СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку. 9 класс (УМК под редакцией М.М.Разумовской)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный календарно-тематический план составлен по предмету «русский язык» для 9 классов и раскрывает содержание обучения русскому языку. Прилагается к рабочей программе по литературе (УМК  под редакцией М.М.Разумовской)

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку. 9 класс (УМК под редакцией М.М.Разумовской)»

Ступень обучения: основное (общее) образование, 9 класс

Количество часов: 68

Программа обеспечена УМК по русскому (родному) языку; 5-9 классы. Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова»


п/п

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

Домашнее задание

дата

О языке

1



Русский язык — национальный язык русского народа

Особенности русского национального языка


Иметь представление об особенностях национального языка, о его назначении


04.09

Обобщение изученного в 5-8 классах

2



к/р Контрольное письмо по памяти

Развитие речи. Стили речи

Стили речи. Разговорная и книжная речь. Пять стилей речи: речевые ситуации, стилевые черты

Проводить стилистический анализ текста


05.09

3-4



Повторение. Фонетика. Орфоэпия.


Повторение. Звуки и буквы – основные единицы речи.

Классификация гласных и согласных звуков. Фонетическая транскрипция и её роль. Произношение звуков речи и их сочетаний, отдельных грамматических форм. Русское словесное ударение. Нормы русского ударения. Состав русского алфавита. Правильные названия букв. Соотношение звуков и букв. Приоритет звуков по отношению к буквам

Закрепить навыки фонетического и орфоэпического разбора, навыки работы с орфоэпическим словариком учебника и словарём. Осознавать роль письма в истории развития России. Различать звуки и буквы. Знать русский алфавит, правильно произносить названия букв (а не буквы!). Иметь представление о литературной норме и её разновидностях


07.09





11.09

5



Повторение. Лексика. Морфемика. Словообра­зование

Лексика и фразеоло­гия. Толковый словарь. Морфемика и словооб­разование. Морфемно­словообразовательный разбор слова. Словарь морфем, словообразо­вательный словарь

Обобщить сведения из области лексики и фразеологии, морфемики и словооб­разования. Закрепить навыки лексического, морфемно-словообразовательного разбора; навыки работы с толковым словариком учебника и словарём


13.09

6-7



к/р Контрольный словарный диктант

Повторение. Морфология и син­таксис


Повторение. Орфография и пунктуация

Морфология. Части ре­чи. Морфологический разбор слова. Синтак­сис. Словосочетание. Предложение. Синтак­сический разбор слово­сочетания и простого предложения

Закрепить знания о частях речи: о кри­териях распределения слов по частям речи; о специфических (постоянных) признаках частей речи; об особеннос­тях изменения самостоятельных час­тей речи (изменяемых)


19.09







22.09

8-10



Повторение. Знаки препинания отделяющие и выделяющие.


Повторение. Синтаксис и пунктуация


Повторение. Словосочетание и предложение. Орфография и пунктуация. Синтаксис



Знаки препинания отделяющие и выде­ляющие. Правописа­ние гласных в корнях с чередованием

Различать отделяющие и выделяющие знаки препинания и приводить приме­ры. Закрепить правописание гласных в корнях слов и корней с чередованием.



26.09



29.09





03.10

11-12



к/р Входная контрольная рабо­та.

(тест)


к/р Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.


Проверить уровень владения материа­лом для повторения в начале 9 класса


05.10




07.10

13



Развитие речи. Типы речи

Типы речи. Разно­видности типов речи

Различать типы речи и их разновиднос­ти. Проводить типологический анализ текста. Иметь представление о сжатии текста


09.10

14



Развитие речи. Обуче­ние изложению: сжатый пересказ

Сжатое изложение

Сокращать текст на основе стилистиче­ского и типологического анализа, пре­вращая изобразительную речь в инфор­мативную


14.10

Синтаксис сложного предложения. Пунктуация

15



Понятие о сложном предложении

Сложное предложе­ние. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Русские лингвисты: Д. Н. Овсяников-Куликовский

Иметь представление о сложном пред­ложении. Разграничивать и сопостав­лять простые и сложные предложения. Опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями


17.10

16



к/р Контрольное списывание

Типы сложных предложений и средства связи между частями сложного предложения

Типы сложных предложений. Интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова) как основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения

Знать классификацию сложных предложений. Иметь общее представление о средствах связи между частями сложного предложения и соответствующих знаках препинания. Разграничивать сложные предложения разных типов. Составлять графические схемы сложных предложений


19.10

Сложносочиненное предложение

17



Понятие о сложно­сочинённом предложении (ССП)

Сложносочинённое предложение, его строение Интонационное оформление таких предложений

Иметь представление о сложносочинён­ном предложении. Знать, какие знаки препинания употребляются в составе сложносочинённого предложения, и владеть навыками расстановки этих знаков при письме


23.10

18-19



Виды сложносочи­нённых предложе­ний (ССП)






Разряды сочинитель­ных союзов и соответ­ствующие им виды сложносочинённых предложений. (ССП)

Разряды сочинитель­ных союзов и соответ­ствующие им виды сложносочинённых предложений. Ос­новные значения сложносочинённых предложений: соеди­нительные (с оттенка­ми последовательнос­ти и одновременности протекающих собы­тий, с оттенком при­чинно-следственных отношений), противи­тельные, разделитель­ные

Знать разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносо­чинённых предложений; понимать ос­новные значения сложносочинённых предложений: соединительные (с от­тенками последовательности и одно­временности протекающих событий, с оттенком причинно-следственных отношений), противительные, раздели­тельные (со значением чередования событий или их взаимоисключения).


06.11









10.11

20



р/р Художественный

стиль речи и язык

художественной

литературы

Сопоставлять понятия «художественный стиль речи» и «язык художественной лите­ратуры»

И меть представление о функции языковых вкраплений различных стилей речи в художественном произведении. Проводить языковой анализ текста. Выразительно читать и устно переска­зывать соответствующие тексты


17.11


21



Понятие о сложноподчинённом предложе­нии (СПП)

Сложноподчинённое предложение, его строение. Главная и придаточная части. Подчинительные сою­зы и союзные слова. Средства связи частей сложноподчинённого предложения. Интона­ционное и пунктуаци­онное оформление по­добных предложений. Русские лингвисты: С. И. Абакумов

Повторить сведения о видах сложного предложения. Знать, чем различаются подчинительные союзы и союзные сло­ва; уметь различать их в процессе про­ведения синтаксического анализа сложноподчинённого предложения. Понимать, чем различаются верти­кальные и горизонтальные синтаксиче­ские схемы; уметь их составлять


21.11

22



Виды сложнопод­чинённых предло­жений

Виды придаточных предложений. Син­таксический разбор сложноподчинённых предложений по образцу. Русские лингвисты: JI. Ю. Максимов

Иметь представление о классификации сложноподчинённых предложений. Определять вид придаточного на основе структурно-семантического анализа сложноподчинённого предложения: выделение главной и придаточной части; постановка вопроса; определение союза или союзного слова, а также указательных слов. Моделировать сложноподчинённые предложения по заданным схемам. Овладевать навыками синтаксического разбора сложноподчинённого предложения


23.11

23



Сложноподчинён­ное предложение с придаточным определительным

Сложноподчинённое предложение с придаточным опреде­лительным. Синтакси­ческие синонимы: сложноподчинённое предложение с прида­точным определитель­ным — простое пред­ложение с обособлен­ным определением

Иметь представление об особенностях сложноподчинённого предложения с придаточным определительным. Моде­лировать по заданным схемам и употреб­лять в речи сложноподчинённые предло­жения с придаточным определительным. Пользоваться синтаксическими синони­мами


29.11

24



Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным

Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Синтаксические синонимы: сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным — предложение с прямой речью, бессоюзное предложение и т. п.

Иметь представление об особенностях сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным. Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным. Употреблять синтаксические синонимы (сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным — предложение с прямой речью, бессоюзное предложение и т. п.).


