СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование 9

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике основного общего образования для 9 класса общеобразовательной школы (базовый уровень) составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, авторской программы по физике Перышкин А.В., Филонович Н.В., Гутник Е.М. «Физика,9 класс»,- М.:  Дрофа,2014 г.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование 9»


Пояснительная записка

Рабочая программа по физике основного общего образования для 9 класса общеобразовательной школы (базовый уровень) составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, авторской программы по физике Перышкин А.В., Филонович Н.В., Гутник Е.М. «Физика,9 класс»,- М.: Дрофа,2014 г.


Сроки реализации рабочей программы-2018-2019учебный год.


Место учебного предмета «Физика» в учебном плане

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту предмет Физика представлен в обязательной части учебной программы МОУ- СОШ №13. Согласно учебному плану школы он относится к предметной области «Естественно – научные предметы».


Учебный план МОУ-СОШ №13 предусматривает изучение физики в 9-м классе в количестве 68 часов (34 учебные недели, 2 часа в неделю), из них 4 –е контрольных работ, 6 –ть лабораторных работ.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  1. сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  2. убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  3. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  4. готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  5. мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  6. формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

метапредметные:

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  2. понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  3. формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  4. приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  5. развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  6. освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  7. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

предметные:

  1. формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;  научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

  2. знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  3. формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

  4. умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  5. умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  6. умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды; влияния технических устройств  на окружающую среду;

  7. осознание возможных причин техногенных  и экологических катастроф.

  8. осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

  9. овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на  окружающую среду и организм человека;

  10. формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  11. развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

  12. развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

  13. формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.

  14. коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.


Содержание учебного предмета


I. Законы взаимодействия и движения тел. (23 часов)

Материальная точка. Траектория. Скорость. Перемещение. Система отсчета. Определение координаты движущего тела. Графики зависимости кинематических величин от времени. Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость равноускоренного движения. Перемещение при равноускоренном движении. Определение координаты движущего тела. Графики зависимости кинематических величин от времени. Ускорение. Относительность механического движения. Инерциальная система отсчета.

Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение Закон Всемирного тяготения. Криволинейное движение Движение по окружности. Искусственные спутники Земли. Ракеты. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Движение тела брошенного вертикально вверх. Движение тела брошенного под углом к горизонту. Движение тела брошенного горизонтально. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.


Фронтальные лабораторные работы.

1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2.Измерение ускорения свободного падения.


II. Механические колебания и волны. Звук. (12часов)

Механические колебания. Амплитуда. Период, частота. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Механические волны. Длина волны. Продольные и поперечные волны. Скорость распространения волны. Звук. Высота и тембр звука. Громкость звука/ Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс.

Фронтальная лабораторная работа.

3.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины.


III. Электромагнитные явления. (19 часов)

Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое изображение магнитного поля. Направление тока и направление его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока.

Электромагнитное поле. Неоднородное и неоднородное поле. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электродвигатель. Электрогенератор. Свет – электромагнитная волна.

Фронтальная лабораторная работа.

4.Изучение явления электромагнитной индукции.

I V. Строение атома и атомного ядра (14 часов)

Радиоактивность. Альфа-, бетта- и гамма-излучение. Опыты по рассеиванию альфа-частиц. Планетарная модель атома. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра. Методы наблюдения и регистрации частиц. Радиоактивные превращения. Экспериментальные методы. Заряд ядра. Массовое число ядра. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях. Открытие протона и нейтрона. Ядерные силы. Энергия связи частиц в ядре.

Энергия связи. Дефект масс. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Использование ядерной энергии. Дозиметрия. Ядерный реактор. Преобразование Внутренней энергии ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. Термоядерные реакции. Биологическое действие радиации.

Фронтальная лабораторная работа.

5.Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

6.Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.


Строение и эволюция Вселенной (5часов)

Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Большие тела Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.


Тематическое планирование учебного материала


№ п/п

Тема раздела

Количество

часов

В том числе

Лабораторные работы

Контрольные работы

1.

Законы взаимодействия и движения тел

23

2

1

2.

Механические колебания и волны. Звук.

12

1

1

3.

Электромагнитное поле

19

1

1

4.

Строение атома и атомного ядра

14

2

1

Итого


68

6

4












Тематическое планирование


По плану


По факту

Раздел,

Тема урока

Кол-во

часов

Основное содержание (решаемые проблемы)

Виды деятельности обучающихся

Планируемые образовательные результаты

Предметные

УУД:

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (23 ч)



1

Материальная точка. Система отсчета




§ 1.упр.1

1

Описание движения. Материальная точка как модель тела. Критерии замены тела материальной точкой. Поступательное движение. Система отсчета.

Демонстрации. Определение координаты (пути, траектории, скорости) материальной точки в заданной системе отсчета (по рис. 2, б учебника)




Наблюдать и описывать прямолинейное и равномерное движение тележки с капельницей;

определять по ленте со следами капель вид движения тележки, пройденный ею путь и промежуток времени от начала движения до остановки;

обосновывать возможность замены тележки ее моделью — материальной точкой — для описания движения

Понимание и способность объяснить различные виды движения, понятия: материальная точка, система отсчета.

П: Выбирают знаково-символические средства для построения модели; выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Р:Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

К:Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.



2

Перемещение


§ 2,упр.2

2

Вектор перемещения и необходимость его введения для определения положения движущегося тела в любой момент времени. Различие между понятиями «путь» и «перемещение».

Демонстрации. Путь и перемещение



Приводить примеры, в которых координату движущегося тела в любой момент времени можно определить, зная его начальную координату и совершенное им за данный промежуток времени перемещение, и нельзя, если вместо перемещения задан пройденный путь

Понимание и способность объяснить различие между понятиями «путь» и «перемещение».

П:Умеют выводить следствия; анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки

Р:Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона

К:Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизаци



3

Определение координаты движущегося тела.

§ 3,упр.3


3

Векторы, их модули и проекции на выбранную ось. Нахождение координаты тела по его начальной координате и проекции вектора перемещения

Определять модули и проекции векторов на координатную ось;записывать уравнение для определения координаты движущегося тела в векторной и скалярной форме, использовать его для решения задач









Понимание и способность находить перемещение при равномерном движении, читать график скорости и пути от времени.


