№ | Содержание | Оборудование | Время (мин) |
1 | Организационный момент | Слайд 1 | 1мин |
2 | Проверка домашнего задания Индивидуальный опрос Что такое адаптация? Приспособление организма к внешним условиям среды 2. Какие среды жизни Вам известны? Водная, Наземно-воздушная, Почвенная, Организменная Индивидуальный опрос по фотографиям. Какие виды адаптаций сформировались у следующих живых организмов? 1.Заяц-беляк – покровительственная окраска. Сливается со снегом. 2.Древолаз – предостерегающая окраска. Красный цвет в природе свидетельствует об опасности или ядовитости животного. 3.Моль – покровительственная окраска. Сливается с субстратом 4.Скунс – биохимическая адаптация. Выделяет неприятный запах для отпугивания врагов 5. Зебры – расчленяющая окраска. Контрастные ярки полосы позволяют вводить хищника в заблуждение 6.Венерина мухоловка – физиологическая адаптация. Перешла на хищный образ жизни из-за отсутствия достаточного количества солнечного света для нормального фотосинтеза. | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 | 7мин |
3 | Актуализация знаний Все живые организмы как-либо приспособились к среде обитания. Одной из форм адаптаций так же считается забота о потомстве. Однако для всех ли животных свойственно заботиться о своих потомках? Записываем тему урока: Забота о потомстве. | Слайд 3,4 | 2мин |
4. | Постановка целей и задач урока Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на вопросы: Все ли организмы заботятся о своем потомстве? Все ли живые организмы заботятся одинаково о своем потомстве? Как сохраняются те виды живых организмов в природе, которые не заботятся о своих потомках? Сформулируйте и запишите в тетради цель урока использую проблемные вопросы и тему. Теперь сравните свою цель с целью на доске (появляется цель урока, сформулированная учителем. Цели сравниваются, обсуждаются и корректируются) Цель: Изучить многообразие форм заботы о потомстве, выяснить какие живые организмы не заботятся о своих потомках и как они выживают | Слайд 5 | 4мин |
5 | Изучение нового материала(Часть1) Забота о потомстве - действия животных, обеспечивающие лучшие условия выживания и развития потомства. ( записывают определение в тетрадь) Забота о потомстве выражается в двух основных формах: активной и пассивной. Попробуем выяснить, в чем заключается их отличие на конкретных примерах. Запишите в нужный столбик разнообразные проявления заботы о потомстве. ( Учащиеся самостоятельно заполняют схему, а затем проверяют с помощью учителя, обсуждают и сравнивают свой результат с результатом на доске) Забота о потомстве Активная Пассивная Постройка убежищ Обогрев Обучение Кормление -Перенос личинок на ……..или в своем теле -Откладывание яиц в чужие гнезда | Слайд 7-14 | 7мин |
6 | Изучение нового материала ( Часть 2) Теперь когда мы увидели разнообразные формы заботы о потомстве, которые проявляются у разнообразных животных, давайте выясним, а каким животным свойственно активно заботиться о своих потомках, а какие заботятся пассивно. Прочитайте с.45-49 учебника С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина "Биология. Общие закономерности. 9 класс" - Захаров В.Б.Дрофа 2012. Начертите и заполните таблицу. (После того, как учащиеся самостоятельно осуществили поиск нужной информации в учебники, и воспользовались своими собственными наблюдениями в природе и знаниями, начинаем проверять.) К интерактивной доске учитель приглашает учеников, и они записывают результат своей работы. 1 ученик – 1 животное ( остальные с места проверяют и корректируют. После того как таблица закончена, учитель предлагает выявить зависимость формы заботы о потомстве от количества потомков у животного. Вывод: Чем больше потомков, тем пассивнее забота о потомстве | Слайд 15-16 | 10мин |
7 | Закрепление пройденного материала Учащимся предлагается оценить правильность суждений записанных на доске: У высших позвоночных животных забота о потомстве выражена лучше, чем у низших позвоночных и беспозвоночных животных Большое число потомков в условиях высокой истребляемости молоди служит средством борьбы за существование. После обсуждения, учащиеся соглашаются с тем, что утверждения верны и записывают их в тетрадь | Слайд 17 | 5мин |
8 | Подведение итогов урока Ребята возвращаются к цели урока и проблемным вопросам, которые были поставлены перед ними в начале урока. Все ли организмы заботятся о своем потомстве? (нет, не все) Все ли живые организмы заботятся одинаково о своем потомстве? (существуют различные формы заботы о потомстве: активная и пассивная) Как сохраняются те виды живых организмов в природе, которые не заботятся о своих потомках? (за счет большого количества потомков) Учитель задает дополнительный вопрос А человек осуществляет заботу о потомстве? После рассуждения о том, что человек относится к позвоночным животным с небольшим количеством потомков он активно заботится о потомстве с биологической точки зрения. Человек живет в социуме, и он обязан заботиться и любить своих детей. Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что они будущие родители, которые будут заботиться о своих детях, любить и воспитывать их, так как это сейчас делают их родители. Несмотря ни на что родители любят их, и активно заботятся. | Слайд 18 Слайд 19 | 5мин |
9 | Домашнее задание Параграф 8 (с.45-49 повторить) Выбрать трех живых организмов из списка и объяснить каким образом они адаптировались к условиям окружающей среды.Дикобраз, Сурок, Опунция, Кузнечик, Росянка, Крот, Ящерица, Скорпион, Крокодил | Слайд 20 | 2мин |
10 | Сегодня на уроке я узнал:_____________________ Сегодня на уроке я научился:__________________ Подчеркните верное суждение: А) мне урок понравился, и все было понятно Б) мне урок понравился, но было не все понятно В) мне урок не понравился, но было все понятно Г) мне урок не понравился и ничего не понятно | Слайд 21 | 3мин |