СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока:"Вирусы-неклеточная форма жизни" 10 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема урока:"Вирусы-неклеточная форма жизни" 10 класс.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Трисанчинская средняя общеобразовательная школа им.Умалатова Р.М.»

Дахадаевского района Республики Дагестан



Конспект открытого урока по биологии

в 10 классе:

«Вирусы – неклеточная форма жизни»










Подготовила:

учитель биологии МКОУ «Трисанчинская средняя общеобразовательная школа им. Умалатова Р.М.»

Янсаева Загидат Абдуллагаджиевна



2016-2017год



   

Тема урока: Вирусы – неклеточная форма жизни


Тип урока: изучение нового материала.


 Цели: познакомить учащихся с неклеточными формами жизни – вирусами, раскрыть особенности их строения и жизнедеятельности, значение; сформировать у учащихся знания о неклеточных формах жизни – вирусах – на основе решения проблемной ситуации.

     Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с историей открытия вирусов;

изучить строение и классификацию вирусов;

раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов; охарактеризовать особенности строения и жизнедеятельности вирусов; описать механизм проникновения вирусов в клетку; рассмотреть особенности размножения вирусов; сообщить об опасных вирусных инфекциях и о профилактике заболеваний;

Развивающие: развивать умение учащихся работать с учебником и компьютерными средствами; развивать учебно-организационные умения: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

Воспитательные: способствовать формированию у учащихся самостоятельной поисковой творческой деятельности, навыков самоорганизации; формировать понимание ценности жизни человека.


     

     

     Оборудование: компьютер, мультимедийная доска; презентация к уроку, таблицы по теме «Вирусы», дидактический раздаточный материал таблицы «Строение вирусов», «Бактериофаги», научно-популярная литература о вирусах, мультимедийная презентация, компьютер, проектор, экран.

   

     

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

     Здравствуйте ребята, садитесь. Основа каждого урока – это труд. Получать знания, научиться их применять – это очень большой труд. Так настройте себя на то, чтобы почерпнуть сегодня из урока много нового и интересного.

     II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

     Учитель. Все мы уже, к сожалению, понимаем, что страшная болезнь под названием СПИД прочно вошла с нами в XXI век. В мире от этого страшного заболевания умирает все больше и больше людей. Обратимся к данным о его распространении.

     Впервые о неизвестной болезни сообщил «Еженедельный вестник заболеваемости» (США) в 1981 году. Уже к концу года упоминалось о 166 случаях этого заболевания. Через 4 года в Атланте состоялась первая Всемирная конференция по СПИДу, на которой царил «явный и безусловный шок». Это страшное заболевание унесло и продолжает уносить миллионы жизней. В этом году сотни известных имен, таких как Рудольф Нуриев, Фреди Меркьюри…

     Заболевание СПИДом развивается медленно. В течение нескольких лет единственным признаком болезни может быть увеличение некоторых лимфатических узлов. Затем начинаются подъемы температуры, длительные расстройства желудка, потливость, похудание. В дальнейшем возникают воспаление легких, поражение кожи, заражение крови, злокачественные опухоли. Все это приводит к смерти человека. Самое обидное то, что чаще всего погибают молодые люди в полном расцвете сил.

  • Какие организмы вызывают заболевание СПИД? (Ученики должны ответить на проблемный вопрос в конце урока.)

     Вспомним  с вами материал по теме «Клетка».

  • Что такое клетка? Все живые организмы имеют клеточное строение.

  • На какие две группы делятся клеточные организмы?

  • Что значит «прокариоты»?

  • Какие организмы относятся к прокариотам?

  • Что значит «эукариоты»?

  • Какие организмы относятся к прокариотам?

     Но есть организмы, которые не имеют клеточного строения. Какие это организмы, мы узнаем на уроке.

     Тема урока – «Вирусы − неклеточные формы жизни». Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с уникальными организмами – вирусами, которые являются неклеточными формами жизни. Рассмотрим особенности вирусов, строение этих организмов, этапы жизнедеятельности. Раскроем особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, изучим механизм проникновения вирусов в клетку, а также вы узнаете об опасных вирусных инфекциях и о профилактике заболеваний. (Демонстрация слайда)

     План урока (Демонстрация слайда)

  1. Открытие вирусов.

  2. Строение и жизнедеятельность вирусов.

  3. Многообразие вирусов.

  4. Механизм проникновения вирусов в клетку.

  5. Вирусные инфекции и профилактика заболеваний.

     III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Когда же впервые стало известно об этих организмах? 

Сообщение учащегося (Слайд 6)

/Честь открытия вирусов принадлежит нашему соотечественнику Д.И. Ивановскому, который впервые в 1892 г. доказал существование нового типа возбудителя болезней на примере мозаичной болезни табака.

Будучи студентом Петербургского университета, он выезжал на Украину и в Бессарабию для изучения причин болезни табака, а затем, после окончания университета, продолжал исследования в Никитском ботаническом саду под Ялтой. В содержимом пораженного листа он не обнаружил бактерий, однако сок больного растения вызывал поражения здоровых листьев. Ивановский профильтровал сок больного растения через свечу Шамберлана, поры которой задерживали мельчайшие бактерии. В результате он обнаружил, что возбудитель проходит даже через такие поры, так как фильтрат продолжал вызывать заболевание листьев табака. Культивирование его на искусственных питательных средах оказалось невозможным. Д.И. Ивановский приходит к выводу, что возбудитель имеет необычную природу: он фильтруется через бактериальные фильтры и не способен расти на искусственных питательных средах. Он назвал новый тип возбудителя «фильтрующиеся бактерии». Ивановский установил, что   болезнь табака, распространенная в Крыму, вызывается вирусом, который обладает высокой заразительностью и строго выраженной специфичностью действия. Это открытие показало, что наряду с клеточными формами существуют живые системы, невидимые в обычные световые микроскопы,  проходящие через мелкопористые фильтры и лишенные клеточной структуры. (Слайд 7) Спустя 6 лет в 1898 г. после открытия Д.И. Ивановского голландский ученый М. Бейеринк ввел термин «вирус», чтобы обозначить инфекционную природу определенных профильтрованных растительных жидкостей.

Все эти открытия не только укрепили позиции новой области биологии, но и позволили появиться новой самостоятельной науке – вирусологии («vira» - яд, «logos» - учение). Открытие вирусов принесло мировую славу отечественному ученому – Дмитрию Иосифовичу Ивановскому.

(Слайд 8) В переводе с латинского "вирус" означает "яд". Он представляет собой особую форму жизни. Наука, которая изучает вирусы называется вирусология (Слайд 9).

     Учитель.

  • Итак, вирусы поражают все живые организмы – бактерии, грибы, растения, животных.

     Рассмотрим строение вирусов.

     − Прочитайте в учебнике статью «Химический состав вирусов».

     − Выполните задание на карточке №1.

     (Ответы учащихся)


     IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

  1. Вопрос к учащимся (поставленный в начале урока)

  • Какие организмы вызывают заболевание СПИД?

  1. Проблемный вопрос

  • Итак, вирусы – неклеточные формы жизни – вызывают различные заболевания. Необходимо защищать свой организм от вирусов. Как сказал П. Медавар, «вирусы – это «плохие новости» в упаковке из белка». Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.

  1. Тест «Вирусы» (Демонстрация слайда)

  1. Вирусы были открыты в 1892 году:

      а) Д.И. Ивановским;            

      б) И.М. Сеченовым;

      в) И.П. Павловым.            

  1. Термин «вирус» (с латинского «яд») был введен:

а) М. Бейеринком;                

б) И.М. Сеченовым;

в) И.П. Павловым.

  1. Бактериофаг состоит из таких частей:

а) нуклеиновой кислоты и капсида;

б) нуклеиновой кислоты и суперкапсида;

в) нуклеиновой кислоты, капсида и суперкапсида.

  1. Бактериофаг содержит нуклеиновую кислоту:

а) в головке;

б) в хвосте;

в) в шипах.

  1. Размер вирусов колеблется:

а) от 20 до 300 нм;

б) от 20 до 30 нм;

в) от 200 до 400 нм.

  1. У вирусов отсутствует:

а) метаболизм;

б) наследственность;

в) изменчивость.

  1. Основной путь проникновения вируса в клетку:

а) эндоцитоз;

б) экзоцитоз;

в) пиноцитоз.

  1. Вирус вызывает заболевание:

а) оспу;

б) холеру;

в) туберкулез.

  1. Какой вирус вызывает заболевание СПИД?

а) иммунодефицита;

б) герпеса;

в) оспы.

  1. «Вирусы – это «плохие новости» в упаковке из белка». Это высказывание:

а) П. Медавара;

б) М. Бейеринка;

в) И.М. Сеченова.

  1. Вопросы к учащимся (беседа) (Демонстрация слайда)

  • Какие формы жизни существуют на Земле?

  • Какие организмы относятся к неклеточным формам жизни?

  • Назовите признаки живого организма, характерные для вирусов.

  • Какое важное свойство живых организмов для вирусов не характерно?

  • На какие две группы делятся вирусы по строению?

  • Какое строение имеет простой вирус?

  • Чем сложный вирус отличается от простого?

  • Чем вирусы отличаются от бактерий?

  • Назовите два пути проникновения вирусов в клетку.

  • Что использует вирус при синтезе своих белков?

  • Какие заболевания вызывают вирусы?

  • Назовите меры профилактики заболевания СПИД.

V ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

     Изучить материал параграфа 17 параграф учебника по данной теме, изучить строение, размножение вирусов, их практическое значение.

VI ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

     Оценка активности учащихся на уроке.

Давайте вспомним тему нашего сегодняшнего урока, цель, проблемный вопрос, который мы сегодня с вами поставили и подведем итоги (оценивание обучающихся по рейтинговой системе, приложение 1)


Приложение 1

Карточка оценивания на уроке:


Фиксирование

результатов в тетради

Сумма

баллов

Оценка

1-4 балла

1-3 балла

По 1 баллу

1-4 баллов


Норма оценки:

6-7 баллов – оценка «3»

8-9 баллов – оценка «4»

Более 10 баллов – оценка «5»


     Всем спасибо за работу. До свидания.

   






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!