СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока создать условия для раскрытия понятия,какую роль играет литература в жанрах музыкально-сценического искусства и в частности в балете

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"»

Тема урока: "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет" 

Цель урока: создать условия для раскрытия понятия, какую роль играет литература в жанрах музыкально-сценического искусства и в частности в балете.

Задачи урока.

Образовательные:

  • повторение признаков оперного жанра;

  • знакомства с балетом как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника; знакомства с балетом П.И.Чайковского “Щелкунчик”,

  • укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства;


Развивающие:

  • формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей балетного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты балетных спектаклей;

  • развивать вокально-хоровые навыки;

  • расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.


Воспитательные:

  • приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики;

  • создание эмоционально – положительной, творческой атмосферы  на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.


Формируемые УУД:

  • в области личностных УУД: быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; не бояться собственных ошибок, научиться слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение; повысить мотивацию собственных знаний; осознание учащимися для чего им необходимо получить знания по данной теме;

  • в области регулятивных УУД: принимать и удерживать учебные задачи; быстро включаться в процесс решения поставленных задач, уметь управлять своими знаниями в новой ситуации.

  • в области коммуникативных УУД: уметь работать в малых группах, умение слышать, слушать и понимать окружающих, высказывать свою точку зрения, участвовать в коллективном исполнении.

  • в области познавательных УУД: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, выяснить какую роль играет литература в музыке.

  • в области предметных УУД: учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения; развивать умение определять номера в балете, понимать их значение и образное содержание; воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности.


Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.





Методы:

  • повторение пройденного методом устного опроса;

  • рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);

  • анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;

  • хоровое исполнение песни “Доброта” музыка И. Лученка, слова Н.Тулуповой;


Оборудование:

  • компьютер;

  • проектор;

  • звукоусиливающая аппаратура (колонки);


Материалы:

  • слайдовая презентация;

  • видеофрагменты из балета “Щелкунчик”: “Битва с мышами”, “Вальс снежных хлопьев”;

  • музыкальные фрагменты из балета П.И.Чайковского “Щелкунчик”: “Марш”, “Битва с мышами”, “Вальс снежных хлопьев”;

  • нотный материал;

  • текст песни “Доброта” музыка И. Лученка, слова Н.Тулуповой;

  • музыкальные фонограммы.


































Конспект урока

I. Организационный момент (02:00)

Презентация. Слайд № 1 ()

Звучит “Марш” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского. Дети входят в класс. Музыкальное приветствие учителя, музыкальное приветствие гостей.

Попевка: Здравствуйте, здравствуйте,

Мы пришли, в светлый класс.

Здравствуйте, здравствуйте,

Очень рады видеть Вас!

Здравствуйте!

II. Актуализация знаний (04:00)

Учитель: 

Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие в мир музыкального театра.

Театр - здесь искусства в едино сплелись.

Театр - здесь мечта и реальность слились… (Владимир Миодушевский)

Но это уже не первое путешествие.

Кто мне подскажет, с каким жанром музыкального сценического искусства

мы с вами встречались в музыкальном театре?


Презентация. Слайд № 2 (Второе путишествие)


Ученики:  В музыкальном театре мы познакомились с оперой.


Учитель: 

Какие же оперы Вам запомнились больше всего?


Ученики: Опера “Садко”, которую написал композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.


Учитель: 

Правильно, но возможно кто-нибудь вспомнит ещё одну оперу Н.А.Римского-Корсакова

на сказочный сюжет. Фрагменты из этой оперы так же звучали на наших уроках.


Ученики: Снегурочка.


Учитель:

 Какие литературные жанры стали основой сюжета для этих оперных спектаклей?


Ученики: Былина, сказка.


Учитель: 

Но пора вернуться к теме нашей встречи. С каким же жанром музыкального сценического искусства нам предстоит встретиться сегодня? Давайте не будем гадать.

Ответ на этот вопрос зашифрован в музыкальном кроссворде.

Но для этого Вам необходимо отгадать несколько загадок. Все готовы?