П:Определяют пройденный путь и ускорение тела по графику зависимости скорости прямолинейного равноускренного движения тела от времени. Проводят анализ способов решения задач с точки зрения их рациональности, выделяют объулты и процессы с точки зрения целого и частей

Р:Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном

К:Работают в группе

Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции



4

Перемещение при прямолиней-ном равномерном движении.


§ 4.упр4




4

Для прямолинейного равномерного движения: определение вектора скорости,

формулы для нахождения проекции и модуля вектора перемещения тела, формула для вычисления координаты движущегося тела в любой заданный момент времени, равенство модуля вектора перемещения пути и площади под графиком скорости.

Демонстрации. Равномерное движение, измерение скорости тела при равномерном движении


Записывать формулы: для нахождения проекции и модуля вектора перемещения тела, для вычисления координаты

доказывать равенство модуля вектора перемещения пройденному пути и площади под графиком скорости;

строить графики зависимости

vx = vx (t)


Понимание и способность объяснить

признаки р/у движения, физический смысл ускорения и знать единицы измерения.

П:Определяют пройденный путь и ускорение тела по графику зависимости скорости прямолинейного равноускоренного движения тела от времени. Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности, выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Р:Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном.

К:Работают в группе.

Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции



5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.


§ 5,упр.5

5

Мгновенная скорость. Равноускоренное движение. Ускорение.


Демонстрации. Определение ускорения прямолинейного равноускоренного движения


Объяснять физический смысл понятий: мгновенная скорость, ускорение;

приводить примеры равноускоренного движения;

записывать формулу для определения ускорения в векторном виде и в виде проекций на выбранную ось;применять формулы ; для решения задач, выражать любую из входящих в них величин через остальные.

Понимание и способность объяснить

признаки р/у движения, физический смысл ускорения и знать единицы измерения.

П:Определяют пройденный путь и ускорение тела по графику зависимости скорости прямолинейного равноускоренного движения тела от времени. Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности, выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Р:Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном.

К:Работают в группе.

Понимание мгновенной скорости, ускорения и применение знаний в повседневной жизни



6

Скорость прямолинейного равноускоренного

движения. График скорости.


§ 6,упр.6


6

Формулы для определения вектора скорости и его проекции. График зависимости проекции вектора скорости от времени при равноускоренном движении для случаев, когда векторы скорости и ускорения сонаправлены; направлены в противоположные стороны.

Демонстрации. Зависимость скорости от времени при прямолинейном равноускоренном движении


Записывать формулы

; ;

читать и строить графики зависимости vx = vx (t); решать расчетные и качественные задачи с применением указанных формул

Уметь читать графики скорости и ускорения ,находить мгновенную скорость и объяснять ее физический смысл.

П:Умеют выводить следствия; анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки-

Р:Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

К:Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.

Понимание скорости прямолинейного равноускоренного движения и применение знаний в повседневной жизни



7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.



§ 7,упр.7



7

Вывод формулы перемещения геометрическим путем


Решать расчетные задачи с применением формулы

приводить формулу

к виду

доказывать, что для прямолинейного равноускоренного движения уравнение

может быть преобразовано в уравнение


Понимание и способность находить путь при равноускоренном движении.

П:Выбирают знаково-символические средства для построения модели; выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Р:Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

К:Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.



8

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

§ 8,упр.8


8

Закономерности, присущие прямолинейному равноускоренному движению без начальной скорости.


Демонстрации. Зависимость модуля перемещения от времени при прямолинейном равноускоренном движении с нулевой начальной скоростью (по рис. 2 или 21учебника

Наблюдать движение тележки с капельницей;

делать выводы о характере движения тележки;

вычислять модуль вектора перемещения, совершенного прямолинейно и равноускоренного движущимся телом за n-ю секунду от начала движения, по модулю перемещения, совершенного им за k-ю секунду.

Находить зависимость модуля перемещения от времени при равноускоренном движении с нулевой начальной скоростью

П:Выбирают знаково-символические средства для построения модели; выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.

Р:Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

К:Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.




9

Лабораторная работа № 1


9

Определение ускорения и мгновенной скорости тела, движущегося равноускоренного.

Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»


Пользуясь метрономом, определять промежуток времени от начала равноускоренного движения шарика до его остановки;

определять ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр;

представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков;

по графику определять скорость в заданный момент времени;работать в группе

владение экспериментальными методами исследования

П:Составляют план и определяют последовательность действий.

Р:Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия

К:Владеют экспериментальным методом нахождения ускорения, с которым скатывается шарик по наклонному желобу.

Владение экспериментальными способами выполнения расчетов для исследования равноускоренного движения без начальной скорости Перевод единиц.



10

Относительность движения


§ 9, упр.9

10

Самостоятельная работа № 1 (по материалу § 1—8).Относительность траектории, перемещения, пути, скорости. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Причина смены дня и ночи на Земле (в гелиоцентрической системе).

Демонстрации. Относительность траектории, перемещения, скорости с помощью маятника


Наблюдать и описывать движение маятника в двух системах отсчета, одна из которых связана с землей, а другая с лентой, движущейся равномерно относительно земли;

сравнивать траектории, пути, перемещения, скорости маятника в указанных системах отсчета;

приводить примеры, поясняющие относительность движения

Понимание и способность объяснить

Относительность траектории, перемещения, пути, скорости.

П:Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи, умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи

Р:Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий.

К:Работают в паре.

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий; знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях;



11

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона


§ 10, упр.10

11

Причины движения с точки зрения Аристотеля и его последователей. Закон инерции. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета.

Демонстрации. Явление инерции


Наблюдать проявление инерции;

приводить примеры проявления

инерции;

решать качественные задачи на применение первого закона Ньютона

Понимание и способность объяснить первый закон и его проявление в жизни и границы его применимости.

П:Анализируют условия и требования задачи; выражают структуру задачи разными средствами; умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи

Р:Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознают качество и уровень усвоения

К:Учатся управлять поведением партнера убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия

Способность объяснить первый закон и его проявление в жизни и границы его применимости.



12

Второй закон Ньютона


Третий закон Ньютона




§ 11,упр.11


§ 12, упр.12

12

Второй закон Ньютона. Единица силы.