30.11


25



Сложноподчинён­ное предложение с придаточным обстоятельственным места

Сложноподчинённое предложение с прида­точным места. Особен­ности строения и упо­требления в речи

Иметь представление об особенностях сложноподчинённого предложения с придаточным места. Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с придаточным места. Находить слож­ноподчинённые предложения с прида­точным места в художественных текс­тах; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции


06.12

26



Сложноподчинён­ное предложение с придаточным обстоятельственным времени

Сложноподчинённое предложение с прида­точным времени. Осо­бенности строения и употребления в речи

Иметь представление об особенностях сложноподчинённого предложения с придаточным времени. Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчинённые предложе­ния с придаточным времени. Находить сложноподчинённые предложения с придаточным времени в художествен­ных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции


07.12

27



Сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным сравнения

Разные способы сравнения в русском языке. Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения. Особенности строения и употребления в речи. Русские лингвисты: А. А. Потебня

Повторить сведения о разных способах выражения в языке значения сравнения (сравнительный оборот, скрытые сравнения, сочетание сравнительной формы прилагательного и существительного, придаточное сравнения); умело пользоваться приёмом синонимической замены. Моделировать сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения. Находить сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения и сравнительными оборотами в художественных текстах; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции


07.12

28



Сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным степени

Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени. Особенности строения и употребления в речи

Иметь представление об особенностях сложноподчинённых предложений с придаточными образа действия и степени. Моделировать сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. Находить сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции


12.12

29-32


к/р Итоговая полугодовая контрольная работа в форме ОГЭ (1-12, 14 задания)


к/р Анализ теста. Работа над ошибками

15.12

15.12

15.12

19.12

33-34



Сложноподчинён­ное предложение с придаточным обстоятельственным цели


Особен­ности строения и упо­требления в речи сложноподчинён­ных предложений с придаточным обстоятельственным цели

Сложноподчинённое предложение с прида­точным цели. Особен­ности строения и упо­требления в речи

Иметь представление о структурно-се­мантических особенностях сложнопод­чинённого предложения с придаточ­ным цели. Моделировать сложноподчи­нённые предложения с придаточным цели. Находить сложноподчинённые предложения с придаточным цели в текстах разных стилей речи; уместно употреблять в своей речи подобные син­таксические конструкции


21.12

35-36



р/р Путевые заметки



р/р Путевые заметки: структура, языковые особенности жанра

Путевые заметки: по­нятие о жанре: структура, языковые особенности жанра План анализа текста опреде­лённого речевого жанра

Опознавать жанр путевых заметок на основе анализа задачи и предметного содержания высказывания. Анализи­ровать и совершенствовать сочинения по плану анализа текста определённого речевого жанра Учиться сжимать текст с учётом его типологического строения (устно). Подготовиться к домашнему сочинению в жанре путевых заметок




37



Сложноподчинён­ное предложение с придаточным обстоятельственным условия

Сложноподчинённое предложение с прида­точным условия. Осо­бенности строения и употребления в речи

Иметь представление об особенностях сложноподчинённого предложения с придаточным условия.

Моделировать сложноподчинённые предложения с придаточным условия.

Находить слож­ноподчинённые предложения с прида­точным условия в текстах разных сти­лей речи.

Уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конст­рукции



38



Особенности строения и употребления в речи сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными условия, причины и следствия

Сложноподчинённое предложение с прида­точными причины и следствия. Особенности строения и употребления в речи

Иметь представление о структурно-семантических особенностях сложнопод­чинённых предложений с придаточными причины и следствия.



39



Сложноподчинён­ное предложение с придаточными обстоятельственными уступки

Сложноподчинённое предложение с прида­точными уступки Особенности строения и употребления в речи

Иметь представление о структурно-семантических особенностях сложнопод­чинённых предложений с придаточными уступки



40



Особенности строения и употребления в речи сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными уступки


Моделировать сложноподчинённые предложения с придаточными уступки

Находить сложноподчинённые предложения с придаточными уступки в текстах разных стилей речи.

Уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции



41




р/р Рецензия: понятие о жанре


Рецензия: понятие о жанре

Отличать рецензию от отзыва по боль­шей аналитичности жанра;

от эссе — по степени формализации текста.



