СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.Н.БАРАНОВА, Т.Е.ЩЕРБАКОВА. Тематический контроль по русской литературе. 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В книге задания имеют три уровня сложности: 1-й уровень (тестовая работа), 2-й уровень (ответы на вопросы), 3-й уровень (творческие задания, задания на связь с другими предметами). Задания по "Песни о вещем Олеге" А.С.Пушкина, "Бежину лугу" И.С.Тургенева, "Тапёру" А.И. Куприна, "Дубровскому" А.С.Пушкина, "Детству" Л.Н.Толстого и др.

Просмотр содержимого документа
«Н.Н.БАРАНОВА, Т.Е.ЩЕРБАКОВА. Тематический контроль по русской литературе. 6 класс»


Баранова Н.Н., Щербакова Т.Е. «Тематический контроль по русской литературе. 7 класс».





ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Уровень 1 (каждый правильный ответ — 0,5 балла)

1. Какому периоду древнерусской литературы принадлежит «Повесть временных лет»?

а) периоду Киевской Руси;

б) периоду феодальной раздробленности;

в) периоду формирования централизованного государства.

2. Кто является автором славянской азбуки?

а) Даниил Заточник;

б) монах Нестор;

в) Кирилл и Мефодий.

3. Что значит выражение от доски до доски?

а) от утра до вечера;

б) от начала до конца;

в) от рождения до смерти.

4. Летопись — это...

а) описание лета;

б) описание событий прошлого года;

в) запись событий по годам.

5. Назовите автора «Повести временных лет».

а) монах Нестор;

б) протопоп Аввакум;

в) Даниил Заточник.

6. Кто такие волхвы?

а) погонщики волов;

б) предсказатели;

в) странники.

7. Подберите синоним к эпитету вещий.

а) мудрый; б) вечный; в) вещающий.

8. Назовите город, завоевание которого принесло князю Олегу всеобщую славу.

а) Корсунь; б) Царьград; в) Новгород.

9. Что заинтересовало А. С. Пушкина в легенде о смерти князя Олега?

а) победа Олега над хазарами;

б) товарищеская любовь князя к своему коню;

в) необычность смерти князя Олега.

10. С чем сравнивается смертоносная гробовая змея, ужалившая князя Олега?

а) с пестрой лентой; б)с черной лентой; в) с блестящей лентой.

П. Тризна — это...

а) прощальная песня;

б) обряд похорон;

в) поминки.

12. Кто такой Владимир Мономах?

а) князь Киевский;

б) князь Черниговский;

в) князь Новгородский.

Уровень 2 (каждый правильный ответ — 0,5 балла; вопрос 14 — 1 балл)

1. В какой период древнерусской литературы были наиболее распространены жанры летописи, поучения, жития?

  1. Кто является автором славянской азбуки?

  2. Что такое оригинальная литература?

4. Кто, по легенде из «Повести временных лет», основал Киев?

  1. Каковы основные черты жанра летописи?

  2. Кто является автором «Повести временных лет»?

  3. Кто такие волхвы?


  1. Какие события легли в основу «Сказания о смер­ти князя Олега»? Сколько лет длилось его княжение?

  2. Какой город Европы был покорен князем Олегом и стал символом его славы?

10. Что заинтересовало А. С. Пушкина в легенде

0 князе Олеге?

11. Что означает эпитет вещий!

  1. Что общего в построении «Сказания о смерти князя Олега» и «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина?

  2. Объясните значение устаревших слов: пращ, роковой, ретивый, внемлет.

  3. Назовите запомнившиеся вам пушкинские эпитеты, создающие торжественно-исторический колорит «Песни о вещем Олеге».

  4. Кто такой Владимир Мономах, почему он обратился к жанру поучения?

Уровень 3 (каждый правильный ответ — 1 балл; вопрос 6 — 2 балла)

  1. В какой период истории России развивается древнерусская литература?

  2. Назовите жанры раннего периода древнерус­ской литературы.

  3. Какой язык использовался в памятниках древ­нерусской литературы?


  1. Почему Киево-Печерский монастырь носит такое название? Какое отношение он имеет к «По­вести временных лет»?

  2. Чему посвящена «Повесть временных лет»? Назовите основные события, вошедшие в сводную летопись Древней Руси.

  3. Что общего и в чем различие легенды о князе Олеге и поэтической версии А. С. Пушкина?

  4. Назовите эпитеты, создающие исторический колорит «Песни о вещем Олеге».

  5. Почему стихотворение А. С. Пушкина закан­чивается не описанием смерти Олега, а описанием тризны? Где, по преданиям, похоронен князь Олег?

  6. К кому обращается с поучением Владимир Мономах? Что вы считаете наиболее важным для себя в его «Поучении»?

Творческое задание (можно выполнить вместо вопросов 7—9)

Напишите подстрочный перевод к английской версии «Песни о вещем Олеге» — «The Song of Wise 01eg».

Oleg the wise Prince, roused to arm, Gried: «Vengeance on the ruthless horde Of raiding Chosars! Field and farm My men shall put to fire and sword!» And when his faithful horse was brought, He rode out with his knights and men, In damascened, gold armour, wrought, By some deviceful Saracen.


РАССКАЗ. И. С. ТУРГЕНЕВ. «Бежин луг», «Бирюк»

Уровень 1 (каждый правильный ответ — 0,5 балла)

«Бежин луг»

1. В каком году вышла первая книга И. С. Тургенева?

а) в 1849 г.; б) в 1850 г.; в) в 1852 г.

2. Ягдташ — это...

а) охотничья сумка для дичи; б) лукошко для ягод; в) мешочек для хранения патронов.

3. Казюли — это... а) козы; б) змеи; в) бревна.

4. Бучило — это... а) бочка с водой; б) болото; в) глубокая яма с весенней водой.

5. Что в портретах мальчиков автор-рассказчик выделяет прежде всего?

а) голос; б) одежду; в) выражение лица и глаз.

6. Кто из мальчиков рассказывал о Гавриле и Русалочке?

а) Ильюша; б) Костя; в) Павлуша.

7. Кто из мальчиков рассказывал о светопреставлении и о Тришке?

а) Ильюша; б) Костя; в) Павлуша.

8. Кто из мальчиков рассказывал об утонувшем Васе и его матери Феклисте?

а) Ильюша'; б) Костя; в) Павлуша.

9. Сколько ребят рассказывали истории?
а) трое; б) четверо; в) пятеро.

10. Что случилось с Павлушей?

а) утонул; б) убился, упав с лошади; в) умер после болезни.

11. Чей это портрет: «...лицо... горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились...»?

а) Ильюши; б) Кости; в) Феди; г) Павлуши; д) Вани.

12. Чей это портрет: «...глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила»?

а) Ильюши; б) Кости; в) Феди; г) Павлуши; ; д) Вани.

Уровень 2 (каждый правильный ответ — 0,5 балла; вопрос 10 — 1 балл)

  1. Чем рассказ отличается от басни и сказки?

  2. Перечислите звенья сюжета рассказа.

3. В чем новизна сборника И. С. Тургенева «Записки охотника»?

  1. Где происходит действие рассказа «Бежин луг»?

  2. Как звали собаку охотника?

  3. Назовите возраст мальчиков.

  1. О ком и почему автор сказал: «Что это за славный мальчик!»?

  2. Кому принадлежат следующие слова: «Ну, ни­чего, пущай!.. Своей судьбы не минуешь»?

9. Найдите сравнения в следующих отрывках:

  1. «Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску ко­ваного серебра...»

  2. «Подобно островам, разбросанным по беско­нечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдви­гаются, теснятся, синевы между ними уже не ви­дать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой...»

  3. «К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца...»

10. Что общего и в чем различие в восприятии мальчиками легенд?

