | Повторение материала |
1. Проводит беседу: Сегодня у нас защита индивидуальных проектов. Предлагаю всем расслабиться: Выполните дыхательные упражнения для снятия напряжения: Глубокий вдох через нос (4-6 секунд). Задержка дыхания на 2-3 секунды. Выдох. Сожмите кисти в кулак и резко расслабьте их. Скажите несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен!» А теперь возьмите свой знак и приклейте его у того номера, под которым вы желаете выступить. Сначала девочки! Затем мальчики. Итак мы определили траекторию нашего движения вперёд! В последнее десятилетие очень активно развивается и реализуется на практике теория творческого развития подрастающего поколения через проектную деятельность. «Технология»- это предмет, который в наибольшей степени из всех других учебных дисциплин позволяет активно развивать творческую личность растущего человека. Поэтому творческому технологическому проектированию учащихся уделяется достаточно большое внимание. | Примерные ответы учащихся:
|
4 | Изучение нового материала |
Объяснение: Выполнение проекта - это целостный процесс исследования, обдумывания, принятия решения, планирования, изготовления и оценки конечного результата. Что такое проект? Перед каждым участником творческой мастерской стоит задача: продемонстрировать свои знания, умения, которые приобрели при выполнении проекта. А так же оценить свою работу и работу своих одноклассников. Народные промыслы и ремесла как декоративно-прикладное искусство вечно, народ с древних времен выражает свои представления о прекрасном, стремится преобразить свое окружение. Вчера в районной газете мне попалась статья Народные промыслы «Шиловская лоза и в Москве пользуется спросом» Это вид искусства и оно получает развитие в наши дни! Появляются новые материалы, которые требуют изменений. Раньше не было вышивки лентами, а была вышивка крестом, гладью… Новыми технологиями ДПИ можно назвать: коллажи, вышивку лентами, флористика, изделия из соленого теста и природных материалов, декупаж, квиллинг и др. Так что работу можно найти на любой вкус, было бы желание. |
Примерные ответы учащихся:
Примерные ответы:
|
5 | Практическая работа. |
Защита творческих проектов. Выступление авторов своих работ с презентациями (доклад ученика -6мин.) Обсуждение выступления (4мин.) Последовательность выступлений: Гулина Марина Макаров Владимир Мамонтов Евгений Пронькина Мария Синётов Николай Пантюшова Татьяна ( Проведение фигурного теста) Для всех предлагаю выполнить увлекательное задание. От вас требуется воображение и фантазия!
Демонстрируются все творческие проекты. Оценивают действия учащихся по ходу выступления авторов работ: Возможные вопросы для обсуждения: Этапы работы над проектом? Самый интересный этап работы? Как оцениваете стоимость своего проекта? Если бы заново изготовить проект, что бы вы изменили в нем? Какие компьютерные программы использовались? | Каждый автор называет свою работу, демонстрирует ее, рассказывает, отвечает на вопросы, дополняя предыдущие ответы при необходимости. Можно использовать презентации. Наблюдают за последовательностью проведения презентаций, затем приступают к обсуждению работ, задают интересующие их вопросы, самостоятельно оценивают выступления мастеров
Лист оценки выполнения проекта (Приложение 5) Ведомость самооценки проектов (Приложение 6) Сводная ведомость оценок защиты проектов (Приложение 7) |
6 | Заключительная часть |
Беседа Что нового вы узнали на уроке? Чем интересен и полезен для вас был урок? Как отметят работы все присутствующие? Подведение итогов: Анализ учителем ошибок и недочетов, определение личного вклада каждого участника в выполнении задания. Согласны ли вы с тем, что умения, приобретенные во время работы над проектом, помогут вам в дальнейшей жизни быть более удачливыми, оригинальными и неординарными? Все дороги привели к вершине! « Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю душу, то счастье само вас отыщет».
А теперь вернёмся к вопросу « Есть ли продолжение у нашего урока в будущем?»
Урок закончен, спасибо всем! | Примерные ответы на вопросы:
На сегодняшнем занятии вы научились новым навыкам: не только демонстрировать свои знания и умения, но и компетентно представлять свои варианты решения проблем, что очень пригодится вам в будущем. Даже если вы не будете в будущем выполнять такие работы как сегодня на уроке, вы все же сегодня прикоснулись к национальной культуре, создавая предметные проекты декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. |
Приложение: презентация «Творческая мастерская. «Защита творческих проектов».
Литература для учителя:
Бешенков А.К. ,Бычков А.Б. Методика обучения технологии. 5-9 классы. - М.: - издательство «Дрофа», 2003.
Морозова Л.Н., Кравченко Н.Г., Павлова О.В., Технология. Проектная деятельность учащихся. Волгоград, издательство «Учитель», 2007.
Пономаренко Н.А. Технология. 5-11классы. Проектная деятельность на уроках. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
Научно-методические журналы «Школа и производство» 2004-2009годы.
Литература для ученика:
1. Симоненко В.Д. Технология. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. М.:- Издательский центр «Вентана - Граф», 2001.
2. Интернет ресурсы: http://nityanaya-grafika.narod.ru/
http://uglichkukla.narod.ru/
http://www.crocheting.ru/
«Человек, говорил А.М.Горький, - по натуре своей художник, поэтому он везде и всюду стремится вносить в свою жизнь красоту…»
Ошибается тот, кто считает, что стремление девушки к рукоделию у них в крови. На практике убеждаешься ,что это далеко не так. Сегодня, когда красивую вещь можно купить на рынке. Не затратив много времени и сил, нежелание девушек занимать свои руки и головы конструированием и изготовлением панно и композиций оказывается особенно остро. Но преодолевать это необходимо. Мне нравится заниматься с нашими учащимися: наблюдать как из явного скептицизма пробивается росточек интереса, как неловкие действия превращаются в четкие, умелые движения, как радостно вспыхивают глаза девушек, когда их работа заслуживает высокой оценки и ни только учителя, но и одноклассников. Меня успокаивает и приносит чувство удовлетворения мысль, что я научила их главному- верить в свои силы, почувствовать вкус к творчеству. Уже более двух десятилетий я работаю именно в этой школе. За это время на собственном опыте убедилась: какими большими возможностями обладает наш предмет для развития у школьников творческого начала. Но, конечно, важно, чтобы эта работа находила заинтересованную поддержку в педагогическом коллективе. У нас дело обстоит именно так.
Технология- предмет многогранный, но у каждого учителя есть раздел, который ближе ему по жизненному опыту. Для меня это художественная обработка материалов.
Развивающие возможности предмета уникальны. Лично я сторонник декоративно-прикладного искусства, потому что это наиболее близко каждому человеку, это заложено у нас на подсознании природой — стремление к функциональным и красивым предметам. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных и «быстрых» технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования.
Прикладное искусство, на мой взгляд, сможет поднять престиж нашего предмета. Надо научить ребенка радоваться результату своего труда, чтобы он получал от этого удовлетворение.