42



Представление о структурно-се­мантических особенностях сложнопод­чинённого предложения с придаточным

Сложноподчинённое предложение с прида­точным Особенности строения и употребле­ния в речи. Повторе­ние и обобщение по те­ме

Иметь представление о структурно-се­мантических особенностях сложнопод­чинённого предложения с придаточным. Моделировать сложно­подчинённые предложения с придаточ­ным

Находить сложно­подчинённые предложения с придаточ­ным в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции. Повторить и обобщить сведения о сложноподчинённых пред­ложениях разных видов.

Оценивать правильность построения сложнопод­чинённых предложений разных видов, исправлять нарушения построения сложноподчинённых предложений



43



Моделирование сложно­подчинённые предложения с придаточ­ным

Сложноподчинённое предложение с прида­точным Особенности строения и употребле­ния в речи. Повторе­ние и обобщение по те­ме




44



Понятие о слож­ноподчинённом предложении с несколькими придаточными

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных

Иметь представление о разных видах подчинительной связи: однородное и неоднородное соподчинение и последовательное подчинение; опознавать эти виды связи в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. Составлять схемы сложных предложений и моделировать предложения по заданным схемам; проводить синтаксический анализ сложноподчинённых предложений с разными видами связи. Находить сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными в художественных текстах; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции



45-48



Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными


Виды связи в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными


Соподчинение: однородное и неоднородное


Последовательное подчинение

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными: смыс­ловые отношения между частями сложного предложения, инто­национное и пунк­туационное вы­ражение этих от­ношений

Иметь представление о сложноподчиненном сложном предложении с несколькими придаточными как таком един­стве предикативных частей, которое об­разуется на интонационно-­смысловой основе

. Понимать особенности сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными

предложения



49



р/р Эссе: понятие о жанре

Эссе: понятие о жанре

Определять жанр эссе (на основе анали­за задачи высказывания, предметного содержания, типологической структу­ры и языковых особенностей текста). Подготовиться к домашнему сочине­нию в жанре эссе (на выбор — по карти­не или по книге)



50-51



р/р Сочинение в жанре эссе (типа рассуждения-размышления). Темы на выбор: «Кем быть? Каким быть?» или «О вре­мени и о себе»


Контроль 52-53

Сочинение в жанре эссе

Создавать собственные высказывания в жанре эссе



Бессоюзное сложное предложение

54-55




Понятие о бессоюз­ном сложном пред­ложении


Смыс­ловые отношения между частями бессо­юзного сложного предложения

Бессоюзное сложное предложение: смыс­ловые отношения между частями бессо­юзного сложного предложения, инто­национное и пунк­туационное вы­ражение этих от­ношений

Иметь представление о бессоюзном сложном предложении как таком един­стве предикативных частей, которое об­разуется только на интонационно-­смысловой основе без участия союзов. Понимать особенности бессоюзного предложения (по сравнению с предло­жениями с союзной связью)




56



Бессоюзные сложные предложе­ния со значением перечисления



Иметь представление о важнейших зна­чениях, присущих бессоюзным предло­жениям:

а) перечисления; б) причины, пояснения, дополнения;

в) противопоставления, времени или условия, следствия.



57-58



Бессоюзные сложные предложе­ния со значением причины, пояснения, до­полнения;



Бессоюзные сложные предложе­ния со значением противопоставле­ния, времени или условия, следствия


Правильно употреблять знаки препинания в зависимости от этих значений и соответствующей интона­ции. Правильно и уместно, устно и письменно употреблять в собственной речи бессоюзные синтаксические конструкции, безошибочно производить синтаксический разбор данных предложений



59-60



Речь Работа по картине Н. Я. Бута «Серёж­ка с Малой Бронной и Витька с Мохо­вой»

Письменные впечат­ления о картине с ис­пользованием бессо­юзных сложных предложений

Проверить способность учащихся гра­мотно использовать в собственной речи бессоюзные предложения, безошибочно употреблять в этих предложениях соот­ветствующие знаки препинания



