СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематические контрольные работы в формате ЕГЭ по истории Отечества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольные работы составлены с опорой на сайт Гущина "Решу ЕГЭ" с целью тематического контроля, закрепления навыков решения заданий в экзаменационной форме. Возможность ставить две оценки за часть 1 и часть 2 позволяет индивидуально подходить к оцениванию.

Просмотр содержимого документа
«Тематические контрольные работы в формате ЕГЭ по истории Отечества»

Контрольная работа по истории. Древнерусское государство. Часть 1. Вариант 1.


1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.

1) Крещение Руси 2) Падение Западной Римской империи 3) Разгром печенегов


2. Установите соответствие между событиями и годами

События Годы

А) Призвание Рюрика 1) 907 г.

Б) Строительство Софийского собора в Киеве 2) 1024 г.

В) Гибель князя Игоря 3) 1016 г.

Г) Первый договор Руси с Византией 4) 945 г.

5) 862 г.

6) 1037 г.

3. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям

9-11 вв.

1) смерд 2) пожилое 3) погост 4) вервь 5) вира 6) баскак


4. Напишите про­пу­щен­ное словосочетание.

Круговой объезд земель с князем с целью сбора дани называется «________________».


5. Установите со­от­вет­ствие между опре­де­ле­ни­я­ми и понятиями. В ответ за­пи­ши­те последовательность цифр.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОНЯТИЯ

А) земледельцы, за­клю­чив­шие с хо­зя­и­ном земли до­го­вор на вы­пол­не­ние работ

Б) сво­бод­ные или за­ви­си­мые земледельцы, ос­нов­ная масса на­се­ле­ния Древней Руси

В) люди, на­хо­див­ши­е­ся в пол­ной зависимости от хо­зя­и­на земли

Г) земледельцы, взяв­шие ссуду

1) смерды

2) холопы

3) закупы

4) тиуны

5) ря­до­ви­чи

6) помещики


6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «В год 6390 (летоисчисление от Со­тво­ре­ния мира). Вы­сту­пил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и при­шел к Смо­лен­ску с кривичами, и при­нял власть в городе, и по­са­дил в нем сво­е­го мужа. От­ту­да от­пра­вил­ся вниз, и взял Любеч, и также по­са­дил мужа своего. И при­шли к горам Киевским, и узнал Олег, что кня­жат тут Ас­кольд и Дир. Спря­тал он одних во­и­нов в ладьях, а дру­гих оста­вил поза-ди, и сам приступил, неся мла­ден­ца Игорь. И под­плыл к Угор­ской горе, спря­тав своих воинов, и по­слал к Ас­коль­ду и Диру, го­во­ря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и кня­жи­ча Игоря. При­ди­те к нам, к ро­ди­чам своим". Когда же Ас­кольд и Дир пришли, вы­ско­чи­ли все осталь­ные из ладей, и ска­зал Олег Ас­коль­ду и Диру: "Не кня­зья вы и не кня­же­ско­го рода, но я кня­же­ско­го рода", и по­ка­зал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Ас­коль­да и Дира, от­нес­ли на гору и по­греб­ли Ас­коль­да на горе, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся ныне Угорской, где те­перь Оль­мин двор; на той мо­ги­ле Ольма по­ста­вил цер­ковь свя­то­го Николы; а Ди­ро­ва мо­ги­ла - за цер­ко­вью свя­той Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и ска­зал Олег: "Да будет это мать го­ро­дам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, про­звав­ши­е­ся русью. Тот Олег начал ста­вить го­ро­да и уста­но­вил дани словенам, и кривичам, и мери, и уста­но­вил ва­ря­гам да­вать дань от Нов­го­ро­да по 300 гри­вен еже­год­но ради со­хра­не­ния мира, что и да­ва­лось ва­ря­гам до самой смер­ти Ярослава».

Б) «И стал Вла­ди­мир кня­жить в Киеве один, и по­ста­вил ку­ми­ры на холме за те­рем­ным двором: де­ре­вян­но­го Пе­ру­на с се­реб­ря­ной го­ло­вой и зо­ло­ты­ми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И при­но­си­ли им жертвы, на­зы­вая их богами, и при­во­ди­ли своих сы­но­вей и дочерей, и при­но­си­ли жерт­вы бесам, и осквер­ня­ли землю жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми своими. И осквер­ни­лась кро­вью земля Рус­ская и холм тот. Но пре­бла­гой Бог не за­хо­тел ги­бе­ли грешников, и на том холме стоит ныне цер­ковь свя­то­го Василия, как рас­ска­жем об этом после. Те­перь же воз­вра­тим­ся к прежнему.

Владимир по­са­дил Добрыню, сво­е­го дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Доб­ры­ня по­ста­вил ку­ми­ра над рекою Волховом, и при­но­си­ли ему жерт­вы нов­го­род­цы как богу».



ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) после Олега пра­вил Русью князь Святослав

2) Олег пер­вым из кня­зей под­пи­сал вы­год­ный для Руси до­го­вор с Византией

3) ука­зан­ные со­бы­тия от­но­сят­ся к концу IX в.

