Программа обеспечена УМК по русскому (родному) языку; 5-9 классы. Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова»
№ п/п | Название темы | Содержание | Виды деятельности учащихся | Домашнее задание | дата |
О языке |
1 | | | Русский язык — национальный язык русского народа | Особенности русского национального языка | Иметь представление об особенностях национального языка, о его назначении | | 04.09 |
Обобщение изученного в 5-8 классах |
2 | | | к/р Контрольное письмо по памяти Развитие речи. Стили речи | Стили речи. Разговорная и книжная речь. Пять стилей речи: речевые ситуации, стилевые черты | Проводить стилистический анализ текста | | 05.09 |
3-4 | | | Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Повторение. Звуки и буквы – основные единицы речи. | Классификация гласных и согласных звуков. Фонетическая транскрипция и её роль. Произношение звуков речи и их сочетаний, отдельных грамматических форм. Русское словесное ударение. Нормы русского ударения. Состав русского алфавита. Правильные названия букв. Соотношение звуков и букв. Приоритет звуков по отношению к буквам | Закрепить навыки фонетического и орфоэпического разбора, навыки работы с орфоэпическим словариком учебника и словарём. Осознавать роль письма в истории развития России. Различать звуки и буквы. Знать русский алфавит, правильно произносить названия букв (а не буквы!). Иметь представление о литературной норме и её разновидностях | | 07.09 11.09 |
5 | | | Повторение. Лексика. Морфемика. Словообразование | Лексика и фразеология. Толковый словарь. Морфемика и словообразование. Морфемнословообразовательный разбор слова. Словарь морфем, словообразовательный словарь | Обобщить сведения из области лексики и фразеологии, морфемики и словообразования. Закрепить навыки лексического, морфемно-словообразовательного разбора; навыки работы с толковым словариком учебника и словарём | | 13.09 |
6-7 | | | к/р Контрольный словарный диктант Повторение. Морфология и синтаксис Повторение. Орфография и пунктуация | Морфология. Части речи. Морфологический разбор слова. Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Синтаксический разбор словосочетания и простого предложения | Закрепить знания о частях речи: о критериях распределения слов по частям речи; о специфических (постоянных) признаках частей речи; об особенностях изменения самостоятельных частей речи (изменяемых) | | 19.09 22.09 |
8-10 | | | Повторение. Знаки препинания отделяющие и выделяющие. Повторение. Синтаксис и пунктуация Повторение. Словосочетание и предложение. Орфография и пунктуация. Синтаксис | Знаки препинания отделяющие и выделяющие. Правописание гласных в корнях с чередованием | Различать отделяющие и выделяющие знаки препинания и приводить примеры. Закрепить правописание гласных в корнях слов и корней с чередованием. | | 26.09 29.09 03.10 |
11-12 | | | к/р Входная контрольная работа. (тест) к/р Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | | Проверить уровень владения материалом для повторения в начале 9 класса | | 05.10 07.10 |
13 | | | Развитие речи. Типы речи | Типы речи. Разновидности типов речи | Различать типы речи и их разновидности. Проводить типологический анализ текста. Иметь представление о сжатии текста | | 09.10 |
14 | | | Развитие речи. Обучение изложению: сжатый пересказ | Сжатое изложение | Сокращать текст на основе стилистического и типологического анализа, превращая изобразительную речь в информативную | | 14.10 |
Синтаксис сложного предложения. Пунктуация |
15 | | | Понятие о сложном предложении | Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Русские лингвисты: Д. Н. Овсяников-Куликовский | Иметь представление о сложном предложении. Разграничивать и сопоставлять простые и сложные предложения. Опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями | | 17.10 |
16 | | | к/р Контрольное списывание Типы сложных предложений и средства связи между частями сложного предложения | Типы сложных предложений. Интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова) как основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения | Знать классификацию сложных предложений. Иметь общее представление о средствах связи между частями сложного предложения и соответствующих знаках препинания. Разграничивать сложные предложения разных типов. Составлять графические схемы сложных предложений | | 19.10 |
Сложносочиненное предложение |
17 | | | Понятие о сложносочинённом предложении (ССП) | Сложносочинённое предложение, его строение Интонационное оформление таких предложений | Иметь представление о сложносочинённом предложении. Знать, какие знаки препинания употребляются в составе сложносочинённого предложения, и владеть навыками расстановки этих знаков при письме | | 23.10 |
18-19 | | | Виды сложносочинённых предложений (ССП) Разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочинённых предложений. (ССП) | Разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочинённых предложений. Основные значения сложносочинённых предложений: соединительные (с оттенками последовательности и одновременности протекающих событий, с оттенком причинно-следственных отношений), противительные, разделительные | Знать разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочинённых предложений; понимать основные значения сложносочинённых предложений: соединительные (с оттенками последовательности и одновременности протекающих событий, с оттенком причинно-следственных отношений), противительные, разделительные (со значением чередования событий или их взаимоисключения). | | 06.11 10.11 |
