СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематический и картографический контроль

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие 

Просмотр содержимого документа
«Тематический и картографический контроль»



























Приготовьте к работе географический атлас! Найдите карту, больше всего похожую на ту, которая ниже. Найдите в карте атласа названия тех объектов, которые обозначены цифрами. 

Запишите названия объектов, отмеченных на карте:



Скопируйте в поле для ответа и запишите названия объектов:

1 - материк ____________ 

2 - материк ____________  

3 - материк ____________  

4 - материк ____________  

5 - океан ____________  

6 - остров ____________   

7 - море ____________  























Приготовьте к работе географический атлас! Найдите карту, на которой изображён весь земной шар. На карте в задании суша показана белым цветом, а вода - синим.

 Найдите в карте атласа названия тех объектов, которые обозначены цифрами. Запишите названия объектов, отмеченных на карте:



Скопируйте в поле для ответа и запишите названия объектов:

1 - полуостров ____________ 

2 - полуостров ____________  

3 - море ____________  

4 - материк ____________  

5 - океан ____________  

6 - материк ____________   

7 - материк ____________  

















Приготовьте к работе географический атлас! Найдите карту, на которой изображён весь земной шар. На карте в задании суша показана белым цветом, а вода - синим. Найдите в карте атласа названия тех объектов, которые обозначены цифрами. Запишите названия объектов, отмеченных на карте:





Скопируйте в поле для ответа и запишите названия объектов:

1 - океан ____________ 

2 - остров ____________  

3 - океан  ____________  

4 - океан ____________  

5 - полуостров  ____________  

6 - море  ____________   

7 - материк ____________  















Приготовьте к работе географический атлас! Найдите карту, на которой изображён весь земной шар. На карте в задании суша показана белым цветом, а вода - синим.

 Найдите в карте атласа названия тех объектов, которые обозначены цифрами. Запишите названия объектов, отмеченных на карте:





Скопируйте в поле для ответа и запишите названия объектов:

1 - материк ____________ 

2 - море ____________  

3 - море ____________  

4 - океан ____________  

5 - остров  ____________  

6 - океан ____________   

7 - пролив ____________  

8 - материк ___________  

9 - материк ___________  

10 - остров ___________  







Приготовьте к работе географический атлас! Подумайте, какую карту надо открыть?

Проследите по карте путь финикийцев вокруг Африки и запишите названия объектов, через которые он проходил: 



Скопируйте и заполните названия объектов:

1 - море ________ 

2 - полуостров  ________  

3 - океан  ________  

4 - пролив  ________ 

5 - остров  ________  

6 - океан  ________ 

7 - река  ________  

8 - залив  ________  

9 - пролив  ________ 

10 - море  ________

11 - город  ________  

12 - река  ________

Приготовьте к работе географический атлас! Подумайте, какую карту надо открыть?

Запишите названия объектов, отмеченных на карте:



Скопируйте и заполните названия объектов:

1 - полуостров ____________ 

2 - остров  ____________  

3 - пролив ____________  

4 - море ____________  

5 - море ____________  

6 - полуостров ____________   

7 - остров ____________  

8 - море ____________  

















Приготовьте к работе географический атлас! Подумайте, какую карту надо открыть?Проследите по карте путь плавания викингов (норманнов) и запишите названия объектов, через которые он проходил: 



























Скопируйте и заполните названия объектов:

1 - море ____________ 

1 -  полуостров ______

2 - остров _______

3 - остров ________ 

4 - остров ________

5 - полуостров _______

6 - материк _____

7 - остров ______

8 - океан _______











Приготовьте к работе географический атлас! Подумайте, какую карту надо открыть?Проследите по карте путь путешествий Марко Поло и запишите названия объектов, через которые он проходил: 







Скопируйте и заполните названия объектов:

1 - море ____________ 

2 - полуостров  ____________  

3 - нагорье  ____________  

4 - море ____________   

5 - море ____________  

6 - полуостров ____________  

7 - залив ____________  

8 - полуостров ____________  

9 - море ____________ 











Приготовьте к работе географический атлас! Подумайте, какую карту надо открыть?Запишите названия объектов, отмеченных на карте:





Скопируйте и заполните названия объектов:

1 - море ____________ 

2 - полуостров  ____________  

3 - нагорье  ____________  

4 - море ____________   

5 - море ____________  

6 - полуостров ____________  

7 - залив ____________  

8 - полуостров ____________  

9 - море ___________











РЕЦЕНЗИЯ



Предлагаемое учебно – методическое пособие предназначено для отработки и тематического контроля знаний учащихся по разделу «Как люди открывали Землю». Задания составлены таким образом, что учащиеся приобретают практические навыки работы с картографическим и иллюстративным материалом. Особенностью данного типа заданий является то, что они требуют от обучающихся продемонстрировать умение работать с текстом учебника, дополнительной литературой и электронными ресурсами.