«Бирюк»

  1. Когда в рассказе появляется лесник?

  2. Между кем возникает конфликт в рассказе?

  3. Чем вызвана озлобленность мужика, его угрозы, ненависть к Бирюку?

  4. Почему у мужика нет выхода и он должен нарушать закон?

  5. Чем заканчивается рассказ?

Уровень 3

Составьте рассказ, используя рекомендации учеб­ника (Русская литература : учеб. для 7-го кл. уч­реждений, обеспечивающих получение общ. средн. образования, с бел. и рус. яз. обучения с 12-летним сроком обучения : в 2 ч. Ч. 1 /[авт.-сост. Е. В. Пере­возная и др.]. Мн., 2004. С. 51—52).


А. И. КУПРИН. «Тапёр»

Уровень 1 (каждый правильный ответ — 0,5 балла)

1. Какое произведение принадлежит перу А. И. Куприна?

а) «Слепой музыкант»; б) «Мальчики»; в) «Чудесный доктор».

2. Кто такой тапёр?

а) наездник; б) музыкант; в) игрок.

3. Действие рассказа происходит в семье...

а) Руденковых; б) Рудневых; в) Рудковских.

4. Как появляются в этом гостеприимном доме гости?

а) сюрпризом; б) проездом; в) по приглашению.

5. Как назывались дни всеобщего веселья, приводившие в отчаяние прислугу?

а) разгромом; б) беспределом; в) анархией.

6. Какой клуб посещал хозяин дома?

а) Московский; б) Английский; в) Масонский.

7. Ни один праздник елки в этом доме не обходился без...

а) оркестра; б) тапёра; в) квартета.

8. Кто поднял шум по поводу угрозы отсутствия музыки на елке?

а) Татьяна; б) Тина; в) Тоня.

9. Что необычного было в приглашенном на новогодний вечер тапёре?

а) прическа; б) одежда; в) возраст.

10. Как звали мальчика-тапёра?

а) Юрий Азаров; б) Юрий Агазаров; в) Юрий Азагаров.

11. Исполнением какого произведения тапёр всех неожиданно поразил?

а) польки; б) венгерской рапсодии Ф. Листа; в) мазурки.

12. Кто из великих композиторов оказался слушателем игры мальчика и в финале сказал ему «священные слова»?

а) П. И. Чайковский; б) М. П. Мусоргский; в) А. Г. Рубинштейн.

Уровень 2 (каждый правильный ответ на воп­росы 1, 4, 5, 6, 8, И — 0,5 балла; на вопросы 2, 3, 7, 9, 10 — 1 балл)

1. Назовите известные вам произведения А. И. Куприна.

2. В чем особенность жанра рассказа?

  1. Чем отличался дом Рудневых от других мо­сковских домов?

  2. Почему в доме все так ждут елку?

  3. Что такое картонажи?

  4. Почему возникла угроза остаться без музыки на праздник?

  5. Чем удивил приход тапёра (как его зовут, воз­раст, портрет, как меняется его выражение лица)?

  6. Что поразило присутствующих в игре мальчи­ка, как меняется отношение к нему на протяжении всей сцены?

  7. Что значат слова Аркадия Николаевича: «Но ведь это безбожно заставлять играть его танцы!»? Почему он не разрешил мальчику играть целый вечер?

10. Опишите портрет знаменитого гостя.
11. В чем неожиданность финала рассказа?

Уровень 3 (каждый правильный ответ — 10 баллов)

Выберите одно из предложенных творческих заданий.

  1. Начертите известную вам схему сюжета про­заического произведения и «оденьте» его в соответ­ствии с содержанием рассказа «Тапёр».

  2. Попытайтесь «дописать» финальную сцену: какие «священные слова» сказал А. Г. Рубин­штейн маленькому музыканту и как это повлияло на его судьбу.

  3. В каких известных вам произведениях А. И. Куп­рина звучит музыка?






ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ Н. А. НЕКРАСОВ

«Размышления у парадного подъезда», «Школьник»

Уровень 1 (каждый правильный ответ — 0,5 балла)

1. Когда родился Н. А. Некрасов?

а) в 1818 г.; б) в 1820 г.; в) в 1821 г.

«Размышления у парадного подъезда»

2. Пилигримы — это...

а) странники; б) путешественники; в) мореплаватели.

3. С каким выражением на лицах мужики обращаются к швейцару?

а) надежды и муки; б) печали и муки; в) просьбы и муки.

4. Как воспринимаются слова парадный и торжественный?

а) как антонимы; б) как омонимы; в) как синонимы.

5. Каким недугом одержим целый город?

а) рабским; б) холопским; в) барским.

6. Продолжите следующие строки:

И пошли они, солнцем палимы, Повторяя: «...!»

а) суди его бог; б) суди его царь; в) суди его люди.

7. Чем был занят владелец «роскошных палат», когда к нему приходили мужики?

а) обедал; б) работал; в) спал.

«Школьник»

8. Стихотворение написано в форме...

а) разговора; б) диалога; в) монолога.

9. Кто помог мальчику собраться в дорогу?

а) отец; б) мать; в) дьячиха; г) люди.

10. О каком «архангельском мужике» говорит в стихотворении Н. А. Некрасов?

а) о М. В. Ломоносове; б) о Г. Р. Державине; в) о Т. Г. Шевченко.

11. Дорога в стихотворении названа...

а) неприметной; в) долгой;

б) трудной; г) невеселой.

12. Куда мальчик положил книжку?

а) в мешок; б) держал в руке; в) в котомку.

Уровень 2 (каждый правильный ответ — 0,5 балла)

«Размышления у парадного подъезда»

1. Когда и где впервые было опубликовано сти­хотворение?

  1. Что происходило в праздничные дни в пере­дних домов вельмож и крупных чиновников?

  2. К какому произведению XVIII в. восходит сти­хотворение?

  3. Кто явился прототипом образа вельможи в сти­хотворении?

5. Как начинается стихотворение?

6. Какие главные образы-переживания наметились уже в начале стихотворения?

7. В какой форме написано стихотворение?

  1. Какими образами достигается поэтическая цельность стихотворения в композиционном плане?

  2. С какой целью Н. А. Некрасов использует образ сна?

  1. В каких строках содержится оправдание тому, что и вельможе, и тем, кто ждет его смерти, нет никакого дела до мужиков?

  2. Где, с точки зрения Н. А. Некрасова, умрет вельможа?

«Школьник»

  1. Какие стихи Н. А. Некрасова, посвященные детям, вы знаете?

  2. С чего начинается стихотворение «Школьник»?

  3. В каких строках заключена основная мысль стихотворения?

  4. Какой прием является основным в построе­нии стихотворения?

  5. Каким чувством пронизано стихотворение?

Уровень 3 (каждый правильный ответ — 0,5 балла)

«Размышления у парадного подъезда»

  1. Озаглавьте части стихотворения.

  2. Каким по'способу изложения является сти­хотворение?

  3. Какой зрительный образ вызывает в вашем представлении заглавие стихотворения?

  4. Каковы особенности синтаксиса стихотворения?

  5. Чем сменяется возвышенный слог со второй строки? Какие слова на это указывают?

  6. По какому принципу происходит изменение образа народа в стихотворении?

  7. Как развиваются переживания лирического героя?

  8. С помощью какого художественного приема поэт создает образ плача-причитания, почти рыдания?

  9. С помощью каких слов и путем использования каких стилей создается образ «мужики» — «Рус­ский мужик» — «Русский народ»?

  1. С какой целью поэт использует многоточие в конце стихотворения?

  2. Какие два образа народа прошли через все творчество Н. А. Некрасова?

  3. Какие стихотворения Н. А. Некрасова посвя­щены теме необходимости спасения русского народа?

