СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематический урок «моё отечество – русь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление с жизнью и творчеством В.И. Даля. Для младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Тематический урок «моё отечество – русь»»

ЕДИНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ УРОК «МОЁ ОТЕЧЕСТВО – РУСЬ»

Цель: ознакомление с жизнью и творчеством Владимира Ивановича Даля; воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за своих земляков, за их вклад в науку и искусство; формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма, интереса к изучению истории родного края; развитие индивидуальных задатков и способностей к творческой деятельности.

Оборудование: портрет В. И. Даля, иллюстрации к пословицам, карточки с заданиями, запись песни М. Матусовского «С чего начинается Родина?».

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

II. Мотивация.

 

Звучит музыка.

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

 

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

Михаил Матусовский

Учитель.

- В чем смысл стихотворения?

- Какие чувства вызвало у вас стихотворение нашего земляка Михаила Матусовского, талантливого поэта песенника?

- Что такое Родина?

- Какое название имеет республика, в которой вы живете?

- Какова тема нашего урока?

- Тема « Мое отечество - Русь»

- Давайте вместе подумаем, для чего мы изучаем эту тему?

III. Изучение нового материала

Учитель.

Наше Отечество, наша Родина, Родина-мать… Отечеством мы зовем нашу страну потому, что здесь родились, здесь говорят на родном для нас языке и все здесь для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами и, как мать, защищает и бережет нас от врагов.

«Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина» - так писал русский педагог К.Д. Ушинский.

Сегодня на уроке мы познакомимся с культурным и трудовым наследием нашего выдающегося земляка Владимира Ивановича Даля. (Портрет на доске)

Эпиграфом к нашему уроку будет девиз жизни В. И . Даля «Не слыть, а быть»

1. Ознакомление учащихся с биографией В.И. Даля.

 

Слово учителя: Едва ли найдётся человек, жизнь которого была бы настолько разнообразна в своей деятельности, как жизнь Владимира Ивановича Даля, и замечательно, что всюду, где только не трудился этот человек, везде он оставил памятные следы.

В.И. Даль родился в 1801 году в Лугани (ныне Луганск) в семье врача из Дании. От родителей передалась будущему лексикографу верность избранному делу, уважительное, доброе отношение к простым людям, любовь к русскому языку и русской культуре.

 

Одно из первых в своей жизни путешествий Даль совершил из Николаева, где его отец служил старшим лекарем Черноморского флота, в Петербург. Пятнадцатилетний Владимир поступил в Кронштадте в Морской кадетский корпус. А через несколько лет в числе 12 лучших выпускников в учебное плаванье к берегам Дании и Швеции отправляются гардемарины, среди которых и Владимир Даль. Мичман Даль обладал солидным багажом знаний в области математики, физики, астрономии, географии, языков. Морская служба обогатила Даля общением со многими людьми - выходцами из разных уголков России. Их речь, слова, обороты, пословицы и поговорки, сказки и загадки привлекли внимание Даля. Всю жизнь каждый день, будет он собирать, записывать эти материалы.

 

Интересы Даля поражают нас разносторонностью. Он окончил Дерптский университет, стал хирургом. Принимал участие в русско-турецкой войне, в тяжёлых условиях оперировал, лечил людей.

После войны Даля переводят в Польшу. Во время переправы через Вислу он отличается как смелый офицер, и как инженер, построив переправу из бочек и досок.

Даль увлекается археологией, был автором учебников по ботанике и зоологии, изучал речь людей разных профессий, быт, обряды, устное народное творчество жителей России.

Ещё при жизни он приобрёл популярность как литератор, писавший рассказы, повести, романы, сказки под псевдонимом Казак Луганский. Уникальной является его книга "Пословицы русского народа".

Оренбург и Хива, Москва и Санкт-Петербург, Нижний Новгород и юг Украины – места, где жил, творил Даль, где долго помнили люди о талантливом медике, учёном-этнографе, о скромном отзывчивом человеке.

Дружеские отношения связывали его с выдающимися современниками – А.Пушкиным, Н. Гоголем, В. Жуковским, Т. Шевченко, П. Нахимовым, Н.Пироговым, В.Перовым.

 

Главным делом, которому Даль отдал более полувека и которое превратило его жизнь в подвиг, было создание четырёхтомного "Толкового словаря живого великорусского языка". Даль сохранил для нас множество самобытных слов, дал им точное толкование, подобрал меткие примеры, в том числе пословицы и поговорки. По количеству слов (свыше 200 000) словарь Даля непревзойдён и поныне. За статьями словаря – живой мир, яркий, разнообразный.

Читая словарь, мы отправляемся в увлекательное путешествие по России: видим, как пашут и сеют, растят и убирают хлеб, заходим в крестьянские избы, садимся за стол отведать национальные русские блюда, приготовленные в печи, играем в старинные русские игры, узнаём народные приметы, слышим живую речь наших предков... Перед нами энциклопедия русской народной жизни.

