СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

сущности  искусственного отбора и его  творческой  роли в создании  новых пород животных  и сортов растений.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе»

 Тема урока.

Тема урока.

«Природа – это книга,  которую надо прочитать и  правильно понять».  М. Налбандян    Еще во времена Дарвина было известно о 150 породах голубей, многих пород собак, крупного рогатого скота, кур и т.д.. Что объясняет такое многообразие пород и сортов?

«Природа – это книга,

которую надо прочитать и

правильно понять».

М. Налбандян

Еще во времена Дарвина было известно о 150 породах голубей, многих пород собак, крупного рогатого скота, кур и т.д..

Что объясняет такое многообразие пород и сортов?

Можно предположить, что многообразие пород и сортов объясняется следующими факторами: действием Творца или результатом деятельности человека.  Если это результат творения, то почему Творец многократно повторяется?  Если причина многообразия связана с деятельностью человека, то каков же механизм изменения живых организмов?   . Исследуем первую версию, обратимся к трудам К. Линнея, Ж-Б Ламарка,  Ч. Дарвина
  • Можно предположить, что многообразие пород и сортов объясняется следующими факторами: действием Творца или результатом деятельности человека.
  • Если это результат творения, то почему Творец многократно повторяется?
  • Если причина многообразия связана с деятельностью человека, то каков же механизм изменения живых организмов?

. Исследуем первую версию, обратимся к трудам К. Линнея, Ж-Б Ламарка,

Ч. Дарвина

Карл Линней полностью разделял метафизические представления о природе, усматривая в ней изначальную целесообразность, якобы доказывающую «премудрость творца».  Каждый вид он считал результатом отдельного творческого акта, неизменным и постоянным, не связанным с другими видами родством.  Однако, к концу жизни, под влиянием наблюдений в природе признал, что иногда виды могут возникать путем скрещивания или в результате действия изменений среды.

Карл Линней полностью разделял метафизические представления о природе, усматривая в ней изначальную целесообразность, якобы доказывающую «премудрость творца».

Каждый вид он считал результатом отдельного творческого акта, неизменным и постоянным, не связанным с другими видами родством.

Однако, к концу жизни, под влиянием наблюдений в природе признал, что иногда виды могут возникать путем скрещивания или в результате действия изменений среды.

Ламарк подверг критике идеи о постоянстве и неизменяемости видов  Он утверждал, что образование новых видов происходит очень медленно и потому незаметно. Глубина понимания эволюционных процессов в природе выводит его на постановку вопроса о движущих силах эволюции.

Ламарк подверг критике идеи о постоянстве и неизменяемости видов

Он утверждал, что образование новых видов происходит очень медленно и потому незаметно.

Глубина понимания эволюционных процессов в природе выводит его на постановку вопроса о движущих силах эволюции.

 Чарлз Дарвин показал закономерности эволюции пород домашних животных и сортов культурных растений    Обобщил материал о закономерностях эволюции пород домашних животных и сортов культурных растений в книге «Изменение домашних животных и культурных растений»

Чарлз Дарвин показал закономерности эволюции пород домашних животных и сортов культурных растений

Обобщил материал о закономерностях эволюции пород домашних животных и сортов культурных растений в книге «Изменение домашних животных и культурных растений»

Каков же механизм изменения живых организмов?

Каков же механизм изменения живых организмов?

Какое свойство живых организмов вы наблюдаете?

Какое свойство живых организмов вы наблюдаете?

Чем обусловлена наследственная изменчивость?  (Наследственная изменчивость обусловлена возникновением разных типов мутаций и их комбинаций в последующих скрещиваниях

Чем обусловлена наследственная изменчивость?

(Наследственная изменчивость обусловлена возникновением разных типов мутаций и их комбинаций в последующих скрещиваниях

Вывод. Любая из форм изменчивости сама по себе не приводит к созданию породы или сорта (исключения бывают крайне редко) Наследственная изменчивость - лишь предпосылка возникновения культурных форм. Творческим фактором создания является целенаправленная деятельность человека, которую Ч. Дарвин и назвал искусственным отбором.
  • Вывод.
  • Любая из форм изменчивости сама по себе не приводит к созданию породы или сорта (исключения бывают крайне редко)
  • Наследственная изменчивость - лишь предпосылка возникновения культурных форм.
  • Творческим фактором создания является целенаправленная деятельность человека, которую Ч. Дарвин и назвал искусственным отбором.
Искусственный отбор- процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений путем систематического отбора и размножения особей с ценными для человека признаками и свойствами.
  • Искусственный отбор- процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений путем систематического отбора и размножения особей с ценными для человека признаками и свойствами.
Формы искусственного отбора Массовый отбор Индивидуальный отбор Отбор проводится по внешним, фенотипическим, признакам в популяциях растений и животных Выбирают отдельную особь с интересующим человека признаком и получают от нее потомство

Формы искусственного отбора

Массовый отбор

Индивидуальный отбор

Отбор проводится по внешним, фенотипическим, признакам в популяциях растений и животных

Выбирают отдельную особь с интересующим человека признаком и получают от нее потомство

Вывод. Природа поставляет разнообразные наследственные изменения. Человек находит среди них полезные для себя и из поколения в поколение накапливает эти изменения путем отбора. Все культурные формы человек приспособил к своим нуждам. Таким образом, искусственный отбор - основа создания новых сортов и пород.
  • Вывод.
  • Природа поставляет разнообразные наследственные изменения.
  • Человек находит среди них полезные для себя и из поколения в поколение накапливает эти изменения путем отбора. Все культурные формы человек приспособил к своим нуждам.
  • Таким образом, искусственный отбор - основа создания новых сортов и пород.
Породы и сорта, происходящие от общих диких предков, развиваются под влиянием человека в разных направлениях, сообразно его целям, вкусам и запросам.

