СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематический план уроков по творчеству А.Н.Островского.Пьеса "Гроза"(литература.10 класс).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему  вниманию цикл уроков по пьесе"Гроза" А.Н.Островского.Хочется верить,что предложенный материал будет полезен и интересен вам, а особенно - начинающим свою педагогическую деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Тематический план уроков по творчеству А.Н.Островского.Пьеса "Гроза"(литература.10 класс).»

Тип урока

Темы, типы учебных занятий, метод.

1.

Урок усвоения новых знаний. Урок «открытия» новых знаний.

Очерк жизни и творчества А.Н.Островского, его литературная и театральная деятельность .Лекция с элементами беседы. Фонозапись фрагмента пьесы «Свои люди - сочтёмся».

2.

Урок усвоения новых знаний. Урок-исследование.

В «тёмном царстве»…История создания пьесы «Гроза». Лекция. Фильм «Драматург Островский» ( часть II ).

3-4

Урок применения новых знаний.

«Жестокие нравы»… . Драматический конфликт. Работа над содержанием пьесы «Гроза». Собеседование. Комментарий к пониманию драмы как литературного жанра, инсценировка отрывков из II, III, V действий.

5.

Урок применения знаний, умений, навыков.

Характер Катерины – « шаг вперёд в развитии русской литературы». Конференция.

6.

Урок обобщения и систематизации знаний. Урок построения системы знаний.

Обличение самодурства как социального и психологического явления. Собеседование.

7.

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков. Урок самоконтроля и самокоррекции.

Развитие речи. Совершенствование письменной речи обучающихся. Анализ сочинений «Ещё одна удивительная встреча…» ( на примере статьи Н.Добролюбова «Луч света в « тёмном царстве»» прививать литературный вкус к анализу художественного произведения. Обратить внимание на проблемность статьи!).

7а.

Урок применения знаний,умений и навыков.

«Луч света в тёмном царстве» или «Что бесплодно, то не светло»?

Диспут. ( 7 или 7а на выбор учителя).

8.

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений,навыков. Урок самоконтроля и самокоррекции.

Контрольное сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза». Темы:

  1. «Жестокие нравы» города Калинова.

  2. «Отчего люди не летают?» (Катерина)

  3. «Такая уж я зародилась…»(Катерина)

  4. Смысл заглавия пьесы «Гроза».

9.

Урок «открытия» новых знаний.

Урок внеклассного чтения . А.Н.Островский. Пьеса «Бесприданница».

«Я любви искала и не нашла…»

Тематический план уроков по творчеству Александра Николаевича Островского ( литература ,10 класс ,9 часов ). Пьеса «Гроза».

















