СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема войны в творчестве В.С. Высоцкого

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке урока представлено знакомство с фактами биографии В.С. Высоцкого, анализ стихотворений "На братских могилах", "Он не вернулся из боя", "Штрафные батальоны", также в ходе урока использованы элементы технологии уроков-мастерских: написание маленьких сочинение-размышлений и их социализация.

Просмотр содержимого документа
«Тема войны в творчестве В.С. Высоцкого»

Методическая разработка урока литературы, посвященного 78-летию Победы в Великой Отечественной войне, на тему «Образ войны в творчестве В.С. Высоцкого»

Городничева Людмила Михайловна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ Татарская школа имени В.А.Матросова

Тип урока: урок внеклассного чтения.

Форма урока: комбинированный урок.

Методы: эвристический, объяснительно – иллюстративный. Модель обучения: базовая (8 класс – 2 часа литературы в неделю).

Реализуемая программа: составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / Авт.- сост.– В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. Изд-во «Просвещение», 2020г. – 200 с., в соответствии с требованиями ФГОС общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.

УМК: учебник «Литература. 8 класс». Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Москва «Просвещение», 2020 г.

Цель урока: показать на примере творчества В.С. Высоцкого особенности раскрытия военной темы и понять формирование отношения поэта к войне на разных этапах его жизненного пути

Задачи урока:

Образовательные:

• обеспечить в ходе урока усвоение основных литературоведческих понятий (образ, тема, идея стихотворения), фактов из биографии В.С. Высоцкого;

• продолжить формирование навыков планирования ответа, умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;

• подвести учащихся к пониманию сущности изображения войны в творчестве В.С.Высоцкого .

• сформировать умения и навыки учебно-познавательного характера.

Развивающие:

• совершенствовать умение анализировать художественный текст, обобщать, аргументировать свои ответы, высказывать и отстаивать свою точку зрения, фантазировать;

• развивать эмоциональные качества и чувства учащихся;

• формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли;

• формировать основные навыки учебной деятельности (работа с книгой, выделение главного, темп чтения, самоконтроль);

• развивать речь, умение конспектировать по рассказу учителя, с текста, умение использовать произведения художественной литературы, умение анализировать материал, умение использовать знания, ранее полученные, для изучения нового материала;

• умение давать оценку событиям.

Воспитательные:

•обеспечить нравственное воспитание учащихся;

• содействовать военно-патриотическому воспитанию;

• воспитание интереса к предмету, к учению;

Планируемые результаты:

Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности: любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.

Метапредметные результаты: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы, работать над смысловым чтением;

Предметные результаты: умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, литературного произведения; характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

Оборудование: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку «Тема войны в творчестве В.С. Высоцкого»,

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели, темы, мотивация к уроку.

3. Работа над содержанием темы.

4. Работа с художественными произведениями.

5. Заключительное слово учителя.

6. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Опережающее домашнее задание: подготовить сообщение о биографии В.С.Высоцкого, подготовить выразительное чтение наизусть, познакомиться со стихотворениями поэта.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результат

I.Организационный момент.

2 минуты

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Сформулировать цель и тему урока

Учитель: Здравствуйте! Вот уже 78 лет, как отгремели залпы Победы. Но до сих пор любого из нас волнуют строки о войне, будь то воспоминания поэтов, писателей, участников войны, или не бывавших на ней. Один из поэтов 20 века так говорил об этом. Видео запись выступления В.С. Высоцкого «Почему я пишу песни о войне», в котором поэт так объяснил свое отношение к войне: «…Мы дети военных лет, для нас это вообще никогда не забудется... Мы довоёвываем в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли участия в войне. Я вот отдаю дань тому времени своими песнями. Это почётная задача – писать о людях, которые воевали».

Слайд 2

Подготовка обучающихся к работе на уроке.





























Формулируют тему урока. Учитель помогает.

Настрой на изучение нового материала.






