Демонстрации. Второй закон Ньютона


Третий закон Ньютона. Силы, возникающие при взаимодействии тел: а) имеют одинаковую природу; б) приложены к разным телам

Демонстрации. Третий закон Ньютона (по рис. 22—24 учебника)


Записывать второй закон Ньютона в виде формулы;

решать расчетные и качественные задачи на применение этого закона

Наблюдать, описывать и объяснять опыты, иллюстрирующие справедливость третьего закона Ньютона;

записывать третий закон Ньютона в виде формулы;

решать расчетные и качественные задачи на применение этого закона

Понимание и способность объяснить законы и их проявление в жизни и границы его применимости.

П:Анализируют условия и требования задачи; выражают структуру задачи разными средствами; умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи

Р:Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознают качество и уровень усвоения

К:Учатся управлять поведением партнера убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия

Способность объяснить второй и третий закон и их проявление в жизни и границы их применимости.



13

Решение задач на законы Ньютона

13

Применение законов Ньютона в решении задач.

















воспроизводят законы Ньютона;

приводят примеры проявления законов в жизни;

записывают законы;

решают расчетные и качественные задачи на применение этого закона


Умение применять заклоны на практике

П:Анализируют условия и требования задачи; выражают структуру задачи разными средствами; умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.

Р:Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознают качество и уровень усвоения

К:Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия.

 Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию



14

Свободное падение тел


§ 13, упр.13

14

Ускорение свободного падения. Падение тел в воздухе и разреженном пространстве.

Демонстрации. Падение тел в воздухе и разреженном пространстве (по рис. 29 учебника)


Наблюдать падение одних и тех же тел в воздухе и в разреженном пространстве;

делать вывод о движении тел с одинаковым ускорением при действии на них только силы тяжести

Умение вычислять координату и скорость при движении тела по вертикали

П:Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи; выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи

Р:Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

К:Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу организации совместного действия.

Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду.






15

Движение тел под действием силы тяжести. Невесомость Лабораторная работа № 2


§ 14,упр.14

15

Уменьшение модуля вектора скорости при противоположном направлении векторов начальной скорости и ускорения свободного падения. Невесомость.

Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения»

Демонстрации. Невесомость (по рис. 31 учебника)









Наблюдать опыты, свидетельствующие о состоянии невесомости тел;

сделать вывод об условиях, при которых тела находятся в состоянии невесомости;

измерять ускорение свободного падения;работать в группе


владение экспериментальными методами исследования.

П:Составляют план и определяют последовательность действий.

Р:Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия

К:Владение экспериментальным методом

измерения ускорения свободного падения.

Владение экспериментальными способами выполнения расчетов для нахождения ускорения свободного падения. Перевод единиц.



16

Закон всемирного тяготения




§ 15,упр.15

16

Закон всемирного тяготения и условия его применимости. Гравитационная постоянная.

Записывать закон всемирного тяготения в виде математического уравнения














Понимание и способность

объяснить закон и его проявление в жизни, умение применять формулу.

П:Строят логические цепи рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи.

Р:Сличают свой способ действия с эталоном

К:Умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.




17

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.



§ 16,упр.16

17

Формула для определения ускорения свободного падения. Зависимость ускорения свободного падения от широты места и высоты над Землей

Демонстрации. Падение на землю тел, не имеющих опоры или подвеса

Из закона всемирного тяготения

выводить формулу

Понимание и способность объяснить

зависимость ускорения от широты места и высоты над Землей

П:Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи; выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи

Р:Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

К:Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия.


Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; умение использовать правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.




18

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.




§ 19, 18.упр.17

18

Условие криволинейности движения. Направление скорости тела при его криволинейном движении (в частности, по окружности). Центростремительное ускорение.

Демонстрации. Примеры прямолинейного и криволинейного движения.

Приводить примеры прямолинейного и криволинейного движения тел;

называть условия, при которых тела движутся прямолинейно или криволинейно;

вычислять модуль центростремительного ускорения по формулеa




Умение изобразить направление скорости и ускорения и вычислить период и частоту экспериментально.

П:Выбирают знаково-символические средства для построения модели, умеют выводить следствия из имеющихся данных

Р:Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

К:Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений.

Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; умение использовать правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.




19

Искусственные спутники Земли.


§20, упр .19


19

-искусственные спутники Земли.

-Вывод первой космической скорости.

-Роль гравитационного поля в формировании звезд и планет.

Решение задач на движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Вычисляют скорость дви­жения ИСЗ в зависимости от высоты над поверхностью Земли ,наблю­дают естествен­ные спутники планет Солнеч­ной системы.


Умение вычислять первую космическую скорость

П:Осуществляют поиск и выделение необходимой информации, создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.

Р:Составляют план и определяют последовательность действий, про-межуточных целей с учетом конечного результата.

К:Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Осознавать личностное значение изучения темы.



20

Импульс тела. Закон сохранения импульса.


§ 21,упр.20

20

Причины введения в науку физической величины — импульс тела. Импульс тела (формулировка и математическая запись). Единица импульса. Замкнутая система тел. Изменение импульсов тел при их взаимодействии. Вывод закона сохранения импульса.

Демонстрации. Импульс тела. Закон сохранения импульса (по рис. 44 учебника)


Давать определение импульса тела, знать его единицу;объяснять, какая система тел называется замкнутой, приводить примеры замкнутой системы;

записывать закон сохранения

импульса


Понимание и способность объяснить физический смысл импульса и умение вычислять его.

П:Выделяют объ­екты и процес­сы с точки зре­ния целого и частей.

Р:Ставят учеб­ную задачу на основе соот­несения того, что уже извест­но и усвоено, и того, что еще неизвестно.

К:Умеют (или развивают спо­собность) брать на себя ини­циативу в ор­ганизации со­вместного действия


Осознать применение законов импульса в повседневной жизни



21

Реактивное движение. Ракеты.


§ 22,упр.21

21

Сущность и примеры реактивного движения. Назначение, конструкция и принцип действия ракеты. Многоступенчатые ракеты

Демонстрации. Реактивное движение. Модель ракеты


Наблюдать и объяснять полет модели ракеты


Понимание и способность объяснить сущность реактивного движения

П:Осуществляют поиск и выделе­ние необходи­мой информа­ции, выбирают знаково-симво­лические сред­ства для постро­ения модели

Р:Самостоятель­но формули­руют познава­тельную цель и строят дейст­вия в соответ­ствии с ней.

К:Обмениваются знаниями для принятия эф­фективных совместных решений.


Осознать сущность реактивного движения



22

Закон сохранения механической энергии.