Задача учебно – методического пособия «Тематический и картографический контроль» состоит в том, чтоб привлечь внимание пятиклассников к ключевым вопросам начального курса географии, развить навык и закрепить умение выполнять задания творческого характера, выделить и проработать наиболее сложные вопросы, требующие особого внимания.

Задания позволяет проверить ключевые компетенции ученика:

- умение сопоставлять определенные географические объекты;

- подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса;

- формирование познавательного интереса учащихся к объектам и процессам

окружающего мира;

- применение географических знаний на практике.

Поэтому в данном пособии представлены задания, работа с которыми поможет в решении поставленных задач.

Считаю, учебно – методическое пособие «Тематический и картографический контроль» автора Порошкиной В.П., учителя географии МБОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №3», составлено в соответствии с современными требованиями, пополняет фонд новой методической литературы, является перспективным и заслуживает высокой оценки и широкого распространения.



Рецензент:



Директор МБУ «Центр информационно – методического и технического обеспечения муниципальных бюджетных учреждений» Торбеевского муниципального района Е.И. Половникова





Задание 1.

Перед вами отрывок из книги о Евразии. Прочитайте его и ответьте на вопросы:

В южной части Евразии протянулись высочайшие горы планеты - Гималаи. Целых 14 вершин в этих горах поднимается выше 8 км. А самая высокая из них - Эверест или Джомолунгма. Она имеет высоту 8848м.

В Гималаях, между Индией и Китаем, расположена страна Непал. Столица Непала - город Катманду знаменит своими буддистскими храмами и монастырями, многим из которых больше 2 тысяч лет. Город находится на большой высоте и окружён крутыми склонами и глубокими пропастями. Раньше в город не вели большие дороги, а только узенькие тропы, по которым человеку пройти было непросто. Король Непала, как и его народ, ходил пешком. Однако, в 1954 году король захотел получить собственный автомобиль. Доставка автомобиля оказалась делом очень сложным. Машину пришлось полностью разобрать по частям, перенести по горным тропам и там снова собрать. Так в Катманду появился первый автомобиль. 

Скопируйте вопросы  и ответьте на них:

  1. Какой метод географического исследования применён при составлении этого текста? ___

  2. Какие сведения из этого текста могут быть проверены с помощью других географических методов? ___  

  3. Какую высоту имеет самая высокая вершина на Земле? ___ 

  4. Сколько автомобилей было в Катманду в 1943 году? ____  

  5. Кто является правителем Непала? ___  

Задание 2.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

  Ночью  на небе вспыхивают тысячи звезд, и картина звездного неба всегда  восхищает и поражает нас. Чтобы ориентироваться в этом море искорок вселенной, звезды  на небе  объединили в созвездия. Всего выделяют  88  созвездий, а наиболее яркие звёзды в них имеют собственные имена. Самая яркая звезда ночного неба - Сириус. Зимой она сияет невысоко над горизонтом, переливаясь всеми цветами радуги.

  Созвездие Большой Медведицы всегда видно над горизонтом; семь его ярких звезд, расположенных в форме ковша, легко обнаружить на небе, их трудно с чем-либо спутать. Осенью и зимой созвездие появляется с наступлением темноты невысоко над горизонтом. А весной и летом его можно найти высоко над головой, причём в перевёрнутом виде. Если внимательно приглядеться к средней звезде в ручке ковша (она называется Мицар), то даже невооружённым глазом можно заметить рядом с ней ещё одну звёздочку поменьше. Название её - Алькор. В переводе с арабского "Мицар" и "Алькор" означают "Конь" и "Всадник". Мицар и Алькор - одна из самых заметных на небе двойных звёзд.

  Найдем  две крайние звезды ковша Большой Медведицы. Если мысленно провести прямую через эти две звезды и отложить 5-кратное расстояние, то первой яркой звездой  будет Полярная звезда. Она завершает ручку ковша созвездия Малой Медведицы. Полярная звезда всегда находится в северной стороне небосклона, путешественникам она служила путеводной звездой. Между ковшами Большой и Малой Медведицы протянулся хвост созвездия Дракон.

  Проведите мысленную прямую от двойной звезды Мицар и Алькор через Полярную звезду и далее примерно на такое же расстояние. Здесь вы увидите 5 ярких звезд в виде латинской буквы W. Это красивое и хорошо узнаваемое созвездие Кассиопея. 

