Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Человек» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями).
- АООП (Вариант 2) и Программы воспитания ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №11» по модулю «Школьный урок»;
Цель программы обучения заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе;
понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Основные задачи:
формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности;
обогащение, уточнение, активизация словаря;
развитие грамматического строя речи;
развитие связной устной речи (диалогической и монологической);
развитие зрительного и слухового восприятия, мыслительных процессов;
воспитание нравственных качеств личности на основе изучения предметов и явлений окружающего мира.
Распределение часов на год.
класс/часы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | за год |
1 класс | 7 | 8 | 10 | 8 | 33 |
Программа в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и отводится 33 часа ( 1час в неделю).
Планируемые результаты на уровне образования:
Личностные результаты обеспечивают овладение детьми необходимым комплексом жизненных компетенций, которые необходимы для введения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
К личностным результатам относятся:
Осознание себя, как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
освоение навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости , понимания и сопереживания к чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Познавательные БУД:
отвечает на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике;
осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков с помощью учителя;
устанавливает причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений с помощью учителя;
строит рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях с помощью учителя;
ориентируется в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывает новые знания: находит ответы на вопросы;
Коммуникативные БУД:
участвует в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу;
соблюдает простейшие нормы речевого этикета: здоровается, прощается, благодарит;
слушает и понимает речь других.
Регулятивные БУД:
адекватно соблюдает ритуалы школьного поведения (поднимает руку, встаёт и выходит из-за парты и т. д.);
принимает учебную задачу;
высказывает своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
готовит рабочее место и выполняет практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
совместно с учителем и другими учениками даёт эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
Режим дня. Соблюдать режима дня. | О правилах здорового образа жизни- режим дня школьника. |
Питание. Уметь различать и называть основные предметы питания. | Различать и называть продукты питания(суп, каша, овощи, фрукты) |
Сон. Аккуратно без напоминания складывать и убирать снятые с себя предметы одежды перед сном. | Сон, его значение. Вовремя ложиться спать. |
Прогулка. Уметь правильно вести себя на улице во время прогулки | Представление о значение прогулок и влияние свежего воздуха на организм |
Профилактика болезней. Уметь различать полезные привычки от плохого поступка. | Представление о правилах здорового образа жизни. |
Правильная осанка человека |
| Уметь соблюдать правила посадки во время занятий, правильно сидеть за партой, выполнять действия по образцу и по подражанию, показывать части тела | Представление о частях тела, о значение правильной осанки в жизни человека. |
Гигиена тела |
| Чистота рук – залог здоровья. Уметь мыть руки самостоятельно | Правила в соответствии с режимом дня, санитарно-гигиенические требования: где следует хранить предметы туалета( мыло, полотенце т.д) |
Средства ухода за полостью рта. |
| Уметь различатьиназывать основные средства ухода за полостью рта. | Правильное пользование зубной щеткой, зубной пастой. |
Моя семья |
| Уметь соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. | Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье. |
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания
с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
Тематическое планирование по предмету «Человек» 1 класс |
№ п\п | Тема | Ключевые воспитательные задачи | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Количество часов |
1 | Представления о себе. Правила здорового образа жизни | 1.Оценивание поведения человека с точки зрения здорового образа жизни. Использование знаний биологии при соблюдении правил повседневной гигиены, культуры питания. 2.Формирование представлений о нравственных нормах, освоение культуры поведения в семье, школе, в общественных местах. 3.Формирование элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. | «Безопасная дорога». «Терроризм-глобальная проблема человечества». «Беслан: помним, скорбим». «Цвети, земля!». Международный день учителя | 10 |
2 | Гигиена тела | Всемирный день защиты животных Неделя безопасности дорожного движения Всероссийский урок: «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения «Вместе Ярче» | 8 |
3 | Семья | «Человек в мире правил» Международный день инвалидов Международный день толерантности. | 5 |
4 | Прием пищи | День словаря День Неизвестного Солдата | 5 |
| | Единый урок: «Права человека» День Конституции РФ. «Все профессии важны, все профессии нужны | 5 33 |
Модуль программы воспитания ГКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа –интернат № 11»
Месяц | Проделанная работа |
Сентябрь | Поговорим о главном: День солидарности в борьбе с терроризмом |
Октябрь | Поговорим о главном: 5 октября - Международный день учителя |
Ноябрь | Поговорим о главном: 27 ноября - День матери в России |
Декабрь | Поговорим о главном: День Героев Отечества |
Январь | Поговорим о главном: Здоровый образ жизни12 декабря - День Конституции Российской Федерации (12 декабря) |
Февраль | Поговорим о главном: Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики |
Март | Поговорим о главном: 27 марта - Всемирный день театра |
Апрель | Поговорим о главном: Мы за ЗОЖ (беседа) |
Май | Поговорим о главном: 1 мая - Праздник Весны и Труда |
«Работа с родителями»
Цель: работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами школьного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей школьного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам обучения воспитания детей.
3. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Формы работы:
-консультации;
-информационно – просветительные;
-индивидуальные беседы по телефону;
- личные встречи;
- анкетирование родителей.
Ожидаемые результаты:
- У родителей повысится заинтересованность школьной жизнью детей.
- Дети научатся жить дружно, сплочённо.
- Сформируется взаимодействие семьи и школы
Содержание учебного предмета
Наименование разделов и тем учебного предмета | Количество часов | Содержание тем учебного предмета | Практическая часть с указанием формы |
Представления о себе. Правила здорового образа жизни | 10 ч. | Представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена) | Практическая работа « Мытье рук с мылом» Практическая работа. Полотенце для ног, рук. Практическая работа «Проветривание комнаты» Сюжетно- ролевая игра « Покорми куклу» Практическая работа «Волшебная зубная паста и щетка» Практическая работа. Сюжетно-ролевая игра «Искупаем куклу Машу»» |
Гигиена тела | 8 ч | Чистка зубов. Полоскание полости рта. Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела. |
Семья | 5ч. | Узнавание детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи. | Практическая работа «Семейный праздник» |
Прием пищи | 5 ч | Правильное использование столовых приборов. Использование время приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи. | Практическая работа. Сервировка стола. |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Основные понятия | Форма занятий | | | | | |
1 | Правила здорового образа жизни. Режим дня. Аппликация. | 1 | | Режим дня | Слушание объяснений учителя Наблюдение за демонстрациями учителя. Слушают объяснений учителя, учатся правильно выбирать учебные принадлежности | | | | | |
2 | Режим дня. Полезные привычки. | 1 | | Полезные и вредные привычки | Слушают объяснений учителя, учатся правильно выполнять инструкции учителя | | | | | |
3 | Рисование «Молочные продукты» | 1 | | Молочный отдел | Слушают объяснений учителя, учатся правильно выполнять инструкции учителя | | | | | |
4 | Правила здорового образа жизни. Загадки. | 1 | | | Слушают учителя, правильно отвечают на вопросы учителя, действуют по подражанию, с помощью взрослого | | | | | |
| Правила здорового образа. Сон | | | | | | | | | |
5 | Правила здорового образа. Сон. | 1 | | Здоровый сон | Слушают объяснений учителя, учатся правильно выполнять инструкции учителя | | | | | |
6 | Рисование «Моя любимая подушка» | 1 | | Четыре угла | Действуют по подражанию, используют по назначению учебных материалов с помощью взрослого, учатся выполнять действия самостоятельно | | | | | |
| Правила здорового образа. Прогулка | | | | | | | | | |
7 | Правила здорового образа. Прогулка. | 1 | | Отдых | Слушают объяснений учителя, учатся правильно выполнять инструкции учителя | | | | | |
| | | | | |
8 | Одежда для прогулки. Рисование. | 1 | | Шаблон | Действуют по подражанию, используют по назначению учебных материалов с помощью взрослого, учатся выполнять действия самостоятельно | | | | | |
9 | Лепка «Обувь для прогулки» | 1 | | Детский отдел обуви | Слушают учителя. Отвечают на вопросы, используя вербальные и невербальные способы общения. | | | | | |
Правила здорового образа. Профилактика болезней | | | | | Коррекция эмоциональной сферы через формирование учебной мотивации. |
10 | Правила здорового образа. Советы доктора Айболита. | 1 | | ЦОР. | Действуют по подражанию, используют по назначению учебных материалов с помощью взрослого. | | | | | |
| Утренний и вечерний туалет. | | | | | | | | | |
11 | Правила личной гигиены в течение дня Средства личной гигиены. | 1 | | Гигиена | Повторяют правила мытья рук перед едой, после туалета, после прогулки Выполнять простые приемы правил личной гигиены | | | | | |
12 | Рисование «Мыло душистое» | 1 | | Детское мыло | Слушают учителя. Отвечают на вопросы, используя вербальные и невербальные способы общения. | | | | | |
| | | | | Коррекция пространственного восприятия через подбор слова к картинке. |
