ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КЛУБ «ЛИДЕР»
Календарно – тематическое планирование
Первый год обучения
(34 часа)
1 четверть
1. В математику тропинки одолеем без запинки
2. Что такое текст?
3. Найди закономерность
4. Стили речи
5. Волшебные квадраты
6. Словосочетания
7. Числа в древности
8. Охота за синонимами
9. Подсчёт геометрических фигур
Всего 9 часов
2 четверть
Составь пословицу или поговорку
Рисуем картинку, не отрывая карандаш от бумаги
Пересказчики
Ищем периметр
Серпантин одной фразы
Арифметические ребусы
Учимся разгадывать шарады
Всего 7 часов
3 четверть
1. Задания с палочками
2. Приглашаем разгадать кроссворд
3. Логические задачи
4. Анаграммы
5. Задачи на разрезание фигур на одинаковые части
6. Необыкновенные превращения
7. Маршруты
8. Из одного слова
9. Здесь загадки и шарады, за разгадку – две награды
10. Наборщик
Всего 10 часов
4 четверть
1. Задачи на взвешивание
2. Один звук, марш!
3. Который час?
4. Четвёртый лишний
5. Задачи-шутки
6. Этимология слов
7. Определяем чётные и нечётные числа
8. Фразеологизмы
Всего 8 часов
Второй год обучения
(34 часа)
1 четверть
Магический квадрат
Какие бывают словари?
Задачи на разрезание фигур на одинаковые части
Части речи
Арифметические ребусы
Имя существительное. Синонимы
Четыре арифметических действия
Имя существительное. Антонимы
Задачи на переливание
Всего 9 часов
2 четверть
1. Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые
2. Прямоугольник, составленный из квадратов и квадрат, составленный из прямоугольников
3. Имя существительное. Собственное или нарицательное
4. Сумма трёх чисел одна и та же
5. Имя прилагательное. Синонимы
6. Задачи-загадки
7. Имя прилагательное. Антонимы
Всего 7 часов
3 четверть
1. Составь уравнение
2. Краткие имена прилагательные
3. Единицы длины
4. Употребление имён прилагательных в речи
5. Единицы площади
6. Местоимения
7. Единицы массы
8. Глагол.
9. Единицы времени
10. Изменение глаголов по временам
Всего 10 часов
4 четверть
1. Это ребусы из цифр, буквы, звёздочки – их шифр
2. НЕ с глаголами
3. «Хитрые» задачки
4. Спряжение глаголов
5. Задачи на время
6. Глаголы-исключения
7. Ищем половину и четверть
8. Правописание -тся и -ться в глаголах
Всего 8 часов
Третий год обучения
(34 часа)
1 четверть
Задачи на площади
Кто где живёт?
Арифметические ребусы
Что такое толковый словарь?
Комбинаторика
Что такое грамматический словарь?
Разрезаем и составляем
Что такое орфоэпический словарь?
Логические задачи
Всего 9 часов
2 четверть
1. Что такое этимологический словарь?
2. Текстовые задачи
3. Что такое фразеологический словарь?
4. Числовые и буквенные выражения
5. Что такое словарь синонимов и антонимов?
6. Затейные математические задания
7. Что такое словарь трудностей русского языка?
Всего 7часов
3 четверть
1. Трудность задач повышаем, решенья найти приглашаем
2. Главные и второстепенные члены предложения
3. Задачи на движение навстречу
4. Подлежащее и сказуемое. Где они могут «прятаться»?
5. Задачи на движение в противоположные стороны
6. Дополнение
7. Задачи на движение вдогонку
8. Определение
9. Шкалы и координаты
10. Обстоятельство
Всего 10 часов
4 четверть
1. Единицы измерения площадей
2. Наречия
3. Объём. Единицы измерения объёма
4. Числительные
5. Квадрат и куб числа
6. Частицы, союзы и междометия
7. Формулы
8. Обращение
Всего 8 часов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Программа ориентирована на развитие познавательных способностей, а именно: сенсорные способности и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение знаниями, и рассчитана на три года.
Основными положениями курса являются:
- преемственность с традиционным построением курса математики в начальных классах в плане отбора и последовательности изучения базисных математических понятий, проведение алгебраической и геометрической пропедевтики;
- включение в процесс выстроенной системы содержательно-логических задач и заданий на базе изучаемого материала (с добавлением дидактических игр, головоломок, заданий на сообразительность), что создаёт условия для развития познавательных способностей учащихся и более осознанного и глубокого овладения программным материалом.
- развитие речи, нацеливающее на овладение доступными возрасту и пониманию знаниями о языке, литературе, на обогащение речи учащихся, развитие их внимания и интереса к речи вообще.
