Тема занятия: « Глобальное чтение.Посуда (чайник, чашка, блюдце, ложка).
Предварительная работа: предложить учащимся (с родителями, воспитателями, учителями) познакомиться со сказкой К. Чуковского «Федорино горе».
Цель: - учить узнавать написанные слова целиком и соотносить графический образ с его смысловой нагрузкой (с помощью когнитивного кармана) с предметом и картинкой.
Задачи: - развивать понимание речи, дать возможность детям общаться, передавать, в первую очередь, свои желания;
- коррегировать зрительное, тактильное, слуховое восприятие учащихся;
- развивать положительные эмоции, повышать самооценку и уверенность в собственных силах.
Наглядность и оборудование:
Большая сюрпризная коробка, предметы посуды, когнитивные карманы с карточками, текст сказки «Федорино горе».
Ход занятия.
1. Организационный момент с психотерапией и созданием специальных условий (сюрпризный момент – учитель вносит большую коробку в класс с сюрпризом (посудой)).
- Дети поочереди достают из коробки предметы посуды (чайник, чашка, блюдце, ложка и др.).
- Учитель четко произносит названия каждого предмета и старается вызвать активную речь у детей (повторите, кто может проговаривает).
- Для чего нужна чашка? Ложка? (дети могут показать – пить, ложка – кушать).
- Какие бывают ложки, для чего их используют? Из какого материала бывают ложки?
- Это все называется - ПОСУДА.
2. Основная часть:
2.1. Учитель предлагает детям сесть за стол красиво (правильно), улыбнуться друг другу и показать где у них ушки («ушки слушают»), глазки («глазки смотрят»).
2.2. Работа над глобальным чтением с помощью когнитивного кармана.
- показываем полностью укомплектованный карман, затем вынимаем из него и показываем сначала карточку с изображением (чайник), произнося соответствующее название, потом - карточку с написанным словом, и снова произносим название. Потом просим ребенка соотнести правильную картинку с соответствующим словом.
- и так последовательно выкладываем еще 3 предмета (чашка, блюдце, ложка). Работа повторяется.
3. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибать пальчики по одному, начиная с большого)
И большую поварешку.
Ничего мы не сломали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
Так Федоре помогали!
4. Закрепление.
Работа по сказке К. Чуковского «Федорино горе».
Мы еще раз послушаем и вспомним сказку. Учитель читает сказку, а дети показывают картинки с предметами посуды (по уроку).
5. Подведение итогов.
Дети самостоятельно складывают пособия по когнитивным карманам.
Перед ними: - 4 кармана, - 4 карточки с изображением предметов с надписями, - 4 карточки с изображением предметов, - 4 карточки с надписями.
6. Итоги занятия, похвала детей.
Тема занятия: Посуда (чайник, ложка, сковорода, кастрюля, крышка).
Цель: - учить соотносить написанные слова целиком с его смысловой нагрузкой (с предметом и картинкой).
Задачи: - закрепление знаний по изученным словам по теме «Посуда», пополнение словаря с помощью глобального чтения;
- развитие памяти, слухового и зрительного внимания;
- формирование устойчивого эмоционального контакта и положительного эмоционального отношения к занятиям.
Наглядность и оборудование:
Когнитивные карманы с карточками по теме «Посуда», предметы посуды, загадки, иллюстрации с изображением посуды.
Ход занятия.
Организационный момент. Релаксация.
Учитель предлагает релаксационные упражнения (расслабление по контрасту с напряжением):
- Сжать кисти рук в кулаки – разжать,
- Поднять руки над головой – уронить,
- Запрокинуть голову вверх – уронить на грудь,
- Повернуть голову влево - уронить на грудь,
- Повернуть голову вправо - уронить на грудь.
Основная часть.
2.1. Игра «Волшебный мешочек».
(Там игрушки: мяч, машинка, кубик, юла, ластик; добавляем в мешочек игрушечные предметы посуды: ложка, вилка, чашка, блюдце и тд.)
- Дети сначала смотрят, какие предметы кладем в мешок, а потом по заданию достают только предметы посуды.
- Для чего нужна сковорода? – Что можно жарить на сковороде, где еще можно жарить? (в печке, духовке).
- Чем отличается кастрюля от сковороды? – Какие правила т/б нужно соблюдать пользуясь сковородой или кастрюлей?
- Для чего нужна вилка? Ложка? – Чем отличаются?
- Для чего нужна пластиковая посуда? Где используется?
- Положительные и отрицательные стороны пластиковой (одноразовой) посуды?