УРОК 1. Тема. Александр Николаевич Островский(1823-1886г.г.). Очерк жизни и творчества. Литературная и театральная деятельность. Цель: усвоить характерные черты литературной деятельности А.Н.Островского, жизненную основу и типичность образов его драматургии; вызвать интерес к личности драматурга. Тип. Урок усвоения новых знаний (урок « открытия» новых знаний). Метод: лекция на уровне проблемного изложения. Оборудование: фильм «Драматург Островский»,часть I - 10 минут; портрет писателя. ХОД УРОКА I . Актуализация и мотивация учебной деятельности обучающихся. « Убеждения должны быть дороги потому, что они истинны…» (В. Белинский). «Человека, меняющего свои воззрения из угождения первому встречному, мы признаём дрянным, подлым, не имеющим никаких убеждений» (Н. Добролюбов). « … всякая умственная деятельность велика и плодотворна до тех пор , пока она остаётся неразлучною с искренностью и твёрдостью глубокого убеждения» (Д. Писарев). II. Характеристика личности А.Н.Островского. *** Почему из крупных писателей, не стоявших на революционных позициях, в «Современнике» остался лишь Островский ? Как это характеризует его как личность? На знамени «Современника» было начертано : суровая правда,беспощадный реализм, протест и обличение тёмных сторон русской жизни во имя истинной любви к Родине, народу. Знать свой народ и служить ему. В 1848г. молодой Островский писал: «Для того чтобы быть народным писателем, мало одной любви к родине – любовь даёт только энергию, чувство, а содержания не даёт, надобно ещё и знать свой народ , сойтись с ним покороче , сродниться, быть с ним и в бурях , и в невзгодах…» (запись в тетрадях). Через 10 лет драматург остался верен своим убеждениям. III. Слово о драматурге Н.А.Островском. Итак, А.Н. Островский с самого начала своего творчества руководствовался принципами демократической идейности, народности и реализма. Заслуги Островского перед русской драматургией, перед отечественным театром в своё время были прекрасно раскрыты И.Гончаровым : «Литературе в дар Вы принесли целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы , русские , можем с гордостью сказать : « У нас есть свой национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского». (запись в тетрадях ). Драматург написал более 57 пьес. На пьесах Островского воспиталась большая плеяда русских актёров : П.Садовский, Мартынов, братья Васильевы, О.Садовская, Стрепетова, Федотова, Ермолова. (Информация к размышлению. 32 пьесы великого русского драматурга рисуют жизнь «тёмного царства» - московского купечества.10 пьес Островского озаглавлены русскими народными пословицами и поговорками : «Свои люди – сочтёмся», «Не всё коту масленица», «Бедность не порок», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Сердце не камень», «Не в свои сани не садись», «Праздничный сон – до обеда», «Не так живи, как хочется»( композитор А.Н.Серов(1820-1871) на основе этой пьесы написал оперу «Вражья сила»), «В чужом пиру похмелье»). До Островского прогрессивная русская драматургия обладала великолепными пьесами: «Недоросль» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Борис Годунов» Пушкина, «Ревизор» Гоголя, «Маскарад» Лермонтова. Но их было мало. На сцену пришла масса низкопробных водевилей.Нужен был мощный голос сильного драматурга, который бы стал грозным судьёй власть имущих феодалов и капиталистов, хищников, самодуров, чтобы превратить театр в школу общественных нравов. Эту задачу и решил А.Н. Островский. IV. Просмотр I части фильма. А) 1.Каково было начало творчества драматурга? 2.Почему комедию «Свои люди – сочтёмчя» писатель Одоевский назвал «№ 4»? Б) просмотр фильма; В) краткое его обсуждение. V. Жизненный путь Островского до 1859 года. 1. «Колумб Замоскворечья».Составление и запись « литературной» визитки; «Бедность не порок», оценка Добролюбова, «Доходное место». 2. 2-х томное собрание сочинений Островского. Добролюбов -«Тёмное царство» «Литературная» визитка. 1.Островский Александр Николаевич. 2.Русский писатель – драматург. 3.1823 – 1886 г.г. 4. «Свои люди – сочтёмся», «Гроза», «Бесприданница» и др. VI. Итоги урока. 1.Разрешение проблемы, которая поставлена в начале урока. 2.. «Кто же сумеет бросить луч света в безобразный мир …мрак « тёмного царства»?»- спрашивал Добролюбов. На этот вопрос драматург ответил новой пьесой «Гроза». 3.Знакомство с полным собранием сочинений А.Н.Островского. Домашнее задание: 1.Деятельность Островского до 1859 г. 2.Прочитать одну из пьес ( «Бедность не порок», «Доходное место»).



УРОК 2. Тема. «Самодуры» русской жизни в среде купечества и чиновничества. Образы честных , но слабых духом людей в « тёмном царстве». История создания пьесы «Гроза» . Цель : подчеркнуть, что же ценила критика в « пьесах жизни» Островского; познакомить с историей создания пьесы «Гроза». Тип. Урок усвоения новых знаний (урок – исследование). Метод : словесный ; лекция. Оборудование : фильм «Драматург Островский», часть II; портрет писателя. ХОД УРОКА I.Опрос. 1.Жизненный путь Островского до 1859г. 2.Содержание пьес «Свои люди – сочтёмся», «Доходное место». 3.Карточки для индивидуальной работы. II. Просмотр фильма.Часть II «Островский- драматург». Сцены из пьес, которые вошли в 2-х томник. ***Что объединяет все пьесы зтого периода? Ненависть к тёмным сторонам жизни русского общества; сочувствие угнетённым.

Какой выход из создавшихся условий? ***Почему конец пьесы «Доходное место» нас не удовлетворяет? III.Работа над статьёй в учебнике - Добролюбов об Островском. Тезисы. 1.Добролюбов назвал пьесы Островского « пьесами жизни», потому что в поле зрения автора оказались « средние слои» общества, этот мир характеризуется… ( цитата из ст. «Тёмное царство»). 2.Выхода из « тёмного царства» пьесы Островского не открывают, но критик объясняет, что самодурство держится на покорности и безответственности, а в сущности оно гнило и слабо. 3.Кто же сумеет бросить луч света в безобразный мрак…? «Это будто я сам писал», - сказал о статье «Тёмное царство» драматург Островский. IV. Объяснение к истории драмы «Гроза» (1859- 1860 г.г.) Основные мотивы: тирания самодурства, власть денег и старозаветного авторитета в купеческом быту, тирания, под гнётом которой задыхались не только члены купеческой семьи , особенно женщины, но и трудящаяся беднота, зависевшая от капризов самодуров. Задачу обличения экономической и духовной гнилости власть имущих поставил перед собой Островский в драме «Гроза» и пошёл дальше, выразив протест против этих устоев формулой: «Лучше не жить, чем жить так!» Новое: приговор общественному быту, выраженный в самоубийстве Катерины , русская литература до появления «Грозы» ещё не знала. Домашнее задание. 1.История создания пьесы «Гроза» (письменно). 2.Прочесть I и II действие пьесы «Гроза».

