1.Империя Карла Великого. Слайд В 768 году Пипин Короткий составляет завещание, согласно которому государство делилось на две части между его сыновьями Карлом I и Карломаном. Но внезапная смерть брата способствовала тому, что Карл I объединил земли франкского государства. Запишем годы правления Карла 1 - 768 - 814 гг. Обратимся к раздаточному материалу. (Приложение 1) Выполняем Задание 1. Составьте исторический портрет Карла I. Молодцы, вы все верно сказали. Карл I прославился, прежде всего, завоевательными походами. Более 53 раз его войско отправлялось в путь, 27 раз во главе войска стоял сам король. Каковы главные направления политики Карла Великого? В первую очередь, это стремление расширить границы своего государства за счет присоединения соседних территорий. Слайд Вопросы: -Как вы думаете, кто поддерживал военные походы Карла 1? Военные походы Карла I поддерживала знать и церковь. -Почему знать была заинтересована в военных походах? Знать стремилась к приобретению новых земель и зависимых крестьян, к обогащению захваченной на войне добычи. -Каковы были интересы церкви в походах короля? Церковь стремилась распространить христианство на завоеванных территориях. Запишем. Цели походов Карла 1: -стремление знати приобрести новые земли и зависимых крестьян; -участие церкви с целью распространения христианства. Откроем карту в учебнике на с.18. Внимательно посмотрите легенду карты и скажите, как обозначены походы Карла I? Черными стрелками. Работа с картой на доске. - Франкское государство соседствовало с германскими племенами саксов на севере и северо-востоке, на востоке со славянами, на юге – с арабо-мусульманской Испанией. - Карл I несколько раз водил войско в Испанию против арабов-мусульман. Карлу I удалось завоевать небольшую область к югу от Пиренейских гор до реки Эбро. - Далее, Карл I и папа Римский выступили вместе против лангобардского короля. В ходе противостояния двух сторон король лангобардов теряет трон. Карл I в Италии был коронован и стал покровителем Рима. Большая часть Италии была присоединена к Франкскому государству. - Самой длительной и тяжелой была война с саксами, она длилась 30 лет, было совершенно 8 походов. В 803 году, исчерпав свои внутренние силы в борьбе с франками, саксы вошли в состав христианской Европы. Обратимся к историческому источнику. (Приложение 1) Выполняем Задание 2. Читаем и отвечаем на вопрос: какими способами Карл завоевывал Саксонию? Отречение от язычества и принятие ими христианства; переселение саксов с их земель в другие районы своего государства. Откроем карту учебнике на с.18 -Найдите границы государства при первом короле Хлодвиге в 511 г. -Найдите границы Франкской империи начале IX века. -Найдите границы земель зависимых от Франкской империи. Итак, какие территории завоевал Карл Великий? Он присоединил большую часть Италии, часть Испании, саксов. Слайд Запишем: Карл 1 завоевал большую часть Италии, часть Испании, саксов. Последствия завоеваний: -захват знатью новых земель; -превращение свободных общинников в зависимых крестьян; -распространение христианства. Итак, идея политического единства Европы появилась достаточно рано - на рубеже VIII-IX вв. Ее родиной стала Франкское королевство – в эту неспокойную эпоху она оказалось самым сильным и жизнеспособным государством. Достигнув наивысшего расцвета при Карле 1, который проводил активную завоевательную политику, оно превратилась в огромную империю, объединившую различные племена. Показать на карте. Франкская империи простиралась от Средней Италии на юге до Ютландии на севере, от Барселоны на юго-западе до Богемским гор и Венского леса на востоке. Слайд -Вспомним определение понятия «империя». Империя – это государство, состоящее из территорий, лишенных экономической и политической самостоятельности и управляемое из одного центра. -Какие империи Древнего мира вы знаете? Римская империя. Карл Великий и его приближенные видели в своем новом государстве возрождение Римской империи. В 800 году папа Лев 111 короновал Карла и провозгласил его римским императором. В 800 году Карл I Великий в Риме провозглашен императором. Запишем. Откроем учебник на с.29, читаем 1 и 2 абзац. Вопрос: Почему коронация Карла Великого была так важна для его современников? Новый титул Карла делал его равным