Ученики:  Да!!!









Решение музыкального кроссворда (02:00)

Презентация. Слайд № 3

Учитель: В основу оперы, не медлите с ответом

Берётся книжечка…? (Либретто)


Презентация. Слайд № 4

Ученики: Либретто.

Презентация. Слайд № 5

Учитель: Бах, Чайковский, Моцарт, Глинка.

Арфа, флейта, рояль, скрипка.
Хор, солистов голоса, -
Всех подружила…? (Музыка)


Презентация. Слайд № 6

Ученики: Музыка.

Презентация. Слайд № 7

Учитель:

Бывает драматический, бывает музыкальный.
Ему сопутствует успех, обычно, колоссальный!
Его придумал режиссёр, играют в нём артисты.
Идёт в театре и порой - на сцене всё, как в жизни. (Спектакль)


Презентация. Слайд № 8

Ученики: Спектакль.

Презентация. Слайд № 9

Учитель:

Спектакль на славу удался.
И публика довольна вся!
Художнику особые овации.
За красочные…? (Декорации)


Презентация. Слайд № 10

Ученики: Декорации.

Презентация. Слайд № 11

Учитель: 

Звучит полонез и танцует поляк,

А хота – конечно испанец,

Но если “Камаринская” зазвучит –

Исполнят для вас русский…? (Танец)


Презентация. Слайд № 12

Ученики: Танец.





III. Этап целеполагания (03:00)

Учитель: 

Молодцы! Вы успешно справились с этим творческим заданием. Кроссворд решён,

и Вы без труда можете назвать тему предстоящего разговора.


Ученики: Я думаю, что речь пойдёт о балете.


Презентация. Слайд № 13 (Тема урока: Балет)


Учитель: 

Совершенно верно. Но я бы хотел услышать от Вас, что же такое балет?

Давайте ответ на этот вопрос попытаемся найти в сети интернет и дать

определение жанра балет с уже известным по предыдущим урокам жанром опера.


Работа в группах. Словарная работа. Поиск информации в интернете. (03:00)

Учащиеся записывают в тетрадь определение, что такое «Балет»

Учитель предоставляет возможность учащимся каждой группы высказаться, после

чего, суммирует ответы детей и даёт определение жанра балет.


Презентация. Слайд № 14 (Балет - определение)

УчительБалет - (французское ballo, буквально - танец). Музыкально- хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства.


А сейчас я попрошу расшифровать мне ответ на первую загадку. Что же это за “волшебная книжечка”, которая является основой оперы?


Ученики:  Либретто - итальянское слово и переводится, как книжечка. По сути же

это краткое изложение содержания оперы или балета.

Учитель: 

Не могу с Вами не согласиться, но хотелось бы добавить, что помимо литературно-

драматической основы, изложенной в либретто, вы можете в нём найти и

характеристики всех действующих лиц.

А как вы думаете, какие литературные жанры могут стать основой сюжета для

балетного спектакля?


Ученики: Сказки, легенды, пьесы, драма и т.д.


IV.Первичное восприятие (15:00)

Учитель: 

Ну, а сейчас самое время отправиться в театр.

У Александра Сергеевича Пушкина есть такие строки:


Презентация. Слайд № 15 (Портрет и высказывание А.С.Пушкина)


Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит. (А.С.Пушкин)


Сегодня мы начнём знакомство с балетом великого русского композитора П.И.Чайковского, действие которого происходит в рождественскую ночь.

Может быть, кто-нибудь подскажет, что же это за балет?


Ученики: Щелкунчик.

Презентация. Слайд № 16


Учитель: Итак, перелистаем страницы музыкальной истории и отправимся в 1892 год.


Презентация. Слайд № 17 (Памятная дата)


Первая постановка балета “Щелкунчик” состоялась за год до смерти композитора на подмостках Мариинского театра в Петербурге. Этот балет был заказан П.И.Чайковскому дирекцией Императорских театров. Либретто к балету создано Мариусом Петипа.

А теперь подумайте: всех ли авторов мы с Вами вспомнили?


