СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Возникновение и распад империи Карла Великого»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государства.

Задачи:

-Сформировать понимание причин и следствий образования первой империи у германских народов Европы; рассмотреть условия расцвета империи, причины и следствия ее распада.

-Продолжить формирование умений работать с исторической картой, использовать её как источник знаний.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Возникновение и распад империи Карла Великого»»

Тема: «Возникновение и распад империи Карла Великого».

Цель урока: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государства.

Задачи:

-Сформировать понимание причин и следствий образования первой империи у германских народов Европы; рассмотреть условия расцвета империи, причины и следствия ее распада.

-Продолжить формирование умений работать с исторической картой, использовать её как источник знаний.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта, презентация, раздаточный материал.

Оформление доски: число, месяц, тема урока, домашнее задание, основные понятия.


ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Основные виды деятельности ученика


1.Организацион-ный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.


Быстрое включение в деловой ритм.


2.Актуализация знаний

- Почему союз короля Хлодвига с христианской церковью был им взаимно выгоден? Почему церковь помогала королю Хлодвигу?

(Для короля: вера в единого Бога сплачивала людей; церковь могла направить людей на борьбу с врагами; церковь могла примирить людей с новыми податями (налогами); церковь укрепляла авторитет правителей, так как уверяла, что власть короля угодна Богу; руководители церкви, как грамотные люди, помогали королям составлять указы и послания. Для церкви: короли охраняли богатства и привилегии церкви; короли щедро дарили церкви земли и ценные вещи; руководители церкви стали ближайшими советниками короля)

-Перечислите, какие события произошли в правление Карла Мартелла и Пипина Короткого.

(Карл Мартелл провел военную реформу, была сформировано тяжелая рыцарская конница. В 732 год н.э. состоялась сражение с арабами у города Пуатье, франки смогли нанести сокрушительное поражение мусульманам.

В 751 году королем франков был провозглашен Пипин Короткий. Династия Мировингов закончилась. Новая династия франкских королей получила свое название «Каролинги» по имени отца Пипина Короткого Карла Мартелла)

Итак, изучив материал прошлого урока, мы сделали вывод, что союз короля с христианской церковью был взаимовыгоден. Однако последователи Хлодвига не смогли удержать власть в своих руках. В некоторых областях государства начали управлять майордомы. Одним из таких новых правителей стал сын Карла Мартелла Пипин Короткий. Он смог удержать власть и передать ее своему сыну Карлу. В истории он известен как Великий.

Отвечают на вопросы.

3.Постановка

учебной задачи

Карл Великий продолжил укрепление Франкского государства, и правил он 46 лет. В Средние века о Карле Великом было сложено много песен и легенд, которые воспевали его боевые подвиги, справедливость и мудрость.

Сообщение темы урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого».

Слайд: План изучения нового материала:

1.Империя Карла Великого.

2.Каролингское возрождение.

3. Как и почему распалась Франкская империя.

Сегодня на уроке мы узнаем: каким было правление Карла Великого?

Проблемный вопрос: каковы причины и последствия образования Франкской империи?

Формулируют тему урока; знакомятся с планом урока.

Слушают учителя; получают проблемное задание.


4.Изучение нового материала.


1.Империя Карла Великого.

Слайд

В 768 году Пипин Короткий составляет завещание, согласно которому государство делилось на две части между его сыновьями Карлом I и Карломаном. Но внезапная смерть брата способствовала тому, что Карл I объединил земли франкского государства.

Запишем годы правления Карла 1 - 768 - 814 гг.

Обратимся к раздаточному материалу. (Приложение 1) Выполняем Задание 1. Составьте исторический портрет Карла I.

Молодцы, вы все верно сказали.

Карл I прославился, прежде всего, завоевательными походами. Более 53 раз его войско отправлялось в путь, 27 раз во главе войска стоял сам король.

Каковы главные направления политики Карла Великого? В первую очередь, это стремление расширить границы своего государства за счет присоединения соседних территорий.


Слайд

Вопросы:

-Как вы думаете, кто поддерживал военные походы Карла 1? Военные походы Карла I поддерживала знать и церковь.

-Почему знать была заинтересована в военных походах? Знать стремилась к приобретению новых земель и зависимых крестьян, к обогащению захваченной на войне добычи.

-Каковы были интересы церкви в походах короля? Церковь стремилась распространить христианство на завоеванных территориях.

Запишем. Цели походов Карла 1:

-стремление знати приобрести новые земли и зависимых крестьян;

-участие церкви с целью распространения христианства.


Откроем карту в учебнике на с.18. Внимательно посмотрите легенду карты и скажите, как обозначены походы Карла I? Черными стрелками.


Работа с картой на доске.

