СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Знакомство с творчеством зарубежного писателя О. Бальзака».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока

 

Дисциплина: ОУД 02. Русская литература

Преподаватель: Шапиева   Д. Ш.

Группа №

 

Тема урока: «Знакомство с творчеством зарубежного писателя  О. Бальзака».

 

Тип урока: комбинир.

Цели:

а) образовательная: ознакомить студентов с этапами биографии и творчества

Оноре де Бальзака.

б) развивающая: развивать память, коммуникативную компетенцию, навыки составления конспекта

в) воспитательная: воспитывать у студентов познавательный интерес к творчеству

 Оноре де Бальзака

 

Оборудование урока: персональный  компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А.  Обернихина.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

 

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
  3. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
  1. Уильям Шекспир – великий…

А) испанский поэт и драматург;

Б) английский поэт и драматург;

В) итальянский поэт и драматург;

Г) французский поэт и драматург.

  1. Назовите годы жизни Уильям Шекспира:

А) 1364-1416;

Б) 1464-1516;

В) 1564-1616;

Г) 1664-1716.

  1. Уильям Шекспир родился в городке…

А) Стрэтфорде;

Б) Манчестере;

В) Кембридже;

Г) Ливерпуле.

  1. Как назывался театр, в котором состоял Уильям Шекспир?

А) «Атлас»;

Б) «Глобус»;

В) «Титан»;

Г) «Небосвод».

  1. Сколько лет было Уильяму Шекспиру, когда он умер?

А) 32;

Б) 42;

В) 52;

Г) 62.

  1. Сколько сонетов составляют творческое наследие Уильяма Шекспира?

А) 124;

Б) 134;

В) 144;

Г) 154.

  1. Изложение нового материала. Методика: Лекция

 

Оноре де Бальзак – один из самых известных писателей-реалистов Франции. Он стал основоположником реализма в европейской литературе. Его считают своим учителем такие классики мировой литературы, как Эмиль Золя, Чарльз Диккенс, Федор Достоевский, Уильям Фолкнер. Биография Бальзака может быть интересна современным читателем, так как его путь к успеху был тернист и сложен, но он не отступился от своей мечты стать писателем.

Происхождение.

            Родился  20 мая  1799 г. в Туре. Отцом будущего писателя был крестьянин из Лангедока, который сумел сделать карьеру во время Французской буржуазной революции и разбогатеть. Мать была намного моложе отца (даже пережила сына) и тоже происходила из обеспеченной семьи парижского торговца сукном.  Фамилия Бальзак  была взята отцом будущего писателя уже после революции, настоящим семейным именем была фамилия Бальса.

Образование.

Отец писателя, ставший помощником мэра города Тура, мечтал сделать сына адвокатом. В 1807 – 1813 гг.  Он отдал его сначала в Вандомский колледж, а потом  1816 – 1819 гг. в Парижскую школу права. В Вандомском колледже Оноре не понравилось сразу. Он плохо учился и никак не мог наладить контакт с педагогами. Контакты с семьей во время учебы были запрещены, а условия жизни отличались излишней суровостью. В 14 лет Оноре тяжело заболел и был отправлен домой. В колледж он больше не вернулся, закончив его заочно. Еще до своей болезни Оноре увлекся литературой. Он запоем читал  сочинения Руссо, Монтескье, Гольбаха. Даже после поступления в Парижскую школу права Оноре не оставил мечты стать писателем.

Раннее творчество.

С 1823 года Бальзак начал писать. Первые его романы написаны в духе романтизма. Сам автор считал их неудачными и пытался о них не вспоминать. С 1825 по 1828 год Бальзак пробовал заняться издательской деятельностью, но потерпел неудачу.

Успех.     Согласно краткой биографии Оноре де Бальзака, писатель был настоящим трудоголиком. Он работал по 15 часов в сутки и публиковал по 5-6 романов за год. Постепенно к нему начала приходить слава. Бальзак писал о том, что его окружало: о жизни Парижа и французской провинции, о жизни бедняков и аристократов. Его романы были скорее философскими новеллами, раскрывающими всю глубину, существующих тогда во Франции, социальных противоречий и тяжесть социальных проблем. Постепенно Бальзак объединил все написанные им романы в один большой цикл, названный им «Человеческой комедией». Цикл разделен на три части : «Этюды о нравах» (в эту часть, например,  вошел роман «Блеск и нищета куртизанок»), «Философские этюды» (сюда вошел роман «Шагреневая кожа»), «Аналитические этюды» (в эту часть автор включил отчасти автобиографические произведения, такое, например, как «Луи Ламбер»).

В 1845 году Бальзака наградили Орденом почетного легиона.

Личная жизнь.    Личная жизнь писателя не складывалась до тех пор, пока он не вступил в переписку (на первых порах анонимную) с польской аристократкой  графиней Эвелиной Ганской. Она была замужем за очень богатым помещиком, имевшим большие земельные угодья в Украине.     Между Бальзаком и графиней Ганской вспыхнуло чувство, но даже после смерти мужа она не решалась стать законной женой писателя, так как боялась потерять наследство мужа, которое хотела передать единственной дочери.

Смерть писателя.   Только в 18 августа 1850 году Бальзак, который, кстати, подолгу гостил у своей возлюбленной, посещая вместе с ней Киев, Винницу, Чернигов и другие города Украины, и Эвелина смогли официально обвенчаться. Но счастье их было недолгим, так как сразу по возвращении на родину писатель заболел и умер от гангрены, которая развилась на фоне патологического сосудистого артрита.