Ученики: Мне кажется, что здесь необходимо вспомнить о литературном первоисточнике, который был использован в работе над этим балетом. Ну, и конечно же его автора.


Учитель: 

Я Вам очень благодарен за это дополнение. Ведь, если Вы помните, то все уроки

в этом полугодии объединены одним вопросом: “Что стало бы с музыкой, если бы

не было литературы”?

Так какое же литературное произведение было положено в основу либретто?


Ученики: Сказка “Щелкунчик”.


Учитель: 

Может быть, кто-то назовёт автора и уточнит название произведения?

Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебнике музыки 5 класс на стр. 62


Работа с учебником (01:00)


Ученики: Эрнст Теодор Амадей Гофман “Щелкунчик и мышиный король”.


Презентация. Слайд № 18 (Автор Оперы щелкунчик и сказки Щелкунчик)


Учитель: 

Вы абсолютно правы. Своим появлением балет П.И.Чайковского “Щелкунчик”

обязан в первую очередь сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана

«Щелкунчик и мышиный король»


Учитель: Что же происходит в спектакле в рождественскую ночь?


Ученики: Маше, главной героине, снится сон. Оживают её игрушки… Она и Щелкунчик вступают в борьбу с мышиным королём. В этой неравной борьбе они одерживают победу, а потом отправляются в сказочную страну сладостей и игрушек…


Учитель: 

Прекрасно. Именно с этой сцены, которая называется “Битва с мышами” мы и

начнём знакомство с балетом.

Когда мы говорим с Вами о балете, мы представляем себе танец.

Услышите ли Вы в этом фрагменте характерные черты знакомых Вам танцев.


Презентация. Слайд № 19 (битва с мышами аудио фрагмент)




Слушание и обсуждение (03:30)

Ученики: Музыку, которая сейчас прозвучала, трудно назвать танцем. Это скорее музыкальная зарисовка игрушечной войны.


Учитель: 

Мне очень понравилось в Вашем ответе словосочетание “музыкальная зарисовка”.

Это правильное замечание, потому что композитор, используя изобразительные

возможности оркестра, создаёт зрительное ощущение происходящего на сцене.

Что Вам помогла услышать и “увидеть” музыка П.И.Чайковского.


Ученики: Здесь мы слышим окрики часового и барабанный бой, военные, хотя и игрушечные, фанфары и мышиный писк, напряжение схватки и чудесное превращение Щелкунчика.


Учитель: 

Молодцы! Ну, а сейчас самое время проверить себя и соотнести свои фантазии с

тем, что Вы увидите на сцене.


V. Этап первичного закрепления (10:00)


Просмотр видеофрагмента “Битва с мышами” в исполнении артистов балета Большого театра. (02:30)


Презентация. Слайд № 19 (битва с мышами видео фрагмент)


Обсуждение видеоматериала. (01:00)


Учитель:

 “Мышиный король повержен…Но что это… Падают крупные хлопья снега.

Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся. Постепенно метель утихает,

свет луны искрится на снегу.”


Просмотр видеофрагмента “Вальс снежных хлопьев” в исполнении артистов балета Большого театра (02:45)


Презентация. Слайд № 20 (Вальс снежных хлопьев видео фрагмент)


Учитель: 

Фрагмент, который сейчас демонстрировался, называется “Вальс снежных хлопьев”.

“Вальс снежных хлопьев” провожает Машу и Щелкунчика в сказочную страну, где их

встречает фея Драже.

Я, надеюсь, Вы обратили внимание на то, что в этом эпизоде танцевальность

соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в

рассеянном свете луны кружение снежинок.

Вместе с тем — это и “картина настроения”.

Как Вы думаете, какие чувства переживает героиня?


Ученики: С одной стороны мы слышим тревогу, а с другой - очарование волшебного сна

Маши.


Учитель: Что необычного Вы услышали в средней части вальса?


Ученики: Мне кажется, что пел хор.



Учитель: 

Совершенно верно и это не случайно. Для того, чтобы рассеять сумрак тревожной

ночи, композитор вводит в партитуру чудесное светлое пение детских голосов,

которые звучат за сценой. А как называется такое пение без слов?