«Школьник»

13. Как развивается движение авторской мысли в стихотворении?

  1. С чем связан оптимизм этого стихотворения?

  2. Какой основной художественный прием ав­тор использует в стихотворении?

  3. В каком году написано стихотворение?

  4. Какое время отражено в следующих строках стихотворения?

Или, может, ты дворовый Из отпущенных?..

Ну, что ж! Случай тоже уж не новый — Не робей, не пропадешь!

  1. В каких строках заключена основная мысль стихотворения?

  2. За что поэт любит Родину?

20. Как, на ваш взгляд, сложится судьба крестьянского мальчика, который пошел учиться? Будет ли ему легко? А если нет, то зачем он стремится к учебе?


Ф. И. ТЮТЧЕВ

Уровень 1 (каждый правильный ответ — 0,5 балла)

1. Где находится родовое имение Тютчевых?

а) в Тульской губернии;

б) в Орловской губернии;

в) в Брянской губернии.

2. В какой стране Ф. И. Тютчев проходил дипломатическую службу в течение 22 лет?

а) во Франции; б) в Италии; в) в Германии.

3. Какой лирический жанр особенно широко представлен в творчестве Ф. И. Тютчева?

а) лирические песни;

б) пейзажная лирика;

в) стихотворения в прозе.

4. Какой предстает природа в лирике Ф. И. Тютчева?

а) бурной; б) спокойной; в) изменчивой.

«Первый лист»

5. С чем сравнивается первая зелень листвы в стихотворении?

а) с дымом; б) с туманом; в) с облаком.

6. Подберите синоним к слову грезы.

а) мечты; б) миражи; в) галлюцинации.

7. Какого листа не встретишь в этих «тысячах и снах»?

а) желтого; б) мертвого; в) жухлого.

«Как весел грохот летних бурь»

8. Как появилась гроза в летнем саду?

а) набежала; б) ворвалась; в) прилетела.

9. Каким эпитетом определяется грохот летних бурь?
а) резв; б) весел; в) страшен.

10. Объясните значение глагола ропщут.

а) резвятся; б) капризничают; в) возмущаются.

«Декабрьское утро»

11. Какие два времени суток противопоставляются в стихотворении?

а) утро — вечер; б) ночь — день; в) день — вечер.

12. Какой глагол использует Ф. И. Тютчев для описания образа дня?

а) проснулся; б) улыбнулся; в) встрепенулся.

Уровень 2 (каждый правильный ответ — 0,5 балла; вопросы 6, 7, 10 — 1 балл)

1. Где находится родовое имение Тютчевых?

  1. Какое учебное заведение закончил юный Ф. И. Тютчев?

  2. В какой период и где Ф. И. Тютчев проходил дипломатическую службу?

  3. Кто первым напечатал стихотворения Ф. И. Тют­чева в России?

  4. Назовите одну из любимых тем лирики Ф. И. Тют­чева.

«Первый лист»

6. Чем в стихотворении наполнены «живые грезы природы»?

  1. Какие эпитеты помогают передать картину весенней природы в стихотворении?

  2. Расшифруйте образ «тысячи и тьмы» в сти­хотворении.

«Как весел грохот летних бурь»

9. Какие части речи помогают создать образ летней грозы? Объясните значение глагола ропщут.

  1. Какие олицетворения способствуют ощуще­нию веселья и особой весенней энергии при созер­цании леса в грозу?

  2. С помощью каких согласных звуков «рож­дается» шум леса в грозу?

«Декабрьское утро»

  1. Какие краски использовал Ф. И. Тютчев в стихотворении при создании картины перехода ночи в день?

  2. Какое пейзажное стихотворение Ф. И. Тют­чева Л. Н. Толстой отметил буквой «К!»?

Уровень 3 (каждый правильный ответ — 1 балл)

  1. Какие события в жизни Ф. И. Тютчева способ­ствовали рождению его поэтического таланта?

  2. Кто первым оценил достоинства лирических произведений Ф. И. Тютчева?

  3. В чем особенности пейзажной лирики Ф. И. Тют­чева?

  4. Какими средствами в стихотворении «Первый лист» создается движение весенней природы?

  5. Какие части речи и грамматические формы озвучивают «грохот летних бурь» в одноименном стихотворении Ф. И. Тютчева? Объясните значение глагола ропщут.

  6. Как используется Ф. И. Тютчевым прием ал­литерации в стихотворении «Первый лист»?

  7. Какова цветовая гамма стихотворения «Де­кабрьское утро», какими средствами она создается?

  8. Какие антитезы в пейзажной лирике Ф. И. Тют­чева создают изменчивый мир природы?

  9. Определите размер одного из лирических тек­стов. Как он «работает» на поэтическое единство стихотворения?

10. Каково присутствие человека в пейзажной лирике Ф. И. Тютчева?

Творческое задание (можно выполнить вместо вопросов 1—10).

Используя олицетворения, метафоры, составьте фантастическую историю новорожденного листа (Русская литература. Ч. 1. С. 97).


И. С. ТУРГЕНЕВ

Уровень 1 (каждый правильный ответ — 0,5 балла)

1. Назовите произведение, принадлежащее перу И. С. Тургенева.

а) «Бежин луг»; б) «Тапёр»; в) «Хамелеон».

2. Как по-другому можно назвать стихотворение в прозе?

а) эссе; б) миниатюра; в) новелла.

3. Какова основная тема стихотворений в прозе И. С. Тургенева, представленных в учебнике?

а) тема подвига; б) тема любви; в) тема русской деревни.

4. Кто такой Ротшильд?

а) древний философ; б) финансовый магнат; в) богатый помещик.

5. Объясните значение глагола призреть.

а) возненавидеть; б) приютить; в) прозреть.

6. Почему стихотворение в прозе называется «Два богача»?

а) речь идет о двух помещиках;

б) речь идет о двух финансовых магнатах;

в) речь идет о финансовом магнате и убогом
крестьянине.

7. Восстановите ключевое слово после многоточия в диалоге крестьянина и его бабы (стихотворение «Два богача»).

— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить...

— А мы ее... и — ответил мужик, ее муж. а) недоваренную; б) несоленую; в) немудреную.

8. Назовите героинь стихотворения «Щи».

а) барыня и крестьянка;

б) две барыни;

в) две помещицы.

9. Как зовут главную героиню стихотворения «Щи»?

а) Светлана;

б) Ольга;

в) Татьяна.

10. Почему героиня на протяжении всего произведения ест щи?

а) утоляет голод;

б) жалко посоленных щей;

в) механически доедает.

11. Продолжите пословицу: «Сытый голодного не ...»

а) видит;

б) любит;

в) разумеет.

12. Чему посвящено стихотворение в прозе «Русский язык»?

а) безграмотности;

б) судьбам родины;

в) истории языка.

Уровень 2 (каждый правильный ответ — 1 балл)

  1. Назовите известные вам произведения И. С. Тур­генева.

  2. Дайте определение жанру стихотворения в прозе.

  3. Назовите основные темы стихотворений в про­зе И. С. Тургенева, представленных в учебнике.

  4. По какому принципу строится стихотворение «Два богача»?

  5. Объясните значение глагола призреть.

  6. В чем смысл названия стихотворения «Щи»?

  7. Что объединяет стихотворения «Два богача» и «Щи»?

8. О чем размышляет автор в стихотворении «Русский язык»?

Уровень 3 (каждое задание — 10 баллов)

  1. Напишите миниатюру-стихотворение в прозе на одну из тем: «Богатство и милосердие», «Рус­ский и белорусский — языки-братья».

  2. Как называется сборник стихотворений в прозе И. С. Тургенева? Какие вам известны произведе­ния из этого сборника? Каким темам они посвящены? Какое произведение на вас произвело наибольшее впечатление, почему?