УРОК 3 - 4 . Тема. «Жестокие нравы» города Калинова . Драматический конфликт .Работа над содержанием пьесы «Гроза». Цель : проанализировать содержание пьесы, обратить внимание на «жестокие нравы» города Калинова; дать понятие о драме и драматическом конфликте. Воспитывать внимательного читателя и зрителя. Тип. Урок применения новых знаний. Метод : словесный ; собеседование, комментарий ; творческий ( инсценировка). Оборудование : портрет писателя, тексты пьесы «Гроза», иллюстрации к произведению, аудиотекст.

ХОД УРОКА I.Актуализация и мотивация учебной деятельности обучающихся. Беседа . 1.Почему пьесы Островского были названы «пьесами жизни»? 2.Что вы знаете об истории создания пьесы «Гроза»? ( ответы обучающихся). II.К истории создания пьесы. Сообщение по книге Ю. Оснос (стр.199) «В мире драмы». 1.Беспримерное событие в истории литературы – действительность независимо от художника воссоздала картину , рождённую его воображением. 2.Добролюбов писал, что «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные её стороны». III. Беседа по содержанию пьесы «Гроза». I действие. 1.На какие две существенные группы делится население города Калинова? 2.В каких монологах раскрыты быт и нравы жителей города Калинова? 3. В чём сходство и различие в быту Кабановой и Дикого? 4.Почему из всех действующих лиц именно Катерина вызывает симпатию? В каких поступках, высказываниях обнаруживаются черты её характера : искренность, правдивость, стремление к свободе, глубина и сила чувства, решительность, религиозность, сила воли? 5.Почему Катерина и Варя по- разному отнеслись к словам сумасшедшей барыни и приближающейся грозе? II действие. 1.Чем дополняет драматург полноту изображения « тёмного царства »? С какой целью введены в пьесу образы Феклуши и Глаши? 2.Сцена 2 явления. В чём проявляется здесь глубокая правдивость,страстность натуры, решительность и честность Катерины? 3. Докажите, что Тихон и Катерина чужие. Разные люди. 4.Борется ли Катерина со своим чувством к Борису? 5. Как назревает основной конфликт пьесы? (Цитаты). Понятие о драме, драматическом конфликте (см. словарь). *** Почему пьеса названа «Гроза»? Что олицетворял образ грозы в произведениях Пушкина, Лермонтова, Некрасова? У Островского гроза – это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение; молнии этой грозы бьют прямо по « тёмному царству». *** Чем же живёт мир « тёмного царства»? III и IV действие. 1.Быт и нравы семьи Кабановой. Какими слухами живёт Кабаниха? Каково её отношение к развитию науки, культуры, прогресса? (1-3 явление). 2. Какие черты характера Дикого проявляются в сцене с Кабановой ? 3. Как живут обитатели города Калинова? 4.Как относится Дикой к КУлигину и его творческим планам ? (Инсценировка. Дикой и Кулигин,исполняют учащиеся). 5.Какие внешние события способствуют развитию душевной драмы Катерины и приводят её к публичному покаянию? 6.В каких высказываниях и поступках Катерины раскрыты основные причины её страданий? V действие , прослушивание. 1. Как изменилось положение Катерины в доме мужа после её признания? 2.Докажите безволие , примирение с существующим строем Тихона и Бориса. 3. Два монолога Катерины. Чем трагичны они? Как проявляется характер героини? 4.Почему у Катерины не осталось иного пути для освобождения, кроме самоубийства? (Монолог Катерины). 5.Какую роль в идейном содержании драмы играют реплики Тихона в заключительной сцене? ( Сцена в исполнении учащихся). 6.Почему драму «Гроза», по словам Добролюбова, можно назвать самым решительным произведением Островского? IV. Итоги уроков по разбору идейного содержания драмы. Драма «Гроза» - ответ на статью Добролюбова. Это произведение осветило все стороны «безобразного мрака» и доказало неизбежную гибель всех устоев « тёмного царства». «НЕ ГРОЗА, А БЛАГОДАТЬ!» Домашнее задание: 1.Выписать цитаты, характеризующие развитие конфликта Катерины с « тёмным царством».2.Наизусть монолог Катерины.3.Домашнее индивидуальное: проследить за поведением одного из героев пьесы, определить, как характеризуют этот персонаж его поступки, особенности речи, его место в « тёмном царстве» (проект).