императору Восточной Римской империи, Карл стал повелителем почти всего западного христианского мира и именно расширением христианского мира оправдывались завоевательные походы императора. Слайд Читаем на с.29 абз.3. Вопрос: как осуществлялось управление в государстве? Во главе государства стоял король, который управлял подданными и разъезжал со своими приближёнными - свитой (королевским двором). Дважды в год он собирал совет высшей знати – светской и духовной, которые давали своё согласие на издание указов. Карл I поделил империю на округа, во главе каждого стоял граф, выбранный им из местной знати. Граф собирал налоги, вершил суд и возглавлял ополчение. Деятельность графов контролировали «государевы посланцы». «Государевы посланцы» были из ближнего окружения императора, для специальных поручений. Составление схемы «Система управления Франкской империей». Читаем на с.29 абз.4. Задание: охарактеризуйте армию империи. Главную часть войска составляла конница. Регулярное войско состояло из всадников. Отличившихся в боях воинов посвящали в рыцари (от герм. «риттер» - всадник, конный воин»). 2.Каролингское возрождение. Выполняем Задание 3, отвечаем на вопросы: 1.Что из себя представляет Каролингское возрождение? Это период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII-середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого и других королей из династии Каролингов. В это время наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры. 2.Что послужило причиной такого Возрождения? Причинами такого возрождения послужила любовь Карла к учености, наследию Римской империи и стремление во всем ровняться на нее. Карл Великий очень ценил образование, заботился о развитии культуры в своей империи, по всей Европе он собирал самых образованных и ученых монахов. 3. Что нового появилось в устройстве общества во франкском государстве в VIII веке? Открывались школы при монастырях и церквях, организованы мастерские по созданию рукописных книг, развернулось широкое строительство школ, церквей, больниц и т.д. 4.Назовите одну из причин широко развернувшегося строительство в империи в период правления Каролингов? Были проведены попытки возродить римские традиции и навыки строительства. 5.Что такое манускрипты? Это рукописные книги, написанные от руки. 6. Почему книги могли приобрести только знатные люди? Книги стоили больших денег. Создавались книги из пергамента, оклады украшали золотом и серебром, драгоценными камнями. Все верно. Карл Великий заботился и о духовном развитии своего государства. 3. Как и почему распалась империя Карла Великого. Карл I Великий умер от лихорадки 28 января 814 года. Правление Карла Великого часто сравнивают с правлением Александра Македонского, Юлия Цезаря. Кончина Карла оказалась большим ударом для развития культуры, находившейся под его протекцией, и послужила одной причин упадка франкского государства. В 843 году сыновья Карла заключили Верденский договор. Согласно нему, Франкское королевство разделялось на три части. Откроем учебник на с.32, посмотрим на карту «Раздел Франкской империи». Итак, после смерти Карла империя распалась на три государства (показать на карте): Западно-Франкское государство (Франция), Восточно-Франкское государство (Германия), Корлевство Лотаро (Италия). Слайд Запишем: В 843 году между сыновьями Карла 1 заключен Верденский договор, согласно которому, Франкское королевство разделялось на три части. Раздел положил начало истории трех современных европейских государств – Франции, Германии, Италии. Прочитайте п.5 и назовите причины распада империи Карла Великого. Франкская империя была непрочной, многочисленные завоеванные народы подчинялись силе оружия. Наследники Карла непрерывно воевали друг с другом. Наступило время феодальной раздробленности. Запишем. Причины распада империи Карла Великого. 1.Народы, покоренные силой, не хотели подчиняться. Государства были присоединены насильно. Население завоёванных территорий принуждали принимать христианскую веру, за отказ их казнили, переселяли. 2.Междоусобные войны наследников. 3.Знать перестала подчиняться королевской власти, она хотела править самостоятельно. 4.Наступило время феодальной раздробленности. Что это за этап, и чем он характерен – это мы рассмотрим на следующих занятиях. |