- Франкское государство соседствовало с германскими племенами саксов на севере и северо-востоке, на востоке со славянами, на юге – с арабо-мусульманской Испанией.

- Карл I несколько раз водил войско в Испанию против арабов-мусульман. Карлу I удалось завоевать небольшую область к югу от Пиренейских гор до реки Эбро.

- Далее, Карл I и папа Римский выступили вместе против лангобардского короля. В ходе противостояния двух сторон король лангобардов теряет трон. Карл I в Италии был коронован и стал покровителем Рима. Большая часть Италии была присоединена к Франкскому государству.

- Самой длительной и тяжелой была война с саксами, она длилась 30 лет, было совершенно 8 походов. В 803 году, исчерпав свои внутренние силы в борьбе с франками, саксы вошли в состав христианской Европы.


Обратимся к историческому источнику. (Приложение 1)

Выполняем Задание 2. Читаем и отвечаем на вопрос: какими способами Карл завоевывал Саксонию? Отречение от язычества и принятие ими христианства; переселение саксов с их земель в другие районы своего государства.


Откроем карту учебнике на с.18

-Найдите границы государства при первом короле Хлодвиге в 511 г.

-Найдите границы Франкской империи начале IX века.

-Найдите границы земель зависимых от Франкской империи.

Итак, какие территории завоевал Карл Великий? Он присоединил большую часть Италии, часть Испании, саксов.


Слайд

Запишем: Карл 1 завоевал большую часть Италии, часть Испании, саксов. Последствия завоеваний:

-захват знатью новых земель;

-превращение свободных общинников в зависимых крестьян;

-распространение христианства.

Итак, идея политического единства Европы появилась достаточно рано - на рубеже VIII-IX вв. Ее родиной стала Франкское королевство – в эту неспокойную эпоху она оказалось самым сильным и жизнеспособным государством. Достигнув наивысшего расцвета при Карле 1, который проводил активную завоевательную политику, оно превратилась в огромную империю, объединившую различные племена.


Показать на карте. Франкская империи простиралась от Средней Италии на юге до Ютландии на севере, от Барселоны на юго-западе до Богемским гор и Венского леса на востоке.


Слайд

-Вспомним определение понятия «империя». Империя – это государство, состоящее из территорий, лишенных экономической и политической самостоятельности и управляемое из одного центра.

-Какие империи Древнего мира вы знаете? Римская империя.


Карл Великий и его приближенные видели в своем новом государстве возрождение Римской империи. В 800 году папа Лев 111 короновал Карла и провозгласил его римским императором.


В 800 году Карл I Великий в Риме провозглашен императором. Запишем.


Откроем учебник на с.29, читаем 1 и 2 абзац. Вопрос: Почему коронация Карла Великого была так важна для его современников? Новый титул Карла делал его равным императору Восточной Римской империи, Карл стал повелителем почти всего западного христианского мира и именно расширением христианского мира оправдывались завоевательные походы императора.


Слайд

Читаем на с.29 абз.3. Вопрос: как осуществлялось управление в государстве? Во главе государства стоял король, который управлял подданными и разъезжал со своими приближёнными - свитой (королевским двором). Дважды в год он собирал совет высшей знати – светской и духовной, которые давали своё согласие на издание указов.

Карл I поделил империю на округа, во главе каждого стоял граф, выбранный им из местной знати. Граф собирал налоги, вершил суд и возглавлял ополчение. Деятельность графов контролировали «государевы посланцы». «Государевы посланцы» были из ближнего окружения императора, для специальных поручений.

Составление схемы «Система управления Франкской империей».


Читаем на с.29 абз.4. Задание: охарактеризуйте армию империи. Главную часть войска составляла конница. Регулярное войско состояло из всадников.

Отличившихся в боях воинов посвящали в рыцари (от герм. «риттер» - всадник, конный воин»).


2.Каролингское возрождение.

Выполняем Задание 3, отвечаем на вопросы:

1.Что из себя представляет Каролингское возрождение? Это период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII-середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого и других королей из династии Каролингов. В это время наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры.

2.Что послужило причиной такого Возрождения? Причинами такого возрождения послужила любовь Карла к учености, наследию Римской империи и стремление во всем ровняться на нее. Карл Великий очень ценил образование, заботился о развитии культуры в своей империи, по всей Европе он собирал самых образованных и ученых монахов.

3. Что нового появилось в устройстве общества во франкском государстве в VIII веке? Открывались школы при монастырях и церквях, организованы мастерские по созданию рукописных книг, развернулось широкое строительство школ, церквей, больниц и т.д.

4.Назовите одну из причин широко развернувшегося строительство в империи в период правления Каролингов? Были проведены попытки возродить римские традиции и навыки строительства.