4) князь Вла­ди­мир взошёл на ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол в Киеве, со­глас­но за­ве­ща­нию сво­е­го отца Свя­то­сла­ва

5) в ле­то­пи­си го­во­рит­ся о «языческой реформе» князя Вла­ди­ми­ра

6) «Языческая реформа» по­тер­пе­ла неудачу, но не оста­но­ви­ла по­пы­ток князя ре­фор­ми­ро­вать сферу ре­ли­гии


Фрагмент А

Фрагмент Б






7. Какие три из пе­ре­чис­лен­ных бо­жеств от­но­си­лись к пан­тео­ну богов во­сточ­ных славян? За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны. 

1) Мокошь 2) Деметра 3) Тор 4) Велес 5) Сварог 6) Арес



8. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.

Князья

События

  1. Владимир Мономах

  2. Владимир Святославич

  3. Ярослав Мудрый

  4. Игорь Старый

А) разгром половцев

Б) объединение Киева и Новгорода

В) восстание древлян

Г) крещение Руси

Д) принятие «Русской правды»


9. Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

Правитель

Событие

Век, год

Иоанн Цимисхий

________________(А)

10 в.

_____________(Б)

Разгром печенегов

1036 г.

Оттон 1

_______________ (В)

________________ (Г)

______________(Д)

Образование Древнерусского государства

_________________(Е)

 Пропущенные элементы:

1) введение повоза 2) 962 г. 3) создание Русской Правды 4) Олег 5) 882 г. 6) русско-византийская война 970-971 гг. 7) 987 г. 8) Ярослав Мудрый 9) создание Священной Римской империи

 Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е










10. Прочтите отрывок из летописи.

«В год 6370. И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: "Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону". Пошли за морек варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные – норманны и англы, а ещё иные – готы, вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна,а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший в Ладоге,а другой – Синеус – на Белом озере, а третий – Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один … [князь], и пришёл к Ильменю,и поставил город над Волховом… и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) В отрывке описано событие, датируемое по современному летосчислению 862 г.

2) В отрывке упомянут восточнославянский племенной союз, занимавший территорию по среднему течению реки Днепра, с центром в г. Киеве.

3) В отрывке упомянуты финно-угорские племена.

4) Автор излагает в отрывке одну из существующих в настоящее время версий происхождения названия нашей страны.

5) В отрывке приведено название племенного союза восточных славян, поднявшего восстание, в ходе которого был убит сын князя, упомянутого в тексте.

6) Автор излагает в данном отрывке одну из существующих версий основания г. Владимира.
































11. Рассмотрите карту и выполните задания.



1.Заполните пропуск в предложении: «Киевский князь _________ в начале X в. совершил успешный поход по маршруту, обозначенному на схеме тонкими чёрными стрелками ».

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

2. Укажите название государства, столица которого обозначена цифрой «5»,
в период отражённых на схеме событий.

3. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) На схеме обозначен город, в котором согласно «Повести временных лет» было принято решение о приглашении варяжских князей.

2) Цифрой «2» на схеме обозначен город – центр восточнославянского племенного союза ильменских словен.

3) Походы, обозначенные на схеме широкими чёрными стрелками  
и белыми стрелками , относятся к деятельности одного и того же киевского князя.

4) Цифрой «4» на схеме обозначена столица Волжской Булгарии.

5)Торговый путь, обозначенный на схеме, известен в истории как путь «из варяг в греки».

6) Киевский князь Игорь погиб во время восстания восточнославянского племенного союза, центр которого обозначен на схеме цифрой «3».


12. Прочтите отрывок из летописи.

«В ту же ночь пришла [князю] весть из Киева от сестры его Предславы: "Отец твой умер, а Святополк сидит в Киеве, убил Бориса, а на Глеба послал, берегись его очень". Услышав это, печален был [князь]  и об отце, и о братьях… Утёр слёзы и обратился к [новгородцам] на вече: "Отец мой умер, а Святополк сидит в Киеве и убивает братьев своих".  И сказали новгородцы: "Хотя, князь, и иссечены братья наши, можем за тебя бороться!" И собрал [князь] тысячу варягов, а других воинов 40 000, и пошёл на Святополка, призвав Бога в свидетели своей правды и сказав: "Не я начал избивать братьев моих, но он; да будет Бог мстителем за кровь братьев моих, потому что без вины пролил он праведную кровь Бориса и Глеба. Или же и мне то же сделать? Рассуди меня, Господи, по правде, да прекратятся злодеяния грешного". И пошёл на Святополка. Услышав же, что [он] идёт, Святополк собрал бесчисленное количество воинов, русских и печенегов и вышел против него к Любечу на тот берег Днепра, а [князь] был на этом».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Описанные события произошли в начале XII в.

2) В отрывке идёт речь о борьбе за власть сыновей Ярослава Мудрого.

3) Князь, имя которого неоднократно пропущено в отрывке, руководил русским войском, разгромившим печенегов под Киевом.

4) автор обращает внимание на то, что князь, имя которого неоднократно пропущено в отрывке, перед походом задумывался о моральной стороне предстоящего столкновения с братом.

5) Князья, о гибели которых идёт речь в отрывке, стали первыми русскими святыми.

6) Столкновение войск русских князей, о подготовке к которому идёт речь в отрывке, завершилось победой Святополка.


Задание 13(22).

1. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Принятое в конце X в. в качестве государственной религии христианство успешно распространилось на Руси».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …


14. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 980–1015 гг.; 2) 1894–1914 гг.; 3) 1985–1991 гг.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана
с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей
в этих событиях (явлениях, процессах);

– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну оценку значения данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!