61-62



к/р Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Бессоюзные сложные предложения» и его анализ





63



Речь Деловая речь

Деловая речь

Повторить изученное об официально­-деловом стиле. Правильно оформлять по образцам деловые бумаги. Анализи­ровать и совершенствовать рецензию, написанную ранее



64



Речь Деловая речь (обобщение изученного по теме)

Обобщение изученно­го по теме

Тренироваться в правильном написа­нии деловых бумаг (заявления, дове­ренности, расписки, автобиографии) по образцу



Сложное предложение с разными видами связи

65-67



Сложное предложе­ние с различными видами союзной и бессоюзной связи


Сложное предложе­ние с различными видами союзной связи


Сложное предложе­ние с различными видами бессоюзной связи

Типы сложных предложений с раз­ными видами связи: сочинением и подчи­нением; сочинением и бессоюзием; сочи­нением, подчинени­ем и бессоюзием; под­чинением и бессоюзи­ем

Иметь представление о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях. Опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Составлять схемы таких сложных пред­ложений и моделировать предложения по заданным схемам. Проводить син­таксический анализ сложных предло­жений с различными видами союзной и бессоюзной связи. Находить сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.



68



Составление схем сложных предложений и моделирование предложения по заданным схемам.


Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания




РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОСНОВОЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ:

Восприятие высказывания. При восприятии устного и письменного высказывания определять его принадлежность к той или иной разновидности русского национального языка: литературный язык, диалект, просторечие, жаргон; замечать в собственной речи, в речи собеседников, выступающих по радио и телевидению, отступления от норм литературного языка; фиксировать замеченные нарушения норм, видеть грубые и негрубые нарушения (языковые ошибки, типичные недочёты), исправлять ошибки в собственной речи, если позволяет ситуация общения, тактично реагировать на речевые погрешности в высказывании собеседников.

Анализ текста. Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, (стилистические и речевые средства, характерные для изученных стилей речи).

Воспроизведение текста. Писать изложения по текстам публицистического, художественного стиля, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования).

Создание текста. Создавать письменные высказывая художественного и публицистического стилей на свободные темы, как правило морально-этического характера, предложенные учителем или самостоятельно выбранные: продумывать общий замысел, основную мысль высказывания, планировать ход развития основной темы и мысль, отбирать и систематизировать материал с учётом стиля, определять типологическую структуру текста (ведущий и сопутствующий стиль речи).

Строить устные и письменные высказывания, ориентир ванные на жанры публицистики (эссе, путевые заметки, рецензию). Писать сочинения в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи.

Составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию. Составлять тезисы и конспект большой статьи (или фрагмента из большой статьи).

Создавать высказывания научного стиля: готовить развёрнутые сообщения и доклады на лингвистические и литературные темы для уроков-семинаров, зачётов, кружковых занятий.

Совершенствование написанного. Находить и исправлять недочёты в построении и содержании высказывания, отступления от темы и основной мысли, нарушения относительной автономности, завершённости текста (отсутствие в нём начала или конца); нарушение логики изложения, абзацного членения текста. Находить и исправляя речевые недочёты (неправильное или неточное словоупотребление, неудачный выбор средства связи между предложениями: лексического повтора, порядка слов, замены существительного местоимением) и грамматические ошибки (нарушение норм согласования и управления, построений предложений с причастным и деепричастным оборотом, сложных предложений с придаточным определительным, изъяснительным). Повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:

К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

по орфоэпии: правильно произносить часто употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфографическим словарём;

по лексике и фразеологии: разъяснять значение терминов общественно-политической и морально-этической принадлежности, правильно их употреблять; свободно пользоваться лингвистическими словарями разных видов;

по морфемике и словообразованию: владеть умением разбора слова по составу: от значения слова и способа образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями; опознавать основные способы словообразования: приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов, сращение, переход одной части речи в другую;

по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматическим и орфографическим словарями;

по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;

по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно читать и произносить предложения изученных видов;

по пунктуации: правильно ставить знаки препинания в изученных случаях.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!