5.Что такое манускрипты? Это рукописные книги, написанные от руки.

6. Почему книги могли приобрести только знатные люди? Книги стоили больших денег. Создавались книги из пергамента, оклады украшали золотом и серебром, драгоценными камнями.

Все верно. Карл Великий заботился и о духовном развитии своего государства.


3. Как и почему распалась империя Карла Великого.

Карл I Великий умер от лихорадки 28 января 814 года.

Правление Карла Великого часто сравнивают с правлением Александра Македонского, Юлия Цезаря. Кончина Карла оказалась большим ударом для развития культуры, находившейся под его протекцией, и послужила одной причин упадка франкского государства.

В 843 году сыновья Карла заключили Верденский договор. Согласно нему, Франкское королевство разделялось на три части.


Откроем учебник на с.32, посмотрим на карту «Раздел Франкской империи».

Итак, после смерти Карла империя распалась на три государства (показать на карте): Западно-Франкское государство (Франция), Восточно-Франкское государство (Германия), Корлевство Лотаро (Италия).


Слайд

Запишем: В 843 году между сыновьями Карла 1 заключен Верденский договор, согласно которому, Франкское королевство разделялось на три части.

Раздел положил начало истории трех современных европейских государств – Франции, Германии, Италии.

Прочитайте п.5 и назовите причины распада империи Карла Великого. Франкская империя была непрочной, многочисленные завоеванные народы подчинялись силе оружия. Наследники Карла непрерывно воевали друг с другом. Наступило время феодальной раздробленности.

Запишем. Причины распада империи Карла Великого.

1.Народы, покоренные силой, не хотели подчиняться. Государства были присоединены насильно. Население завоёванных территорий принуждали принимать христианскую веру, за отказ их казнили, переселяли.

2.Междоусобные войны наследников.

3.Знать перестала подчиняться королевской власти, она хотела править самостоятельно.

4.Наступило время феодальной раздробленности.

Что это за этап, и чем он характерен – это мы рассмотрим на следующих занятиях.

Объясняют причины появления в Европе новой империи.

Рассказывают о внешней политике Карла Великого и показывают на карте направления походов и территорию Франкской империи.

Комментируют последствия Верденского раздела.

Составлять исторический портрет (характеристику) Карла Великого, используя информацию учебника и дополнительные материалы.

5.Подведение итогов урока.

Вопрос: каковы причины и последствия образования Франкской империи?

Вывод:

Карл Великий и его приближенные видели в своем новом государстве возрождение Римской империи.

Коронация в 800 г. Карл I и провозглашение его римским императором делало франкского правителя равным императору Восточной Римской империи. Кроме того, титул императора возвышал Карла как правителя над всеми окрестными королями и герцогами. Но Франкская империя была непрочным образованием. В 843 году согласно Верденскому договору империя разделилась на три части, которые и положили началу истории трех современных европейских государств – Франции, Германии, Италии.

Формулировка вывода.

6.Домашнее задание

§ 3, вопросы: 1,3,6.

Рабочая тетрадь: задание №1 на с.10, №3 на с.11, №5 на с.12.

Принимают цель, содержание и способы выполнения дом. задания.



Приложение 1.

Задание 1.

Составьте исторический портрет Карла I.

Внешность Карла.

По свидетельству биографа Карла Эйнхарда, Карл «обладал могучим и крепким телом, высоким ростом, однако не превосходил положенного, ибо известно, что был он семи его собственных ступеней в высоту»[8]. Его лицо отличал длинный нос и большие, живые глаза. У него были светлые волосы. Если судить по изображениям Карла на монетах, печатях и миниатюрах IX в., а также бронзовой статуэтке из собора в Меце, он по тогдашней франкской моде носил короткую причёску, брил бороду и имел длинные усы. Голос Карла был необычно высоким для такого внушительного мужчины. С годами король начал страдать от хромоты. Прижизненных портретов Карла не сохранилось, и многие позднейшие художники изображали его согласно своей фантазии, чаще всего в виде почтенного старца с длинными седыми волосами и бородой. Хотя многие принимали описание богатырского телосложения Карла за эпическое преувеличение, эксгумация могилы Карла подтвердила правильность описания: длина скелета составила 192 см.


