СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематический урок Реликты и эндемики Крымского полуострова. Красная книга

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тематический урок Реликты и эндемики Крымского полуострова. Красная книга»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Республиканская информационно- просветительская акция «Красная книга глазами детей»


Номинация: сценарий тематического

воспитательного мероприятия










Тематический урок для 5 класса

по крымоведению

«Реликты и эндемики Крымского полуострова. Красная книга»









Работу выполнил

Гасич Станислав Вадимович,

учитель географии

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Заветненская средняя школа имени Крымских партизан»

Советского района






с. Заветное − 2018

Крымоведение 5 класс


Урок 31

Тема: Реликты и эндемики Крымского полуострова. Красная книга.

Цель: закрепить знания об основных типов растительного покрова и животного мира Крыма; научить распознавать растения и животные, занесенные в Красную книгу Крыма; эндемичные и исчезающие виды растений; научить анализировать карту растительности и животного мира Крыма; характеризовать влияние хозяйственной деятельности на растительный покров; продолжать развивать навыки образного, абстрактного и критического мышления; побуждать учащихся к анализу, синтезу, оценки; способствовать формированию экологической культуры учащихся, бережного отношения к биологическим ресурсам Крыма, понимание взаимосвязей между всеми природными компонентами.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание учащимися социальной,   практической и личностной значимости изучаемого материала.

Метапредметные:

Познавательные: исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки;  умение  структурировать материал, работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде  в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния

Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; поиск и устранение причин возникших трудностей

Предметные: умение объяснять роль растений в природе и жизни человека.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: карты растительности и животного мира Крыма, изображения животных и гербарии растений, Красная Книга Республики Крым, презентация «Реликты и эндемики Крымского полуострова. Красная книга»

Опорные и базовые понятия: растительность, животный мир, флора и фауна, лесная, степная растительность, естественная растительность, растительные ресурсы, Красная книга Республики Крым.


Ход урока.

  1. Организационный этап.

Учащиеся стоят около парт. Учитель здоровается и сажает за парты.

Здравствуйте, ребята!

А как вы настроены на сегодняшний урок?

А чтобы быть еще более успешными на сегодняшнем уроке предлагаю вам воспользоваться древней китайской мудростью:

СЛАЙД 1(Эпиграф)

Не бойся, что не знаешь - бойся, что не научишься!

Китайская мудрость


  1. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


СЛАЙД 2

На прошлом уроке мы с вами изучали тему «Растительный мир Крыма. Характерные растения своей местности». Поверим ваши знания.

1. Прием «Проверяем усвоенное»

Сколько видов дикорастущих растений насчитывает флора Крыма?

Как изменяется растительность с высотой в Крымских горах? Какие высотные пояса можно выделить?

Назовите главные растительные пояса равнинного и предгорного Крыма.

Как изменялась лесопокрытая площадь в горной части Крыма в течение XIX—XX вв.? Каковы причины сокращения площади лесов?

Как и в связи с чем изменилась растительность равнинного Крыма за последние 50 лет?

В каких районах Крыма в наибольшей степени сохранился естественный растительный покров и почему?

В чем причины относительной бедности крымской фауны по сравнению с флорой?


СЛАЙД 3

Прием «Привлекательная цель»

Следует вспомнить также, что в недавнем геологическом прошлом прерывались континентальные связи полуострова, и он становился островом. Да и теперь изоляция крымской флоры и фауны сохраняется: Крым продолжает быть островом в биологическом отношении, так как засоленное побережье Сиваша представляет непреодолимую преграду для большинства видов не только растений, но и животных. И здесь шел самостоятельный процесс видообразования, формировались эндемичные виды.

Особую ценность крымской флоры и фауны составляют релик­товые, эндемичные и исчезающие (или находящиеся под угро­зой полного уничтожения) виды растений и животных.

