СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Влага в атмосфере». Кластер.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для закрепления

- представления об абсолютной и относительной влажности воздуха;

- понятия:  зависимости между температурой воздуха и его влажности, конденсации, тумана, облака и их видов;

- умения рассчитывать относительную влажность.

- понятия «облака» и раскрыть процесс их образования;

- с понятие «осадки»;

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Влага в атмосфере». Кластер.»

Тема урока: «Влага в атмосфере». Кластер.

6 класс

Цель урока: создать условия для закрепления

- представления об абсолютной и относительной влажности воздуха;

- понятия: зависимости между температурой воздуха и его влажности, конденсации, тумана, облака и их видов;

- умения рассчитывать относительную влажность.

- понятия «облака» и раскрыть процесс их образования;

- с понятие «осадки»;

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностного географического знания об абсолютной и относительной влажности воздуха, как одного из важнейшего компонента климата, влияющего на здоровье людей.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Сознание единства человека и атмосферы, ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные: сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, о влиянии влажности на человека, умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи. Высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования. сформировать представлений о влиянии атмосферы на человека, об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению экологических проблем в атмосфере; владение умениями и навыками соблюдения мер безопасности во время опасных явлений в атмосфере.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация.

Когнитивный компонент урока: влажность воздуха, облака, атмосферные осадки.

Деятельный компонент урока: рассчитать относительную влажность, закрепить виды облаков, осадков.

Эмоционально – ценностный компонент урока: оценивать значение влажности, облачности, осадков для жизни и хозяйственной деятельности людей; раскрывать влияние природных явлений на творчество людей.

Формы работы с учащихся: работа с текстом учебника, кластер. рис. 101, 102, 103.



Структура и ход урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Время

1

Организация на урок

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Надежда Владимировна.

-Ребята, какой сегодня прекрасный день, и у вас должно быть хорошее настроение.

1 мин

2

Актуализация

Темы

(мотивация урока)

- Давайте определим тему урока. Угадаем ребусы и загадки.

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)

Вечером-водой, ночью-водой, а утром – в небеса. (Дождь)

С неба – звездой, в ладошку – водой. (Снег)

Падает горошком, скачет по дорожкам. (Град)

Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)

Ребус «Влажность»

-Тема нашего урока «Влага в атмосфере».

2 мин

3

Закрепление и обобщение изученного материала

Сегодня на уроке мы составим кластер по этой теме.

- Какие состояния воды вы знаете? (жидкое, твердое, газообразное)

-Что происходит с водой в атмосфере? (конденсируется (от латинского уплотнение, сгущение) водяной пар превращается в капельки воды)

В воздухе всегда содержится водяной пар, т. е. вода в газообразном состоянии. (Иногда ошибочно считают, что именно водяной пар клубится над кастрюлей с кипящей водой или поднимается белой струей из носика чайника)

-Так ли это? (нет, там поднимаются мельчайшие капельки жидкой воды)

Нередко за водяной пар принимают облака. На самом деле водяной пар невидим.

Водяной пар попадает в воздух при испарении воды с открытой водной поверхности морей, рек, озер и с поверхности почвы (т. е. при переходе ее из жидкого в газообразное, состояние). Чем выше температура и суше воздух, тем сильнее испарение. Корни растений всасывают воду из почвы, по сосудам стеблей она поднимается в листья и возвращается в атмосферу.

ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА — это количество содержащегося в нем водяного пара. Оно может быть разным, и в быту мы характеризуем воздух как сухой, влажный или сырой.

Масса водяного пара, содержащегося в единице объема воздуха (обычно в г/м3). называется абсолютной влажностью.

Чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара он может содержать, следовательно, тем выше его возможная абсолютная влажность. Так, при температуре 30°С воздух может содержать 30 г водяного пара, при температуре 20 °С — 17 г, при 0 °С — 5 г, а при -10 °С — всего 2 г.

Жаркий воздух пустыни, например, мог бы содержать много водяного пара, но он очень сухой, потому что в пустыне нет воды. Следовательно, воздух пустыни является ненасыщенным водяным паром. Степень насыщения воздуха показывает относительная влажность.

Относительная влажность — фактическое количество водяного пара в воздухе от максимально возможного при данной температуре.

Относительная влажность измеряется в процентах. Например, в африканской пустыне Сахара она составляет всего 15—30%. Значит, воздух Сахары содержит всего от 15 до 30% водяного пара из возможных 100%. При относительной влажности 100% воздух становится насыщенным, т. е. содержит столько водяного пара, сколько может содержать при данной температуре.

Практикум. Рассчитать влажность воздуха.

- Температура условного объема воздуха 30 °С. Абсолютная влажность:

а) 15 г/м3; 50%

б) 25 г/м3; 83%

в) 5 г/м3. 17%

- Рассчитайте относительную влажность воздуха во всех трех случаях.

Определение влажности воздуха имеет значение не только для определения погоды, но и для проведения технических мероприятий, при хранении музейных экспонатов (книг, картин), лечение многих болезней, орошение полей.

ПРАКТИКУМ: - С помощью прибора ГИГРОМЕТРА определим относительную влажность воздуха в нашем помещении (наливаем кипяченую воду и ставим на некоторое время).


Дополнительные вопросы.

- Проанализируйте, в какую погоду быстрее сохнет мокрое белье.

- При каких условиях ненасыщенный воздух может стать насыщенным?

(Ненасыщенный воздух может стать насыщенным, если охлаждать его до тех пор, пока пар в нем станет насыщенным. Достигнутая при этом температура называется температурой точки росы)

Нигде на Земле не была зарегистрирована влажность 0%. Воздух с относительной влажностью 30% считается сухим.

-Что произойдет, если температура насыщенного воздуха понизится? (Воздух не сможет удержать весь водяной пар, и часть его конденсируется, т. е. перейдет в жидкое или твердое состояние)

- Вспомните, что происходит, когда в теплую кухню или комнату вносят, например, хранящуюся на холоде банку или кастрюлю с квашеной, капустой.

(Тёплый пар, находившийся в тёплой комнате, конденсируется под действием холодной банки или кастрюли).

- Почему, вернувшись зимой с катания на коньках, полезнее протереть их лезвия сухой тряпкой?


Многие из вас любят смотреть на облака, ведь они нередко принимают причудливую форму.

Ветер гонит кучу дыма,
Словно грузного коня.

Вот как представлял облака поэт

Н. Гумилев:

-Какие мысли у вас возникают, глядя на облака? Выскажите их.

-Какие виды облаков вы знаете? (кучевые, слоистые, перистые)

Запись в кластер.

- Дадим характеристику каждому виду облаков.


Облако – это тот же туман, только на большой высоте от земной поверхности. Образуются облака при охлаждении поднимающегося воздуха.

Различают несколько основных видов облаков.


-

Кучевые(кучево-дождевые)

слоистые

перистые

на высоте 2-3 км,

на высоте не более 2 км,

на высоте 7-10 км,

приносят дождь

приносят длительные дожди

без осадков (иногда предвестники ухудшения погоды)

Что можно наблюдать в жаркий летний день?

(В жаркий летний день поднимающееся Солнце все сильнее нагревает земную поверхность. Воздух над ней (в нем есть водяной пар, но воздух не насыщен им) тоже нагревается и поднимается вверх. На высоте 800—1000 м воздух охлаждается. При дальнейшем понижении температуры водяной пар конденсируется — переходит из газообразного состояния в жидкое, в воздухе выделяются мельчайшие капельки воды. Скопление этих водяных капель и есть облако, которое мы видим.

Есть еще одно необходимое условие образования облаков: облачная капля может образоваться только вокруг мельчайшей твердой частицы — пылинки, находящейся в воздухе)


-Почему ласточки летают низко над землей при наступлении пасмурной погоды?

(Перед ненастьем, а также в вечерние часы воздух становится влажным, отчего лёгкие крылышки насекомых намокают, поэтому жучки да бабочки опускаются пониже, к земле. За ними и устремляются ласточки, чтобы найти пропитание себе и подрастающим птенцам.)

- Облака исчезают. Как и куда?

- Почему облака не падают за земную поверхность? (По всем законам физики при конденсации водяного пара (превращение его в капли воды) происходит выделение тепла, поэтому общая температура облака чуть выше, чем у окружающего воздуха – это и позволяет ему не падать на землю. Кроме того, поднимающиеся от земли вверх потоки теплого воздуха также помогают поддерживаться облаку на высоте)

- В каких широтах земного шара наиболее развита кучевая облачность? Почему?

В особенно жаркие дни сильно нагретый воздух поднимается и достигает большой высоты. На расстоянии 4—5 км от поверхности Земли верхняя часть облака попадает в зону отрицательных температур (до —20 °С). Капли воды превращаются в тяжелые ледяные кристаллы. Они уже не удерживаются в воздухе и падают, растаивая и превращаясь в большие дождевые капли. Выпадает сильный дождь — ливень. Бывает, что в кучево-дождевом облаке образуются не просто крупинки, но целые льдинки. Они не успевают растаять, и выпадает град. Даже небольшие — в 1—2 см и весом около 1 г, они могут нанести большой урон фруктовым садам и виноградникам, полностью уничтожить посевы. В районах, где часто выпадает град, опасное кучево-дождевое облако обстреливают снарядами с йодистым серебром. В облаке образуется множество ледяных крупинок, которые не успевают вырасти и, падая вниз, превращаются в обычные дождевые капли. Во время ливня в умеренных широтах может выпасть слой осадков толщиной до 100—200 мм. На фоне кучево-дождевых облаков нередко наблюдается радуга.

С мощными кучево-дождевыми облаками связаны грозы. Молния — искровой электрический разряд (или гигантская искра) - может образоваться между частями одного облака, между двумя облаками или между облаком и землей. Грозы над сушей бывают примерно в 2—3 раза чаще, чем над океаном.