Породы и сорта, происходящие от общих диких предков, развиваются под влиянием человека в разных направлениях, сообразно его целям, вкусам и запросам.

Они становились все более и более не похожими друг на друга и на дикий вид, от которого произошли

Они становились все более и более не похожими друг на друга и на дикий вид, от которого произошли

Материал эволюции   Движущие силы эволюции  Результат эволюции

Материал эволюции

Движущие силы эволюции

Результат эволюции

Материал эволюции  Наследственная изменчивость Движущие силы эволюции  Результат эволюции

Материал эволюции

Наследственная

изменчивость

Движущие силы эволюции

Результат эволюции

Материал эволюции  Наследственная изменчивость Движущие силы эволюции Искусственный отбор Результат эволюции

Материал эволюции

Наследственная

изменчивость

Движущие силы эволюции

Искусственный отбор

Результат эволюции

Материал эволюции  Наследственная изменчивость Движущие силы эволюции Искусственный отбор Результат эволюции Создание новых пород (Ж) и сортов(Р)

Материал эволюции

Наследственная

изменчивость

Движущие силы эволюции

Искусственный отбор

Результат эволюции

Создание новых пород (Ж) и сортов(Р)

 1.Однородная группа животных, обладающих наследственно закрепленными, хозяйственно значимыми признаками, называется:  1. сортом; 2. видом; 3. штаммом; 4. породой.  2.Розы, сходные внешне и генетически, искусственно выведенные селекционерами образуют  1.вид 2.сорт 3.породу 4.разновидность
  • 1.Однородная группа животных, обладающих наследственно закрепленными, хозяйственно значимыми признаками, называется:

1. сортом;

  • 2. видом;
  • 3. штаммом;
  • 4. породой.
  • 2.Розы, сходные внешне и генетически, искусственно выведенные селекционерами образуют

1.вид

  • 2.сорт
  • 3.породу
  • 4.разновидность
3. Процесс сохранения человеком тех экземпляров, которые отличаются желанными качествами, называется:  1.Отбор 2.Племенной подбор 3.Методический отбор 4.Неосознанный отбор 5.Природный отбор 6.Искусственный отбор
  • 3. Процесс сохранения человеком тех экземпляров, которые отличаются желанными качествами, называется:
  • 1.Отбор
  • 2.Племенной подбор
  • 3.Методический отбор
  • 4.Неосознанный отбор
  • 5.Природный отбор
  • 6.Искусственный отбор
4. Вы голубевод. В вашем распоряжении только одна форма голубей – дикие сизые. Вам необходимо вывести от них новую породу с черным опереньем.  Как вы решаете эту проблему, руководствуясь учением Дарвина?
  • 4. Вы голубевод.
  • В вашем распоряжении только одна форма голубей – дикие сизые.
  • Вам необходимо вывести от них новую породу с черным опереньем.
  • Как вы решаете эту проблему, руководствуясь учением Дарвина?
- из стаи выбираю несколько особей с наиболее выраженным признаком - черной окраски в оперенье. Допускаю их к размножению и среди потомства снова провожу отбор по желаемому признаку Из года в год черная окраска накапливается, что и приводит к образованию голубей с черным опереньем
  • - из стаи выбираю несколько особей с наиболее выраженным признаком - черной окраски в оперенье.
  • Допускаю их к размножению и среди потомства снова провожу отбор по желаемому признаку
  • Из года в год черная окраска накапливается, что и приводит к образованию голубей с черным опереньем
Рефлексия.  Что мы делали для решения проблемы урока Можно ли это было сделать иначе?  Сегодняшний урок показал мне ____ Оценивая себя по 10 - ти бальной системе, поставил бы_____ потому, что______
  • Рефлексия.
  • Что мы делали для решения проблемы урока
  • Можно ли это было сделать иначе?
  • Сегодняшний урок показал мне ____
  • Оценивая себя по 10 - ти бальной системе, поставил бы_____ потому, что______
Голубь веероносный Голубь сизый Голубь спортивный Дикий скалистый голубь Голубь венценосный Гривун

Голубь веероносный

Голубь сизый

Голубь спортивный

Дикий скалистый голубь

Голубь венценосный

Гривун

Лайка Пудель Чау-чау Далматин Афган Шакал Доберман Бассет Боксер Волк Колли

Лайка

Пудель

Чау-чау

Далматин

Афган

Шакал

Доберман

Бассет

Боксер

Волк

Колли

Сфинск Бомбейская Бенгальская Корат Ангорская Персидская Бурма Дикий лесной кот

Сфинск

Бомбейская

Бенгальская

Корат

Ангорская

Персидская

Бурма

Дикий лесной кот


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!