О личности Карла Великого

«Король был очень прост и умерен в своих привычках. В обычные дни наряд его мало отличался от одежды простолюдина. Вина он пил мало и ненавидел пьянство. Обед его в будни состоял всего из четырёх блюд, не считая жаркого, которое сами охотники подавали прямо на вертелах, и которое Карл предпочитал всякому другому яству. Во время еды он слушал музыку или чтение. Его занимали подвиги древних, а также сочинение святого Августина «О граде Божием». После обеда в летнее время он съедал несколько яблок, потом отдыхал два или три часа. Ночью же он спал неспокойно: четыре-пять раз просыпался и даже вставал с постели. Во время утреннего одевания Карл принимал друзей, а также, если было срочное дело, которое без него затруднялись решить, выслушивал тяжущиеся стороны и выносил приговор. В это же время он отдавал распоряжения своим слугам и министрам на весь день. Был он красноречив и с такой легкостью выражал свои мысли, что мог сойти за ритора. Не ограничиваясь родной речью, Карл много трудился над иностранными языками и, между прочим, овладел латынью настолько, что мог изъясняться на ней, как на родном языке; по-гречески более понимал, нежели говорил. Прилежно занимаясь различными науками, он высоко ценил учёных, выказывая им большое уважение. Он сам обучался грамматике, риторике, диалектике и в особенности астрономии, благодаря чему мог искусно вычислять церковные праздники и наблюдать за движением звезд. Пытался он также писать и с этой целью постоянно держал под подушкой дощечки для письма, дабы в свободное время приучать руку выводить буквы, но труд его, слишком поздно начатый, имел мало успеха. Церковь он во все годы глубоко почитал и свято соблюдал все обряды».



Задание 2.

«772. Король Карл был с войсками в Саксонии и разрушил их святыню, которая называлась Ирминсул.

785. Саксы вновь приняли христианство, от которого было отреклись.

792. Саксы вернулись к язычеству, все церкви опустошили, нарушили клятву, епископов одних выгнали, других убили…

799. Король Карл захватил множество саксов с их женами и детьми, расселив их в различных областях своего государства, а землю их разделил между епископами, графами и другими своими людьми.»

Лоршские анналы. VIIIв.

Вопрос: какими способами Карл завоевывал Саксонию?


Задание 3.

Каролингское Возрождение - период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII-середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого и других королей из династии Каролингов. В это время наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры.

Причинами такого возрождения послужила любовь Карла к учености, наследию Римской империи и стремление во всем ровняться на нее.

Карл Великий, неграмотный и суровый воин, очень ценил образование, заботился о развитии культуры в своей империи. По всей Европе он собирал самых образованных и ученых монахов, составивших в итоге так называемую Академию. В состав ее членов входили франк Эйнхард, вестгот Теодульф, лангобард Павел Диакон, а возглавлял ее англосаксонский монах Алкуин.

Карл познакомился англосаксом Алкуином, занимающегося наукой в северной Италии. Он стал идейным вдохновителем Карла. Алкуин поселился в городе Йорк, где находилась огромная библиотека. Именно им был разработан курс по обучению священников и монахов грамоте и различным научным дисциплинам. По указу Карла открывались школы при монастырях и церквях.

Для управления обширной страной Карлу Великому нужны были грамотные чиновники и судьи. При императорском дворе была организована школа, в которой обучались будущие государственные чины. Итак, государство Карла I создавалось войной, а укреплялось миром.

В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство создания рукописных книг – манускриптов, и книжной миниатюры.

Создавались книги из пергамента, переплет делали из дерева, и все это обтягивалось мягкой и дорогой кожей. А особо ценные книги украшали золотом и серебром, драгоценными камнями и слоновой костью. Металлические переплеты называют окладами. Большинство населения в древние века были не грамотные, а самая даже очень скромная книга, стоила очень больших денег. Приобретать книги могли только знатные люди, герцоги, короли и служители церкви.

Книги создавались в специальной мастерской, чаще всего в монастырях. Первыми перепиской занялись монахи.

В конце VIII в. под покровительством Карла Великого в Ахене была организована книгописная мастерская, позже подобные мастерские возникли в других городах его империи.

В империи развернулось широкое строительство церквей. Карлом были проведены попытки возродить римские традиции и навыки строительства.

Архитектурные стили переплетались между собой, связывая античную направленность со средневековой и ромейской. За период с 768 по 855 год в Европе было построено 417 монастырей, 100 королевских резиденций и 27 новых соборов. Развернулось широкое строительство школ, больниц, мостов, городов и крепостей. Яркий пример тому – монастыри Сен-Рикье и Сен-Дени, построенные с глубокой продуманностью организации внутреннего пространства церкви.

Вопросы:

1.Что из себя представляет Каролингское возрождение?

2.Что послужило причиной такого Возрождения?

3. Что нового появилось в устройстве общества во франкском государстве в VIII веке? открывались школы при монастырях и церквях, организованы мастерские по созданию рукописных книг, развернулось широкое строительство школ, церквей, больниц и т.д.

4.Назовите одну из причин широко развернувшегося строительство в империи в период правления Каролингов?

5.Что такое манускрипты?

6. Почему книги могли приобрести только знатные люди?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!