ПОВЕСТЬ

А. С. ПУШКИН «Дубровский»

Уровень 1 (каждый правильный ответ — 0,5 балла)

1. В каком году А. С. Пушкин написал повесть «Дубровский»?

а) в 1830 г.; б) в 1832 г.; в) в 1833 г.

2. Кто послужил прототипом главного героя повести?

а) Орловский; б) Островский; в) Облонский.

3. Как называется имение Дубровского?

а) Киселевка; б) Кистеневка; в) Куреневка.

4. Кого называли «чернильным племенем»?

а) чиновников; б) писарей; в) школьников.

5. Кого называли «приказными»?

а) мелких служащих в канцелярии;

б) приказчиков;

в) придворных.

6. Что является основной чертой характера Андрея Гавриловича Дубровского?

а) доброта; б) доблесть; в) достоинство.

7. Кто в имении Троекурова пошутил над А. Г. Дубровским?

а) хозяин; в) псарь;

б) дочь хозяина; г) гости.

8. Где воспитывался сын А. Г. Дубровского?

а) в Петербурге; б) в Москве; в) в Париже.

9. Кто явился причиной страшной смерти приказных?

а) кузнец Архип;

б) Владимир Дубровский;

в) крестьяне из имения Дубровских.

  1. Кого спас на пожаре кузнец Архип? а) подьячих; б) девочку; в) кошку.

  1. Сколько лет было князю Верейскому?

а) около 40 лет; б) около 50 лет; в) около 60 лет.

12. Что говорит Маша Дубровскому, когда тот пытается ее освободить?

а) «Поздно, я люблю другого...»;

б) «Поздно, я обвенчана...»;

в) «Поздно, все кончено...».

Уровень 2 (каждый правильный ответ — 0,5 балла)

  1. В чем причина конфликта А. Г. Дубровского и К. П. Троекурова?

  2. Почему Дубровский поначалу мало беспоко­ился о деле, которое затеял Троекуров?

  3. Как вел себя в суде Троекуров?

  4. Что стало с бумагами Дубровского на имение?

  5. Чьими руками расправляется Троекуров с Дуб­ровским?

  6. Как повел себя Дубровский после того, как услышал решение суда в пользу Троекурова?

  7. Что произошло с Андреем Гавриловичем после того, как он вернулся из зала суда?

  8. Где служил Владимир Дубровский?

9. Какое решение принял Владимир Дубровский после получения письма из имения?

  1. Хотел ли Троекуров примирения?

  2. Что чувствовал Дубровский после похорон отца?

  3. В чем заключалась лучшая шутка Кирилла Петровича?

  4. Почему Троекуров считал князя Верейского равным себе?

  5. Как Маша приняла решение отца выдать ее замуж за князя Верейского?

  6. Как отец отнесся к слезам и мольбам дочери?

  7. Куда исчез Дубровский после разгрома его шайки?

Уровень 3 (каждый правильный ответ — 1 балл)

1. Назовите три роли главного героя повести.

  1. Можно ли назвать героя повести романтиче­ским героем? Если да, то почему?

  2. Была ли у молодого Дубровского возможность примирения с Троекуровым?

4. Был ли у крестьян Дубровского выбор?

  1. Какая мысль А. С. Пушкина высказана в ответе кузнеца покровскому пономарю, предостерегавшему, что их «приберет... к рукам Кирилла Петрович»: «Кирилла Петрович сам по себе, а Андрей Гаврило­вич сам по себе, а все мы Божьи да государевы...»?

  2. С какой целью и при каких обстоятельствах Владимир Дубровский проник в дом Троекурова?

7. Почему Маша отказалась от помощи Дубровского? Сопоставьте слова Маши в черновом и окончательном вариантах (глава XVIII).

Черновой вариант

Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас.

Окончательный вариант

Но теперь, говорю вам, теперь поздно.

Пустите меня.

8. Что отдалило Дубровского и Машу?

9. Почему Дубровский отказался от мщения Троекурову и князю Верейскому?

10. Какая песня звучит в XIX-й главе повести? О чем она?


н. В. ГОГОЛЬ

«Ночь перед Рождеством»

Уровень 1 (каждый правильный ответ — 0,5 балла)

1. Где родился Н. В. Гоголь?

а) в России;

б) в Украине;

в) в Белоруссии.

2. Назовите любимое занятие Н. В. Гоголя,
а) чтение; б) театр; в) музыка.

3. В состав какой книги Н. В. Гоголя входит повесть «Ночь перед Рождеством»?

а) «Миргород»;

б) «Вечера на хуторе близ Диканьки»;

в) «Старосветские помещики».

4. С какой целью Н. В. Гоголь просит свою мать сообщать ему народные поверья и предания?

а) он хотел использовать их в качестве примеров при чтении лекций для студентов;

б) он тосковал по родным местам, а поверья и предания были напоминанием ему о днях юности;

в) он хотел использовать их в своих произведениях, чтобы точнее воссоздать колорит на-
родной жизни.

5. Плахта — это...

а) платок; б) плаха; в) одежда.

6. Черевички — это...

а) башмачки; б) червячки; в) чертополох.

7. Таратайка — это...

а) тачанка; б) повозка; в) тюбетейка.

8. Что украл черт?

а) луну; б) месяц; в) солнце.

9. Какой крестик был у кузнеца?

а) серебряный; б) медный; в) кипарисовый.

  1. Куда отправился кузнец за черевичками? а) в Москву; б) в Петербург; в) в Париж.

  2. Кто помог Вакуле пройти в царский дворец? а) Потемкин; б) запорожцы; в) черт.

12. Какую реакцию вызвала у царицы просьба Вакулы?

а) улыбку; б) недовольство; в) страх.

Уровень 2 (каждый правильный ответ — 0,5 балла)

  1. Почему черт решил украсть месяц?

  2. За что он был сердит на кузнеца Вакулу?

3. Куда и зачем направились в рождественскую ночь Чуб и его кум?

4. Как называли в селе Солоху?

  1. Кто такая Оксана? Как она ведет себя с куз­нецом?

  2. Кого из героев повести Н. В. Гоголь называет сокровищем?

  1. Кого автор сравнивает с винокуренной кадью?

  2. Отчего поднялась метель на улице?

  3. Как кузнец сумел оседлать черта?

  1. Почему так радуется черт, поняв, что Ва-кула отдает ему свою душу?

  2. Какая история приключилась с мешком, бро­шенным девушками на дороге?

  3. Что почувствовал Вакула, поднявшись в небо, и что он там наблюдал?

  1. Чьими глазами показан дворец?

  2. В чем заключалась просьба запорожцев?

  1. Как Оксана отнеслась к известию о смерти кузнеца?

  2. Какие качества Вакулы оценил отец Оксаны? Что ему польстило в поведении будущего зятя?

Уровень 3 (каждый правильный ответ — 1 балл)

  1. Кто из писателей первым откликнулся на книгу Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»?

  2. Сколько повестей входит в состав книги «Ве­чера на хуторе близ Диканьки»?

  1. Что называется повестью?

  2. С чего начинается повесть «Ночь перед Рож­деством»?

  3. Реален или фантастичен пейзаж в повести? Приведите примеры.

  4. Что такое юмор? Какими средствами писатель создает комические ситуации? Приведите примеры.

  5. Раскройте смысл слов кузнеца об Оксане: «Чуд­ная девка, и хвастовства у нее мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух».

  6. В чем состоит непорядочность Солохи по отно­шению к сыну?

  7. Какое условие ставит Оксана кузнецу?

  1. Кого из героинь сказки «О мертвой царевне и семи богатырях» напоминает Оксана в первой части «Ночи перед Рождеством»?

  2. Кому из героев принадлежит следующая фраза: «А позволь спросить тебя, чем ты смазыва­ешь свои сапоги, смальцем или дегтем?»

  3. Какой прием использует автор в следую­щем отрывке: «Все было видно; даже можно было заметить, как вихрем пронесся мимо их, сидя в горш­ке, колдун; как звезды, собравшись в кучу, играли в жмурки; как клубился в стороне облаком целый рой духов; как плясавший при месяце черт снял шап­ку, увидавши кузнеца, скачущего верхом; как летела возвращавшаяся назад метла...»?

  4. Чей это портрет: «Минуту спустя вошел в со­провождении целой свиты величественного росту, довольно плотный человек в гетьманском мундире, в желтых сапожках. Волосы на нем были растрепа­ны, один глаз немного крив, на лице изображалась какая-то надменная величавость. Во всех движениях видна была привычка повелевать»?

14. Кто из известных драматургов присутствовал на приеме у царицы?

  1. Какая тема звучит в конце повести?

  2. В чем виноват Вакула?

  3. В чем виновата Оксана?

  4. Когда же образумились герои?

  5. Что помогло Вакуле обрести счастье?

20. Назовите известные вам картины, связанные с гоголевской повестью?

Л. Н. ТОЛСТОЙ «Детство»

Уровень 1 (каждый правильный ответ — 0,5 балла)

  1. В каком году появилась повесть «Детство»? а) в 1850 г.; б) в 1851 г.; в) в 1852 г.

  2. Сколько лет Николеньке в повести «Детство»? а) 10 лет; б) 11 лет; в) 12 лет.

3. Что считал Николенька дурным признаком, когда Карл Иваныч слушал его ответ во время урока?

а) слушал зажмурившись;

б) слушал отвернувшись;

в) перебивал во время ответа.

4. Сколько лет Карл Иваныч жил в доме Иртепьевых?

а) 12 лет; б) 13 лет; в) 14 лет.

5. Какой порок Карл Иваныч считал самым ужасным?

а) невежество;

б) недобросовестность;

в) неблагодарность.

6. Чего ждал Николенька, когда Карл Иваныч вел уроки?

а) окончания урока; б) обеда; в) прихода отца.

7. Как по прошествии лет автор говорит о Наталье Савишне?

а) редкое, чудесное создание;

б) редкое, замечательное создание;

в) редкое, прекрасное создание.

8. Что замечательного было в комнате Натальи Савишны?

а) картины; б) сундуки; в) баночки.

9. Что находилось у Натальи Савишны в голубом сундуке?

а) курение; б) вышивка; в) белье.

10. В чем провинился Николенька за обедом?

а) громко разговаривал;

б) уронил вилку;

в) облил скатерть.

11. Чего боялся Иленька Грап, когда мальчики хотели заставить его сделать гимнастическое
упражнение?

а) порвать курточку;

б) упасть;

в) показаться смешным.

12. Что сказал ребятам Иленька Грап после того, как они заставили его выполнить гимнастическое упражнение?

а) «За что вы меня тираните?»;

б) «За что вы меня не любите?»;

в) «За что вы меня мучаете?».

Уровень 2 (каждый правильный ответ — 0,5 балла)

  1. Что Л. Н. Толстой со своими братьями искал в детстве?

  2. Назовите повести, являющиеся продолжением повести «Детство».

  1. Назовите любимое выражение Карла Иваныча.

  2. Почему Карл Иваныч был «не в духе»?

5. В какой момент Карл Иваныч успокаивается и почему?

6. Чем отличалась горничная Наташка?

7. За что Наталью сослали на скотный двор в степную деревню?

  1. Как поступила с вольной Наталья Савишна?

  2. Как Наталья Савишна наказала Николеньку?

10. Как «извинилась» Наталья Савишна перед мальчиком?

11. Как отреагировал Николенька на «извинение»?

12. За кого и о чем молился мальчик (глава «Детство»)?

  1. Кто такие Ивины и какие отношения сложи­лись между детьми двух семейств?

  2. Кто из мальчиков Ивиных нравился Николеньке больше всех?

15. Кто такой Иленька Грап?

16. Почему отношение мальчиков к нему иное, чем к другим?

Уровень 3 (каждый правильный ответ — 1 балл)

  1. Что открылось в характере главного героя в главе «Наталья Савишна»?

  2. Могла ли Наталья Савишна сама наказать Николеньку?

3. В какой тональности написана глава «Детство»?

  1. Как рассказчик оценивает период детства в жиз­ни человека?

  2. О каких «темных пятнах» на страницах своих детских воспоминаний говорит рассказчик?

  1. Какими эпитетами автор определяет свое детство?

  2. Какими двумя добродетелями обладает чело­век в детстве?

  3. С какой целью Сережа заставил Иленьку Тра­па встать головой на «пьедестал»?

  4. Почему Николенька отступил и не проявил сострадание к бедному мальчику?

10. В каких словах и выражениях передано авторское отношение к происходящему?


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX В. ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

А. БЛОК, А. АХМАТОВА, Н. ЗАБОЛОЦКИЙ, Н. РУБЦОВ

Уровень 1 (каждый правильный ответ — 0,5 балла)

1. Пейзажная лирика — стихотворение о переживаниях, вызванных...

а) заботой о животных;

б) предметами неживой природы;

в) картинами живой природы.

2. Кому принадлежат следующие строки и какому времени года они посвящены?

Забудь заботы и печали, Умчись без цели на коне В туман и луговые дали, Навстречу ночи и луне!

а) А. С. Пушкину, весне;

б) С. Есенину, осени;

в) А. Блоку, лету.

3. Кого из поэтов в детстве звали Сашурочкой?
а) А. С. Пушкина; б) А. Блока; в) А. Яшина.

4. Какой дремотой объята «трава некошеной межи» в стихотворении А. Блока «Летний вечер»?

а) розовой; б) сизой; в) голубой.

5. Первый сборник А. Ахматовой называется...
а) «День»; б) «Утро»; в) «Вечер».

6. Какой художественный прием А. Ахматова использует в стихотворении «Перед весной бывают дни такие...»?

а) сравнение; б) олицетворение; в) гиперболу.

7. Какой художественный прием Н. Заболоцкий использует для создания образа дуба в стихотворении «Одинокий дуб»?

И запоет он колоколом славы, И из ствола закапает янтарь, а) сравнение; б) гиперболу; в) аллегорию.

8. Завершите строку из стихотворения Н. Заболоцкого «Оттепель»:

Скоро проснутся деревья, Скоро, построившись в ряд, Птиц перелетных кочевья Трубы весны... а) загудят; б) затрещат; в) затрубят.

9. Какой прием, связанный с сочетанием согласных звуков, применен в стихотворении «Оттепель»?

а) аккомодация;

б) аллитерация;

в) апелляция.

10. С какой репродукцией, представленной на форзаце учебника (Русская литература. Ч. 1—2), ассоциируется стихотворение «Оттепель»?

а) С. В. Герасимов «Северный пейзаж. Вечер»;

б) А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;

в) И. И. Шишкин «Среди долины ровныя...».

11. Мезонин — это...

а) терраса;

б) чердак;

в) надстройка над домом.

12. Как можно назвать образ звезды полей из одноименного стихотворения Н. Рубцова?

а) аллегория; б) гипербола; в) символ.

Уровень 2 (каждый правильный ответ — 0,5 балла; 15 вопрос — 1 балл)

  1. Что такое пейзажная лирика?

  2. Назовите авторов пейзажной лирики XIX— XX вв.

  3. Чем был окружен в детстве А. Блок?

  4. Какова цветовая гамма стихотворения А. Блока «Летний вечер»?

  5. С какой репродукцией, представленной на форзаце учебника (Русская литература. Ч. 2), ассо­циируется стихотворение А. Блока «О, как безумно за окном...»?

  6. Какое место на земле А. Ахматова называла «Пленительный город загадок», в котором когда-то «Смуглый отрок бродил по аллеям...»?

  7. Какой инструмент мог бы звучать в качестве аккомпанемента к стихотворению А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...»?

  8. О создании какой пьесы мечтал Н. Заболоцкий?

  9. Какой художественный прием лежит в основе стихотворения Н. Заболоцкого «Одинокий дуб»?

  1. Подберите синоним к эпитету «безжизнен­ных» (равнин).

  2. Какой прием помогает нам услышать приход весны в стихотворении Н. Заболоцкого «Оттепель»?

  3. Какое сравнение присутствует в следующей строке: «Лужи, как... Светятся около троп»?


  1. Какие понятия включает в себя образ «звезды полей» в одноименном стихотворении Н. Рубцова?

  2. С какой целью в стихотворении «Звезда по­лей» появляются «золото» и «серебро»?

  3. Объясните-знаки препинания в следующих строках Н. Рубцова (стихотворение «Ласточка»):

Долго носилась, рыдая, Под мезонином своим...

Ласточка! Что ж ты, родная, Плохо смотрела за ним?

Уровень 3 (каждое из предложенных зада­ний — 10 баллов)

  1. Напишите стихотворение-миниатюру, рисующую картину природы, используя тропы и аллитерацию.

  2. Используя компьютерную графику или обыч­ную технику рисования, создайте цветовую гамму понравившихся вам стихотворений. Обоснуйте свой колористический выбор.

  3. Какие цветы вы преподнесли бы каждому из поэтов, с которыми вы познакомились в разделе «Ли­рическое стихотворение»? Обоснуйте свой выбор.


ПОВЕСТЬ. В. О. БОГОМОЛОВ «Иван»

Уровень 1 (каждый правильный ответ — 0,5 балла)

1. Когда написана повесть «Иван»?

а) в 1957 г.; б) в 1958 г.; в) в 1959 г.

2. Сколько лет было Ивану?

а) 11 лет; б) 12 лет; в) 13 лет.

3. Что потребовал подполковник Грязнов для мальчика?

а) бумагу и карандаш;

б) чистую и сухую одежду;

в) еду.

4. Откуда появился Иван?

а) бежал на фронт;

б) с того берега (от немцев);
в) заблудился.

5. Как Иван переправился через Днепр;

а) на лодке; б) на плоту; в) вплавь, на полене.

6. Что увидел на спине мальчика старший лейтенант?

а) родинку;

б) шрам от ножевого ранения;

в) шрам от пулевого ранения.

7. Откуда был родом Иван?

а) из Гродно; б) из Минска; в) из Гомеля.

8. Откуда у Гальцева был нож?

а) добыл в бою;

б) подарок друга;

в) взял из дома.

9. Куда разведчики уговаривали Ивана отправиться учиться?

а) в Суворовское училище;

б) в интернат;

в) в детский дом.

10. Сколько человек участвовало в разведоперации?
а) около ста человек;

б) около двухсот человек;

в) около трехсот человек.

11. Настоящая фамилия Ивана...

а) Бондарев; б) Буслов; в) Басов.

12. Где обнаружил Гальцев документы с Ваниной фотографией?

а) в Минске; б) в Кракове; в) в Берлине.

Уровень 2 (каждый правильный ответ — 0,5 балла)

  1. Опишите внешний вид Ивана.

  2. Как вел себя мальчик со старшим лейтенантом?

  3. Охарактеризуйте речь Ивана.

  4. При помощи чего Ваня запоминал добытые им сведения?

  5. Сколько времени требовалось Ване, чтобы со­ставить донесение в штаб?

  6. Как чувствовал себя старший лейтенант пе­ред мальчиком?

  7. В какую пору года Иван переправлялся через реку? Какой температуры была вода в реке?

  8. Какой была встреча Холина с мальчиком?

  9. Как Иван отнесся к угощению шоколадными конфетами, которые Холин высыпал перед ним?

  1. Кем был отец Вани?

  2. Где был Иван до того, как оказался у раз­ведчиков?

  3. Где Иван получил орден?

  4. Что ответил Иван на предложение Гальцева о Суворовском училище?

14. Почему Иван ушел от разведчиков?

15. Где работал Гальцев после ранения под Ковелем?

16. Какой подвиг совершил Иван?

Уровень 3 (каждый правильный ответ — 1 балл)

  1. Какое впечатление производит мальчик?

  2. Почему в штабе армии дают высокую оценку действиям Ивана?

  3. Почему офицеры и солдаты относятся к Ива­ну с теплотой и уважением?

  4. Какие черты, не свойственные мальчику этого возраста, вы заметили у Ивана?

  5. Какие награды имел Иван?

  6. Почему Гальцев не мог отдать нож мальчику?

  7. Что случилось с Холиным?

  8. Кто виновен в гибели Ивана и какое вознаг­раждение он за это получил?

  9. В каком городе был задержан Иван?

10. Почему повесть «Иван» писатель назвал полным именем героя, а кинорежиссер Андрей Тарковский свой фильм, снятый по повести «Иван», — «Иваново детство»?

Творческое задание (можно выполнить вместо вопро­сов 1—10)

  1. Подготовьте пересказ о подготовке и переброске мальчика во вражеский тыл (главы 4—6).

  2. Подготовьте рассказ о юном разведчике: «Ка­ким я представляю Ивана?»

РАССКАЗ. В. Г. РАСПУТИН. «Уроки французского»

Уровень 1 (каждый правильный ответ — 0,5 балла)

1. От чьего лица ведется рассказ?

а) от лица Лидии Михайловны;

б) от лица директора школы;

в) от лица автора.

2. Где герой рассказа пошел в 5-й класс?

а) в деревне; б) в райцентре; в) в Москве.

3. Что такое «чирки»?

а) сапоги; б) валенки; в) самодельная обувь.

4. Как герой относился к учению?

а) плохо, не хотел учиться;

б) хорошо, ходил в школу с удовольствием;

в) безразлично.

5. Какой предмет в школе давался мальчику труднее всего?

а) русский язык;

б) французский язык;

в) математика.

6. Как называлась игра на деньги, в которую играли ребята?

а) «пристенок»; б) «чика»; в) «бабки».

7. Какие отношения сложились между Вадиком и Птахой?

а) один подчинялся другому;

б) они друзья;

в) они враги.

8. Почему мальчик стал играть на деньги?

а) хотел есть;

б) им овладел азарт;

в) хотел власти над ребятами.

9. Сколько денег нужно было мальчику каждый день?

а) 30 копеек;

б) 40 копеек;

в) один рубль.

10. Какое «невиданное чудо» было в комнате Лидии Михайловны?

а) радиоприемник с проигрывателем;

б) патефон;

в) магнитофон.

11. Сколько лет было Лидии Михайловне?
а) 25 лет; б) 30 лет; в) 40 лет.

12. Что было в посылке, которую прислала мальчику Лидия Михайловна?

а) яблоки; б) картошка; в) макароны.

Уровень 2 (каждый правильный ответ — 0,5 балла)

  1. Какой основной вопрос затрагивает автор в произведении?

  2. За что, по словам автора, мы чувствуем вину перед учителями?

  3. Что было самым страшным для героя, когда он приходил из школы?

  4. Почему герой не уехал с матерью, когда она сказала: «Собирайся, хватит...»?

  1. Куда исчезали продукты мальчика в доме, где он жил?

  2. Почему мальчик так быстро разобрался в пра­вилах игры и стал выигрывать?

  3. Почему ребята так жестоко обошлись с героем?

  4. Какими в расправе над героем выглядят Ва­дик и Птаха?

  5. Почему мальчик боялся, что Лидия Михай­ловна поведет его к директору?

  1. О чем на школьной линейке спрашивал ди­ректор у провинившегося?

  2. Как чувствовал себя мальчик в доме у Ли­дии Михайловны?

  1. Какой представлялась ему учительница?

  2. Почему он не хотел принимать посылку?

  1. Почему Лидия Михайловна стала играть с ним на деньги?

  2. Почему учительница не побоялась «уронить» себя в глазах ученика?

  3. Почему директор так негативно отнесся к по­ступку учительницы?

Уровень 3 (каждый правильный ответ — 1 балл; задание 9 — 2 балла)

  1. Какие еще произведения В. Г. Распутина вы знаете?

  2. Когда впервые был опубликован рассказ «Уро­ки французского»?

  1. Кому посвятил В. Г. Распутин свой рассказ?

  2. Почему рассказ назван «Уроки французского»?

  1. Как у героя складываются взаимоотношения со сверстниками?

  2. Как природа откликается на первый выигрыш мальчика?

  3. Почему именно героя рассказа выбрала Ли­дия Михайловна для дополнительных занятий?

  1. Мог ли директор поступить иначе?

  2. Составьте простой и цитатный планы рассказа.

Творческое задание (можно выполнить вместо вопросов 1—9.)

  1. Напишите сочинение на одну из предложен­ных тем: «Мои впечатления и раздумья над рас­сказом В. Г. Распутина "Уроки французского"», «Ученик и учительница», «Жестокость "улицы"», «Характер главного героя и его оценка автором», «Почему герой рассказа так хорошо помнит Ли­дию Михайловну?», «Мои встречи "с улицей"».

  2. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро?»

Ю. П. КАЗАКОВ «Никишкины тайны»

Уровень 1 (каждый правильный ответ — 0,5 балла)

1. Приверженцем какого края был Ю. П. Казаков?
а) Севера; б) Юга; в) Дальнего Востока.

2. Какой эпитет употребляет автор для определения северных белых ночей?

а) дикие; б) странные; в) безлюдные.

3. Сколько лет Никишке?

а) 10 лет; б) 9 лет; в) 8 лет.

4. Как дразнят его местные ребята?

а) драчун; б) плаксун; в) молчун.

5. Что такое тоня!

а) имя девушки; б) избушка; в) отмель.

6. Сколько верст должен проехать Никишка, чтобы попасть к своему отцу?

а) пятнадцать; б) десять; в) двадцать.

7. Чему счастливо радуется Никишка, отправляясь в путь?

а) морю; б) солнцу; в) куличкам.

8. Кого нет в лесу?

а) медведей; б) птиц; в) зайцев.

9. Кто, по мнению Никишки, живет в заброшенных рыбачьих домишках?

а) ведьмы; б) водяные; в) лешаки.

10. Чей язык хочет понять Никишка?

а) берез; б) дубов; в) осин.

11.3а какой рыбой охотится Никишка и его отец?

а) за белугой; б) за семгой; в) за минтаем.

12. Тайны какой души природы хочет открыть Никишка?

а) взволнованной; б) чудной; в) немой.

Уровень 2 (каждый правильный ответ — 0,5 балла)

1. Какая сторона покорила писателя Ю. П. Казакова, чем поразили его эти края?

  1. Почему в деревне все любят Никишку?

  2. Как дразнят его ребята и почему?

4. Что такое тоня?

5. Сколько верст должен проскакать на коне Никишка до места охоты своего отца?

  1. Что видит Никишка на песке у моря?

  2. Чем поражает мальчика лес?

8. Кто, по мнению Никишки, живет в забытых избушках?

9. Почему дальше не может идти конь?

  1. Какие рассказы бабки вспоминает в дороге Никишка?

  2. Чей язык хочет понять Никишка и его отец?

  3. За какой рыбой охотятся Никишка с отцом?

  4. Какой важный совет дает отец мальчику?

  5. С какими страницами рассказа ассоцииру­ются репродукции С. В. Герасимова «Северный пейзаж. Вечер», В. А. Емельянова «Светлая ночь. Север», представленные в учебнике (Русская ли­тература. Ч. 2)?

  6. Кем в будущем хочет быть мальчик?

  7. Какие сны видит Никишка и какие тайны ему открываются в них?

Уровень 3

1. Попытайтесь воссоздать диалог Никишки и кам­ней, Никишки и деревьев, Никишки и лешаков, в ко­тором они откроют ему «все тайны своей немой души».

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. МАРК ТВЕН «Принц и нищий»

Уровень 1 (каждый правильный ответ — 0,5 балла)

1. Назовите героя произведения М. Твена?

а) Айвенго;

б) Том Сойер;

в) Пеппи Длинный Чулок.

2. Какая эпоха и какая страна представлена в «Принце и нищем»?

а) Германия, XV в.;

б) Франция, XVII в;

в) Англия, XVI в.

3. Назовите писателя, эпиграф из произведение которого предпослан повести «Принц и нищий»?

а) У. Шекспир;

б) А. Данте;

в) Ф. Рабле.

4. Как зовут главных героев?

а) Франциск, Генрих III;

б) Том Кенти, Эдуард Тюдор;

в) Джон, Людовик XIV.

5. Кто научил бедного мальчика читать и писать?

а) мать;

б) сестры;

в) священник.

6. Что помогло мальчику встретиться с принцем?

а) мечта;

б) упорство;

в) случай.

7. Какие два принца встретились?

а) принц Отбросов и принц Двора;

б) принц Нищеты и принц Несметных Богатств;

в) принц Уличных мальчишек и Наследный принц.

8. О чем идет речь в первом диалоге принца и нищего?

а) о деньгах;

б) об одежде;

в) о семьях мальчиков.

9. На какое счастье рассчитывает принц?

а) на недолгое;

б) на странное;

в) на долгое.

10. Что думают окружающие о мальчиках, изменивших имена и обстановку?

а) глупые;

б) сумасшедшие;

в) обманщики.

11. Какой «экзамен» проводит Генрих VIII в надежде, что так называемый принц не совсем обезумел?

а) по истории;

б) по Библии;

в) по латыни.

12. Чем, помимо внешности, похожи принц и нищий?

а) мягким характером;

б) склонностью к мечтам;

в) добрым сердцем.

Уровень 2 (каждый правильный ответ — о,5 балла) 11

  1. Каковы настоящее имя и фамилия Марка Твена?

  2. Назовите ваших любимых героев Марка Твена?

  1. О какой эпохе и о какой стране идет речь в по­нести «Принц и нищий»?

  2. Как зовут героев повести «Принц и нищий»? В чем разница реакции людей на рождение принца и нищего?

  1. Что означает фамилия Кенти?

  2. Чему научил нищего мальчика священник?

  3. При каком дворе жил нищий мальчик?

  4. Чем полны мечты бедного мальчика?

9. Как называется величественный дворец, в котором нищий встретил принца?

10. Какие два принца встретились в этом дворце?

П. Каково содержание первого диалога принца и нищего?

12. О каких радостях своего детства рассказывает нищий принцу?

13. Чем похожи мальчики?

14. Какие невзгоды испытывает принц? Какой урок он извлек?

  1. Что подумали окружающие о новом принце?

  2. Как ощущает себя во дворце мнимый принц?

Уровень 3

Создайте модель (сценарий) компьютерной игры по полному тексту произведения «Принц и нищий», акцентируя внимание на эпизодах: «Встреча Тома с принцем», «Первый королевский обед Тома», «Злоключения принца», «Принц и его избавитель», «Исчезновение принца», «Принц у бродяг», «Принц и отшельник», «Гендон приходит на выручку», «Ко­роль арестован», «Побег», «В тюрьме», «Жертва», «Ус­пехи Тома», «День коронации», «Эдуард — король».


