СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: В. Г. Короленко. Слово о писателе. « В дурном обществе» Судья и его дети. Семья Тыбурция.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: В. Г. Короленко. Слово о писателе. « В дурном обществе» Судья и его дети. Семья Тыбурция.»

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

Предмет - литература

Класс –

Автор УМК В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.

Тема урока: В. Г. Короленко. Слово о писателе. « В дурном обществе» Судья и его дети. Семья Тыбурция.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

_______________________________________________________________________________________

Планируемые образовательные результаты:

1. Личностные умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.


2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут

Познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.



регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию,

умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.


коммуникативные: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.


3. Предметные: в результате урока учащиеся смогут

- познакомиться с биографией В. Г. Короленко, с историей создания повести;

-познакомиться с первыми главами повести;

-усовершенствовать навыки выразительного чтения;

- членение текста на композиционные части.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, сравнительная таблица, синквейн.

Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, аудиозаписи, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки

Литература:

1.Повесть В.Г. Короленко « В дурном обществе».

2.Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.

3. О.А.Еремина «Уроки литературы в 5 классе» книга для учителя.



Ресурсы урока:

- рабочие листы для учащихся (на каждого ученика или на группу)

- листы самооценки (на каждого ученика) и взаимооценки (для оценивания учащихся в парах или группе);

– компьютер, проектор, презентация


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

время

1 этап

Орг. момент

- приветствует учащихся, просит проверить наличие учебных материалов на рабочем столе



1 мин.






2 этап.

Мотивация

Задание: внимательно посмотрите на фотографии, кто изображён?

-№1-12 слайды презентации, звучит спокойная музыка

Проблемный вопрос: 1. Что объединяет эти слайды? (фотографии семьи)

2. Что такое семья?

3.Ответ на проблемный вопрос. ( на слайдах даны фотографии полных и неполных семей: фото или только с мамой или с папой). Почему?

4. Почему в презентации совмещены фотографии прошлых столетий и современные фотографии?

5. Почему так необходима семья для каждого человека?

Сегодня на уроке мы будем говорить о двух разных семья, об их проблемах, о двух мирах богатых и бедных.



Формулирование темы урока: как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока?


Слайд № 13-19 В.Г. Короленко. Слово о писателе. « В дурном обществе» Судья и его дети. Семья Тыбурция.


- слушают, смотрят слайды презентации;

- участвуют в обсуждении;

- отвечают на проблемные вопросы;






















- формулируют предполагаемую тему урока


Записывают дату, тему урока в рабочую тетрадь


4 мин

3 этап.

Актуализация знаний.

- Формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).

1. Какие произведения Короленко вы читали в начальной школе?

2. Что вам известно о жизни и творчестве этого русского писателя?

- вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения;

- вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)


2 мин.

4 этап. Целепола-

гание и планирование


Краткий рассказ о поэте ( детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России)

Слайд3

Цели урока: познакомиться с биографией В. Г. Короленко, с историей создания повести;-

Познакомиться с тремя первыми главами повести;

-познакомиться с литературным термином- повесть

-усовершенствовать навыки выразительного чтения;

-членение текста на композиционные части.

Учащиеся формулируют цели урока - отвечают на вопросы:

«Какие знания вам нужны, чтобы понять тему урока»,

в каком случае можно считать, что цели будут достигнуты?


3-5мин

План.

1. Слово о писателе.

2. История создания

3. Работа в группах 1-3 главы

- задают уточняющие вопросы;

- узнают последовательность учебных действий


5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

время



Организация самостоятельной работы в малых группах: работа с текстами, или др. источниками по темам:

-детство писателя;

- годы учёбы писателя

-история создания в повести « В дурном обществе»

- работа с разными источниками информации – поиск и извлечение нужной информации;

- работа в парах, в малых группах и презентация результатов;

- оформление записей в тетрадях;


10-15мин












участвуют в обсуждении,

- выбирают важные для себя компоненты знания структурируют понятия в схему и оформляют записи в тетрадях.

3-5мин



6 этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение

-Учитель задаёт вопрос ученикам:



участвуют в обсуждении, высказывают гипотезы;

- сравнивают варианты ответов, делают выводы;
















Выполнение теста.

5-10мин

7 этап. Рефлексия и оценивание.

Составить синквейн:

1 вариант- « Вася»

2 вариант-« Валёк» Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Валек

Короленко В.Г. «В дурном обществе» Валек 
ответственный грустный
воровал оберегал заботился
был настоящим братом для Маруси
нищий

Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Вася

Короленко В.Г. «В дурном обществе» Вася
смелый добрый
подружился сопереживал сочувствовал
нищим друзьям из сырого подземелья
главный герой


- Отвечают на вопросы





- заполняют оценочные таблицы

2-3 мин.

8 этап.

Домашнее задание.