Формулировка темы урока.

Записывают тему урока

II. Мотивация к уроку.

Обеспечение осознанного восприятия темы урока.

Учитель: Что вы знаете, что вы читали, слышали о Владимире Семеновиче Высоцком?

Ученики делятся своими знаниями о Высоцком, впечатлениями от услышанных песен.

Подготовленное сообщение ученика

Высоцкий родился 25 января 1938 г. в Москве, в семье служащих. Отец, Семён Владимирович Высоцкий (1916—1997), — кадровый военный, полковник. Мать, Нина Максимовна (урождённая Серёгина) (1912—2003), — по специальности переводчик с немецкого. Раннее детство Владимир провёл в московской коммунальной квартире на Первой Мещанской улице. Во время Великой Отечественной войны два года жил с матерью в эвакуации в городе Бузулук на Урале. В 1947—1949 с отцом и его второй женой, Евгенией Степановной Лихалатовой-Высоцкой проживал в г. Эберсвальде (Германия). Будучи сыном офицера-фронтовика, живя с ним среди военных, он хорошо знал их жизнь, много слышал от отца и его фронтовых друзей о войне, о героизме и трусости. Тема войны для Высоцкого - это прежде всего тема благодарности тем, кто не дожил до Победы, кто остался жив, пройдя все дороги войны.

В одной из телепередач Высоцкий сказал: " Почему я обращаюсь к военной тематике? Вопрос, по- моему, праздный." И далее, собираясь исполнить песню "Мы вращаем землю", поэт - патриот заявляет: " Её исполнять надо петь стоя". Так и поет. Для него это тема святая.

Связывают с ранее услышанным, изученным. Слайды 3,4,5






































Эмоциональное восприятие темы урока.

III. Работа над содержанием темы.

10 минут

Обеспечить в ходе урока усвоение основных этапов творчества В.С. Высоцкого;

Учитель знакомит учащихся со слайдовой презентацией «Основные этапы творчества поэта».

Первый этап, до 1964 г. – период «поисков жанра». Высоцкий пишет в стилистике «городского романса» и блатного фольклора. В них поэта привлекает некая «живая жилка», народная правда без прикрас.

В 1964 году начинается следующий период (1964–1970). Этому способствовал переход поэта в театр на Таганке. Высоцкий пишет множество произведений, где центральную роль играет определенный герой. Это и фронтовики (причем настоящие ветераны, слушая песни, не сомневались, что автор тоже прошел войну), и альпинисты, и спортсмены, и пираты, и многие другие Творческий принцип этого периода – проникаться чужими судьбами, перевоплощая чужой жизненный опыт в искусство; потребность в углублении проблематики придет позднее.

Первую половину 1970-х гг. А. Кулагин называет «гамлетовским» периодом творчества Высоцкого, временем углубленного постижения собственной поэтической судьбы и вообще места человека в мире. Это время проходит для Высоцкого под знаком роли Гамлета, сыгранной им в 1971 г. Даже лирика этого периода так или иначе обращена к «последним вопросам» человеческого бытия.

На последнем этапе творческого пути (1975–1980) Высоцкий «ощутил потребность в творческом сопряжении своей личной судьбы и судьбы общероссийской… ‹…› Судьба героя его поздней лирики неотделима от общенациональной судьбы».

В течение последних лет жизни Высоцкий создает свои вершинные произведения: цикл баллад для кинофильма «Стрелы Робин Гуда», трагифарсовый балладный цикл «История болезни», «Белый вальс», «Райские яблоки», «Охоту с вертолетов», «О конце войны» и др. Следует обратить внимание на 1978 год, когда были созданы «Белый вальс» – вершина лирики поэта, «О конце войны» – завершение военной темы. Слайд 6

Обучающиеся записывают даты, названия стихотворений.


Запоминают этапы творческой биографии поэта

IV. Работа с текстами стихотворений В.С.Высоцкого.

20 минут

Формировать основные навыки учебной деятельности. Развивать речь учащихся.