УРОК 5. Тема. Характер Катерины – «шаг вперёд в развитии русской литературы». Цель: убедиться в новизне образа Катерины; выработать умения рассматривать образ с разных точек зрения и определять свою позицию. Тип.Урок приминения знаний ,умений и навыков. Метод. Конференция.

ХОД УРОКА I.Вступительное слово учителя. Ни одно из произведений Островского не вызвало в печати такой ожесточённой полемики, какая была вокруг пьесы «Гроза». Критик Григорьев считал, что в пьесе наблюдается «содержательный объективизм, смирение перед жизнью, покорность судьбе». А Добролюбов разъяснял, что «Гроза», «рисуя нам в яркой картине ложные отношения со всеми его последствиями, служит отголоском стремлений, требующих лучшего устройства». Реакционный критик Павлов видел в пьесе «попурри» из давно известных мотивов, из которых ни один не отработан до конца. А Анненков признал «Грозу» народной пьесой, воспроизводящей « русский мир во всей простоте и во всей своей истине». *** Вы прочли пьесу, решите, кто же был прав? Чью точку зрения мы принимаем? Итак, многие критики того времени не понимали, что «Гроза» - образец новой, народной трагедии. Трагичен социальный конфликт: крушение косного уклада крепостной России под ударами новых исторических сил. Погибает не только Катерина, которая своей гибелью бросила вызов «тёмным силам», гибнет и род Кабановых. Кабаниха, владычица « тёмного царства», остаётся одинокой среди его обломков. *** Кто же нарушил « сонную» жизнь города Калинова? Кто сказал первые слова проклятья? (Катерина, «Лучше не жить, чем жить так!»). II. Изучение нового. ПЛАН. I. «Гроза» Островского – народная трагедия. II. Катерина – главный образ пьесы. 1.Катерина – воплощение нравственной силы и чистоты (Катерина – с гр. «вечно чистая»). 2.Детство и юность героини, её мечтательность, романтичность. 3.Кабановская неволя, рождение конфликта. 4.Нарастание грозы в душе Катерины. 5.Мужество и решительность в поединке с бытом и нравами г.Калинова. III. Моё отношение к образу Катерины. Краткая справка об исполнительницах роли Катерины ( стр.439-442, том 1, изд.1959г.) Домашнее задание: 1.острая борьба вокруг пьесы «Гроза». 2.Образ Катерины ( по плану). 3.Наизусть монолог Кулигина.



УРОК 6. Тема. Обличение самодурства как социального и психологического явления. Цель: пояснить самодурство как выражение бесчеловечности и жестокости. Тип. Урок построения системы знаний. Метод. Иллюстративный Оборудование: текст произведения, аудиозапись

ХОД УРОКА I. Опрос. 1.Работа по карточкам. 2.Доеазать, что Катерина – сильная и волевая натура, для которой свобода дороже всего. 3.Монолог Катерины наизусть. II.Объяснение нового материала. ПЛАН. I.Знание жизни Островским – главная сила драмы. II. «Жестокие нравы». 1.Город Калинов и его нравы. 2. «Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем…» 3. «Жестокий ругатель» Дикой,его представления о жизни. 4.Что общего имеют и чем отличаются Дикой и Кабаниха? III.Обличительная сила драмы «Гроза». «Самодуры русской жизни начинают ….ощущать какое- то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему…» (Добролюбов). - Угнетённые жертвы деспотизма и самодурства ( сообщения учащихся) В пьесе «Гроза» Островский показал такие стороны русской жизни, которые до него не воспроизводил ни один писатель .Драматург раскрыл общественно- экономические и семейно – бытовые отношения в жизни купечества, обнажил борьбу между богатыми и бедными, между носителями невежества и суеверия и сторонниками просвещения и науки, между жестокостью и злом и светлыми чувствами. «Он захватил такие общие стремления и потребности, которыми проникнуто всё русское общество, голос которых слышится во всех явлениях нашей жизни…» (Добролюбов). Гончаров : «В «Грозе» улеглась широкая картина национального быта и нравов».