§ 23.упр.22

22

Закон сохранения механической энергии. Вывод закона и его применение к решению задач

Решать расчетные и качественные задачи на применение закона сохранения энергии;работать с заданиями, приведенными в разделе «Итоги главы»

Понимание и способность объяснить и вывести закон

П:Анализируют объект, выде­ляя существен­ные и несуще­ственные признаки; вы­деляют количе­ственные ха­рактеристики объектов, за­данные словами.

Р:Выделяют и осознают то, что уже усво­ено и что еще подлежит ус­воению; осо­знают качество и уровень усво­ения.

К:Общаются и вза­имодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.


Осознать применение закона сохранения механической энергии



23

Контрольная работа № 1 по теме: «Законы взаимодействия и движения тел»


23

Контрольная работа № 1 по теме «Законы взаимодействия и движения тел»

Законы Ньютона. За­кон сохранения им­пульса. Закон сохра­нения энергии. Закон всемирного тяготе­ния. Прямолинейное и криволинейное движение тел.


Применять знания к решению задач


Умение применить знания на практике

П:Демонстрируют умения описывать и объ­яснять механи­ческие явления, решать задачи на определение характеристик механического движения.

Р:Выбирают наи­более эффектив­ные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

К:Оценивают достигнутый результат,

с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли


Умение применять знания на практике

МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК (12 ч)



24

Колебательное движение.

Свободные колебания.

§ 24.упр.23

1

Примеры колебательного движения. Общие черты разнообразных колебаний. Динамика колебаний горизонтального пружинного маятника. Свободные колебания, колебательные системы, маятник.

Демонстрации. Примеры колебательных движений (по рис. 52 учебника). Экспериментальная задача на повторение закона Гука и измерение жесткости пружины или шнура


Определять колебательное движение по его признакам;

приводить примеры колебаний;

описывать динамику свободных колебаний пружинного и математического маятников;

измерять жесткость пружины или

резинового шнура


Понимание и способность объяснить колебательного движения

П:Строят логиче­ские цепи рассуждений, умеют. заменять термины опре­делениями.

Р:Ставят учеб­ную задачу на основе соот­несения того, что уже извест­но и усвоено, и того, что еще неизвестною

К:Используют адекватные языковые сред­ства для ото­бражения сво­их чувств, мыслей и по­буждений


Осознание динамики колебательного движения






25

Величины, характеризующие колебательное движение.

§ 26.упр.24

2

Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Зависимость периода и частоты маятника от длины его нити.


Демонстрации. Период колебаний пружинного маятника; экспериментальный

вывод зависимости


Называть величины, характеризующие колебательное движение;

записывать формулу взаимосвязи периода и частоты колебаний;

проводить экспериментальное исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от m и k

Умение определять параметры колебаний

П:Выделяют и формулируют познаватель­ную цель; устанавливают причинно- следственные связи; выпол­няют операции со знаками и символами.

Р:Самостоятель­но формули­руют познава­тельную цель и строят дейст­вия в соответ­ствии с ней.

К:Описывают со­держание со­вершаемых дей­ствий в целях ориентировки предметно-практической или иной дея­тельности


1.Обучающие:

Дать понятия: «механическое колебание», «период», «частота», «амплитуда колебания»,

«колебательная система», «математический маятник», «пружинный маятник»

• 3) формировать навыки решения качественных задач по теме «Механические колебания».

2.Личностные:

• 1) продолжить развитие умений целеполагания, формулирования задач, выдвижения гипотезы, выбора

способа деятельности, планирования своей деятельности, самоанализа и рефлексии;

• 2) продолжить развитие коммуникативных умений: слушать и понимать других, выражать свои мысли,

взаимодействовать в паре, вести обсуждение и дискуссию.




26

Лабораторная работа № 3


3

Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити»


Проводить исследования зависимости периода (частоты) колебаний маятника от длины его нити;

представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц;

работать в группе;слушать отчет о результатах выполнения задания-проекта «Определение качественной зависимости периода колебаний математического маятника от ускорения свободного падения»

владение экспериментальными методами исследования

П:Составляют план и определяют последовательность действий.

Р:Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия

К:Владеют экспериментальным методом

Определения периода и частоты свободных колебаний математического маятника.

Владение экспериментальными способами выполнения расчетов для исследования зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити.



27

Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

§ 28,29упр.25.

4

Превращение механической энергии колебательной системы во внутреннюю. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Частота установившихся вынужденных колебаний

Демонстрации. Преобразование энергии в процессе свободных колебаний. Затухание свободных колебаний. Вынужденные колебания


Объяснять причину затухания свободных колебаний;

называть условие существования незатухающих колебаний


Раскрывать понятие резонанса.

П:Выдвигают и обосновывают, гипотезы, предлагают способы их проверки.

Р:Сличают спо­соб и результат своих действий с заданным эталоном, об­наруживают отклонения и отличия от эталона.

К:Описывают содержание совершаемых действий в целях ори­ентировки предметно­-практической или иной дея­тельности.


Формировать умения обнаруживать среди других видов движения – колебательное.




28

Резонанс.


§ 30,упр.27


5

Условия наступления и физическая сущность явления резонанса. Учет резонанса в практике.

Демонстрации. Резонанс маятников (по рис. 68 учебника)


Объяснять, в чем заключается явление резонанса; приводить примеры полезных и вредных проявлений резонанса и пути устранения последних

Приводить примеры его применения.

П:Выбирают вид графической модели, адек­ватной выделен­ным смысло­вым единицам.

Р:Выделяют и осознают то, что уже усво­ено и что еще подлежит усво­ению; -осознают качество и уро­вень усвоения

К:Умеют (или развивают спо­собность) с по­мощью вопро­сов добывать недостающую

Формировать понятие резонанса



29

Распространение колебаний в среде. Волны

§ 31,32

6

Механизм распространения упругих колебаний. Механические волны. Поперечные и продольные упругие волны в твердых, жидких и газообразных средах.

Различать поперечные и продольные волны;описывать механизм образования волн;называть характеризующие волны физические величины

Оъяснять понятия:волна, фронт волны, луч;

П:Выбирают зна­ково-символи­ческие средства для построения модели

Р:Принимают по­знавательную цель и сохра­няют ее при выполнении учебных дей­ствий.

К:Обмениваются знаниями для принятия эф­фективных совместных решений.


Осознанное понятие механизма распространения упругих волн



30

Длина волны. Скорость распространения волн.

§ 33,упр.28

7

Характеристики волн: скорость, длина волны, частота, период колебаний. Связь между этими величинами.