  1. Прочитать главы 4-7 подготовить выразительное чтение и пересказ

  2. Закончить таблицу « Портретные характеристики героев»

  3. Нарисовать рисунок( по желанию), подобрать цитату из повести






Записывают дом. задание

1-2 мин.










































Тема урока: В. Г. Короленко. Слово о писателе. « В дурном обществе» Судья и его дети. Семья Тыбурция.


Предмет – литература

Класс –

Автор УМК В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

________________________________________________________________________________

Планируемые образовательные результаты:

1. Личностные умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут

Познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.


регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию,

умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.


коммуникативные: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.


3. Предметные: в результате урока учащиеся смогут

- познакомиться с биографией В. Г. Короленко, с историей создания повести;

-познакомиться с первыми главами повести;

-усовершенствовать навыки выразительного чтения;

- членение текста на композиционные части.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, кластер, синквейн.

Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, аудиозаписи, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки); плакат с изображением мальчика, держащего в руках планету.


Литература:

1.Повесть В.Г. Короленко « В дурном обществе».

2.Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.

3. О.А.Еремина «Уроки литературы в 5 классе» книга для учителя.



Ход урока:

1. Орг. момент. 1. Приветствие. Организация рабочей обстановки. Я приглашаю вас в мир, частью которого мы все являемся.


2. Мотивационный блок урока

Цель: включение в деятельность

Внимание на экран (Слайды презентации № 1-12)

Вводная беседа:

1. Внимательно посмотрите на фотографии, кто изображён?

-№1-12 слайды презентации, звучит спокойная музыка

Проблемный вопрос: 1. Что объединяет эти слайды? ( фотографии семьи)

2. Что такое семья?

3.Ответ на проблемный вопрос. ( на слайдах даны фотографии полных и неполных семей: фото или только с мамой или с папой). Почему?

4. Почему в презентации совмещены фотографии прошлых столетий и современные фотографии?

5. Почему так необходима семья для каждого человека?


2.Предположите тему нашего урока. С чем она будет связана?

1. Целеполагание и планирование:

- познакомиться с биографией В. Г. Короленко,

- познакомиться с историей создания повести;-

-познакомиться с тремя первыми главами повести;

-усовершенствовать навыки выразительного чтения;

-членение текста на композиционные части.



3 этап урока Актуализация знаний. Сегодня на уроке вы познакомитесь с жизнью и творчеством В. Г. Короленко

Вводная беседа:

1. Какие произведения Короленко вы читали в начальной школе?

2. Что вам известно о жизни и творчестве этого русского писателя?( не закомы)



Работа с тетрадью Тема: В. Г. Короленко. Слово о писателе. « В дурном обществе» Судья и его дети. Семья Тыбурция.


Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к творчеству писателя

Вступительное слово о Короленко В.Г.  Слайды № 13-19 учитель

Слово учителя

В нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают «как все», «как принято». Есть другие люди — их очень мало, и встречи с ними драгоценны, — люди, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком, «нравственным гением» русской литературы был Владимир Галактионович Короленко.

Короленко родился 15 (27) июля в1853 г. в Житомире на Украине (поясним, что Украина в то время входила в состав России). Отец его, уездный судья, был известен своей кристальной честностью. Мать была очень впечатлительна и религиозна. Он был вторым ребенком в счастливой многодетной семье уездного судьи.

  • Короленко знал русский, польский и украинский языки, посещал православный и католический храмы. Отец умер, когда Владимиру было только тринадцать лет, и семья осталась без средств к существованию. Мать и пятеро детей остались без средств к существованию. Вскоре семья переехала в город Ровно, где Короленко начал учиться в реальной гимназии (другой, классической, гимназии в Ровно не было).(№13-15)

Короленко окончил гимназию с серебряной медалью и приехал в Петербург, чтобы учиться. Материальные трудности мешали учебе: пришлось добывать деньги случайными заработками. Короленко раскрашивал ботанические атласы, читал корректуру и переводил. В 1874 г. Короленко переехал в Москву, которая тогда не была столицей, и поступил на лесное отделение Петровской академии (сейчас — Сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева).№ 16

В академии были установлены жесткие полицейские порядки. Студенты были недовольны полицейскими порядками в академии. Короленко в Москве посещал собрания революционно настроенной молодежи. В 1876 г. он подал коллективное прошение от имени 79 студентов об отмене полицейских порядков в академии и был отправлен на год в ссылку в Вологодскую губернию. Через год Короленко вновь стал студентом и снова был исключен. Тогда Короленко начал работать корректором в газете, где и была напечатана первая заметка будущего писателя.

Царское правительство считало Короленко «опасным агитатором и революционером», и в 1879 г. Короленко был по ложному подозрению арестован и выслан в Вятскую губернию. Там он подружился с крестьянами и через полгода был выслан на новое место — «за сближение с крестьянским населением и за вредное вообще влияние».

