СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Забота о потомстве

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока:  комбинированный (урок комплексного применения знаний).

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Забота о потомстве»

Тема урока: Забота о потомстве

Тип урока: комбинированный (урок комплексного применения знаний)

Цель: Изучить многообразие форм заботы о потомстве, раскрыть значение заботы о потомстве у различных живых организмов в эволюционном процессе

Задачи:

Образовательные:

  1. Показать многообразие форм заботы о потомстве

  2. Изучить основные формы заботы о потомстве

  3. Выявить эволюционное значение заботы о потомстве

Развивающие:

  1. Продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником

  2. Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи

  3. Продолжить формирования умения давать оценку своим действиям

Воспитательные:

  1. Формировать представление о различиях мужского и женского организмов.

  2. Формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровью потомков.


Оборудование для урока: презентация, интерактивная доска

УМК:С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина "Биология. Общие закономерности. 9 класс" - Захаров В.Б.Дрофа 2012.


Содержание

Оборудование

Время

(мин)

1

Организационный момент

Слайд 1

1мин

2

Проверка домашнего задания

Индивидуальный опрос

  1. Что такое адаптация?

Приспособление организма к внешним условиям среды

2. Какие среды жизни Вам известны?

Водная, Наземно-воздушная, Почвенная, Организменная

Индивидуальный опрос по фотографиям.

Какие виды адаптаций сформировались у следующих живых организмов?

1.Заяц-беляк – покровительственная окраска. Сливается со снегом.

2.Древолаз – предостерегающая окраска. Красный цвет в природе свидетельствует об опасности или ядовитости животного.

3.Моль – покровительственная окраска. Сливается с субстратом

4.Скунс – биохимическая адаптация. Выделяет неприятный запах для отпугивания врагов

5. Зебры – расчленяющая окраска. Контрастные ярки полосы позволяют вводить хищника в заблуждение

6.Венерина мухоловка – физиологическая адаптация. Перешла на хищный образ жизни из-за отсутствия достаточного количества солнечного света для нормального фотосинтеза.

Слайд 1




Слайд 2









Слайд 3



7мин

3

Актуализация знаний

Все живые организмы как-либо приспособились к среде обитания. Одной из форм адаптаций так же считается забота о потомстве. Однако для всех ли животных свойственно заботиться о своих потомках?

Записываем тему урока: Забота о потомстве.

Слайд 3,4

2мин

4.














Постановка целей и задач урока

Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на вопросы:

  1. Все ли организмы заботятся о своем потомстве?

  2. Все ли живые организмы заботятся одинаково о своем потомстве?

  3. Как сохраняются те виды живых организмов в природе, которые не заботятся о своих потомках?

Сформулируйте и запишите в тетради цель урока использую проблемные вопросы и тему.

Теперь сравните свою цель с целью на доске (появляется цель урока, сформулированная учителем. Цели сравниваются, обсуждаются и корректируются)

Цель: Изучить многообразие форм заботы о потомстве, выяснить какие живые организмы не заботятся о своих потомках и как они выживают


Слайд 5









4мин

5

Изучение нового материала(Часть1)

Забота о потомстве - действия животных, обеспечивающие лучшие условия выживания и развития потомства. ( записывают определение в тетрадь)

Забота о потомстве выражается в двух основных формах: активной и пассивной. Попробуем выяснить, в чем заключается их отличие на конкретных примерах.

Запишите в нужный столбик разнообразные проявления заботы о потомстве. ( Учащиеся самостоятельно заполняют схему, а затем проверяют с помощью учителя, обсуждают и сравнивают свой результат с результатом на доске)

Забота о потомстве

Активная

Пассивная




  • Постройка убежищ

  • Обогрев

  • Обучение

  • Кормление

-Перенос личинок на ……..или в своем теле



-Откладывание яиц в чужие гнезда








Слайд 7-14









7мин

6

Изучение нового материала ( Часть 2)

Теперь когда мы увидели разнообразные формы заботы о потомстве, которые проявляются у разнообразных животных, давайте выясним, а каким животным свойственно активно заботиться о своих потомках, а какие заботятся пассивно.

Прочитайте с.45-49 учебника

С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина "Биология. Общие закономерности. 9 класс" - Захаров В.Б.Дрофа 2012.

Начертите и заполните таблицу.

(После того, как учащиеся самостоятельно осуществили поиск нужной информации в учебники, и воспользовались своими собственными наблюдениями в природе и знаниями, начинаем проверять.)

К интерактивной доске учитель приглашает учеников, и они записывают результат своей работы.

1 ученик – 1 животное ( остальные с места проверяют и корректируют.

После того как таблица закончена, учитель предлагает выявить зависимость формы заботы о потомстве от количества потомков у животного.

Вывод: Чем больше потомков, тем пассивнее забота о потомстве

Слайд 15-16

10мин

7

Закрепление пройденного материала

Учащимся предлагается оценить правильность суждений записанных на доске:

  1. У высших позвоночных животных забота о потомстве выражена лучше, чем у низших позвоночных и беспозвоночных животных

  2. Большое число потомков в условиях высокой истребляемости молоди служит средством борьбы за существование.


После обсуждения, учащиеся соглашаются с тем, что утверждения верны и записывают их в тетрадь


Слайд 17

5мин

8

Подведение итогов урока

Ребята возвращаются к цели урока и проблемным вопросам, которые были поставлены перед ними в начале урока.


  1. Все ли организмы заботятся о своем потомстве?

(нет, не все)

  1. Все ли живые организмы заботятся одинаково о своем потомстве? (существуют различные формы заботы о потомстве: активная и пассивная)

  2. Как сохраняются те виды живых организмов в природе, которые не заботятся о своих потомках?

(за счет большого количества потомков)


Учитель задает дополнительный вопрос

А человек осуществляет заботу о потомстве?

После рассуждения о том, что человек относится к позвоночным животным с небольшим количеством потомков он активно заботится о потомстве с биологической точки зрения.

Человек живет в социуме, и он обязан заботиться и любить своих детей.

Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что они будущие родители, которые будут заботиться о своих детях, любить и воспитывать их, так как это сейчас делают их родители.

Несмотря ни на что родители любят их, и активно заботятся.

Слайд 18













Слайд 19

5мин


9

Домашнее задание

Параграф 8 (с.45-49 повторить)

Выбрать трех живых организмов из списка и объяснить каким образом они адаптировались к условиям окружающей среды.Дикобраз, Сурок, Опунция, Кузнечик, Росянка, Крот, Ящерица, Скорпион, Крокодил


Слайд 20


2мин

10

  1. Сегодня на уроке я узнал:_____________________

  2. Сегодня на уроке я научился:__________________

  3. Подчеркните верное суждение:

А) мне урок понравился, и все было понятно

Б) мне урок понравился, но было не все понятно

В) мне урок не понравился, но было все понятно

Г) мне урок не понравился и ничего не понятно

Слайд 21

3мин














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!