Демонстрации. Образование и распространение поперечных и продольных волн (по рис. 69—71 учебника)


Называть величины, характеризующие упругие волны;

записывать формулы взаимосвязи

между ними

Понимание и способность объяснить смысл величин: длина волны, скорость и связь между ними

П:Анализируют объект, выде­ляя существен­ные и несуще­ственные при­знак.

Р:Ставят учебную задачу на осно­ве соотнесения того, что уже известно и ус­воено, и того, что еще неиз­вестно.

К:Обмениваются

знаниями для принятия

эффективных совместных

решений.




Способность характеризовать волны на полученных знаниях



31

Источники звука. Звуковые колебания.

§ 34.упр.29

8

Источники звука — тела, колеблющиеся с частотой 16 Гц — 20 кГц. Ультразвук и инфразвук. Эхолокация.

Демонстрации. Колеблющееся тело как источник звука (по рис. 74—76 учебника)



Называть диапазон частот звуковых волн;

приводить примеры источников звука;приводить обоснования того, что звук является продольной волной;слушать доклад «Ультразвук и инфразвук в природе, технике и медицине», задавать вопросы и принимать участие в обсуждении темы

Понимание и способность объяснить причины образования звуковых волн и условия их распространения.

П:Выделяют ко­личественные характеристики объектов, за­данные слова­ми; устанавли­вают причинно- следственные связи.

Р:Составляют план и опреде­ляют последо­вательность действий

К:Общаются и взаимодей­ствуют с парт­нерами по со­вместной деятельности или обмену.

Самостоятельно умение объяснять получение звуков



32

Высота, [тембр] и громкость звука.

§ 35,упр.30

9

Зависимость высоты звука от частоты, а громкости звука — от амплитуды колебаний и некоторых других причин. [Тембр звука.]


Демонстрации. Зависимость высоты тона от частоты колебаний (по рис. 79 учебника). Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний (по рис. 76 учебника)

На основании увиденных опытов выдвигать гипотезы относительно зависимости высоты тона от частоты, а громкости от амплитуды колебаний источника звука


Понимание и способность объяснить смысл понятий: звук, громкость, высота, тембр, инфразвук

П:Составляют целое из час­тей, самостоя­тельно достра­ивая, восполняя недостающие компоненты.

Р:Сличают свой способ дейст­вия с эталоном (свои привычки с нормами поведения: соблюдение тишины)

К:Учатся орга­низовывать и планировать учебное со­трудничество.

Понимание и способность объяснить смысл понятий: тембр



33

Распространение звука. Звуковые волны.

§ 37,38.упр.31,

32

10

Наличие среды — необходимое условие распространения звука. Скорость звука в различных средах.

Демонстрации. Необходимость упругой среды для передачи звуковых колебаний (по рис. 80 учебника)


Выдвигать гипотезы о зависимости скорости звука от свойств среды и от ее температуры;

объяснять, почему в газах скорость звука возрастает с повышением температуры

Понимание и способность объяснить зависимость скорости распространения волн от среды

П: Выбирают ос­нования и критерии -для сравнения, клас­сификации объектов; структурируют знания.

Р:Выделяют и осознают то, что уже усво­ено и что еще подлежит усво­ению; осознают качество и уро­вень.

К:Учатся дейст­вовать с учетом позиции друго­го и согласо­вывать свои действия


Способность самостоятельно объяснить зависимость скорости распространения волн от среды



34

Отражение звука. Звуковой резонанс.

§ 39,40

11

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.


Демонстрации. Отражение звуковых волн. Звуковой резонанс (по рис. 84 учебника)

Объяснять наблюдаемый опыт по

возбуждению колебаний одного камертона звуком, испускаемым другим камертоном такой же частоты.

Понимание и способность объяснить звуковой резонанс

П:Ставят учебную задачу на осно­ве соотнесения того, что уже известно и ус­воено, и того, что еще неиз­вестно.

Р:Обмениваются

знаниями для принятия

эффективных совместных

решений.

К:Учатся дейст­вовать с учетом позиции друго­го и согласо­вывать свои действия



Способность объяснить отражение звука



35

Контрольная работа № 2 по теме «Механичес-кие колебания и волны. Звук»


12

Контрольная работа № 2 по теме «Механические колебания и волны. Звук»

Применять знания к решению задач


Умение применить знания на практике

П:Выбирают наи­более эффек­тивные спосо­бы решения задачи.

Р:Оценивают достигнутый

К:Результат.



Умение применять знания на практике

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ (19 ч)



36

Магнитное поле.

§ 42,43,упр.34

1

Источники магнитного поля. Гипотеза Ампера. Графическое изображение магнитного поля. Линии неоднородного и однородного магнитного поля

Демонстрации. Пространственная модель магнитного поля постоянного магнита. Демонстрация спектров магнитного поля токов


Делать выводы о замкнутости магнитных линий и об ослаблении поля с удалением от проводников с током



Понимание способность объяснить свойства магнитного поля

П:Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Р:Оценивают результат

и уровень усвоения.

К:Используют адекватные

языковые средства для отображения своих чувств,мыслей и побуждений

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;



37

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

§ 44,упр.35

2

Связь направления линий магнитного поля тока с направлением тока в проводнике. Правило буравчика. Правило правой руки для соленоида

Формулировать правило правой руки для соленоида, правило буравчика;определять направление электрического тока в проводниках и направление линий магнитного поля

Понимание способность применить правило буравчика

П:Самостоятель­но создают ал­горитмы дея­тельности при решении про­блем творче­ского и поиско­вого характера

Р:Сличают спо­соб и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

К:Регулируют собственную деятельность посредством речевых дей­ствий.


Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры



38

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки -


3

Действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу. Правило левой руки

Демонстрации. Действие магнитного поля на проводник с током (по рис. 104 учебника)


Применять правило левой руки;определять направление силы, действующей на электрический заряд,движущийся в магнитном поле;определять знак заряда и направление движения частицы

Понимание способность применить правило левой руки

П:Выражают смысл ситуа­ции различны средствами (рисунки, сим­волы, схемы, знаки)

Р:Самостоятель­но формули­руют познавательную цель и строят дейст­вия.

К:Работают в паре.

Формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений.



39

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.



