СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическая реабилитационная программа по развитию познавательной деятельности «удивительная математика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тематическая реабилитационная программа по развитию познавательной деятельности «удивительная математика»»

Российская Федерация

Государственное бюджетное учреждение Калужской области «Калужский областной социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «ДЕТСТВО»»















ТЕМАТИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«УДИВИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»





Автор-составитель:

воспитатель старшей группы

Марачева Анна Владимировна

КАЛУГА

2012

  1. Актуальность проблемы, на решение которой направлена программа


Математика- это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика – это язык человеческой цивилизации. Она практически проникла во все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений.

Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, на предметах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью.

Необходимость данной программы обусловлена низкой познавательной деятельностью детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Воспитанники центра имеют узкий кругозор, слабо развитое логическое мышление, низкий уровень сформированности познавательных процессов, таких как память, внимание, воображение и др..
Программа «Удивительная математика» является частью процесса психолого – педагогического и социального сопровождения воспитанников центра.


2. Цели и задачи программы

Цель: способствовать воспитанию интереса несовершеннолетних к математике и развитию их математических способностей, содействовать развитию познавательной деятельности воспитанников.


Задачи:

  • активизировать познавательную деятельность;

  • формировать математический кругозор, исследовательские умения;

  • развивать коммуникативные навыки и позитивное восприятие себя и других;

  • способствовать созданию положительного эмоционального статуса;

  • развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • воспитывать культуру личности и навыки здорового образа жизни.

  1. Целевая группа программы: несовершеннолетние, попавшие в трудную жизненную ситуацию и испытавшие жестокое обращение и насилие (7 – 14 лет)


4. Условия реализации программы


  1. Место проведения основных мероприятий программы: ГБУ Калужской области «Калужский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Детство».

  2. Кадровое обеспечение программы: педагог-воспитатель.

  3. Сроки реализации программы. Продолжительность, периодичность: 24 занятия, проводящихся по 2 раза в неделю в течение 3 месяцев. Продолжительность занятий 20 – 30 минут.

  4. Количество участников: 10 – 12 человек.

  5. Необходимое оборудование: карточки с изображением пространственных фигур, наглядный материал, технические средства.


  1. Содержание программы


Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется исто­рии математики и рассказам, каким-то образом связанным с математикой (задача «о кенигсбергских мостах», запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, задачу с использованием изученных матема­тических свойств.). Уделяется внимание рассмотрению геометрического ма­териала, развитию пространственного воображения. Для поддержания интереса в любом новом материале должны быть элементы известного детям. Новизна данной программы заключается в ее четкой логической структуре, гармоничном сочетании строгих математических фактов и занимательности

Интерес к математике необходимо поддерживать занимательностью самих задач, вопросов, заданий, целесообразно вносить элементы юмора, остроумия, игрового настроя, праздничности. Юмор должен быть добрым, создавать бодрое, приподнятое настроение.

. Принципы работы по программе:

  • доступность материала;

  • закономерность – чем разностороннее деятельность, тем выше качество усвоения знаний, развития познавательной деятельности;

  • элементы нового основываются на элементах известного детям;

  • положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка;

  • обеспечение условий для творчества детей.

Методы работы: исторический материал, дидактические игры, логические игры, математические ребусы, фокусы, загадки и т. п..

Игру считают одной из движущих сил познавательного процесса, как создающую условия, при которых дети испытывают радость познания. Увлеченные игрой, дети проявляют сообразительность, с большей самостоятельностью преодолевают трудности, психологические барьеры. Игра вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает без особого труда приобретать знания, умения, навыки. Дидактическая игра при правильном ее построении является не только формой усвоения знаний, но и способствует общему развитию ребенка, формированию его способностей.

Формы работы: групповая, индивидуальная.



Тематический план

Название тем

Всего часов

Теория

Практика

Отчёт

Тема 1. “Общие сведения о натуральных числах”.

2

1

1

-

Тема 2 . “Занимательные задачи”.

1

-

1

1 (сообщение)

Тема 3. “Математические фокусы”.

2

-

2

-

Тема 4. “Как люди научились считать”.

1

-

-

-

Тема 5. “Великий математик Евклид”.

1

-

-

-

Тема 6. “Логические задачи”.

1

-

1

-

Тема 7. “Буквенная символика”.