В 1881 г. был убит император Александр II. Все жители России должны были принести присягу верности новому императору — Александру III. Это была формальная процедура, но Короленко был человеком, который ни в чем не мог пойти против своей совести, и отказался присягать на верность новому императору. Он написал: «Я испытал лично и видел столько неправды от существующего строя, что дать обещание в верности самодержавию не могу». За это он был отправлен в самую тяжелую и длительную ссылку — в Якутию, в слободу Амга. Именно там, в далекой Якутии, Короленко стал настоящим писателем, и именно там создал повесть «В дурном обществе» (много лет она печаталась под названием «Дети подземелья»).

Возвратившись в Центральную Россию, Короленко быстро становится известным писателем, сотрудничает со многими журналами и газетами, затем сам становится создателем журнала «Русское богатство». До конца жизни Короленко остается защитником справедливости, в своих произведениях всегда выступая на стороне тех, кто несчастен. В этой верности правде и голосу своей совести заключалась уникальность личности Короленко, стойкость и мужество которого удивляли современников и могут служить примером для нас с вами.


2.История создания повести: «В дурно́м о́бществе» — повесть Владимира Короленко, почти полностью написанная им в годы пребывания в якутской ссылке (18811884). Позже автор работал над ней в 1885 году в Санкт-Петербурге. Впервые напечатана в журнале «Русская мысль»  1885 год.

В одной из своих кратких автобиографий Короленко, касаясь рассказа «В дурном обществе», говорит: «Многие черты взяты с натуры, и, между прочим, самое место действия описано совершенно точно с города, где мне пришлось оканчивать курс»[1]. Здесь имеется в виду город Ровно (названный в рассказе «Княжье-Вено»), где Короленко учился, начиная с третьего класса реальной гимназии. В образе судьи автор воспроизвел некоторые черты своего отца.слайд№23

Прообразом старого замка, где проживали городские нищие, послужил дворец князей Любомирских в Ровно. Во времена детства Короленко замок уже был заброшен и служил пристанищем для бездомных и бродяг. Слайд№25

Промежуточная рефлексия:

1 Что нового узнали о жизни и личности Короленко?


5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

Опережающее задание выписать непонятные слова


Словарная работа (Слайды № 21-22)

Убежище - это место, где можно укрыться, найти спасение от чего-нибудь. Слово ютиться означает помещаться на небольшом пространстве, иметь пристанище в тесном помещении.

Кров - слово высокого стиля, обозначает жилище, приют.

Потомок - человек по отношению к своим предкам. Короленко пишет о «потомках слуг графского рода», то есть о детях и внуках тех, кто когда-то служил графу. Выражение «дурная слава» употребляют, когда хотят сказать, что о ком-то или о чём-то говорят много плохого. Короленко пишет: «Гора, изрытая могилами, пользовалась дурной славой».

Суровое лицо - угрюмое, сердитое лицо

Раздоры - разногласия, ссоры, вражда.

Угрюмый человек - мрачный, неприветливый человек.

Притерпеться к упрёкам означает привыкнуть к тому, что тебе высказывают своё неодобрение или обвинения. Вася притерпелся к упрёкам, то есть привык и перестал обращать внимание на обвинения в том, что он бродяга.

«Серый камень» - это известняк. Короленко употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.

«Призраки старого замка» - это бывшие графские служащие и их потомки, потерявшие смысл существования и живущие как призраки

. «Дурное общество» - общество людей, совершающих предосудительные, безнравственные с точки зрения господствующей морали поступки.



Физкульминутка: физические упражнения для тела и глаз.

Работа в группах: - У каждой группы есть индивидуальное задание по тексту повести Короленко. Прочитайте свое задание, после у вас будет минутка для обдумывания ответа на свой вопрос, а затем надо будет представить полный, развернутый ответ на свой вопрос.



Задания на карточках: Изображение жизни детей из богатой и бедной семей

Чтение и оьсуждение глав 1-3 повести В. Г. Короленко « В дурном обществе» организуется а группах.

Группа№1 Глава « Развалины»

























































































7 этап Рефлексия и оценивание

Составить синквейн:

1 вариант- « Вася»

2 вариант-« Валёк» Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Валек

Короленко В.Г. «В дурном обществе» Валек 
ответственный грустный
воровал оберегал заботился
был настоящим братом для Маруси
нищий

Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Вася

Короленко В.Г. «В дурном обществе» Вася
смелый добрый
подружился сопереживал сочувствовал
нищим друзьям из сырого подземелья
главный герой

Имена героев

Портреты героев с цитатах

Чьими глазами даётся портрет

Авторское отношение к героям, проявившееся в описании их внешности


Вася





Валек





Маруся





Соня
















Какие цели вы стали в начале урока?

Итог урока: 1.Какое произведение изучили? 2. О чём это произведение?



Домашнее задание:

  1. Прочитать главы 4-7 подготовить выразительное чтение и пересказ

  2. Заполнить таблицу « Портретные характеристики героев»

  3. Нарисовать рисунок( по желанию), подобрать цитату из повести.



Оценочный лист учащегося

Фамилия, имя______________________________________________


Виды работ

Отметка

Комментарий

Устная работа



Работа в группе




Парная работа



Самостоятельная работа



Средний балл за урок



Общее впечатление































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!