ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ
МО учителей математики, физики, информатики и ИКТ
МБОУ «СОШ с. Тамбовки»
ТЕМА ЗАСЕДАНИЯ МО: «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ - ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ» ЦЕЛЬ ЗАСЕДАНИЯ : ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ, ФИЗИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ .
Инновации в обучении - это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, интеграционные межпредметные программы, методы оценивания образовательного результата.
Инновационная образовательная технология - это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
- современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной жизни;
- современные методы обучения - активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала;
- современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества инновационных форм обучения.
Можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии :
- информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении;
- личностно- ориентированные технологии в преподавании предмета;
- информационно- аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования учащегося;
- дидактические технологии как условие развития учебного процесса.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИКТ
Современное представление о качественном образовании включает как необходимый элемент свободное владение информационными технологиями. Применение информационных технологий помогает повысить уровень преподавания, обеспечивает контроль, наглядность, несет большой объем информации, является стимулом в обучении.
Актуальность применения новых информационных технологий продиктована, прежде всего, педагогическими потребностями в повышении эффективности развивающего обучения, в частности, формировании навыков самостоятельной учебной деятельности, критического мышления, исследовательского, креативного подхода к обучению.
Большое внимание в работе необходимо уделить внедрению новых информационных технологий в преподавании математики, физики и информатики. Мультимедийные презентации, выполненные с использованием приложения PowerPoint и содержащие текст, формулы, рисунки, анимации, звуковые и видеофрагменты, позволяют рационально организовать урок, сделать его более наглядным и насыщенным, активизировать познавательную деятельность учащихся.
Ценность применения презентаций, обучающих и контролирующих компьютерных программ, очевидна: экономия времени на уроках, демонстрация аккуратно и качественно выполненных чертежей, схем, четких образцов решения задач.
Использование ИКТ на уроках математики, физики и информатики позволяет нам сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.
Учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Необходимо использовать ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля знаний.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Типы деятельности
обучающий учебный
ученик компьютер учитель компьютер
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОЗВОЛЯЮТ:
- Дифференцировать учебную деятельность
- Активизировать познавательный интерес
- Развивать творческие способности
- Стимулировать умственную деятельность
- Побуждать к исследовательской деятельности
Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому. В своей практике нам необходимо использовать следующие современные образовательные технологии или их элементы .
- Личностно-ориентированная технология обучения
помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а также создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей учащихся.
- Технология уровневой дифференциации способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Сильные ученики утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.
- Деятельностный и проблемно-поисковый способ обучения. Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет нацелить учащихся на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке необходимо создавать с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Проблемные ситуации можно использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.
- Проектно-исследовательские методы в обучении дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого учащегося.
- Игровые технологии. Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении.
- Технология модульного обучения способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки — модули, содержание и объём которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу.
- Кейс-технологии - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Особенностью кейс - технологии является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. А что сейчас волнует многих школьников, изучающих математику в старших классах? Помимо проблемы итоговой аттестации возникают вопросы и сомнения, в коей мере приобретаемые в этой области знания могут и будут востребованы в дальнейшем, насколько оправданы как затраты времени, так и здоровья на изучение столь сложного предмета.
ИТОГИ
Системная работа по использованию современных инновационных технологий и их элементов в образовательном процессе способствует повышению качества знаний по предметам МО. Все названные методы необходимо целесообразно применять, что будет стимулировать, активизировать деятельность учащихся.
Таким образом, наиболее эффективным будет сочетание традиционных форм обучения и инновационных технологий в процессе обучения математике, физике, информатике. Они прекрасно дополняют друг друга, позволяя максимально реализовывать способности учащихся к самостоятельному обучению и значительно повышать эффективность работы учителя.