Выразительное чтение стихотворения «Братские могилы»

На Братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше — вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.

У Братских могил нет заплаканных вдов —
Сюда ходят люди покрепче,
На Братских могилах не ставят крестов…
Но разве от этого легче?!

Слайд 7


Послушайте еще раз стихотворение, выпишите ключевые слова.







Поговорим о содержании стихотворения? Какой образ запечатлен в первой строфе? Какой символ хранит народную память о подвиге? Какое определение повторяет поэт в стихотворении? Что оно символизирует? Что подчеркивает метафора «горящее сердце солдата»?




















На основании выписанных ключевых слов напишите небольшое размышление- впечатление о стихотворении.



















Социализация работ.


Высоцкий пишет проникновенные песни о людях, которые воевали, сильных, добрых, мужественных. Они находятся на грани « за секунду или за полчаса до смерти». У поэта есть стихотворение, которое Роберт Рождественский назвал одним из лучших. Это «Он не вернулся из боя». Послушайте запись.


Поговорим о произведении. Как чувствует себя лирический герой после гибели друга? О достоинствах или недостатках своего друга рассказывает нам поэт? Что для лирического героя означат смерть друга?









Прочитайте еще раз слова песни и напишите что вы видите за строчками песни.



















Социализация работ.



У В.С. Высоцкого есть песня «Штрафные батальоны». Что это такое, штрафные батальоны ? Штрафные батальоны создавались во время Великой Отечественной войны из людей, осужденных за различные уголовные преступления. В эти подразделения попадали и люди, осужденные за так называемые «политические преступления», то есть говоря терминологией того времени,- «враги народа». Им давали устаревшие винтовки, бросали на самые безнадежные участки фронта. Немецкие автоматы, захваченные ими в боях, приходилось сдавать сотрудникам НКВД. Чаще всего «штрафников» использовали для разведки боем, после которой мало кто возвращался обратно.

За доблесть в боях с большинства бойцов судимость была снята (чаще посмертно), а у многих появились на груди ордена и медали. То есть эти люди должны были собственной кровью смывать свои грехи - мнимые и настоящие.



































Поговорим о стихотворении. Какой образ защитника страны рисует поэт? Какими средствами выразительности? Слова какого стиля делают рассказ убедительным?.



Восприятие лирического произведения.








































Выписывают ключевые слова: братский могилы, кресты, не рыдают, вечный огонь, единая судьба, горящий Смоленск, рейхстаг, хаты, люди покрепче, разве легче

Начинается произведение с описания современной Высоцкому действительности: братские могилы с Вечным огнем, цветы и «гранитные плиты». Все это хранят память о военных событиях, о тех, кто отдал свою жизнь во имя мира: «Здесь нет ни одной персональной судьбы - все судьбы в единую слиты».. Память о подвиге народа хранит Вечный огонь. Поэт повторяет определение горящий, подчеркивая, что огонь является неотъемлемой частью военных событий. С одной стороны, он несет смерть, разрушение: горящие русские хаты, горящий Смоленск, горящий рейхстаг. С другой стороны, в искусстве пылающее сердце - это символ святости. Метафора «горящее сердце солдата» подчеркивает любовь к людям.

Пишут мини-сочинения:

Я читаю стихотворение, и передо мной два пласта истории. Наше время, спокойное и рассудительное, и военное время со взрывами и смертями, с заплаканными лицами вдов и матерей. Земля и люди никогда не перестанут думать о тех несчастьях, которые приносит война. Те, кто остались в живых никогда больше не увидят отцов, братьев, которых они проводили на фронт. Последним пристанищем погибших стали братские могилы. На их гранитных плитах нет имен, но подвиг неизвестного солдата важен для нас.