ДЖЕК ЛОНДОН. «На берегах Сакраменто»

Уровень 1 (каждый правильный ответ — 0,5 балла)

1. Какое из произведений написано Джеком Лондоном?

а) «Белый пароход»;

б) «Белый клык»;

в) «Белый пудель».

2. Сакраменто — это...

а) река; б) озеро; в) залив.

3. Как зовут главного героя?

а) Малыш Кенти;

б) Малыш Томми;

в) Малыш Джерри.

4. Как назывался рудник, на котором работали мальчик и его отец?

а) Желтый Дракон;

б) Золотая Грёза;

в) Железная Пята.

5. Куда уехал отец мальчика?

а) в Сан-Франциско;

б) в Лос-Анджелес;

в) в Торонто.

6. Что случилось на шахте Кленовый Лист?

а) обвал; б) взрыв; в) пожар.

7. Какое важное решение должен принять мальчик?

а) запустить барабан;

б) сбегать за Холлом;

в) отправить людей.

8. Какие погодные условия сопровождали переправу?

а) град; б) ветер с ливнем; в) смерч.

9. Что придавало мальчику мужества?

а) ожидание помощи;

б) сочувствие Спиллину и его жене;

в) уверенность в крепости барабана.

10. Почему остановились вагонетки?

а) порвался трос;

б) заклинило барабан;

в) соскочило колесико вагонетки.

11. С помощью какого предмета мальчик ликвидировал неисправность?

а) молотка; б) гвоздя; в) щипцов.

12. Какие чувства переполняют мальчика в финале?

а) чувство одиночества и страха;

б) чувство удовлетворения и облегчения;

в) чувство гордости и удовлетворения.

Уровень 2 (каждый правильный ответ — 0,5 балла; вопросы 6, 11 — 1 балл; вопрос 7 — 3 балла)

  1. Чем замечательна страна Белого Безмолвия, открытая Джеком Лондоном?

  2. Чем славны герои произведений Джека Лондона?

  3. Что такое Сакраменто?

4. Как называется рудник, где происходят основные действия рассказа?

5. Чему равна мера длины — фут?

  1. Как зовут главного героя, сколько ему лет и по­чему в начале рассказа другие герои называют его малышом?

  2. В чем заключается особенность сюжета про­изведения?

  1. Что взял с собой в опасный путь мальчик?

  2. Как погода участвовала в событиях?

  1. Какой предмет оказался «ключевым» в успехе этой опасной операции спасения?

  2. Почему герой плачет в финале и какие чув­ства при этом он испытывает?

Уровень 3

Сопоставьте рассказ Джека Лондона «На бере­гах Сакраменто» с произведениями о детстве рус­ских авторов конца XIX — начала XX вв. (напри­мер, «Тапёр» А. И. Куприна, «Мальчики» А. П. Чехо­ва, «Детство Никиты» А. К. Толстого и др.)

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

Уровень 1 (каждый правильный ответ — 0,5 балла)

1. К какому роду литературы принадлежит жанр повести?

а) лирике;

б) эпосу;

в) драме.

2. Восстановите следующую строку: «Бойцы поминают минувшие дни и битвы, где вместе ... они». Кому она принадлежит?

а) сражались; М. Ю. Лермонтову;

б) рубились; А. С. Пушкину;

в) боролись; Н. Рубцову.

3. Что является наивысшей точкой сюжета?

а) кульминация;

б) ротация;

в) аллитерация.

4. Чей это портрет: «...волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов».

а) Ивана Бондарева (В. Богомолов «Иван»);

б) Никишки (Ю. Казаков «Никишкины тайны»);

в) Павлуши (И. С. Тургенев «Бежин луг»).

5. В каком произведении появляется образ композитора А. Г. Рубинштейна?

а) Л. Н. Толстой «Детство»;

б) А. И. Куприн «Тапёр»;

в) В. Г. Распутин «Уроки французского».

6. Кто и кому назначает свидание: «Будьте сегодня в семь часов в беседке у ручья. Мне необходимо с вами говорить...»?

а) Владимир Дубровский — Маше Троекуровой;

б) Николенька Иртеньев — Катеньке;

в) Том Кенти — принцессе.

7. В каком произведении звучат колядки?

а) А. И. Куприн «Тапёр»;

б) Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»;

в) А. И. Куприн «Чудесный доктор».

8. О какой счастливой года идет речь? В каком произведении звучат эти строки: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора ! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

а) рождества, «Тапёр» А. И. Куприна;

б) тайн, «Никишкины тайны» Ю. Казакова;

в) детства, «Детство» Л. Н. Толстого.

9. Кому принадлежат следующие строки и какой поре года они посвящены?

Падают, плавятся, льются Льдинки, втыкаясь в сугроб. Лужи как тонкие блюдца, Светятся около троп.

а) весна, Н. Заболоцкий «Оттепель»;

б) зима, Ф. И. Тютчев «Декабрьское утро»;

в) осень, А. Блок «О, как безумно за окном...».

10. Что коллекционировал герой рассказа В. Богомолова «Иван»?

а) пистолеты; б) финки; в) портсигары.

11. Кто и от кого получает посылку с макаронами и яблоками?

а) Иван от разведчиков (В. Богомолов «Иван»);

б) Митраша и Настя от геологов-разведчиков (М. Пришвин «Кладовая солнца»);

в) герой от учительницы (В. Распутин «Уроки французского»),

12. Кто из героев приходит к истине: «Сытый желудок немного стоит, если голодает сердце и ум»?

а) Никишка (Ю. Казаков «Никишкины тайны»);

б) Николенька (Л. Н. Толстой «Детство»);

в) Эдуард Тюдор (М. Твен «Принц и нищий»).

Уровень 2 (каждый правильный ответ — 1 балл, вопросы 3 и 8 — 0,5 балла)

  1. Назовите литературные роды и жанры, кото­рые им соответствуют.

  2. Что такое летопись, какие вам известны древ­ние летописи; о чем в них повествуется?

  3. В каком произведении присутствует следую­щий пейзаж: «Около полудня обыкновенно появляет­ся множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно остро­вам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ров­ной синевы, они почти не трогаются с места: далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы меж­ду ними уже не видно; но сами они также лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и тепло­той. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва за­метный дождь»?

  1. В каких произведениях, изученных за курс литературы 7 класса, звучит музыка?

  2. Кого из писателей интересовали тайны дет­ской души?

  3. Какова известная вам схема сюжета? Приве­дите пример развития сюжета любого рассказа.

  4. В каких произведениях звучит тема Великой Отечественной войны?

  5. Какому принадлежат следующие строки?

Звезда полей! В минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром...

9. В каких произведениях зарубежных авторов реальное сочетается с фантастическим?

Уровень 3

Какое из произведений русских писателей, про­читанных в этом году, вы бы взяли с собой, отправ­ляясь на отдых? Обоснуйте свой ответ.

СОДЕРЖАНИЕ

От авторов 3

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX В.

РАССКАЗ

И. С. ТУРГЕНЕВ

«Бежин луг», «Бирюк» 8

Л. И. КУПРИН

«Тапёр» 11

ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

II. А. НЕКРАСОВ

«Размышления у парадного подъезда»

«Школьник» 14

Ф. И. ТЮТЧЕВ 18

И. С. ТУРГЕНЕВ 22

ПОВЕСТЬ

А. С. ПУШКИН

«Дубровский» 25

Н. В. ГОГОЛЬ

«Ночь перед Рождеством» 28

Л. Н. ТОЛСТОЙ

«Детство» 32

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX В.

ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

А. БЛОК, А. АХМАТОВА,

Н. ЗАБОЛОЦКИЙ, Н. РУБЦОВ 36


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!