20 | | | р/р Художественный стиль речи и язык художественной литературы | Сопоставлять понятия «художественный стиль речи» и «язык художественной литературы» | И меть представление о функции языковых вкраплений различных стилей речи в художественном произведении. Проводить языковой анализ текста. Выразительно читать и устно пересказывать соответствующие тексты | | 17.11 |
|
21 | | | Понятие о сложноподчинённом предложении (СПП) | Сложноподчинённое предложение, его строение. Главная и придаточная части. Подчинительные союзы и союзные слова. Средства связи частей сложноподчинённого предложения. Интонационное и пунктуационное оформление подобных предложений. Русские лингвисты: С. И. Абакумов | Повторить сведения о видах сложного предложения. Знать, чем различаются подчинительные союзы и союзные слова; уметь различать их в процессе проведения синтаксического анализа сложноподчинённого предложения. Понимать, чем различаются вертикальные и горизонтальные синтаксические схемы; уметь их составлять | | 21.11 |
22 | | | Виды сложноподчинённых предложений | Виды придаточных предложений. Синтаксический разбор сложноподчинённых предложений по образцу. Русские лингвисты: JI. Ю. Максимов | Иметь представление о классификации сложноподчинённых предложений. Определять вид придаточного на основе структурно-семантического анализа сложноподчинённого предложения: выделение главной и придаточной части; постановка вопроса; определение союза или союзного слова, а также указательных слов. Моделировать сложноподчинённые предложения по заданным схемам. Овладевать навыками синтаксического разбора сложноподчинённого предложения | | 23.11 |
23 | | | Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным | Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Синтаксические синонимы: сложноподчинённое предложение с придаточным определительным — простое предложение с обособленным определением | Иметь представление об особенностях сложноподчинённого предложения с придаточным определительным. Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с придаточным определительным. Пользоваться синтаксическими синонимами | | 29.11 |
24 | | | Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным | Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Синтаксические синонимы: сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным — предложение с прямой речью, бессоюзное предложение и т. п. | Иметь представление об особенностях сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным. Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным. Употреблять синтаксические синонимы (сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным — предложение с прямой речью, бессоюзное предложение и т. п.). | | 30.11 |
|
25 | | | Сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным места | Сложноподчинённое предложение с придаточным места. Особенности строения и употребления в речи | Иметь представление об особенностях сложноподчинённого предложения с придаточным места. Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с придаточным места. Находить сложноподчинённые предложения с придаточным места в художественных текстах; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции | | 06.12 |
26 | | | Сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным времени | Сложноподчинённое предложение с придаточным времени. Особенности строения и употребления в речи | Иметь представление об особенностях сложноподчинённого предложения с придаточным времени. Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с придаточным времени. Находить сложноподчинённые предложения с придаточным времени в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции | | 07.12 |
27 | | | Сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным сравнения | Разные способы сравнения в русском языке. Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения. Особенности строения и употребления в речи. Русские лингвисты: А. А. Потебня | Повторить сведения о разных способах выражения в языке значения сравнения (сравнительный оборот, скрытые сравнения, сочетание сравнительной формы прилагательного и существительного, придаточное сравнения); умело пользоваться приёмом синонимической замены. Моделировать сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения. Находить сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения и сравнительными оборотами в художественных текстах; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции | | 07.12 |
28 | | | Сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным степени | Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени. Особенности строения и употребления в речи | Иметь представление об особенностях сложноподчинённых предложений с придаточными образа действия и степени. Моделировать сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. Находить сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции | | 12.12 |