2.2. Работа над глобальным чтением с помощью когнитивного кармана.
- сначала повторяем прошлый материал (чайник, ложка);
- потом показываем карманы с новыми карточками (кастрюля, сковорода, крышка) и работаем по аналогии (глобальное чтение с использованием когнитивного кармана),
- и так последовательно знакомимся с новыми словами.
2.3. Учитель читает загадки, дети отгадывают и находят в кабинете
нужный предмет.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода скипела!» (Чайник)
И в столовой, и на кухне,
В ресторане – и везде:
Если варят – то в кастрюле,
Жарят – на …. (Сковороде)
По моей тарелочке
Лодочка плывет.
Лодочку с едою
Отправляю в рот. (Ложка)
3. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибать пальчики по одному, начиная с большого)
И большую поварешку.
Ничего мы не сломали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
Так Федоре помогали!
Творческая работа.
- Детям предлагается шаблон чайника и по образцу (или самостоятельно) надо раскрасить.
5 . Подведение итогов.
- С какими словами мы познакомились?
- Соотнесите карточки и разложите по карманам. Дети складывают пособия по когнитивным карманам.
(Перед ними: - 4 кармана, - 4 карточки с изображением предметов с надписями, - 4 карточки с изображением предметов, - 4 карточки с надписями)
6. Итоги занятия, похвала детей.
Тема занятия: Посуда (сковорода, кастрюля, половник, дуршлаг, терка).
Цель: - учить графический образ слова сразу связывается с реальным объектом.
Задачи: - продолжать закреплять умение устанавливать соотношение между графическим образом слова и реальным предметом;
- помогать ребенку раскрыться для коммуникации;
- формировать устойчивый эмоциональный контакт ребенка со взрослыми в процессе игровой деятельности.
Наглядность и оборудование:
Когнитивные карманы с карточками по теме «Посуда», предметы посуды, песенка (запись), иллюстрации с изображением посуды, карточки с индивидуальными заданиями, ножницы, клей, карандаши.
Ход занятия.
Организационный момент. Релаксация.
- Игра «Морщинки». Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох – выдох, вдох – выдох. И последний раз вдох – выдох. Отлично… широко улыбнемся своему соседу справа, а теперь - соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. Поднимите левую ногу - опустите, потом поднимите правую – опустите. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь себе в зеркало. Молодцы!
2. Повторение.
- Какую тему мы проходили на прошлом уроке?
- С какой посудой мы знакомы? (в кабинете, найти, показать).
- Сколько ложек на картинке посчитайте?
- Сколько кастрюль? - Чего больше? Чего меньше?
- Сколько добавить ложек, чтобы было поровну?
3.Основная часть.
3.1. Задание на внимание.
- Узнай предметы посуды по их силуэтам. Соедини стрелками
подходящие друг другу картинки.
- Как одним словом назвать эти предметы?
3.2. Работа над глобальным чтением с помощью когнитивного кармана.
- сначала повторяем прошлый материал (сковорода, кастрюля,);
- потом показываем конверты с новыми карточками (половник, дуршлаг, терка) и работаем по аналогии (глобальное чтение с использованием когнитивного кармана), и так последовательно знакомимся с новыми словами.
- У кого дома есть эти предметы посуды (терка, дуршлаг, половник?
- Для чего их используют? – Из какого материала сделаны?
3.3. Физкультминутка. (включить запись песни и под музыку)
Мы не просто так сидим,
Мы посудою гремим.
Хоть, мы нот не знаем,
Хорошо играем.
Деревянных ложек стук –
Очень интересный звук.
Хоть, мы нот не знаем,
На ложках мы играем.
Крышки от кастрюль возьмем,
Чтоб сыграть тихонько – бом!
Хоть, мы нот не знаем,
Хорошо играем!
Терочки скорей берем,
Друг об друга их потрем.
Хоть, мы нот не знаем,
Хорошо играем!
4. Творческое задание на листочках. Вырезать и соединить пары. Раскрасить (понравившуюся пару).
5. Подведение итогов.
- С какими словами мы познакомились?
- Соотнесите карточки и разложите по карманам. Дети складывают пособия по когнитивным карманам.
(Перед ними: - 4 кармана, - 4 карточки с изображением предметов с надписями, - 4 карточки с изображением предметов, - 4 карточки с надписями)
6. Итоги занятия, похвала детей.
7. Рекомендации/ родителям: повторить дома песенку – физминутку. Учить пользоваться теркой