2

1

1

-

Тема 8. “История появления дробных чисел”.

2

1

1

-

Тема 9. “Числа – гиганты”.

3

1

2

-

Тема 10. “Дроби у различных народов”.

2

1

1

1 (стенгазета)

Тема 11. “Решение задач различными способами”.

3

-

3

-

Тема12.Пространственные фигуры”.

3

1

2

-

Тема13. “Здоровый образ жизни”.

3

1

2

1 (открытое мероприятие)

Итого

24

7

17

3



  1. Ожидаемые результаты программы: предполагается улучшение в развитии познавательных процессов воспитанников, памяти, внимания, воображения и речи. Расширение математического кругозора, активизация познавательной деятельности. Нормализация психо – эмоционального состояния несовершеннолетних. Формирование более свободного выражения чувств детьми, развитие различных сторон мышления воспитанников: наглядно-действенного, наглядно – образного, словесно – логического, критического.

Методы оценки эффективности программы: наблюдения за поведением воспитанников, подготовка сообщений, выпуск стенгазеты, подготовка открытого мероприятия.

  1. Список литературы к программе:

1. Журналы «Квант», 1976-2008 гг.

2. Журналы «Математика в школе», 1980-2008.

3. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. - М.: Просвещение, 1981.

4. Мерлин А.В., Мерлина Н.И. Задачи для внеклассной работы по мате­матике (5-11 классы): Учеб. пособие, 2-е изд., испр. и доп. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002.
5. Руденко В.Н., Бахурин ГЛ., Захарова ГЛ. Занятия математического кружка. М.: Издательский дом «Искатель», 1999.

6. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по матема­тике. - М.: Просвещение, 2001.

7. Чименгирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. - М.: Просвещение, 1993.

8. Фарков А.В. Математические кружки в школе. – М. Айрис-пресс, 2007

9. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. -М.: Просвещение, 1996.

10. Шустеф Ф.М. Материал для внеклассной работы по матема­тике. - Минск, 1968.

11. Яковлев А.Я. Леонард Эйлер. - М.: Просвещение, 1983.





Содержание программы кружковых занятий

Тема 1. “Общие сведения о натуральных числах”.

Натуральные числа: исторические сведения, обозначение. Игра “Живое домино”. Игра “Построим дом”. Загадки. Математическая викторина. Игра “Считай по сигналу”. Решение задач. Придумать сказку о любом натуральном числе.

Тема 2 . “Занимательные задачи”.

Решение занимательных задач. Игра “Послушные числа”. Подготовка к защите проекта. Защита проекта по заранее заданной задаче.

Тема 3. “Математические фокусы”.

Рассмотреть простейшие числовые фокусы. Составить алгоритм их разгадывания. Составить числовой фокус.

Тема 4. “Как люди научились считать”.

Исторические сведения. Игра “Считай по сигналу”. Загадки. Игра “Необыкновенное путешествие во времени”.

Тема 5. “Великий математик Евклид”.

Знакомство с жизнью и деятельностью великого математика Евклида.

Тема 6. “Логические задачи”.

Решение логических задач. Математическая викторина. Игра “Где искать?”. Загадки.

Тема 7. “Буквенная символика”.

Исторические сведения. Знакомство с элементами алгебры. Игра “Угадайка”. Игра “Необыкновенное путешествие в страну “Букволику””.

Тема 8. “История появления дробных чисел”.

Исторические сведения. Пословицы. Загадки. Конкурс “Кто смекалистей?”. Решение нестандартных задач.

Тема 9. “Числа-гиганты”.

Рассказ о числах гигантах. Легенда о шахматной доске. Игра “Необыкновенное путешествие в царство гигантов”.

Тема 10. “Дроби у различных народов”. Сообщения учащихся. Игра “Биржа знаний”. Математическая викторина.

Тема 11. “Решение задач различными способами”.

Подборка задач, решаемых более, чем двумя способами. Защита проекта по данной теме.

Тема 12. “Пространственные фигуры”.

Сведения из геометрии о пространственных фигурах с их иллюстрацией на картинках, плакатах, показ их моделей. Математическая викторина. Написать рассказ или сказку о любой пространственной фигуре.

Тема 13. “Здоровый образ жизни”.

Подготовить театрализованное открытое мероприятие


















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!