29-32 | к/р Итоговая полугодовая контрольная работа в форме ОГЭ (1-12, 14 задания) к/р Анализ теста. Работа над ошибками | 15.12 15.12 15.12 19.12 |
33-34 | | | Сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным цели Особенности строения и употребления в речи сложноподчинённых предложений с придаточным обстоятельственным цели | Сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Особенности строения и употребления в речи | Иметь представление о структурно-семантических особенностях сложноподчинённого предложения с придаточным цели. Моделировать сложноподчинённые предложения с придаточным цели. Находить сложноподчинённые предложения с придаточным цели в текстах разных стилей речи; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции | | 21.12 |
35-36 | | | р/р Путевые заметки р/р Путевые заметки: структура, языковые особенности жанра | Путевые заметки: понятие о жанре: структура, языковые особенности жанра План анализа текста определённого речевого жанра | Опознавать жанр путевых заметок на основе анализа задачи и предметного содержания высказывания. Анализировать и совершенствовать сочинения по плану анализа текста определённого речевого жанра Учиться сжимать текст с учётом его типологического строения (устно). Подготовиться к домашнему сочинению в жанре путевых заметок | | |
|
37 | | | Сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным условия | Сложноподчинённое предложение с придаточным условия. Особенности строения и употребления в речи | Иметь представление об особенностях сложноподчинённого предложения с придаточным условия. Моделировать сложноподчинённые предложения с придаточным условия. Находить сложноподчинённые предложения с придаточным условия в текстах разных стилей речи. Уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции | | |
38 | | | Особенности строения и употребления в речи сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными условия, причины и следствия | Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия. Особенности строения и употребления в речи | Иметь представление о структурно-семантических особенностях сложноподчинённых предложений с придаточными причины и следствия. | | |
39 | | | Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными уступки | Сложноподчинённое предложение с придаточными уступки Особенности строения и употребления в речи | Иметь представление о структурно-семантических особенностях сложноподчинённых предложений с придаточными уступки | | |
40 | | | Особенности строения и употребления в речи сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными уступки | | Моделировать сложноподчинённые предложения с придаточными уступки Находить сложноподчинённые предложения с придаточными уступки в текстах разных стилей речи. Уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции | | |
41 | | | р/р Рецензия: понятие о жанре | Рецензия: понятие о жанре | Отличать рецензию от отзыва по большей аналитичности жанра; от эссе — по степени формализации текста. | | |
42 | | | Представление о структурно-семантических особенностях сложноподчинённого предложения с придаточным | Сложноподчинённое предложение с придаточным Особенности строения и употребления в речи. Повторение и обобщение по теме | Иметь представление о структурно-семантических особенностях сложноподчинённого предложения с придаточным. Моделировать сложноподчинённые предложения с придаточным Находить сложноподчинённые предложения с придаточным в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции. Повторить и обобщить сведения о сложноподчинённых предложениях разных видов. Оценивать правильность построения сложноподчинённых предложений разных видов, исправлять нарушения построения сложноподчинённых предложений | | |
43 | | | Моделирование сложноподчинённые предложения с придаточным | Сложноподчинённое предложение с придаточным Особенности строения и употребления в речи. Повторение и обобщение по теме | | | |
44 | | | Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными | Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных | Иметь представление о разных видах подчинительной связи: однородное и неоднородное соподчинение и последовательное подчинение; опознавать эти виды связи в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. Составлять схемы сложных предложений и моделировать предложения по заданным схемам; проводить синтаксический анализ сложноподчинённых предложений с разными видами связи. Находить сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными в художественных текстах; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции | | |
45-48 | | | Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными Виды связи в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными Соподчинение: однородное и неоднородное Последовательное подчинение | Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными: смысловые отношения между частями сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений | Иметь представление о сложноподчиненном сложном предложении с несколькими придаточными как таком единстве предикативных частей, которое образуется на интонационно-смысловой основе . Понимать особенности сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными предложения | | |
49 | | | р/р Эссе: понятие о жанре | Эссе: понятие о жанре | Определять жанр эссе (на основе анализа задачи высказывания, предметного содержания, типологической структуры и языковых особенностей текста). Подготовиться к домашнему сочинению в жанре эссе (на выбор — по картине или по книге) | | |
50-51 | | | р/р Сочинение в жанре эссе (типа рассуждения-размышления). Темы на выбор: «Кем быть? Каким быть?» или «О времени и о себе» Контроль 52-53 | Сочинение в жанре эссе | Создавать собственные высказывания в жанре эссе | | |
Бессоюзное сложное предложение |
54-55 | | | Понятие о бессоюзном сложном предложении Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения | Бессоюзное сложное предложение: смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений | Иметь представление о бессоюзном сложном предложении как таком единстве предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов. Понимать особенности бессоюзного предложения (по сравнению с предложениями с союзной связью) | | |
|
56 | | | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления | | Иметь представление о важнейших значениях, присущих бессоюзным предложениям: а) перечисления; б) причины, пояснения, дополнения; в) противопоставления, времени или условия, следствия. | | |
57-58 | | | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения; Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия | | Правильно употреблять знаки препинания в зависимости от этих значений и соответствующей интонации. Правильно и уместно, устно и письменно употреблять в собственной речи бессоюзные синтаксические конструкции, безошибочно производить синтаксический разбор данных предложений | | |
59-60 | | | Речь Работа по картине Н. Я. Бута «Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой» | Письменные впечатления о картине с использованием бессоюзных сложных предложений | Проверить способность учащихся грамотно использовать в собственной речи бессоюзные предложения, безошибочно употреблять в этих предложениях соответствующие знаки препинания | | |
61-62 | | | к/р Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Бессоюзные сложные предложения» и его анализ | | | | |
63 | | | Речь Деловая речь | Деловая речь | Повторить изученное об официально-деловом стиле. Правильно оформлять по образцам деловые бумаги. Анализировать и совершенствовать рецензию, написанную ранее | | |
64 | | | Речь Деловая речь (обобщение изученного по теме) | Обобщение изученного по теме | Тренироваться в правильном написании деловых бумаг (заявления, доверенности, расписки, автобиографии) по образцу | | |
Сложное предложение с разными видами связи |
65-67 | | | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи Сложное предложение с различными видами союзной связи Сложное предложение с различными видами бессоюзной связи | Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием | Иметь представление о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях. Опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Составлять схемы таких сложных предложений и моделировать предложения по заданным схемам. Проводить синтаксический анализ сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. Находить сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции. | | |
68 | | | Составление схем сложных предложений и моделирование предложения по заданным схемам. | | Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания | | |
|
Создание текста. Создавать письменные высказывая художественного и публицистического стилей на свободные темы, как правило морально-этического характера, предложенные учителем или самостоятельно выбранные: продумывать общий замысел, основную мысль высказывания, планировать ход развития основной темы и мысль, отбирать и систематизировать материал с учётом стиля, определять типологическую структуру текста (ведущий и сопутствующий стиль речи).
Строить устные и письменные высказывания, ориентир ванные на жанры публицистики (эссе, путевые заметки, рецензию). Писать сочинения в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи.
Составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию. Составлять тезисы и конспект большой статьи (или фрагмента из большой статьи).
Создавать высказывания научного стиля: готовить развёрнутые сообщения и доклады на лингвистические и литературные темы для уроков-семинаров, зачётов, кружковых занятий.
Совершенствование написанного. Находить и исправлять недочёты в построении и содержании высказывания, отступления от темы и основной мысли, нарушения относительной автономности, завершённости текста (отсутствие в нём начала или конца); нарушение логики изложения, абзацного членения текста. Находить и исправляя речевые недочёты (неправильное или неточное словоупотребление, неудачный выбор средства связи между предложениями: лексического повтора, порядка слов, замены существительного местоимением) и грамматические ошибки (нарушение норм согласования и управления, построений предложений с причастным и деепричастным оборотом, сложных предложений с придаточным определительным, изъяснительным). Повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.