Исчезающих видов, к сожалению, достаточно много — в на­стоящее время под разной степенью угрозы находятся 370 ви­дов крымских животных, 405 видов растений, водорослей и грибов. Перечень таких видов постоянно уточняется, и на его основе издаётся Красная книга Крыма, содержащая офи­циальный список видов растений и животных, нуждающихся в особой охране.

Проблемный вопрос. Что это за понятия «эндемики», «реликты», «Красная Книга»? Какие животные и растения Крыма занесены в Красную книгу Республики Крым? Можно ли наблюдая за данными животными и растениями в Крымском Присивашье? Вы сможете ответить на эти вопросы сегодня на уроке.

В конечном итоге учащиеся должны выйти на тему урока «Реликты и эндемики Крымского полуострова. Красная книга».

СЛАЙД 4

Вы молодцы, правильно определили тему урока.

Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему урока.

Целеполагание. СЛАЙД 5

- Какая же задача стоит перед нами на этот урок?

Выяснить, что такое…

Научится…

Но я хочу отметить, что мы с вами будем не только усердно трудиться, но и отдыхать, т.к. целый урок мы будем путешествовать по земному шару. И нам понадобятся учебники (ст. ), страницы атласов.


  1. Первичное усвоение новых знаний.

  1. Что такое «реликты» и «эндемики» растительного и животного мира крыма?

СЛАЙД 6

В настоящее время природная флора Крыма насчитывает 2775 видов дикорастущих растений, а фауна – более чем 5300 видов.

Чрезвычайно интересной группой растений являются реликтовые виды, сохранившиеся от прошлых геологических эпох, живые свидетели истории. Они представляют особую ценность для науки, так как позволяют воссоздать отдельные этапы истории развития растительного мира на Земле в целом и в Крыму в частности.

Среди реликтовых видов растений в первую очередь сле­дует назвать тис ягодный, иглицы колючую и подъязычную, ладанник крымский, пираканту красную, земляничник мел­коплодный. Эти растения являются своеобразными живыми па­мятниками прошлых геологических эпох и сохранились на по­луострове лишь в труднодоступных природных убежищах.

Эндемики представлены в Крыму 106 видами растений и всего несколькими видами животных (желтогорлая мышь, горнокрымская лисица, крымский благородный олень, крым­ская длиннохвостая синица, крымский скорпион и другие).

Редкость некоторых видов, достаточно обычных в других ча­стях своих ареалов (мест обитания), может быть вызвана также тем, что они обитают на краю ареала или хищнически унич­тожаются в данном регионе людьми.


СЛАЙД 7

Проблемный вопрос.

Объясните, почему некоторые виды животных и растений так редко встречаются на территории Крымского полуострова?

Используя и уточняя ответы учащихся, учитель подводит их к выводу: редкость некоторых видов, достаточно обычных в других ча­стях своих ареалов (мест обитания), может быть вызвана также тем, что они обитают на краю ареала или хищнически унич­тожаются в данном регионе людьми.


  1. Красная книга

Высокое биоразнообразие способствует экологической стабилизации природы. Ценность его особенно велика, если учесть, что сейчас к главным опасностям, угрожающим человечеству, относится снижение биологического разнообразия.

Каждую минуту на нашей планете вырубается 24 га леса, каждый день исчезает от одного до десяти видов растений и животных! А ведь каждый вид по-своему уникален, и потеря его — 80 это урон, масштабы которого мы пока еще не можем оценить.


СЛАЙД 8

Красная книга является основой для охраны и воссо­здания исчезающих видов растений и животных.

Существует несколько категорий видов растительного и жи­вотного мира, которые заносят в Красную книгу:

  • исчезнувшие виды;

  • исчезающие виды, то есть те, которые находятся под угро­зой исчезновения;

  • редкие виды, то есть те, которые встречаются в природе в небольшом количестве;

  • неопределенные и недостаточно известные виды.

Все учащиеся получают от учителя листы бумаги со страницами из Красной книги Республики Крым с описаниями растений, деревьев или животных, занесенных в Красную книгу.