 

2. Викторина, посвящённая жизни и творчеству В.И. Даля

Слово учителя: Я надеюсь, что все вы внимательно слушали о жизни и творчестве В.И. Даля. А теперь мы проверим, насколько вы были внимательны. Предлагаю вам небольшую викторину.

 

Викторина, посвящённая жизни и творчеству В.И. Даля

1. В.И. Даль родился в 1801 году в семье...

А. писателя;

Б. врача;

В. военного.

2. Одно из первых в своей жизни путешествий В.И. Даль совершил из...

А. Одессы;

Б. Севастополя;

В. Николаева.

3. Какую профессию освоил В.И. Даль по окончанию Дерптского университета?

А. врач;

Б. учитель;

В. художник.

4. Чем отличился Даль при переправе через Вислу?

А. оперировал в тяжёлых условиях;

Б. построил переправу из бочек и досок;

В. был автором учебников по ботанике и зоологии.

5. Даль проявлял особый интерес к...

А. археологии;

Б. устному народному творчеству;

В. инженерному делу.

6. Под каким псевдонимом вышли в свет его сборники рассказов, повестей и сказок?

А. Собиратель слов;

Б. Казак Ворошиловградский;

В. Казак Луганский.

7. В.И. Даль поддерживал дружеские отношения с ...

А. М.Ю. Лермонтовым;

Б. Л.Н. Толстым;

В. А.С.Пушкиным.

8. Главным делом В.И. Даля было ...

А. создание "Толкового словаря живого великорусского языка";

Б. карьера морского офицера;

В. медицинская практика.

9. Словарь Даля включал в себя свыше ...

А. 350 000 слов;

Б. 200 000 слов;

В. 500 000 слов.

10. Как называют "Толковый словарь живого великорусского языка"?

А. энциклопедия русского языка;

Б. энциклопедия юного филолога;

В. энциклопедия русской народной жизни.

 

IV. Физкультминутка

 

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

 

3. Красна речь пословицей

1. Вступительное слово

Учитель: Крылатые выражения, пословицы и поговорки издавна сложились в родной речи, они делают наш язык метким, гибким, красочным. В них отразилась людская мудрость.

В.И. Даль записал 30130 пословиц. Мало брал из сборников, больше слушал речь крестьян, солдат, жителей разных уголков России. Даль объяснял: свод пословиц – это свод народной мудрости, народного опыта, здорового ума, это общее достояние, как радость и горе.

Вот такие пословицы о пословицах читаем в сборнике "Пословицы русского народа":

Пословица недаром молвится.

Пословица – всем делам помощница.

Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.

Старая пословица век не сломится.

 

Задание. На доске висят три иллюстрации к пословицам, ученики должны отгадать, какая пословица соответствует той или иной иллюстрации.

Слово не воробей – вылетит не поймаешь.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Трус своей тени боится.


4. Многообразие загадок русского народа

Любил Владимир Иванович и русские загадки.

 

А теперь вы попробуйте дать ответы на загадки Даля.

Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок).

Сестра к брату в гости идёт, а он от неё прячется. (Ночь и день).

Вся дорожка обсыпана горошком. (Звёзды на небе).

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. (Речные берега).

У тебя есть, у меня есть, у рыбы в море, у дуба в поле. (Тень).

 

Вот и подошло к концу знакомство с пословицами и загадками русского народа, но напомнили мы вам лишь о малой части огромного труда, проделанного В.И. Далем по собиранию пословиц, поговорок, загадок.

Далю близки были пушкинские слова: "А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!..

 

V. Закрепление изученного материала

         Что вы узнали о В.И. Дале?

         Что стало главным делом его жизни?

— Можно ли назвать В.И. Даля патриотом? Свой ответ поясните.
(Ответы учеников.)

Что значит быть патриотом? Современный словарь трактует значение этого слова следующим образом: «Патриот — это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и подвиги во имя своей Родины».

Проблемный вопрос.

Как вы считаете, должен ли патриот слепо любить свою Родину и не замечать ее недостатков?

(Ответы учеников.)

Настоящему патриоту свойственно видеть вокруг не только достоинства, но и недостатки. Только истинный патриот не станет ворчать и жаловаться, наоборот, он постарается сделать жизнь у себя на Родине лучше, достойнее. Недаром В.И. Даль в своем словаре называет патриота любителем Отечества.

Учитель.

- Выполним следующее задание. Перед вами список черт патриота. Они расположены в произвольном порядке. Ваша задача — расставить их так, чтобы в начале списка были самые важные качества, с вашей точки зрения.

1.     Сострадает своему народу.

2.     Гордится Родиной, переживает за нее.

3.     Любит Родину.

4.     Защищает интересы своего народа.

5.     Предан Родине и отстаивает ее интересы.

6.     Уважает людей всех национальностей.

7.     Готов встать на защиту Родины.

VI. Контрольно-рефлексивный этап

Интерактивный приём "Микрофон"

Продолжите фразу: "Я сегодня узнал...", "Мне сегодня удалось...", "Интересным было..."

 

 Спасибо всем за урок!

 

 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!