Скопируйте вопросы в поле для ответа и ответьте на них:

1. Сколько всего созвездий выделяют на небе? ___

2. Сколько созвездий названо в тексте? ___

3. Какая звезда самая яркая на ночном небе? ___

4. В каком созвездии хорошо заметна двойная звезда? ___

5. По какой звезде определяли направление путешественники? ___

6. Почему не всегда можно определить направление пути по звёздам? ___

Задание 3.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

Световой день и ночь.

Слово "день" имеет два значения. Первое - это число на календаре, которое сменяется в 12 часов ночи. А  второе - это часть времени суток, когда светло. Астрономы считают, что световой день - это время от восхода до захода Солнца. То есть от появления верхнего краешка солнечного диска над горизонтом до ухода его нижнего краешка за горизонт.

Ось вращения Земли наклонена, поэтому для нас длина светового дня и высота, на которую поднимается Солнце, в течение года меняется.

Зимой день самый короткий, а летом - длинный. Но сколько бы ни длился световой день, ночь продлится ровно столько, чтобы вместе с днем занять 24 часа - календарные сутки. И если ночь в июне только 5 часов, то день будет 19. А в декабре наоборот - ночь 18 часов, а день - только 6.

В календарном году есть интересные периоды. Это 20 марта и  22–23 сентября. В эти дни на Земле ночь и день равны. Они так и называются – днями весеннего и осеннего равноденствия.

Дни 20–21 июня - летнее солнцестояние. Солнце поднимается на самую большую высоту, и день самый длинный. На севере ночи в этот период очень короткие и «белые», вообще без темноты. А ещё севернее, вблизи полюса,  вообще ночи нет и Солнце не заходит. Зато 21-22 декабря - ночь самая длинная, а день короткий. И называется этот день зимним солнцестоянием.  А вблизи северного полюса в декабре световой день вообще не начинается, солнце из-за горизонта не показывается. Там полярная ночь.

На противоположной стороне земного шара -  в Австралии, Южной Африке, Южной Америке и Антарктиде все наоборот. У них длинный день в декабре, а самые долгие ночи – в июне.

Скопируйте вопросы в поле для ответа и ответьте на них:

1. В каком месяце у нас самый длинный день и короткая ночь? ___

2. Если световой день длится 10 часов, то сколько будет длиться ночь? ___

3. Что такое день равноденствия? ___

4. Когда бывает день весеннего равноденствия? ___

5.В декабре вблизи северного полюса полярная ночь. А в июне?



Задание 4.

Перед вами - отрывки из книги Пифея "океаны". Сама книга не сохранилась, но другие древнегреческие ученые, приводя цитаты этой книги, уверяли, что Пифей - обманщик. Именно в их трудах и сохранились отрывки книги Пифея.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Попробуйте понять, действительно ли Пифей обманщик, или великий ученый. 

..."Непосредственно к северу от Скифии, за Галлией, в океане на­ходится остров Базилия. Волны выбрасывают на него в большом количестве так называемый янтарь, который является продуктом сгустившегося моря и нигде на земле боль­ше не встречается.... Янтарь на этом острове собирают, и жители доставляют его на противолежащий материк, откуда его привозят в наши края."

..."В этом море находятся очень большие острова, называемые Британскими,—Альбион и Иерне. Жители Британии весьма гостеприимны. Они добы­вают олово, искусно выплавляя его из руды. Из олова они изго­товляют слитки в виде кубиков и переправляют их на близлежащий остров Иктис. Когда отмель при отливе обнажается, они перевозят туда большое количество олова на повозках... Морской прилив вызывается прибывающей, отлив — убывающей луной."

..."Варвары показали нам то место, где солнце отправляется на покой. Ибо случилось как раз, что ночь в этих областях была очень короткой и продолжалась в некоторых местах два, в других—три часа, так что через очень короткое время после захода солнце снова поднималось."

..."Самой далекой из всех известных земель является Туле, где во время солнцеворота, когда солнце проходит знак Рака, нет ночей, но очень мало дневного света в зимнее время. На расстоянии одного дня морского пути от Туле находится якобы застывшее море, назы­ваемое некоторыми Кронийским."

..."Здесь нет более земли, моря или воздуха, а вместо них смесь всего этого, похожая на морское легкое, где земля, море и вообще всё висит в воздухе, и эта масса служит как бы связью всего мира, по которой невозможно ни ходить пешком, ни плыть на корабле."

Скопируйте вопросы в поле для ответа и ответьте на них: 

1. Откуда жители севера получали янтарь? ___

2. Почему этот камень так редко можно было купить? ___

3. Как получали олово? ___

4. На родине Пифея ночь и день всегда примерно одинаковы по времени. Что так удивило Пифея на севере? ___

5. С каким природным явлением связал Пифей приливы и отливы? ___

6. Почему Пифей не мог дальше продолжать плавание? Как вы думаете, что его остановило? ___

7. Что Пифей мог увидеть, если бы доплыл до Кронийского моря? ___

8. Почему Пифея сочли выдумщиком и обманщиком?  ___

Задание 5

Прочитайте текст о Средиземноморье. Ответьте на вопросы после текста. 

Средиземноморье.

Название  «Средиземноморье» относится к географической и исторической области по берегам Средиземного моря. К этому морю сходятся три части Света – Европа, Азия и Африка. Средиземное море глубокое и довольно соленое, связано проливом с Атлантическим океаном. С севера, запада и востока вблизи берегов расположены горы, самые высокие из которых  Альпы. Участки суши выступают в море с севера, образуя полуострова и острова. На них есть действующие вулканы – Этна, Везувий, иногда в горах происходят землетрясения.

Большое водное пространство Средиземного моря формирует климат окружающих территорий, который носит название средиземноморского. В средиземноморском климате жаркое солнечное лето и прохладная дождливая зима.

С древнейших времён Средиземное море имело огромное значение в жизни народов, населявших его побережье. По водам моря велась торговля, по берегам возникли крупные древние города и колонии – Афины, Карфаген, Рим. Сейчас люди со всего мира приезжают сюда отдохнуть, увидеть чудеса природы Средиземноморья и прикоснуться к истории Древнего мира. 

Скопируйте вопросы и ответьте на них:

1. Какие части света имеют выход к Средиземному морю? ___

2. В какой части моря много островов? ___

3. Какие вулканы расположены в Средиземноморье? ___

4. Почему по берегам Средиземного моря возникли древние города? ___

5. Почему сейчас люди едут отдыхать  на берега Средиземного моря? ___

6. В каких странах находятся эти  древние города? ___

  • Рим - 

  • Афины - 

  • Карфаген - 

Задание 6
Прочитайте отрывки из записей Антонио Пигафетты. Расставьте их в правильном порядке.

_А_

В субботу, 6 сентября 1522 г., мы вошли в бухту Сан Лукар, имея на борту всего лишь восемнадцать человек экипажа, да и то большей частью больных. Начиная с того дня, как мы вышли из этой бухты, и до того дня, как возвратились в нее, мы проделали четырнадцать тысяч четыреста шестьдесят лиг и таким образом совершили путешествие вокруг света, плывя с востока на запад.

_Б_

Если бы не злосчастный капитан, то ни один из наших не спасся бы на лодках, так как, пока он бился, другие успели отступить к лодкам. Бой этот происходил в субботу, 27 апреля 1521 г. Капитан не хотел принять бой в четверг, ибо это был особенно чтимый им день. В этом бою было убито вместе с ним восемь наших людей и четверо индейцев, обращенных в христианство.

_В_

Услыхав, что в городе Севилье снаряжен флот в составе пяти кораблей для добычи пряностей на Молуккских островах, под начальством капитан-генерала Фернана ди Магальяинша [Магеллана], я отправился туда из города Барселоны, везя с собой много благожелательных писем. Целых три месяца я провел в Севилье в ожидании, пока упомянутый флот готовился к плаванию, и когда, наконец, наступил срок отправления, путешествие началось при чрезвычайно счастливых предзнаменованиях.

_Г_

В среду, 28 ноября, мы выбрались из этого пролива и погрузились в просторы Тихого моря. В продолжение трех месяцев и двадцати дней мы были совершенно лишены свежей пищи. Мы питались сухарями, но то уже не были сухари, а сухарная пыль. За эти три месяца и двадцать дней мы прошли четыре тысячи лиг, не останавливаясь, по этому Тихому морю. Поистине оно было весьма мирным, ибо за все это время мы не выдержали ни одной бури.

_Д_

Это — самый большой и самый опасный из всех мысов в мире. Корабль дал сильную течь, холод был страшный, а, главное, кроме риса и воды у нас не осталось съестного. С божьей помощью мы обогнули, наконец, 6 мая этот мыс. Затем целых два месяца мы шли на северо-запад без свежей пищи и свежей воды. Если бы господь не послал нам благоприятного ветра, все мы погибли бы от голода. Побуждаемые крайней нуждой, мы подошли, наконец, к островам Зеленого мыса.

_Е_

Подойдя к 52° той же широты, мы открыли в день Одиннадцати тысяч дев пролив. В длину этот пролив простирается на 10 лиг, или 40 миль, а в ширину — на пол-лиги, в одном месте он ýже, в другом шире. Он ведет к другому морю, получившему название Тихого моря, и окружен со всех сторон очень высокими горами, покрытыми снегом. Без капитан-генерала нам бы ни за что не обнаружить этот пролив, так как нам говорили, что он закрыт со всех сторон.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!