Ученики: Вокализ.


Работа над вокалом (03:00)


Учитель. 

А сейчас я попрошу Вас исполнить этот вокализ, но перед исполнением музыкального произведения, нам необходимо разогреть и настроить свой речевой аппарат.


Ученики: Исполняют попевку «Фа соль»

Ля Соль Фа, Фа Соль, Вырастай фасоль

Обвивай плетень, А мы сядем в тень,

Будет жарким день, Ля Соль Фа.

Выполняют ритмические рисунки – хлопки в ладоши, на сильные и слабые доли.


Презентация. Слайд № 21 (Партитура “Вальс снежных хлопьев” для голоса)


Заключение


Учитель:

 Несмотря на то, что наше знакомство с этим удивительным балетом ещё не

закончилось, я думаю, Вы без труда ответите на самый важный вопрос:

Какова роль литературы в музыке?


Ученики: Композитор не смог бы сочинить балет, если бы не было увлекательной сказки Гофмана. Жанр балета неразрывно связан с литературой.


VI.Домашнее задание (02:00)

Презентация. Слайд № 22; 23 (Домашнее задание.)


Учитель:

Наш урок подходит к концу. Я попрошу Вас к следующему уроку найти в сети

интернет, в библиотеке имена композиторов, которые писали музыку к балету

на сказочный сюжет. Кто эти композиторы? Какие балеты? На чьи сказки?

Привести в тетради 2-3 примера.

Создать либретто или афишу к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик».


VII.Рефлексия (02:00)


Учитель:

В конце нашего путешествия я предлагаю Вам сыграть в игру «Ассоциация»

На экране изображено слово (имя существительное) «Балет», а учащиеся должны

придумать и записать в тетрадь другие слова (имена существительные)

Презентация. Слайд № 24 (Балет)


Ученики: П.И.Чайковский. Театр. Либретто. Балерина. Сцена. Оркестр. Танец. Щелкунчик. и.т.д. 

Учитель: Слова благодарности за работу на уроке. Оценки за работу на уроке.


Презентация. Слайд № 23 (Доброта)


Работа над песней. Исполнение (02:30)

Учитель: 

Очень часто мы слышим крылатые выражения,: “Красота спасёт мир”, или

“Миром правит любовь”, но мне кажется, что на Земле есть ещё одно чувство,

которое правит и красотой, и любовью – и чувство это – ДОБРОТА. Не случайно

именно добро побеждает зло и тем самым не даёт разрушить гармонию, красоту и

любовь. Сегодня мы продолжим работу над песней “Доброта”.


Ученики:  хоровое исполнение песни “Доброта” музыка И. Лученка, слова Н.Тулуповой;


VIII.Итог урока


Учитель: Прощание с классом.

Попевка: До свидания,

До свидания,

До свидания…


Презентация. Слайд № 26 (Спасибо за внимание)

Звучит “Марш” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского. Дети выходят из класса.











































Список литературы

  1. Гофман Э. Т. А. Щелкунчик. РОСМЕН Москва, 2001.

  2. Житомирский Д. Балеты П.И.Чайковского. Москва, 1957.

  3. Пушкин А. С. Евгений Онегин: Роман в стихах // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1977—1979.

  4. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - 6-е издание М.: Просвещение, 2010 , с.58-63.

  5. Яснов М. Чайковский. – СПб.: “Азбука-классика”; “Нота МИ”, 2006.

Список сайтов

  1. Стихотворение Владимира Миодушевского “Театр” на сайте http://offtop.ru/theatre/v1_526092_5.php

  2. Песня “Доброта” музыка И. Лученка, слова Н.Тулуповой (плюс и минус) на сайте http://s-f-k.forum2x2.ru/t1333-topic

  3. П.И.Чайковский. Биография. Произведения. Статьи. Персоналии. Фотоальбом. На сайте http://www.tchaikov.ru/1888-409.html

  4. http://www.balletmusic.ru/dances_6.htm




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!