Похоронили писателя со всеми возможными почестями. Известно, что его гроб во время похорон поочередно несли все выдающиеся литераторы Франции того времени, включая Александра Дюма и Виктора Гюго.

Интересные факты

Бальзак еще при жизни стал очень популярен в России, хотя власти настороженно относились к творчеству писателя. Несмотря на это, ему разрешили въезд в Россию. Писатель посещал Санкт-Петербург и Москву несколько раз: в 1837, 1843, 1848 -1850 годах. Его принимали очень тепло. На одной из таких встреч писателя с читателями присутствовал молодой Ф. Достоевский, который после беседы с писателем решил перевести на русский язык роман «Евгения Гранде». Это был первый литературный перевод и первая публикация, выполненные будущим классиком русской литературы.

Бальзак обожал кофе. Он выпивал около 50 чашек кофе в день.

5. Закрепление изученного материала:

1. Оноре де Бальзак родился в: а) 1799 году б) 1800 году в) 1789 году

2. Оноре де Бальзак родился в: а) Париже б) Туре в) Лионе

3. Крупнейшее произведение Бальзака – серия романов и повестей: а) «Людская комедия» б) «Черная комедия» в) «Человеческая комедия»

4. Оноре де Бальзак родился в семье: а) крестьянина б) купца в) дворянина

5. Бальзак учился в этом коллеже: а) Лионском б) Парижском в) Вандомском

6. В этом году выходит первая подписанная именем «Бальзак» книга: а) 1839 б) 1829 в) 1819

7. В этом году писатель был награждён орденом Почётного легиона: а) 1854 б) 1835 в) 1845

8. В 1832 году Бальзак заочно познакомился с: а) Эвелиной Фанской б) Мариной Ганской в) Эвелиной Ганской

9. Основоположником какого литературного направления был Оноре де Бальзак: а) Реализма б) Романтизма в) Магического реализма

10. Оноре де Бальзак умер 18 августа этого года: а) 1850 б) 1860 в) 1849

11. Причина смерти: а) инсульт б) чума в) гангрена

 

  1. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.
  2.  Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время:

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Знакомство с творчеством зарубежного писателя О. Бальзака».»

План урока


Предмет: ОУД 02. Русская литература

Преподаватель: Шапиева Д. Ш.

Группа № 1-8


Тема урока: «Знакомство с творчеством зарубежного писателя О. Бальзака».


Тип урока: комбинир.

Цели:

а) образовательная: ознакомить студентов с этапами биографии и творчества

Оноре де Бальзака.

б) развивающая: развивать память, коммуникативную компетенцию, навыки составления конспекта

в) воспитательная: воспитывать у студентов познавательный интерес к творчеству

Оноре де Бальзака


Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А. Обернихина.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.



Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

  3. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

  1. Уильям Шекспир – великий…

А) испанский поэт и драматург;

Б) английский поэт и драматург;

В) итальянский поэт и драматург;

Г) французский поэт и драматург.

  1. Назовите годы жизни Уильям Шекспира:

А) 1364-1416;

Б) 1464-1516;

В) 1564-1616;

Г) 1664-1716.

  1. Уильям Шекспир родился в городке…

А) Стрэтфорде;

Б) Манчестере;

В) Кембридже;

Г) Ливерпуле.

  1. Как назывался театр, в котором состоял Уильям Шекспир?

А) «Атлас»;

Б) «Глобус»;

В) «Титан»;

Г) «Небосвод».

  1. Сколько лет было Уильяму Шекспиру, когда он умер?

А) 32;

Б) 42;

В) 52;

Г) 62.

  1. Сколько сонетов составляют творческое наследие Уильяма Шекспира?

А) 124;

Б) 134;

В) 144;

Г) 154.

  1. Изложение нового материала. Методика: Лекция

Оноре де Бальзак – один из самых известных писателей-реалистов Франции. Он стал основоположником реализма в европейской литературе. Его считают своим учителем такие классики мировой литературы, как Эмиль Золя, Чарльз Диккенс, Федор Достоевский, Уильям Фолкнер. Биография Бальзака может быть интересна современным читателем, так как его путь к успеху был тернист и сложен, но он не отступился от своей мечты стать писателем.

Происхождение.

Родился 20 мая 1799 г. в Туре. Отцом будущего писателя был крестьянин из Лангедока, который сумел сделать карьеру во время Французской буржуазной революции и разбогатеть. Мать была намного моложе отца (даже пережила сына) и тоже происходила из обеспеченной семьи парижского торговца сукном. Фамилия Бальзак  была взята отцом будущего писателя уже после революции, настоящим семейным именем была фамилия Бальса.

Образование.

Отец писателя, ставший помощником мэра города Тура, мечтал сделать сына адвокатом. В 1807 – 1813 гг. Он отдал его сначала в Вандомский колледж, а потом 1816 – 1819 гг. в Парижскую школу права. В Вандомском колледже Оноре не понравилось сразу. Он плохо учился и никак не мог наладить контакт с педагогами. Контакты с семьей во время учебы были запрещены, а условия жизни отличались излишней суровостью. В 14 лет Оноре тяжело заболел и был отправлен домой. В колледж он больше не вернулся, закончив его заочно. Еще до своей болезни Оноре увлекся литературой. Он запоем читал  сочинения Руссо, Монтескье, Гольбаха. Даже после поступления в Парижскую школу права Оноре не оставил мечты стать писателем.

Раннее творчество.

С 1823 года Бальзак начал писать. Первые его романы написаны в духе романтизма. Сам автор считал их неудачными и пытался о них не вспоминать. С 1825 по 1828 год Бальзак пробовал заняться издательской деятельностью, но потерпел неудачу.

Успех. Согласно краткой биографии Оноре де Бальзака, писатель был настоящим трудоголиком. Он работал по 15 часов в сутки и публиковал по 5-6 романов за год. Постепенно к нему начала приходить слава. Бальзак писал о том, что его окружало: о жизни Парижа и французской провинции, о жизни бедняков и аристократов. Его романы были скорее философскими новеллами, раскрывающими всю глубину, существующих тогда во Франции, социальных противоречий и тяжесть социальных проблем. Постепенно Бальзак объединил все написанные им романы в один большой цикл, названный им «Человеческой комедией». Цикл разделен на три части : «Этюды о нравах» (в эту часть, например,  вошел роман «Блеск и нищета куртизанок»), «Философские этюды» (сюда вошел роман «Шагреневая кожа»), «Аналитические этюды» (в эту часть автор включил отчасти автобиографические произведения, такое, например, как «Луи Ламбер»).

В 1845 году Бальзака наградили Орденом почетного легиона.

Личная жизнь. Личная жизнь писателя не складывалась до тех пор, пока он не вступил в переписку (на первых порах анонимную) с польской аристократкой  графиней Эвелиной Ганской. Она была замужем за очень богатым помещиком, имевшим большие земельные угодья в Украине. Между Бальзаком и графиней Ганской вспыхнуло чувство, но даже после смерти мужа она не решалась стать законной женой писателя, так как боялась потерять наследство мужа, которое хотела передать единственной дочери.

Смерть писателя. Только в 18 августа 1850 году Бальзак, который, кстати, подолгу гостил у своей возлюбленной, посещая вместе с ней Киев, Винницу, Чернигов и другие города Украины, и Эвелина смогли официально обвенчаться. Но счастье их было недолгим, так как сразу по возвращении на родину писатель заболел и умер от гангрены, которая развилась на фоне патологического сосудистого артрита.

Похоронили писателя со всеми возможными почестями. Известно, что его гроб во время похорон поочередно несли все выдающиеся литераторы Франции того времени, включая Александра Дюма и Виктора Гюго.

Интересные факты

Бальзак еще при жизни стал очень популярен в России, хотя власти настороженно относились к творчеству писателя. Несмотря на это, ему разрешили въезд в Россию. Писатель посещал Санкт-Петербург и Москву несколько раз: в 1837, 1843, 1848 -1850 годах. Его принимали очень тепло. На одной из таких встреч писателя с читателями присутствовал молодой Ф. Достоевский, который после беседы с писателем решил перевести на русский язык роман «Евгения Гранде». Это был первый литературный перевод и первая публикация, выполненные будущим классиком русской литературы.

Бальзак обожал кофе. Он выпивал около 50 чашек кофе в день.

5. Закрепление изученного материала:

1. Оноре де Бальзак родился в:
а) 1799 году
б) 1800 году
в) 1789 году

2. Оноре де Бальзак родился в:
а) Париже
б) Туре
в) Лионе

3. Крупнейшее произведение Бальзака – серия романов и повестей:
а) «Людская комедия»
б) «Черная комедия»
в) «Человеческая комедия»

4. Оноре де Бальзак родился в семье:
а) крестьянина
б) купца
в) дворянина

5. Бальзак учился в этом коллеже:
а) Лионском
б) Парижском
в) Вандомском

6. В этом году выходит первая подписанная именем «Бальзак» книга:
а) 1839
б) 1829
в) 1819

7. В этом году писатель был награждён орденом Почётного легиона:
а) 1854
б) 1835
в) 1845

8. В 1832 году Бальзак заочно познакомился с:
а) Эвелиной Фанской
б) Мариной Ганской
в) Эвелиной Ганской

9. Основоположником какого литературного направления был Оноре де Бальзак:
а) Реализма
б) Романтизма
в) Магического реализма

10. Оноре де Бальзак умер 18 августа этого года:
а) 1850
б) 1860
в) 1849

11. Причина смерти:
а) инсульт
б) чума
в) гангрена



  1. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

  2. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время:





























План урока


Предмет: ОУД 02. Русская литература

Преподаватель: Шапиева Д. Ш.

Группа № 1-8


Тема урока: «Знакомство с творчеством зарубежного писателя Г. Флобера».


Тип урока: комбинир.

Цели:

а) образовательная: ознакомить студентов с этапами биографии и творчества

Оноре де Бальзака.

б) развивающая: развивать память, коммуникативную компетенцию, навыки составления конспекта

в) воспитательная: воспитывать у студентов познавательный интерес к творчеству

Оноре де Бальзака


Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А. Обернихина.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.



Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация

1. Оноре де Бальзак родился в:
а) 1799 году
б) 1800 году
в) 1789 году

2. Оноре де Бальзак родился в:
а) Париже
б) Туре
в) Лионе

3. Крупнейшее произведение Бальзака – серия романов и повестей:
а) «Людская комедия»
б) «Черная комедия»
в) «Человеческая комедия»

4. Оноре де Бальзак родился в семье:
а) крестьянина
б) купца
в) дворянина

5. Бальзак учился в этом коллеже:
а) Лионском
б) Парижском
в) Вандомском

6. Основоположником какого литературного направления был Оноре де Бальзак:
а) Реализма
б) Романтизма
в) Магического реализма

7. Оноре де Бальзак умер 18 августа этого года:
а) 1850
б) 1860
в) 1849

8. Причина смерти:
а) инсульт
б) чума
в) гангрена

4.Изложение нового материала. Методика: Лекция

Флобер Гюстав (1821-1880 гг.), французский писатель, которого часто называют творцом современного романа. Родился в Руане в семье врача. С 1823 по 1840 гг. Флобер учился в Королевском коллеже Руана, где не добился особых успехов, но проявил интерес к истории и большую любовь к литературе. В школе он познакомился с будущим поэтом Л. Буйе, который на всю жизнь стал его верным другом. В 1840 г. Флобера отправили в Париж изучать право. Прозанимавшись три года, он не сумел сдать экзамены. В 1843 г. у Флобера обнаружили сходное с эпилепсией нервное заболевание, и ему был предписан малоподвижный образ жизни. После смерти отца он вернулся в имение Круассе под Руаном, заботился о матери и занимался по преимуществу литературой. К счастью, он обладал состоянием, которое избавило его от необходимости зарабатывать на жизнь. Первый из его опубликованных романов — «Госпожа Бовари» — великое творение литературы, поворотный пункт в развитии современного романа. Флобер работал над каждым предложением в поисках знаменитого травильного слова». Главной темой «Госпожи Бовари» стал извечный конфликт между иллюзией и реальностью, между жизнью придуманной и подлинной. Для раскрытия этой темы Флобер использовал не героические порывы благородной личности, а жалкие мечты заурядной мещанки. Роман был впервые опубликован в журнале «Ревю де Пари» в 1856 г, однако автора и редакторов журнала привлекли к суду за оскорбление общественной нравственности. После сенсационного судебного разбирательства Флобер был оправдан. Второй роман Флобера, «Саламбо», стал результатом поездки в Африку в 1858 г., а также серьезных исторических и археологических штудий. Третий роман — «Воспитание чувств» — являет собой нелицеприятный портрет потерянного поколения. Начатое, но отложенное в сторону «Искушение святого Антония» обязано своим возникновением картине Питера Брейгеля Старшего, которую Флобер увидел в Генуе в 1845 г. Восемь последних лет жизни Флобер отдал любимому детищу —роману «Бувар и Пекюше», который остался незавершенным. Одним из величайших творений Флобера, продолжающим вызывать пристальный интерес, стали его «Письма». В последние годы жизни Флобера преследовали несчастья: смерть его друга Буйе в 1869 г., оккупация поместья наступающей вражеской армией во время Франко-прусской войны, наконец, серьезные финансовые затруднения. Он не познал коммерческого успеха при издании своих книг, которые еще долго вызывали неприятие у критиков. Умер Флобер в Круассе 8 мая 1880 г.

Закрепление материала.
1. Год рождения Флобера:
а) 1821 +
б) 1823
в) 1825

2. Город, в котором родился писатель:
а) Марсель
б) Руан +
в) Париж

3. Сколько лет Гюстав Флобер работал над созданием романа “Госпожа Бовари”:
а) 8
б) 2 года
в) около 5 +

4. Когда роман был впервые напечатан:
а) 1856 +
б) 1857
в) 1858



  1. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

  2. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время:





































План урока


Предмет: ОУД 02. Русская литература

Преподаватель: Шапиева Д. Ш.


Тема урока: «Знакомство с творчеством зарубежных писателей: В. Шекспир, О. Бальзак,  Г. Флобер. Поэты-импрессионисты (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.)».

Тип урока: комбинир.

Цели:

а) образовательная: ознакомить студентов с этапами биографии и творчества

б) развивающая: развивать память, коммуникативную компетенцию, навыки составления конспекта

в) воспитательная: воспитывать у студентов познавательный интерес к творчеству

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А. Обернихина.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация

1. Год рождения Флобера:
а) 1821 +
б) 1823
в) 1825

2. Город, в котором родился писатель:
а) Марсель
б) Руан +
в) Париж

3. Сколько лет Гюстав Флобер работал над созданием романа “Госпожа Бовари”:
а) 8
б) 2 года
в) около 5 +

4. Когда роман был впервые напечатан:
а) 1856 +
б) 1857
в) 1858

4.Изложение нового материала. Методика: Лекция

    Сегодня мы поговорим о символизме во французской литературе, его особенностях, прикоснёмся к творчеству одного из самых ярких и противоречивых поэтов Шарля Бодлера, который предвосхитил своей поэзией французских символистов. Но сначала разберёмся в терминах. 

 Символ – основное понятие в рассматриваемом литературном направлении. В переводе с греческого – условный знак. С помощью символов символисты уходят от привычных значений слов, дают только намёк на предмет. 

 Символизм – искусство намёка, а выход к подразумеваемому осуществляется через символ. Символистский образ, по мнению символистов, -окно в неведомое, в смерть, в любовь, в загадку судьбы, бездну, откуда «ни один бессмертный не получал ответа». В символистском образе подчёркивается его многозначность, близость к музыке или цвету, непосредственно, без слов, воздействующих на чувства. 

 Декаданс - (от франц. dekadent – упадок)- эстетическая концепция, отмеченная настроениями упадка, безнадёжности, неприятия жизни. 

 Так что же такое символизм? Именно французскими поэтами были сформулированы и воплощены основные черты нового движения. 

 Основные черты символизма – овладение творческой тайной посредство музыкальной звукопись, соединение различных ощущений, установка на 

новый интуитивно-творческий способ познания действительности, на передачу неуловимых переживаний. Все символисты отрицали современное общественное устройство, «вещный» мир обывателей, убожество повседневности. Всё это представлялось им не подлинным бытиём. Они стремились вознестись над обыденной действительностью. Один из наиболее явных предшественников символистов французский поэт Шарль Бодлер (1821-1867) прекрасно отразил настроения подобного рода в своём стихотворении «Воспарение». 

  Шарль Бодлер 

Истоки поэзии Шарля Бодлера (1821 — 1867) тоже были романтическими. Юный Бодлер восхищался Гюго; вскоре, правда, эти восторги прошли, он увлекся реалистами, Бальзаком и Стендалем, считая романтическое бунтарство недолговечным. 

В 1857 г. публикуется главное произведение Бодлера — сборник стихотворений «Цветы зла». 

Зло мира является исходной мыслью во всех шести циклах «Цветов зла». В стихотворном предисловии к сборнику Бодлер сообщает о «глупости, заблуждении, пороке», которыми одержим человек, о «хороводе окруживших человека чудовищ». «Отвратительный мир»— вот источник беспредельно пессимистической настроенности поэта. В цикле «Бунт» выявились бунтарские, антицерковные настроения поэта — в славословии Сатане, «приемному отцу тех, кто изгнал бога», и святому Петру, который «отрекся от Христа — и сделал хорошо!». Эти же настроения — в афористических двустишиях стихотворения «Авель и Каин», построенных на столкновении судеб «расы Авеля» и «расы Каина». 

В стихах Бодлера разлита атмосфера тяжкого уныния, неодолимой скуки; поэта давит ее свинцовая тяжесть. В этом одна из самых характерных особенностей поэзии Бодлера. За этой «скукой», за «сплином», о котором так настойчиво напоминает он в своем сборнике (первый и самый большой цикл носит название «Сплин и идеал») ощущается- облик породившей скуку бесконечной пошлости и серости буржуазного мира. В этом смысле «сплин» Бодлера — социально-конкретная, романтическая по сути реакция большого поэта на эпоху исторического перепутья. Одна из самых замечательных и сильных особенностей поэзии Бодлера заключается в том, что «зло» этого общества стало предметом не столько изображения, сколько внутреннего переживания, непосредственного жизнеощущения. Противоречия мира, тяготы и муки словно сконцентрировались в сердце поэта. 

Поэт прибегал к, контрастным краскам, поражающим своей парадоксальностью, необычностью. Поэзия Бодлера объединяет возвышенное, почти бесплотное с низменным, нарочито грубым. Сама красота в его понимании сочетает благодеяние и преступление, радость и отчаяние: в «Гимне красоте» создан образ «красоты-чудозища». Отрицая «хищнический век» и его пошлые идеалы, Бодлер мечтал о большом, ярком, возвышенном — и оно мерещилось ему то в титанах далекого прошлого, то в ярком светоче любви, которой он посвятил несколько стихотворений. Однако жизнь вообще, вся жизнь, оказывается пораженной злом — Бодлер объединяет добро и зло, высокое и низкое как две неразделимые части одного целого. Они сплелись в его поэзии и сопутствуют одно другому не только потому, что противоречива и сложна жизнь, но и потому, что поэт одержим ощущением гнилости мира. Все «приковано к вампиру» и «все сгниет»— добро и красота не в состоянии освободиться от спутников своих, от навязчивого сосуществования со злом и безобразием. Вечная взаимная прикованность добра и зла временами почти уравнивает их. Перед их взаимоисключающим и взаимосменяющим обликом поэт порой утрачивает четкое ощущение, где же добро, а где зло: «Сатана или бог, не все ли равно?» — вопрошает он. 

(дальше – лекция) 

Бодлеру свойственна изощренность языка, которая является попыткой выразить настроение (СПЛИН). Постоянная рефлексия, спонтанность с одной стороны, а с другой стороны не случайность этого. 

Бодлеру был свойственен критический ум, он был рожден восприимчивым и точным. Бодлер был вскормлен романтизмом. Он художник сомнений, но у него нет философских тирад. 

В «Цветах зла» портрет современного человека, чем он стал под воздействием утонченности цивилизации. 

Двойственное понятие о красоте и любви. 

Его биография – цепь непрерывных поражений. Он рано потерял отца, а с матерью бали очень сложнае отношения, которая выходит замуж за военного, а сын ей попросту не нужен. Она в 6 лет отстраняет его от семьи. Он всегда чувствовал отторженность, нелюбовь. У него комплекс оставленности. Ужас- его доминирующее чувство. 

За «Цветы зла» его обвинили в посягательстве на добродетель. В 1947 году приговор был отменен и изъятые стихотворения вошли в книгу. 

«Цветы зла» состоят из 6 разделов: 

- Сплин и идеал 

- Парижские картины 

- Вино 

- Цветы зла 

- Бунт (мятеж) 

- Смерть 

Говорил, что когда люди пытаются разграничить порок и добродетель , они лицемерят. 

«Цветы зла» эпатировали уже одним своим названием, т. к. цветок всегда считался добродетелью, чистотой, а тут цветы растут из чего то дьявольского, и еще не ясно что они несут. 

Бодлер вобщем то не был циником, у него были идеалы, он не отрицал прекрасное, но говорил о том, что ему нет места в этом мире. Считал, что существует связь между миром грусти, скорби и искусства. Красота сопряжена с отчаянием, скорбью. 

И образ Сатаны и образ Бога пронизывают всю книгу. Он заимствует образ Сатаны у Мильтона, у которого Сатана – личность благородная, трагическая, а Бог – бледный образ. Бог не смотрит, не сопереживает человеку, а Сатана позволяет иногда человеку получить удовольствие. 

Бодлер очень откровенен, он раскрывает душу и сердце до крайности. Он удивительным образом ненавидел себя. Его душа средоточие зла, которое обладает страшной красотой. Двойственность проходит через все творчество поэта. 

Самая ранняя история любви связана с Жанной Дюваль (культ черной Венеры) 

Он был привязан к ней очень сильно, но осознавал, что она его не понимает. Она тоже была отверженной, но ей не были близки его душевные искания. Э та женская фигура является продолжением образа матери – она увлекает в пропасть, смерть, но и лишь она может принести некое наслаждение, радость и дает вдохновение. Женщина для него, как и в Средние века, сосредоточие порока. 

Красота – это есть смерть, а зарождающийся ужас и есть жизнь. 

С Бодлера начинается новый стиль, появляется много новых шокирующих тем, образов. 

Кошка 
Мой котик, подойди, ложись ко мне на грудь, 
Но когти убери сначала. 
Хочу в глазах твоих красивых потонуть - 
В агатах с отблеском металла. 
 
Как я люблю тебя ласкать, когда ко мне 
Пушистой привалясь щекою, 
Ты, электрический зверек мой, в тишине 
Мурлычешь под моей рукою. 
 
Ты как моя жена. Ее упорный взгляд - 
Похож на твой, мой добрый котик: 
Холодный, пристальный, пронзающий, как дротик. 
 
И соблазнительный, опасный аромат 
Исходит, как дурман, ни с чем другим не схожий, 
От смуглой и блестящей кожи. 
(Перевод В. Левик) 

+++ 
Сплин и идеал 
Люблю тот век нагой, когда, теплом богатый, 
Луч Феба золотил холодный мрамор статуй, 
Мужчины, женщины, проворны и легки, 
Ни лжи не ведали в те годы, ни тоски. 
Лаская наготу, горячий луч небесный 
Облагораживал их механизм телесный, 
И в тягость не были земле ее сыны, 
Средь изобилия Кибелой взращены - 
Волчицей ласковой, равно, без разделенья, 
Из бронзовых сосцов поившей все творенья. 
Мужчина, крепок, смел и опытен во всем, 
Гордился женщиной и был ее царем, 
Любя в ней свежий плод без пятен и без гнили, 
Который жаждет сам, чтоб мы его вкусили. 
А в наши дни, поэт, когда захочешь ты 
Узреть природное величье наготы 
Там, где является она без облаченья, 
Ты в ужасе глядишь, исполнясь отвращенья, 
На чудищ без одежд. О мерзости предел! 
О неприкрытое уродство голых тел! 
Те скрючены, а те раздуты или плоски. 
Горою животы, а груди словно доски. 
Как будто их детьми, расчетлив и жесток, 
Железом пеленал корыстный Пользы бог. 
А бледность этих жен, что вскормлены развратом 
И высосаны им в стяжательстве проклятом 
А девы, что, впитав наследственный порок 
Торопят зрелости и размноженья срок! 
Но, впрочем, в племени, уродливом телесно, 
Есть красота у нас, что древним неизвестна, 
Есть лица, что хранят сердечных язв печать, - 
Я красотой тоски готов ее назвать. 
Но это — наших муз ущербных откровенье. 
Оно в болезненном и дряхлом поколенье 
Не погасит восторг пред юностью святой, 
Перед ее теплом, весельем, прямотой, 
Глазами, ясными, как влага ключевая, - 
Пред ней, кто, все свои богатства раздавая, 
Как небо, всем дарит, как птицы, как цветы, 
Свой аромат и песнь и прелесть чистоты. 

 
Падаль 
Вы помните ли то, что видели мы летом? 
Мой ангел, помните ли вы 
Ту лошадь дохлую под ярким белым светом, 
Среди рыжеющей травы? 
Полуистлевшая, она, раскинув ноги, 
Подобно девке площадной, 
Бесстыдно, брюхом вверх лежала у дороги, 
Зловонный выделяя гной. 

И солнце эту гниль палило с небосвода, 
Чтобы останки сжечь дотла, 
Чтоб слитое в одном великая Природа 
Разъединенным приняла. 

И в небо щерились уже куски скелета, 
Большим подобные цветам. 
От смрада на лугу, в душистом зное лета, 
Едва не стало дурно вам. 

Спеша на пиршество, жужжащей тучей мухи 
Над мерзкой грудою вились, 
И черви ползали и копошились в брюхе, 
Как черная густая слизь. 

Все это двигалось, вздымалось и блестело, 
Как будто, вдруг оживлено, 
Росло и множилось чудовищное тело, 
Дыханья смутного полно. 

И этот мир струил таинственные звуки, 
Как ветер, как бегущий вал, 
Как будто сеятель, подъемля плавно руки, 
Над нивой зерна развевал. 

То зыбкий хаос был, лишенный форм и линий, 
Как первый очерк, как пятно, 
Где взор художника провидит стан богини, 
Готовый лечь на полотно. 

Из-за куста на нас, худая, вся в коросте, 
Косила сука злой зрачок, 
И выжидала миг, чтоб отхватить от кости 
И лакомый сожрать кусок. 

Но вспомните: и вы, заразу источая, 
Вы трупом ляжете гнилым, 
Вы, солнце глаз моих, звезда моя живая, 
Вы, лучезарный серафим. 

И вас, красавица, и вас коснется тленье, 
И вы сгниете до костей, 
Одетая в цветы под скорбные моленья, 
Добыча гробовых гостей. 

Скажите же червям, когда начнут, целуя, 
Вас пожирать во тьме сырой, 
Что тленной красоты — навеки сберегу я 
И форму, и бессмертный строй. 

Стихотворение «Падаль»; апофеоз жизни – герой идет с возлюбленной; это смерть внутри, которой зарождается жизнь, красота, которая застыла – смерть, падаль - жизнь 

Эпоха декаданства пересматривает красоту и прочее, они пытаются вернуть ее, да она немного извращена. Именно из эпохи декаданства возникает и символизм. Декаданс связан с апокалипсисом, и действительно все ждали его. С одной стороны декаданс был заблуждением, но именно он дал импульс к модернизму. Декаданс – это нервоз, попытка вывести лирику за пределы добра и зла. Это эпоха Ницше, эпоха добра и зла. 

Для декаданства характерна элитарность. Декаденты – это новая аристократия духа. Превосходство ненормального над нормальным. 

Малларме – один из последователей Бодлера. 

Верлен – пишет книгу «Проклятые поэты», даются психологич. Портреты его современникам ( Рембо, Мелларме) + см. тетрадь более подробно о них. 

Он был неслучайным, а первым. 

Его «ученики»: Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Маларме. 

В их творчестве ощущение разлада бытия. 

В этой эпохе нет изящества. Бодлер снова пытается найти красоту, и не важно откуда она приходит из ада или неба. 

Верлен придумал называть себя, Рембо и Маларме «Проклятыми поэтами». 

Поль Верлен сам про себя говорил «я родился романтиком». 

Первое его стихотворение –«Смерть». 

Балансировал на грани дакаданства. 

Из-за Рембо бросает свою жену, которую вобщем то любил, но вернуться к ней уже смог. Э та болезненная привязанность к Рембо закончилась крупной ссорой. Он ранил Рембо в руку и сидел за это в тюрьме. 

Он не принимал участия в социальных катаклизмах своего времени, жил в своем внутреннем мире. 

В его стихах присутствует туманность. 

Верлен самый музыкальный поэт Франции. 

1874 –«Романсы без слов» - это в основном стихотворные пейзажи. 

Выступал за предельную искренность. В его поэзии нет особых сложностей, но он «сверхъестественно естественен». 

Говорил о полной свободе слова. То, что творится во внешнем мире – это отражение внутреннего, но у Верлена эта грань размыта. 

Артюр Рембо – ершистый подросток, бунтарская натура. Чуть не был осужден за дезиртирство. 

В 17 лет был уже сложившимся поэтом, но линия творчества у него ломаннаю 

Сначала занимался алхимией слова, потом раскаялся, и затем бросает писать, едет в Африку, получает рак колена умирает. 

Он не терпел принуждения, а себя называл «прокаженным, чужим». 

Говорил, сто нужно открыть глубокое, не осознанное в себе, нужно освободить свой язык. Нужно постигать себя, сделать себя ясновидцем. Нужно расстроить свои чувства, изнурять себя ядами, но впитать в себя их квинтессенцию. 

Он создает «алхимию слова», рядом ставит несочетаемые слова, устанавливает зыбкие перетекающие друг в друга образы. 

Самые известные шедевры: 

«Озарение» 

«Пьяный корабль» 

«Офелия» 

«Гласные» 

Стефан Малларме (1842—1898). 

Малларме не знал мучительных метаний Рембо и Верлена; его поэзия основана на мировосприятии человека, пытавшегося сотворить из искусства закрытый для «непосвященных» храм, в который не доходят даже отголоски жизни. «Есть лишь красота — а у нее только одно совершенное выражение: Поэзия. Все прочее — ложь»,— писал Малларме в 1867 г., в грозовые предреволюционные годы. 

В отличие от Верлена, Малларме отрывает впечатление от предмета, его вызывающего. Предмет исчезает — остается лишь вызванное им впечатление, лишь субъективный образ, который и оказывается самоценным символом, предметом поэзии. Отсюда крайняя загадочность символистской поэзии Малларме («поэзия — тайна»,— подтверждал он), предельная ее зашифрованность, напоминающая о стихах Рембо периода «ясновидения». Но в отличие и от Рембо, и от Верлена, не «музыку» настроений и внутренних бурь изливал он, но «музыкальные» соответствия интеллектуальных состояний, рациональных понятий. Абстрактная Идея— герой Малларме. Его стихи отражали свет неких отвлеченных и загадочных абсолютных истин. «В моем Разуме,— предполагал Малларме,— дрожь Вечного». Все понятия и впечатления поэта — отсветы этой загадочной Вечности. 