§ 46,47.упр.37,

38

4

Индукция магнитного поля. Модуль вектора магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Единицы магнитной индукции. Зависимость магнитного потока, пронизывающего площадь контура, от площади контура, ориентации плоскости контура по отношению к линиям магнитной индукции и от модуля вектора магнитной индукции магнитного поля

Записывать формулу взаимосвязи

модуля вектора магнитной индукции B магнитного поля с модулем силы F, действующей на проводник длиной l, расположенный перпендикулярно линиям магнитной индукции, и силой тока I в проводнике;

описывать зависимость магнитного потока от индукции магнитного поля, пронизывающего площадь контура и от его ориентации по отношению к линиям магнитной индукции

Понимание и способность объяснить смысл физических величин – магнитная индукция, магнитный поток

П:Выражают смысл ситуа­ции различны­ми средствами (рисунки, сим­волы, схемы, знаки)

Р:Самостоятель­но формули­руют познава­тельную цель и строят дейст­вия в соответ­ствии с ней

К:Работают в поре.


Формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений; умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;



40

Явление электромагнитной индукции.

§ 48.упр.39

5

Опыты Фарадея. Причина возникновения индукционного тока. Определение явления электромагнитной индукции. Техническое применение явления

Демонстрации. Электромагнитная индукция (по рис. 122—124 учебника)


Наблюдать и описывать опыты, подтверждающие появление электрического поля при изменении магнитного поля, делать выводы.

Понимание и способность объяснить явление ЭМИ

П:Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Р:Вносят коррективы и дополнения в способ - своих действий.

К:Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.

Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.



41

Лабораторная работа № 4


6

Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции»


Проводить исследовательский эксперимент по изучению явления электромагнитной индукции; анализировать результаты эксперимента и делать выводы;

работать в группе

владение экспериментальными методами исследования

П:Составляют план и определяют последовательность действий.

Р:Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия

К:Владеют экспериментальным методом

исследования явления ЭМИ

Владение экспериментальными способами выполнения расчетов для нахождения электромагнитной индукции.



42

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

§ 49, упр.40

7

Возникновение индукционного тока в алюминиевом кольце при изменении проходящего сквозь кольцо магнитного потока. Определение направления индукционного тока. Правило Ленца

Демонстрации. Взаимодействие алюминиевых колец (сплошного и с прорезью) с магнитом (по рис. 126—130 учебника)


Наблюдать взаимодействие алюминиевых колец с магнитом;

объяснять физическую суть правила Ленца и формулировать его;

применять правило Ленца и правило правой руки для определения направления индукционного тока

Понимание и способность применить правило Ленца для нахождения направления индукционного тока

П:Выражают смысл ситуа­ции различны­ми средствами (рисунки, сим­волы, схемы, знаки)

Р:Самостоятель­но формули­руют познава­тельную цель и строят дейст­вия в соответ­ствии с ней

К:Работают в поре.


Креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.



43

Явление самоиндукции.

§ 50,упр.41

8

Физическая суть явления самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.

Демонстрации. Проявление самоиндукции при замыкании и размыкании электрической цепи (по рис. 131, 132 учебника)


Наблюдать и объяснять явление самоиндукции

Понимание и способность объяснить явление ЭМИ

П:Выбирают наиболее эффективные способы рения задачи в зависимости от конкретных условий.

Р:Вносят коррективы и дополнения в способ - своих действий

К:Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.

Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;



44

Получение и передача переменного электрическо-го тока. Трансформа-тор.

§ 51,упр.42

9

Переменный электрический ток. Электромеханический индукционный генератор (как пример — гидрогенератор). Потери энергии в ЛЭП, способы уменьшения потерь. Назначение, устройство и принцип действия трансформатора, его применение при передаче электроэнергии.

Демонстрации. Трансформатор универсальный


Рассказывать об устройстве и принципе действия генератора переменного тока;называть способы уменьшения потерь электроэнергии передаче ее на большие расстояния;

рассказывать о назначении, устройстве и принципе действия трансформатора и его применении

Умение объяснить назначение, устройство и принцип действия трансформатора, генератора

П:Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Р:Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; -Осознают качество и уровень усвоенияК:Описывают содержание совершаемых действий в целях ориентировки , предметно-практической или иной деятельности.

Ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;



45

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

§ 52,упр.43

10

Электромагнитное поле, его источник. Различие между вихревым электрическим и электростатическим полями. Электромагнитные волны: скорость, поперечность, длина волны, причина возникновения волн. Получение и регистрация электромагнитных волн. Самостоятельная работа № 2 (по материалу § 35—43).

Демонстрации. Излучение и прием электромагнитных волн

Наблюдать опыт по излучению и приему электромагнитных волн;

описывать различия между вихревым электрическим и электростатическим полями


Понимание и способность объяснить условия образования и распространения ЭМ волн

П:Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

Р:Оценивают

достигнутый

результат.

К:Описывают содержание совершаемых действий в целях ориентировки предметно-практической или иной деятельности

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпример.



46

Катушка индуктив-ности. Конденсато-ры.


§ 54,упр.45.

11

Катушка индуктивности. Конденсатор. Назначение. Устройство. Принцип действия. Энергия электрического и магнитного поля.

Демонстрации: катушка индуктивности, конденсатор.


Рассказывать о назначении, устройстве и принципе действия катушки индуктивности и конденсатора

применять формулы при решении простейших задач


Понимание назначения, устройства, принципа действия и применения

П:Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Р:Составляют план и определяют последо- вательность действий

К:Используют адекватные языковые средства для ото-бражения своих чувств, мыслей и побуждений.

Формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений.



47

Колебатель-ный контур. Получение электро-

магнитных колебаний.


§ 55.упр.46

12

Высокочастотные электромагнитные колебания и волны — необходимые средства для осуществления радиосвязи. Колебательный контур, получение электромагнитных колебаний. Формула Томсона.

Демонстрации. Регистрация свободных электрических колебаний (по рис. 140 учебника)


Наблюдать свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре;

делать выводы;

решать задачи на формулу Томсона


Понимание назначения, устройства, принципа действия и применения

П:Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами; Устанавливают причинно-следственные связи.

Р:Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

К:Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.



48

Принципы радиосвязи и телевидения


§ 55.упр.47

13

Блок-схема передающего и приемного устройств для осуществления радиосвязи. Амплитудная модуляция и детектирование высокочастотных колебаний


Рассказывать о принципах радиосвязи и телевидения;

слушать доклад «Развитие средств и способов передачи информации на далекие расстояния с древних времен и до наших дней»


Понимание и способность объяснить принцип современной радиосвязи

П:Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Р:Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

К:Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий.

Основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни; формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений.



49

Электромагнитная природа света.

§ 58

14

Свет как частный случай электромагнитных волн. Диапазон видимого излучения на шкале электромагнитных волн. Частицы электромагнитного излучения — фотоны (кванты)

Называть различные диапазоны электромагнитных волн


Понимание и способность характеризовать свет. Как ЭМ волну..

П:Устанавливают причинно-следственные связи.

Р:Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

К:Работают в группе


Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности .



50

Преломление света. Физический смысл показателя преломления.

§ 59.упр.48

15

Явление дисперсии. Разложение белого света в спектр. Получение белого света путем сложения спектральных цветов. Цвета тел. Назначение и устройство спектрографа и спектроскопа.

Демонстрации. Преломление светового луча (по рис. 145 учебника). Опыты по рисункам 149—153 учебника

Наблюдать разложение белого света в спектр при его прохождении сквозь призму и получение белого света путем сложения спектральных цветов с помощью линзы;

объяснять суть и давать определение явления дисперсии


Понимание и способность объяснить явление преломления и физический смысл показателя преломления

П:Выбирают знаково-символические средства для построения модели.

Р:Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

К:Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия.

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию.



51

Типы оптических спектров

§ 62


16

Сплошной и линейчатые спектры, условия их получения. Спектры испускания и поглощения. Закон Кирхгофа. Атомы — источники излучения и поглощения света.

Наблюдать сплошной и линейчатые спектры испускания;

называть условия образования

сплошных и линейчатых спектров испускания;

работать в группе;

слушать доклад «Метод спектрального анализа и его применение в науке и технике»


владение экспериментальными методами исследования

П:Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Р:Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

К:Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.

Ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.



52

Поглощение и испускание света атомами. Происхожде-ние

линейчатых спектров


17

Объяснение излучения и поглощения света атомами и происхождения линейчатых спектров на основе постулатов Бора. Самостоятельная работа № 3 (по материалам § 44—47, 49—51)

Объяснять излучение и поглощение света атомами и происхождение линейчатых спектров на основе постулатов Бора;

работать с заданиями, приведенными в разделе «Итоги главы»


Понимание и способность объяснить поглощение света атомами

П:Извлекают необходимую информацию из прослушан­ных текстов, выбирают ос­нования и кри­терии для срав­нения и клас­сификации объектов.

Р:Самостоятель­но формулируют познава­тельную цель и строят дейст­вия в соответ­ствии с ней.

К:Общаются и взаимодей­ствуют с парт­нерами по со­вместной дея­тельности или обмену инфор­мацией.


Формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений.



53

Электромагнитное поле

18

Электромагнитные колебания и волны. Период. Частота колебаний, длина волны. Формула Томсона.. колебательный контур. Волновые свойства света.

Объяснять электромагнитные колебания и волны

Понимание смысла изученных формул, умеют применять их в решении задач

П:Умеют составлять целое из частей, классифицируют объекты.

Р:Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

К:проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку.

Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.



54

Контрольная работа №3 по теме «Электромагнитное поле»

19

Электромагнитные колебания и волны. Период. Частота колебаний, длина волны. Формула Томсона.. колебательный контур. Волновые свойства света.

Демонстрируют умения объяснять электромагнитные явления, решают задачи по теме.

Прменение знаний на практике

П:Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме.

Р:Оценивают достигнутый результат.

К:Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий.

Умение применять знания на практике

СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА (14 ч)



55

Радиоактивность. Модели атомов.


§ 65

1

Сложный состав радиоактивного излучения, α, β- и γ-частицы. Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда по рассеянию α-частиц. Планетарная модель атома

Описывать опыты Резерфорда: по обнаружению сложного состава радиоактивного излучения и по исследованию с помощью рассеяния α-частиц строения атома



Понимание и способность объяснить сложное строение атома

П:Ориентируются и воспринимают тексты на­учного стиля, устанавливают причинно-след­ственные связи

Р:Предвосхища­ют результат и уровень усво­ения (какой бу­дет результат?)

К:Умеют (или развивают спо­собность) брать на себя ини­циативу в ор­ганизации совместного действия.


Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.



56

Радиоактивные превращения атомных ядер.


§ 67

2

Превращения ядер при радиоактивном

распаде на примере α-распада радия. Обозначение ядер химических элементов. Массовое и зарядовое числа. Закон сохранения

массового числа и заряда при радиоактивных превращениях


Объяснять суть законов сохранения

массового числа и заряда при радиоактивных превращениях;

применять эти законы при записи

уравнений ядерных реакций


Умение применять закон сохранения для записи ядерных реакций

П: Выполняют операции со знаками и символами.

Р:Сличают свой способ дейст­вия с эталоном

К:Умеют (или развивают спо­собность) с по­мощью вопро­сов добывать недостающую информацию.


Основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни.



57

Экспериментальные методы

исследования частиц Лабораторная работа № 6

§ 68


3

Назначение, устройство и принцип действия счетчика Гейгера и камеры Вильсона.

Лабораторная работа № 6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»

Измерять мощность дозы радиационного фона дозиметром;

сравнивать полученный результат с наибольшим допустимым для человека значением;

работать в группе


владение экспериментальными методами исследования

П:Выполняют операции со знаками и символами, осуществляют поиск и выде­ление необхо­димой инфор­мации.

Р:Составляют план и опреде­ляют последо­вательность действий.

К:Работают в группе; опре­деляют цели и функции уча­стников, спо­собы взаимо­действия.


Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.



58

Открытие протона и нейтрона.

§ 69,70

4

Выбивание α-частицами протонов из ядер атома азота. Наблюдение фотографий образовавшихся в камере Вильсона треков частиц, участвовавших в ядерной реакции. Открытие и свойства нейтрона

Применять законы сохранения массового числа и заряда для записи уравнений ядерных реакций


Понимание и способность объяснить сложное строение атома

П:Извлекают необходимую «формацию из прослушанных текстов различных жанров.

Р:Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

К:Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпример.



59

Состав атомного ядра. Ядерные силы

§ 71,72 упр.53,54

5

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл массового и зарядового чисел. Особенности ядерных сил. Изотопы

Объяснять физический смысл понятий: массовое и зарядовое числа


Понимание и способность определять состав атомного ядра, объяснять значение ядерных сил.

П:Выполняют операции со знаками и символами.

Р:Сличают свой способ дейст­вия с эталоном

К:Умеют (или развивают спо­собность) с по­мощью вопро­сов добывать недостающую информацию.


Владение экспериментальными методами исследования.



60

Энергия связи. Дефект масс.

§ 73


6

Энергия связи. Внутренняя энергия атомных ядер. Взаимосвязь массы и энергии. Дефект масс. Выделение или поглощение энергии в ядерных реакциях

Объяснять физический смысл понятий: энергия связи, дефект масс


Понимание и способность объяснять смысл понятий –энергия связи, «дефект масс»

П: Выполняют операции со знаками и символами.

Р:Сличают свой способ дейст­вия с эталоном

К:Умеют (или развивают спо­собность) с по­мощью вопро­сов добывать недостающую информацию.


Формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений.



61

Деление ядер урана. Цепная реакция. Лабораторная работа № 5


§ 74,75


7

Модель процесса деления ядра урана. Выделение энергии. Условия протекания управляемой цепной реакции. Критическая масса. Лабораторная работа № 5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

Описывать процесс деления ядра атома урана;

объяснять физический смысл понятий: цепная реакция, критическая масса;называть условия протекания управляемой цепной реакции


Владение экспериментальными методами исследования

П:Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Р:Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

К:Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.

Понимание и изучение деления ядра атома урана по фотографии треков



62

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию Атомная энергетика

§ 76,77

8

Назначение, устройство, принцип действия ядерного реактора на медленных нейтронах. Преобразование энергии ядер в электрическую энергию. Преимущества и недостатки АЭС перед другими видами электростанций. Дискуссия на тему «Экологические последствия использования тепловых, атомных и гидроэлектростанций»

Рассказывать о назначении ядерного реактора на медленных нейтронах, его устройстве и принципе действия;

называть преимущества и недостатки АЭС перед другими видами электростанций

Понимание и способность объяснить назначение, устройство, принцип действия и применение ядерного реактора

П:Извлекают необходимую «формацию из прослушанных текстов различных жанров.

Р:Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

К:Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни; формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений.



63

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

§ 78

9

Физические величины: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Период полураспада радиоактивных веществ. [Закон радиоактивного распада.] Способы защиты от радиации

Называть физические величины: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада;

слушать доклад «Негативное воздействие радиации на живые организмы и способы защиты от нее»


Понимание и способность объяснить негативное

воздействие радиации

П:Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, выбирают смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними

Р:Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвое-но, и того, что еще неизвестно.

К:Проявляют готовность к об-суждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.


Креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.



64

Термоядерная реакция


§ 79

10

Условия протекания и примеры термоядерных реакций. Выделение энергии и перспективы ее использования. Источники энергии Солнца и звезд.


Называть условия протекания термоядерной реакции;

приводить примеры термоядерных реакций;

применять знания к решению задач


Понимание и способность объяснить условия протекания ядерных реакций и их применение


Креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач



65

Решение задач. Лабораторная работа № 6


11

Решение задач по дозиметрии, на закон радиоактивного распада.

Лабораторная работа № 6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»


Строить график зависимости мощности дозы излучения продуктов распада радона от времени;

представлять результаты измерений в виде таблиц;

работать в группе


Владение экспериментальными методами исследования

П:Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Р:Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

К:Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.

Владение способами изучения треков заряженных частиц по готовым фотографиям



66

Атомная и ядерная физика.

12

Строение атома и атомного ядра. Ядерные реакции. Термоядерные реак­ции. Энергия связи. Закон радиоактивного распада

Демонстриру­ют знания по теме

Объяснять явления распада и синтез ядер, ядерные реакции

П:Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности.

Р:Вносят коррективы и дополнения в способ своих действии.

К:Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.



67

Кон­трольная работа №4

13

Контрольный тест по теме: Контрольная работа № 4 по теме «Строение атома и атомного ядра»

Демонстриру­ют знания по теме.

Умение применить знания на практике

П:Выбирают наиболее эффективные способы решения задач.

Р:Оценивают достигнутый

Результат.

К:Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий.

Умение применять знания на практике



68

Обобщение

14

Повторение курса физики 9 класса

Обобщение пройденного материала за курс 9 класса

Умение решать качественные задачи.

П:Выбирают наиболее эффектив-ные способы решения задач.

Р:Оценивают достигнутый резуль-тат.

К:Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий.

Решение качественных задач.









Приложение 1


Организация проектной и исследовательской деятельности

Примерные темы проектов и творческих работ в 9 классе


Автомобиль будущего.
Автомобиль и здоровье человека.
Автомобиль и экология.
Агрегатные состояния вещества.
Адаптация растений к высоким температурам.
Акустический шум и его воздействие на организм человека.
Альберт Эйнштейн — парадоксальный гений и "вечный ребенок".
Альтернативные виды энергии.
Альтернативные источники электроэнергетики.
Беспроводная передача энергии.
Взаимные превращения жидкостей и газов. Фазовые переходы.
Взаимосвязь полярных сияний и здоровья человека.
Взвешивание воздуха.
Виды загрязнений воды и способы очищения, основанные на физических явлениях.
Виды отопления и их экономичность.
Виды топлива автомобилей.
Виды шумового загрязнения и их влияние на живые организмы.
Влияние звука на живые организмы.
Влияние излучения, исходящего от сотового телефона, на организм человека.
Влияние инфразвука на организм человека.


Влияние наушников на слух человека.
Влияние плотности на здоровье человека.
Влияние радиоактивности на окружающую среду. Маяк.
Влияние радиоактивности на окружающую среду.
Влияние Солнечной активности на человека.
Влияние температуры на жидкости, газы и твердые тела.
Влияние температуры окружающей среды на изменение снежных узоров на оконном стекле.
Влияние электромагнитного поля на рост растений и здоровье человека.
Вода и лупа.
Вода-источник жизни на Земле.
Воздухоплавание.
Воздушный транспорт.
Возможность получения питьевой воды простейшими средствами.
Война токов. Изобретение электрического стула.
Волшебные снежинки.
Вращательное движение твердых тел.
Вред высоких каблуков с точки зрения физики.
Время и его измерение.
Всегда ли можно верить своим глазам, или что такое иллюзия.
Выращивание кристалла соли.
Глобальное потепление — угроза человечеству?
Глобальное потепление: кто виноват и что делать?
Действие звука, инфразвука и ультразвука на живые организмы.
Действие ультрафиолетового излучения на организм человека.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!