13 | Предметы личной гигиены. Назначение предметов личной гигиены Загадки. | 1 | | Расческа, мочалка Найдите подсказку | Учатся пользоваться предметами личной гигиены .Слушают учителя. Отвечают на вопросы, используя вербальные и невербальные способы общения. | | | | | |
| | | | | |
14 | Аппликация. Предметы личной гигиены. | 1 | | Образец | Действуют по подражанию, используют по назначению учебных материалов с помощью взрослого. | | | | | |
15 | Полотенце для ног. Полотенце для рук. | 1 | | Предметы личной гигиены | Выполняют по образцу педагога отдельную операцию при проведении предметно- практических работ. | | | | | |
16 | Аппликация «Разноцветные полотенца» | 1 | | Узор | Слушают учителя. Отвечают на вопросы, используя вербальные и невербальные способы общения. | | | | | |
17 | Рисование по точкам «Детская зубная паста» | 1 | | Рисунки по трафарету | Действуют по подражанию, используют по назначению учебных материалов с помощью взрослого. | | | | | |
18 | Предметы гигиены и санитарии: зубная щетка. | 1 | | Жесткая, мягкая | Слушают учителя. Фиксируют взгляд на изображении. Переключают взгляд с одного предмета на другой. | | | | | |
| Правильная осанка | | | | | | | | | |
19 | Правильная осанка человека. | 1 | | Осанка | Слушают учителя, правильно садятся за парты, действуют по подражанию, с помощью взрослого | | | | | |
20 | Рисование по точкам «Я – самый стройный» | 1 | | Спина | Выполняют по образцу педагога отдельную операцию при проведении предметно- практических работ. | | | | | |
| Профилактика простудных заболеваний | | | | | | | | | |
21 | Профилактика простудных заболеваний | 1 | | Прививки витамины | Слушают учителя. Отвечают на вопросы, используя вербальные и невербальные способы общения. | | | | | |
22 | Закаливание организма. Обтирание. Закаливание. | 1 | | Закаливание, обтирание. | Действуют по подражанию, используют по назначению учебных материалов с помощью взрослого, по образцу | | | | | |
23 | Рисование. Полезные продукты. | 1 | | Различать. Здоровое питание. | Слушают учителя. Фиксируют взгляд на изображении. Переключают взгляд с одного предмета на другой. | | | | | |
24 | Аппликация «Витаминный стол» | 1 | | Овощи и фрукты | Действуют по подражанию, используют по назначению учебных материалов с помощью взрослого | | | | | |
Моя семья | | | | | |
25 | Моя семья. Мама, папа. | 1 | | Семья | Беседы о семье обучающегося (мама, папа, бабушка, дедушка). | | | | | |
26 | Моя семья. Моя старшая сестра. | 1 | | | Совместное рассматривание фотографий окружения ребёнка, называние и показ. | | | | | |
27 | Моя семья. Я помощник мамы, бабушки. | 1 | | Забота | Проигрывание в отобразительных играх ситуаций, отражающих любовь, доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу. | | | | | |
28 | Рисование «Моя семья» по точкам. Семейных отдых. | 1 | | Сюрприз. Совместный отдых | Выполняют по образцу педагога отдельную операцию при проведении предметно- практических работ. | | | | | |
29 | Аппликация «Букет цветов для моей семьи» | 1 | | | Выполняют по образцу педагога отдельную операцию при проведении предметно- практических работ. | | | | | |
Столовые приборы. | | | | | |
30 | Столовые приборы. Нож. Разновидность ножей. Опасности при использовании столовых приборов. | 1 | | ЦОР Осторожность. Нож для нарезки хлеба, для масла, нож для работы в столовой и др. | Действуют по подражанию, используют по назначению учебных материалов с помощью взрослого, учатся выполнять действия самостоятельно. | | | | | |
31 | Лепка. Ложка. Вилка. | 1 | | Сравнение | Действуют по подражанию, используют по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Отвечают на вопросы, используя вербальные и невербальные способы общения. | | | | | |
32 | Лепка. Столовые приборы. | 1 | | Образец | Работа с карточками, иллюстрациями. Ответы на вопросы. | | | | | |
33 | Аппликация «Столовые приборы» | 1 | | Заготовки для аппликации | Действуют по подражанию, используют по назначению учебных материалов с помощью взрослого | | | | | |
| | | | | |