Правда, у поэта была еще одна склонность — он очень увлекался «стихами на случай», поэтическими посвящениями, эпиграммами, даже жанром «стихов для альбома». Стихи эти человечнее, понятнее; они близки верленовской поэзии простых чувств и обыденной жизни. Малларме писал сонеты, стансы, четверостишия. На многих поэтов он влиял тем, что соединил субъективизм метода с этой чеканно-строгой, классической формой, подтверждавшей претензию Малларме на роль священнослужителя в храме Поэзии. Как составной элемент «миража» фраза Малларме становилась все необычнее; ломался синтаксис, поэт попробовал отменить пунктуацию. Малларме тоже создавал образ не с помощью слов — носителей значения, но «взаимными отсветами» слов, подобно тому, как загораются «скрытые огни на драгоценных камнях». Ему казалось, что так написанное стихотворение близко «спонтанности оркестра». 

 
VI. Офелия (Артю ра Рембо) 

Впервые напечатано там же. Послано Рембо Банвиллю в том же письме. 
Существуют также переводы Б. Лившица, П. Антокольского, 
неопубликованный перевод А. Бердникова. 

Перевод Б. Лившица: 

 
На черной глади вод, где звезды спят беспечно, 
Огромной лилией Офелия плывет, 
Плывет, закутана фатою подвенечной. 
В лесу далеком крик: олень замедлил ход... 

По сумрачной реке уже тысячелетье 
Плывет Офелия, подобная цветку; 
В тысячелетие, безумной, не допеть ей 
Свою невнятицу ночному ветерку. 

Лобзая грудь ее, фатою прихотливо 
Играет бриз, венком ей обрамляя лик. 
Плакучая над ней рыдает молча ива. 
К мечтательному лбу склоняется тростник. 

Не раз пришлось пред ней кувшинкам расступиться. 
Порою, разбудив уснувшую ольху, 
Она вспугнет гнездо, где встрепенется птица. 
Песнь золотых светил звенит над ней, вверху. 

II 

 
Офелия, белой и лучезарней снега, 
Ты юной умерла, унесена рекой: 
Не потому ль, что ветр норвежских гор с разбега 
О терпкой вольности шептаться стал с тобой? 

Не потому ль, что он, взвивал каждый волос, 
Нес в посвисте своем мечтаний дивных сев? 
Что услыхала ты самом Природы голос 
Во вздохах сумерек и в жалобах дерев? 

Что голоса морем, как смерти хрип победный, 
Разбили грудь тебе, дитя? Что твой жених, 
Тот бледный кавалер, тот сумасшедший бедный 
Апрельским утром сел, немой, у ног твоих? 

Свобода! Небеса! Любовь! В огне такого 
Виденья, хрупкая, ты таяла, как снег; 
Оно безмерностью твое глушило слово 
- И Бесконечность взор смутила твой навек. 

III 

И вот Поэт твердит, что ты при звездах ночью 
Сбираешь свой букет в волнах, как в цветнике. 
И что Офелию он увидал воочью 
Огромной лилией, плывущей по реке. 

Перевод А. Бердникова: 

 В спокойной черни вод, где капли звезд карминных, 
Большою лилией Офелия плывет. 
Плывет медлительно в своих покровах длинных, 
В то время как в лесах свирепый гон идет. 

Уж десять сотен лет скользит белейший призрак, 
Печально девственный, по мертвенной реке, 
Уж десять сотен лет - безумья слабый признак - 
Летит ее романс в вечернем ветерке. 

Ей вихрь целует грудь, вкруг разметав бутоном 
Одежды, тяжелей текучего стекла, 
Где ивы, трепеща, ей ветви льют со стоном, 
Касается камыш высокого чела. 

Кувшинки, торопясь, бегут вздохнуть над него, 
В ольшанике она, плывя, срывает с гнезд 
Всплеск пробужденных крыл, а к ночи, пламенел, 
Над ней стоит хорал блестящих тихих звезд. 

II 

 Ты дева бледная! Изваянная в снеге! 
Да, ты мертва, дитя, гонимое волной, 
Затем, что горные ветра твоих Норвегии 
Напраслину сплели о вольности хмельной! 

Затем, что этот ветр, волос свивая гриву, 
Внимательной душе нес шорохи дерев, 
Он сердце пробудил для песни торопливой, 
Для жалоб всех ручьев, для слез всех жалких дев. 

Затем, что вопль морей своей трубою медной 
Грудь детскую твою безжалостно разъял, 
Что чудный рыцарь твой, немой безумец бледный, 
В апрельских сумерках к твоим ногам припал. 

Рай! Вольность! И Любовь! Бедняжка, не с тех пор ли 
Ты полетела к ним - снежинкой на костер. 
Виденья чудные в твоем стеснились горле, 
И Вечность страшная смутила синий взор. 

III 

 
Но говорит Поэт, что при звездах карминных 
Сбираешь ты цветы, чтоб бросить их в поток, 
Сносимая волной в своих покровах длинных, 
Спокойна и бела, как лилии цветок. 

 Домашнее задание: 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!