Обучающиеся по желанию читают свои мини-сочинения










Восприятие лирического произведения


На протяжении всей песни герой перечисляет все недостатки своего друга: «он молчал невпопад и не в такт подпевал, он всегда говорил про другое». В конце каждой строфы повтор, как будто укор: «… не вернулся из боя». И только в последней строфе строка меняется, и мы по-новому видим эту историю: герой без друга не может дышать, спать, есть и в конце концов просто жить



Обучающиеся пишут: Потеря друга – это потеря самого себя. Простые и будничные слова столь глубоки, что заставляют физически ощутить пустоту в душе героя после смерти друга. Все, что раньше воспринималось им на бытовом уровне, теперь осмысливается по-другому: и природа, и человеческая жизнь, и сам он в этом мире - все открывается ему в своей целостности, единстве.

Обучающиеся по желанию читают свои мини-сочинения


Ученик читает стихотворение «Штрафные батальоны».

Всего лишь час дают на артобстрел —
Всего лишь час пехоте передышки,
Всего лишь час до самых главных дел:
Кому — до ордена, ну, а кому — до «вышки».

За этот час не пишем ни строки —
Молись богам войны артиллеристам!
Ведь мы ж не просто так — мы штрафники,
Нам не писать: «…считайте коммунистом».

Перед атакой водку — вот мура!
Своё отпили мы ещё в гражданку.
Поэтому мы не кричим «ура» —
Со смертью мы играемся в молчанку.

У штрафников один закон, один конец —
Коли-руби фашистского бродягу,
И если не поймаешь в грудь свинец —
Медаль на грудь поймаешь за отвагу.

Ты бей штыком, а лучше бей рукой —
Оно надёжней, да оно и тише,
И ежели останешься живой —
Гуляй, рванина, от рубля и выше!

Считает враг: морально мы слабы —
За ним и лес, и города сожжёны.
Вы лучше лес рубите на гробы —
В прорыв идут штрафные батальоны!

Вот шесть ноль-ноль — и вот сейчас обстрел…
Ну, бог войны, давай без передышки!
Всего лишь час до самых главных дел:
Кому — до ордена, а большинству — до «вышки»…



Конец формы


Обучающиеся анализируют образный ряд.

В этой песне мы видим войну глазами заключенных штрафных батальонов. Лирический герой не хочет разбираться, почему люди туда попали. Он ощущает как свою, их готовность погибнуть за родину, ставшую к ним суровой.

В стихотворении много разговорных, просторечных слов(гуляй, рванина, от рубля и выше…), весь текст проникнут противопоставлением тех, кто получает ордена, и тех , кто - вышку. Штрафники доказывают всем - и в первую очередь себе - что могут защищать родину ничуть не хуже, а часто и гораздо лучше, чем другие.

Анализ художественных средств, сбор материала.

V. Заключительное слово учителя.

4 минуты

Систематизация и обобщение знаний.

Тема войны занимает одно из центральных мест в поэтическом творчестве поэта-песенника. Высоцкий назвал свою военную лирику песнями-ассоциациями, так как они написаны не участником Великой Отечественной войны. У поэта нетрадиционный взгляд на войну. Для него война – это эпицентр всех несчастий, природных катаклизмов, ужаса и мрака. Смерть в бою безобразна и нелепа, и в ней нет ничего романтического, как было принято изображать ее в советских военных произведениях. Главный герой – это, как правило, рядовой солдат, обыкновенный человек, горячо любящий свою родину. Р. Рождественский сказал: «Песни Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут».


Ученик читает стихотворение «А сыновья уходят в бой»


VI. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

7 минут

Развивать эмоциональные качества и чувства учащихся

Идет 2023 год. Россия проводит специальную наступательную операцию. Может быть, кто-то из ваших близких или знакомых сейчас там, на поле боя. Напишите им письмо, которое бы поддержало жестокой схватке с украинскими нацистами, обогрело, порадовало. Может быть, вы процитируете в письме строки В.С.Высоцкого.

Ученики пишут письмо.

Умение давать оценку событиям, историческим деятелям.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!