Домашнее задание работа над статьёй Н.Добролюбова «Луч света в «тёмном царстве»

УРОК 7 Тема. Развитие связной речи. «Ещё одна удивительная встреча». Цель: уметь выразить своё отношение к произведению , свою точку зрения; на примере критической статьи Добролюбова развивать умение анализировать произведение; вырабатывать умение аргументировать свою позицию. Тип. Урок самоконтроля и самокоррекции знаний. Метод. Зачёт.

ХОД УРОКА I. Образцом творческой работы может служить анализ критической статьи критика Н.Добролюбова «Луч света в «тёмном царстве». II. Составление плана и тезисов статьи.

ПЛАН

ТЕЗИСЫ

1.В чём заключаются принципы демократической критики?

«Мерою достоинства писателя или его отдельного произведения мы принимаем то , насколько служат они выражением естественных стремлений известного времени и народа», а «художественное произведение может быть выражением определённой идеи».

2.В чём же заслуга Островского?

«Он захватил такие общие стремления и потребности ,которыми проникнуто всё русское общество, голос которых слышится во всех явлениях нашей жизни»

3.Тема «Грозы» стр.476( том 2)


Стр.477

«Гроза»… представляет нам идиллию « тёмного царства», которое мало-помалу освещает нам Островский своим талантом.

Отсутствие всякого закона и всякой логики – вот закон и логика этой жизни.»

4.Чем же отличается жизнь купцов города Калинова от других пьес? Стр.479

«Кабаниха и Дикой хлопочут теперь о том, чтобы только продолжалась вера в их силу. «Гроза» есть ….самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий. В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее»


5.Характер Катерины

«…самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой её гибели».

Критик даёт ответ на 2 вопроса:


а) как мы понимаем характер Катерины?

«Катерина – противоположность всяким самодурным началам. Решительный, цельный характер… характер сосредоточенно- решительный, самоотвержен в том смысле. Что лучше гибель, нежели жить при тех началах, которые противны»

б)почему создание его считаем так важным в литературе?

«Дело в том, что характер Катерины… составляет шаг вперёд… во всей нашей литературе .Почему?

- он соответствует новой фазе нашей (народной жизни);

- героиня исполнена веры, верна естественной правде;

-« Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!»- вот истинная сила характера, которую постиг и понял Островский.»

Критик обращается с вопросом: пусть читатели рассудят сами,

правы мы или нет в оценке характера Катерины?

в) самый сильный протест бывает тот, который поднимается из груди самых слабых…

«Точно ли русская живая натура выразилась в Катерине, точно ли русская обстановка во всём, её окружающем, точно ли потребность возникающего движения русской жизни сказалось в смысле пьесы, как она понята нами?

6.Проблемность статьи

Если нет! – то наш труд потерян.

Если да!- то найдут, что русская жизнь и русская сила вызваны художником в «Грозе» на решительное дело ( революцию).





III.Итоги урока. Чему учит нас статья Добролюбова? (мыслить самостоятельно, нестандартно; быть точным и искренним в суждениях.

Домашнее задание .Подготовиться к диспуту по оценке характера Катерины.

УРОК 7А Тема. «Луч света в тёмном царстве « или «Что бесплодно, то не светло» .

ДИСПУТ

Добролюбов или Писарев. Кто из них прав? ( «Мотивы русской драмы»). 1860 год - подъём освободительного движения. 1864 год - период реакции .

ВОПРОСЫ

1.Почему Добролюбов утверждает, что «Гроза» служит «выражением жизни и народных стремлений»?

2.Почему с точки зрения Добролюбова в образе Катерины воплощён «решительный, цельный русский характер»?

3.Прав ли Писарев, утверждая , что в его « момент» нужны мыслящие люди и народ нуждается только в движении мысли – ум –всё?

4.С этой точки зрения он говорит, что Катерина не может быть «лучом света в тёмном царстве», т.к. « совершив много глупостей, бросается в воду и таким образом делает последнюю и величайшую нелепость». Ваше мнение, верно ли здесь понята главная мысль драмы?

Программа Добролюбова

Программа Писарева

Протест против произвола во имя свободы личности – программа « решительного дела», которым проникнуто всё русское общество. (1860г.)

Чтобы сознательно уважать себя, надо работать над собой, очистить свой мир от разного мусора, сделаться полным хозяином своего внутреннего мира…и найти себе в жизни разумную, полезную и приятную деятельность. (1864г.)

5.Кто прав в оценке Катерины?

Итог диспута. Подготовиться к сочинению.

УРОК 8

Тема. Контрольное сочинение по драме Островского «Гроза»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!