Просмотр видео урока на тему: «Охраняемые растения России и красная книга» https://vk.com/videos16662148?z=video-74289480_172379541%2Fpl_16662148_-2


СЛАЙД 9

Проблемный вопрос.

Какие из представленных вам представителей природы Крыма знакомы по нашей местности?


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА)

Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя)

Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны)

Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают)

Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутсявверх)


  1. Первичная проверка понимания

Игра «Путешествие по страницам Красной книги»

Все учащиеся получают от учителя листы бумаги с описаниями растений, деревьев или животных, занесенных в Красную книгу.

Демонстрируются слайды, рисунки растений и животных.

Ведущий. Еще в конце прошлого века люди заметили необрати­мые изменения в природе и начали брать под охрану определенные виды растений и животных.

«Защищая природу, человек защищает родину» — писал Миха­ил Пришвин. Мы отправляемся в путешествие по страницам Крас­ной книги Украины, чтобы напомнить людям о красоте родной земли, прислушаться к рассказам главных героев Красной книги, которым нужна наша помощь. Сначала мы будем путешествовать по стра­ницам Красной книги растений.

Около 100 видов крымских растений занесены в Красную книгу. Перечислите наиболее известные из них.

Внимание! Краткая памятка для маленьких и взрослых туристов.

1) Будьте очень осторожны с огнём. Нельзя разжигать костры там, где это категорически запрещено.

2) Во время экскурсий и туристических походов не повреждайте растения. Не делайте «памятных надписей» на стволах деревьев и удерживайте от таких поступков своих товарищей.

3) Не трогайте и не нюхайте незнакомые растения.

4) Собирая букеты, старайтесь ограничиться минимумом. Помните о строгом запрещении сбора редких, охраняемых дикорастущих растений.


  1. Первичное закрепление.

СЛАЙД 10

Выполните задания.

1. Приведите примеры крымских эндемиков, подчеркнув те, которые встречаются в вашем районе.

2. Перечислите крымские реликты. Встречаются ли они в вашей местности?

3. Как вы думаете, какие природоохранные мероприятия необходимо проводить в Крыму и в вашем районе в частности для защиты уникальной крымской флоры?

4. Дайте ответ, что такое Красная книга.


  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выставление оценок за работу на уроке.

СЛАЙД 11

      1. Параграф… , изучить

      2. Изучить карты атласа «Крымоведение» по теме урока.

      3. Приготовить сообщения про одного из представителей животного или растительного мира Крымского полуострова, занесенного в Красную Книгу республики Крым.


  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

СЛАЙД 12

Памятки

Настал черед подвести итог урока, в этом вам поможет памятка. (На стадии рефлексии урока для формирования монологических ответов и самооценивания учащихся целесообразно использование памятки):

  • Мне больше всего удалось ...

  • Я могу себя похвалить за…

  • Я могу похвалить одноклассников за...

  • Меня удивило…

  • Для меня было открытием то, что ...

  • На мой взгляд, не удалось…, потому что…

  • На будущее я учту…

  • « Моё настроение …

Спасибо за внимание!


Список использованной литературы:

  1. Все растения Крыма. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://flora.crimea.ru/pervocvet.html (29.01.2018).

  2. Красная книга Республики Крым. Растения, водоросли и грибы / Отв. ред. д. б. н., проф. А. В. Ена и к. б. н. А. В. Фатерыга. – Симферополь : ООО «ИТ «АРИАЛ», 2015. – 480 с., цв. Илл

  3. Крымоведение: Физико-географический обзор Крыма. 8 класс/ А.В.Ена, А.В.Супрычѐв, - Симферополь: «Издательство «Наша школа», 2016 – 128с.

  4. Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://meco.rk.gov.ru/rus/index.htm/news/383304.htm (08.02.2018).


Интернет-ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/11/22

  2. http://festival.1september.ru/articles/593565/

  3. «Охраняемые растения России и красная книга» https://vk.com/videos16662148?z=video-74289480_172379541%2Fpl_16662148_


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя