СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематический классный час"Дети Холокоста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Классный час освещает тему геноцида во время Великой Отечествнной войны 1941-1945 гг., раскрывает понятие"холокост" для учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Тематический классный час"Дети Холокоста"»



Тематический классный час “Дети Холокоста ”

Памяти жертв Холокоста посвящается…(патриотическое направления в воспитании)

Автор: Гришина О.А.



Актуальность темы



В стихотворении поэтессы Ольги Рудой есть такие строки:

Как детям объяснить: шесть миллионов
Исчезнувших  в застенках…  навсегда… 
Замученных, отравленных  «Циклоном»,
Расстрелянных, повешенных, сожжённых?
Никто не видел слёз, не слышал стонов,
Весь мир был равнодушен, как всегда.

Дети, Холокост… как, казалось бы, два эти понятия несовместимые, могут существовать вместе? Созидание и разрушение, надежда и ее крушение, будущее и прошлое, жертвы и палачи… Дети являлись самыми легкоуязвимыми жертвами нацистов, и их уничтожение было одним из направлений политики III рейха по “защите арийской крови”. Преследуя цель – достичь “чистоты арийской нации”, фашисты планомерно уничтожали детей, чтобы не дать возможности жить новому поколению еврейского народа.

Изучение военного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека. Как сказал израильский историк И. Бауэр: ”Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями”.

Конспект занятия

Цель:

усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания у школьника

Задачи:

учебный аспект

  • ознакомление школьников с некоторыми документами и фотоматериалами по истории Холокоста;

- развивающий аспект

  • формирование толерантного сознания;

  • формирование исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;

- воспитательный аспект

  • воспитать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире;







Ход занятия.

1.Организационный момент. Введение в тему занятия.

Учитель. Как-то так складывается, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблениях и унижениях мирных граждан. Можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети. Почему-то об этих пострадавших говорят редко, они попросту теряются на фоне общих ужасающих цифр погибших. Сегодня на нашем классном часе мы узнаем, что такое Холокост, узнаем и о тех,  кто стал жертвами Холокоста, узнаем, как чтят память сегодня по погибшим в те ужасные дни…

Подробно остановимся на теме «Дети Холокоста».

Александров В.- Взглянув в глаза детям, заключённым в концлагеря, невольно задаёшься вопросом «За что дети находятся в заточении? Они совершили преступление?» Нет, они не совершали преступления. Они оказались в заключении потому что, принадлежали к нации, которую во время Второй мировой войны лидер фашистов Адольф Гитлер, решил искоренить полностью. Они были евреями. И из-за своего происхождения, они оказался в заключении, а точнее в концлагере.

Скоблин А. Когда фашисты во главе с Гитлером приходят к власти, то принимают свыше четырёхсот законов, ограничивающих права евреев. Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов. Для детей-евреев были закрыты городские парки.

Гимадулина А. Вдруг выяснилось, что еврейские дети – другие, они стали детьми второго сорта. По всей Германии прокатилась волна еврейских погромов, самый крупный из которых, произошедший 9-10 ноября 1938года, получил название «Хрустальная ночь». Было разрушено 1400 синагог, погибло около 100 евреев, разгромлены еврейские дома и магазины, разбиты стёкла еврейских школ.

Важина А. Евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить. Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр. В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых.

Скоблин А. Самыми легкоуязвимыми жертвами нацистов были дети. Согласно нацистской идеологии, убийство детей из “нежелательных” или “опасных” групп, рассматривалось как часть “расовой борьбы”, а также как своеобразная мера защиты. Таким образом, было убито 1.5 миллиона детей, включая более миллиона евреев и десятки тысяч цыган, немецких детей с физическими и умственными недостатками, находившихся в лечебницах, польских детей и детей, проживавших на оккупированной территории Советского Союза.









Александров В.

«Голод и погромы,
Гетто вместо дома,
Смерть родных и близких
На твоих глазах...
Дети Холокоста,
Маленького роста
Вынесли на слабых, 
Худеньких плечах».

Важина А. Еврейские и некоторые нееврейские подростки 13-18 лет имели шанс выжить в том случае, если они могли быть использованы как рабочая сила в принудительно-трудовых лагерях.

Их судьба может быть разделена на следующие категории:

1.После прибытия в лагерь уничтожения большую часть детей сразу посылали на смерть в газовые камеры. Нацисты не щадили детей и других национальностей. Примерами могут служить расправы над цыганскими детьми в концлагере Освенцим; от 5 000 до 7 000 детей – жертв программы “эвтаназии”; дети, погибшие в результате актов возмездия; расстрелянные вместе с родителями дети, жившие в сельских районах на оккупированной территории Советского Союза.

Гимадулина А. 2.Дети, уничтоженные непосредственно после рождения или в лечебницах.

3.Дети, рожденные в гетто или лагерях и выжившие, благодаря заключенным, прятавшим их.

4.Руководство концлагерей использовало подростков, особенно еврейских, на принудительных работах, где из-за невыносимых условий они погибали.

дети, как правило, старше 12 лет, которых использовали как рабочую силу и

5.Дети, как объекты для медицинских экспериментов.

Скоблин А. 27 января - Международный день памяти жертв Холокоста, который был официально принят на шестидесятом заседании Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 2005 года. Давайте познакомимся с греческим словом Холокост. Именно этим словом называют то трагическое время, которое несправедливо унесло жизни огромного количества народа.

Холокост по-гречески означает «огненная жертва». «всесожжение»

Холокост (холокауст) (англ. holocaust, от греч. holokaustos - сожженный целиком), гибель значительной части еврейского населения Европы

Александров В. Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине, где было убито более 33000 евреев всего за два дня. Евреев заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребая и мертвых и живых. Полицаи хватали детей и также сбрасывали их в овраг. В своих мемуарах Рудольф Гесс описывал, как детей евреев обманом заманивали в газовые камеры. Чтобы избежать паники, им говорили, что нужно раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты использовали «Особые отряды» (других еврейских заключенных), которые поддерживали спокойную обстановку и помогали тем, кто отказывался раздеваться. Дети часто плакали, но после того как члены Особого отряда утешали их, они входили в газовые камеры, смеясь, играя или болтая друг с другом, часто все еще с игрушками в руках. Спаслось из Бабьего Яра всего 29 человек.





Гимадулина А. Многие известные люди не молчали, не бросали детей.

Так Януш Корчак - талантливый педагог, человек, который не боялся детских вопросов, за что его называли детский бог. Автор выдающихся книг о воспитании: «Как любить ребенка», «Право ребенка на уважение» и др., а также книг для детей.

В 1912 становится директором «Дома Сирот», которым руководит до конца жизни. Во время Второй мировой войны, когда немцы оккупируют Польшу, у Корчака появляется возможность уехать, но он возвращается в «Дом Сирот», который уже находился на территории Варшавского гетто.

Важина А. В начале августа 1942 года гитлеровцы решили закрыть дом сирот и уничтожить его обитателей. 3 августа 1942 года в дом пришли эсэсовцы. Доктор Корчак вместе со своими помощниками вывел всех оставшихся 200 детей, построил ребят в стройную колонну. Во главе колонны шел знаменосец и нес зеленое знамя Дома.Дети шли парами на станцию и пели католические церковные песнопения. Эта картина потрясла даже эсэсовцев.

Скоблин А. Немецкий офицер, руководивший погрузкой, узнал в Корчаке автора своих любимых детских книг. Он подошел к нему и тихо сказал: «Господин Корчак, вы можете быть свободным. Я не стану вас задерживать». Но доктор Корчак еще раз повторил: "Я детей не оставлю. Я буду с ними до конца".. При этом, доктор прекрасно знал, КУДА они едут и оставить детей действительно не мог.." Потрясенный этим мужеством эсэсовский офицер вытянулся по стойке смирно и отдал доктору честь.

Александров В. Доктор вместе со своей помощницей и всеми детьми погрузился в товарный вагон, и поезд тронулся.
Поезд отправился в Треблинку - одну из жутких нацистских "фабрик смерти". Что же мог он сделать для двухсот своих детей на пути в газовую камеру?

Досказать сказку о путешествии к Солнцу... Сказку, такую же короткую, как жизнь. Десять минут пути. Улица в небо... Двести детей прошли по ней. Они верили, что учитель знает, куда их ведет.

ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА,

Учитель:

Изначально в газовых камерах использовался угарный газ. Позже для убийства заключенных был разработан инсектицид «Циклон Б». Когда заключенные оказывались в камере, двери закупоривались и в вентиляцию внутри стен сбрасывались шарики «Циклона Б», распространявшие ядовитый газ. Доктор СС Иоганн Кремер рассказывал, что жертвы кричали и боролись за жизнь. Жертв находили с кровью, идущей из ушей, и с пеной у рта в полусидящем положении в камерах с пространством, доступном только для расположения стоя. Газ в камеры в период Холокоста поступал снизу, а затем медленно поднимался к потолку, что заставляло жертв взбираться друг на друга, чтобы вдохнуть воздух. Тех, кто был сильнее, часто находили поверх груды тел. В некоторых концентрационных лагерях заключенных подвергали медицинским экспериментам, помещая тело в различные условия, например, размещая на высоте, подвергая воздействию низких температур или предельного атмосферного давления.

Других использовали в экспериментах с заболеваниями, такими как гепатит, туберкулез и малярия.

Те, кто подвергся экспериментам доктора Йозефа Менгеле, почти всегда были убиты и анатомированы.



Многие дети были покалечены или парализованы, и сотни погибли. Дети звали его «дядя Менгеле», он приносил им конфеты и игрушки перед тем, как убить собственными руками. Позже он утонул в Бразилии в 1979 году. Нацистский доктор Йозеф Менгеле, также известный как «Ангел Смерти», восхищался близнецами. По словам одного очевидца, в попытке создать сиамских близнецов, он сшил спинами друг с другом двух близнецов по имени Гвидо и Нино, которым было около 4 лет. Их родителям удалось достать морфин и убить своих детей, чтобы закончить их страдания.

Рабочих концентрационных лагерей заставляли бегать перед офицерами СС, чтобы показать, что у них все еще есть силы. Офицеры СС направляли бегущих в одну из двух линий. Одна шеренга шла в газовые камеры. Другая возвращалась в бараки. Бегущие работники не знали, куда направляется каждая из них.

Фашисты перерабатывали волосы жертв Холокоста в войлок и нити. Волосы также часто использовали для изготовления носков и стелек командам подводных лодок, для запалов бомб, веревок, корабельных шнуров и для набивки матрасов. Начальники лагерей должны были представлять ежемесячные отчеты о количестве собранных волос.

Первыми начали освобождать концентрационные лагеря советские солдаты. 23 июля 1944 они освободили Майданек. Но сколько ужаса перетерпели люди до этого благодатного момента…

ПРОСМОТР видеоролика ГИМАДУЛИНОЙ А.

Учитель

Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребёнка. Ребёнок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.  Что может быть страшнее смерти ребёнка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой   защищать и растить дитя.

В заключении урока учащимся предлагаю прокомментировать высказывание Эгиля Орвика «Наше безразличие к злу делает нас соучастниками преступления». (комментарии детей)


Учитель помогает учащимся осознать и прийти к ВЫВОДУ: Холокост – это не только трагедия народа еврейского, это Катастрофа всего человечества, это, в сущности, кризис мировой цивилизации, получивший продолжение в Афганистане, Югославии, Израиле, Чечне, в терактах по всему миру. И мы не должны об этом забывать, а знание свое обязаны передавать детям и внукам. Они должны знать правду и быть в ней убеждены. Я надеюсь после нашего классного часа вы осознали, прочувствовали всю трагическую сущность слова «Холокост».

НАМ НУЖНО ПОМНИТЬ ИСТОРИЮ, ЧТОБЫ НЕ ПОВТОРЯТЬ ОШИБОК!!!!





















Александров В.

Мы рождены гораздо позже. 
По счастью нам не довелось 
Быть там, где выжить невозможно, 
Где даже воздух полон слез.
И память павших в этой битве 
Увековечить и почтить 
Мы можем только лишь молитвой, 
Которую нельзя забыть.
И только стоя на коленях, 
И только в полной тишине 
Забыв про все на миг, на время, 
Произнесем ее в душе.





Скоблин А.

Все можно сокрушить,

Смести, предать забвенью,

Заасфальтировать и заковать в бетон,

Взорвать собор, как лишнее строенье,

На месте кладбища построить стадион.

Все можно растерять, что собрано веками,

Все может замолчать, расправами грозя,

И только человеческую память

Забетонировать и истребить нельзя

ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА «Мы помним!»

ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧЕНИКОВ

Каждый из нас должен помнить:

1. Многое начинается с меня, моих поступков, моих действий.

2.Совершая действия, помни, что ты – Человек!

3.Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!

4. Протяни руку не для удара, а для помощи.

5.Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!