Длина молнии в среднем составляет 2—3 км, но иногда при разряде между облаками может доходить и до 10—15 км. Молния сопровождается громом, потому что воздух мгновенно очень сильно нагревается (до 25 000—30 000 °С) и расширяется при электрическом разряде. Молния и гром происходят одновременно, но скорость звука меньше скорости света, и громовые раскаты слышатся после молнии (скорость звука — 330 м в секунду, т. е. за 3 секунды звук проходит расстояние примерно 1 км). Если гром после молнии мы слышим менее чем через 10 секунд, то гроза от нас на расстоянии не более 3—3,5 км и ее называют близкой. Если между вспышкой молнии и началом грома прошло более 10 секунд — это отдаленная гроза.

- Объясните, почему после нескольких дней жаркой погоды возрастает опасность ливней и гроз.

- Назовите основные правила безопасного поведения во время грозы (работа в парах по карточкам)

- Над крупными городами выпадает значительно больше осадков, чем над окружающей сельской местностью. Как это можно объяснить? (Над крупными городами намного грязнее атмосфера, чем над сельскими районами. Это в основном из-за пыли и газовых выбросов, способствующих конденсации влаги в атмосфере, попросту - выпадению дождей)

- Летом можно наблюдать интересное явление,  которое называют «грибной дождь»: небо голубое, чистое, Солнце светит, а легкий дождик идет.

- Откуда он берется? (Дождь всегда выпадает только из облака. Возможно, облако было  таким маленьким, что успело исчезнуть (испариться). Возможно, оно было унесено ветром.)

-  Первое после зимы появление кучевых облаков считается важным признаком наступающей весны. День их появления отмечается в дневниках наблюдений за погодой. Объясните, в чем географический смысл этой приметы.

Со слоистыми облаками связаны длительные затяжные осадки. Иногда такие дожди называют обложными. Как правило, они выпадают над большой территорией.

Из облаков выпадают атмосферные осадки.

Атмосферные осадки – это вода, выпавшая на земную поверхность в жидком или твёрдом состоянии.

Атмосферные осадки:

- жидкие: дождь; роса;

- твёрдые: снег; град; гололёд; иней.

Осадки могут не только выпадать из облаков, но и выделяться из насыщенного водяным паром воздуха при его соприкосновении с охлаждёнными поверхностями. Например – иней, роса, гололёд.

Кластер (виды осадков)

Осадкомер - прибор для измерения осадков.

Дождемер - это прибор, используемый метеорологами и гидрологами для сбора и измерения количества жидких осадков на определенной территории в течение определенного периода времени. 

Измерения проводят 2 раза в сутки. Результаты складывают. Если осадки в виде снега  - его растапливают.

Круглый стол. - Осадки - благо или вред?

10 мин



































10 мин

4

Физминутка

Учащиеся стоят, учитель произносит текст и демонстрирует движения руками, которые должны повторить дети.
« Водяной пар поднимается вверх (поднимаются обе руки вверх, становятся на носочки) и охлаждается (согреваем руки дыханием). Так образуются облака (вырисовываем руками круг). Облака бывают кучевые (вырисовываем руками  в воздухе кучевое облако), слоистые (одна рука ложится на другую, потом нижняя вновь на верхнюю) и перистые (редкие взмахи рукой в воздухе). Когда облако становиться большим (рисуем большой круг руками) и тяжелым (вытянутые горизонтально руки опускаем вниз) выпадают осадки (пальцы сжатые  в кулак разжимаем и делаем разбрызгивающие движения): дождь (накрываем голову двумя руками) или снег (ловим снежинку рукой)

1 мин









5


Практикум с контурными картами





Работа с картами атласа и контурной картой. - Найти в атласе самые влажные и самые сухие места на планете и нанести их на контурную карту.

Дополнительный материал:

1. Самое безоблачное место на Земле – Юма (Аризона, США) – 90% дней в году солнечные и Восточная Сахара (Африка) – 97% дней солнечные.

2. Наибольшее количество осадков за год 26461 мм – в 1860-1861 год выпало в Черапунджи (Индия).

3. Максимальное среднегодовое количество осадков - 12090мм выпадает в Кауан (Гавайские острова).

4. Самые засушливые места на Земле - пустыня Атакама (север Чили) и юг Ливийской пустыни.   Среднегодовое количество осадков – 0 мм.

5. Наибольшее количество осадков за сутки – 1870 мм выпало на о. Реюньон, 16.03.1952 года.

5 мин








6

Закрепление Работа по кластеру.


1. Закончите предложения «Абсолютная влажность… Относительная влажность… Гигрометр…(посмотреть показания ГИГРОМЕТРА, определить влажность помещения).

2. Как образуются облака? Основные типы облаков?

3. Какие атмосферные осадки вы знаете?

Работа с пословицами:

-Дождь в засуху - золотой дождь;

- Снег — одеяло для пшеницы; 

- Зима без снега - лето без хлеба.


5 мин

8

Рефлексия

Подведение итогов урока.


Рефлексия Итог:

Продолжите фразы:

Сегодня на уроке я повторил (а)……….

Сегодня на уроке я узнал (а)……………

Сегодня на уроке я научился (ась)……..

Сегодня на уроке мне не удалось………..


2 мин



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!