СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематический практикум "Гражданское общество. Политическая элита"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематический практикум по теме, позволяющий закрепить материал и отработать типы заданий. Может использоваться на уроке после изучения данных тем в качестве проверочной работы.

Просмотр содержимого документа
«Тематический практикум "Гражданское общество. Политическая элита"»

Гражданское общество. Политическая элита.

1. Используя содержание текста, приведите определение гражданского общества. Какая тенденция общественного развития лежала в основе формирования гражданского общества? Какие стремления человека отразил этот процесс?


Долгое время в политической науке понятия «гражданское общество» и «государство» не различались, использовались как тождественные. Однако начиная с середины XVII в. процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с его неотъемлемыми правами и свободами потребовали отражения в общественном сознании и науке двух тенденций социального прогресса. С одной стороны, нарастание спонтанности и стихийности в социальном развитии было отражением стремления индивида к свободе и автономии от государства и форм коллективной жизни. Процесс становления автономных от государства сфер жизнедеятельности человека отразило понятие «гражданское общество». С другой стороны, потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества, согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп выразило понятие «государство».

Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. В реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства достаточно условно, но в науке оно необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.

Таким образом, гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создаёт условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.

 

(Р. Т. Мухаев)

2. На основании обществоведческих, исторических знаний, фактов общественной жизни назовите три формы взаимодействия государства и гражданского общества и конкретизируйте каждую из названных форм примером.


3. Автор связывает создание правового демократического государства с деятельностью сознательных свободных граждан. Используя знания обществоведческого курса, информацию СМИ и личный социальный опыт, объясните, как связаны между собой политическая свобода и возможности самореализации личности в каждой из сфер: экономической, социальной и духовной.


4. Установите соответствие между социальными ситуациями и социальными институтами, чья деятельность проявляется в данных ситуациях: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

А) Ликвидация последствий стихийного бедствия сотрудниками МЧС.

Б) Проведение общественной экспертизы законопроекта о пенсиях.

В) Работа попечительского совета школы.

Г) Предъявление обвинения опасному преступнику.

Д) Публичные слушания в областном комитете по строительству по проекту перспективной застройки микрорайона.

1) деятельность государства

2) деятельность гражданского общества

3) совместная деятельность государства и гражданского общества

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

5. Выберите из предложенного проявления деятельности институтов гражданского общества. Ответ запишите цифрами без пробелов.

1) Межрегиональный профсоюз водителей-дальнобойщиков обратился с инициативой изменения расположения складских помещений и стоянок близ столичного мегаполиса.

2) Министерство по делам печати и информации объявило конкурс на производство серии художественных фильмов о формировании гражданской идентичности.

3) Правозащитная организация «Свобода слова» выступила в поддержку журналистов и предложила принять законы, направленные на гарантию безопасности их деятельности.

4) Ассоциация творческих учителей начала на своем информационном портале проект консультирования молодых учителей по методическим вопросам.

5) Следственный комитет Российской Федерации принял к рассмотрению дело о нападении на известного журналиста.

6) Президент страны инициировал создание нового инновационного научного центра в подмосковном Сколково.



6. Какие из приведённых примеров иллюстрируют функционирование гражданского общества? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Министерство образования объявило о проведении конкурса «Учитель года».

2) Ha собрании жителей микрорайона было принято решение о благоустройстве детских площадок.

3) По всей стране прошли парламентские выборы.

4) По инициативе губернатора были установлены новые светофоры на дорожных переходах возле школ и детских садов.

5) Граждане проявили активность в благоустройстве своего района, организации досуга несовершеннолетних.

6) В городе Z учителя-математики создали свою профессиональную ассоциацию.



7. Найдите в приведённом ниже списке организации, представляющие гражданское общество, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) ассоциация преподавателей университетов

2) региональное управление образования

3) объединение ветеранов правоохранительных органов

4) территориальное управление внутренних дел

5) союз защиты прав потребителей

8. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «гражданское общество» 

1) отправление правосудия; 2) общественная организация; 3) частный интерес; 4) социальная активность; 5) социальное взаимодействие; 6) законодательная власть

 

Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.



9. Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) В демократическом обществе отсутствуют политические элиты.

2) Механизм пополнения или изменения состава политической элиты зависит от сложившегося политического режима.

3) Политическая элита — это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством.

4) Политическая элита — это лишь определённая часть более широких элитарных слоёв общества в целом.

5) Принятие политических решений в любом государстве осуществляется исключительно в интересах политической элиты



10. Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) На государственном уровне политическая элита концентрирует в своих руках высшие властные и управленческие полномочия.

2) Политическая элита является саморегулирующейся общностью, которая избирательно допускает в свою среду представителей основной массы граждан.

3) По отношению к власти выделяют прогрессивный и регрессивный типы политической элиты.

4) Политическая элита пытается мобилизовать граждан для решения общественно значимых задач.

5) Деятельность политических элит определяется только интересами большинства населения.



11. Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) Политическая элита — группа людей, являющаяся конституционно утверждённым источником власти в любом государстве.

2) Политическая элита выдвигает политических лидеров.

3) К основным функциям политической элиты относят производство и потребление материальных благ.

4) По отношению к власти политическую элиту подразделяют на правящую и оппозиционную.

5) Политическая элита представляет собой относительно немногочисленную самостоятельную группу, способную принимать политические решения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!