Задачи-шутки, задачи-загадки, шуточные истории и затейные математические задачи развивают любознательность и сообразительность у школьников. Решение задачи – это поиск, раскрытие каких-то свойств и отношений, преодоление инертности ума, стремление к познанию. При этом у детей развивается интуиция, догадка, скорость мышления. Решение кроссвордов, ребусов, шарад повышает интерес к предмету, заставляет глубже вникать в науку, учит самостоятельно и нестандартно мыслить.
Задачи курса:
- создание условий для успеха и интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;
- развитие фантазии, раскрытие индивидуальных творческих способностей и познавательных интересов каждого ребёнка;
- создание условий для формирования дружного классного коллектива и развитие личности в нём;
- воспитание личной ответственности за порученное дело;
- совершенствование системы работы по воспитанию свободной творческой личности;
- выявление новых инициатив, идей;
- привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.
На изучение отводится 34 часа в год. Занятия по данному курсу ведутся 1 раз в неделю на протяжении всего времени.
Список использованной литературы
Галицкий А., Переплетчиков Л. Путешествие в страну игр. М., 1971
Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. М., 1967
Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. М.: МЦНМО, 2004
Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988
Московский интеллектуальный марафон, сборник заданий /Сост. Огурэ Л.Б. М., Интеллект центр, 2002
Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. М., Просвещение, 1990
Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике. М., Просвещение, 2002
Шмаков С.А. Досуг школьника. Липецк, 1993
Юдин Г.Н. Заниматика. М., Росмэн, 1996
Я иду на урок в начальную школу. Олимпиады и интеллектуальные игры/Редактор-составитель М.А. Козлова М., 1 сентября, 2002
Ященко И.В. Приглашение на математический праздник. М.: МЦНМО, 2005
Календарно – тематическое планирование
Первый год обучения
(34 часа)
1 четверть
1. В математику тропинки одолеем без запинки
2. Что такое текст?
3. Найди закономерность
4. Стили речи
5. Волшебные квадраты
6. Словосочетания
7. Числа в древности
8. Охота за синонимами
9. Подсчёт геометрических фигур
Всего 9 часов
2 четверть
Составь пословицу или поговорку
Рисуем картинку, не отрывая карандаш от бумаги
Пересказчики
Ищем периметр
Серпантин одной фразы
Арифметические ребусы
Учимся разгадывать шарады
Всего 7 часов
3 четверть
1. Задания с палочками
2. Приглашаем разгадать кроссворд
3. Логические задачи
4. Анаграммы
5. Задачи на разрезание фигур на одинаковые части
6. Необыкновенные превращения
7. Маршруты
8. Из одного слова
9. Здесь загадки и шарады, за разгадку – две награды
10. Наборщик
Всего 10 часов
4 четверть
1. Задачи на взвешивание
2. Один звук, марш!
3. Который час?
4. Четвёртый лишний
5. Задачи-шутки
6. Этимология слов
7. Определяем чётные и нечётные числа
8. Фразеологизмы
Всего 8 часов
Второй год обучения
(34 часа)
1 четверть
Магический квадрат
Какие бывают словари?
Задачи на разрезание фигур на одинаковые части
Части речи
Арифметические ребусы
Имя существительное. Синонимы
Четыре арифметических действия
Имя существительное. Антонимы
Задачи на переливание
Всего 9 часов
2 четверть
1. Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые
2. Прямоугольник, составленный из квадратов и квадрат, составленный из прямоугольников
3. Имя существительное. Собственное или нарицательное
4. Сумма трёх чисел одна и та же
5. Имя прилагательное. Синонимы
6. Задачи-загадки
7. Имя прилагательное. Антонимы
Всего 7 часов
3 четверть
1. Составь уравнение
2. Краткие имена прилагательные
3. Единицы длины
4. Употребление имён прилагательных в речи
5. Единицы площади
6. Местоимения
7. Единицы массы
8. Глагол.
9. Единицы времени
10. Изменение глаголов по временам
Всего 10 часов
4 четверть
1. Это ребусы из цифр, буквы, звёздочки – их шифр
2. НЕ с глаголами
3. «Хитрые» задачки
4. Спряжение глаголов
5. Задачи на время
6. Глаголы-исключения
7. Ищем половину и четверть
8. Правописание -тся и -ться в глаголах
Всего 8 часов
Третий год обучения
(34 часа)
1 четверть
Задачи на площади
Кто где живёт?
Арифметические ребусы
Что такое толковый словарь?
Комбинаторика
Что такое грамматический словарь?
Разрезаем и составляем
Что такое орфоэпический словарь?
Логические задачи
Всего 9 часов
2 четверть
1. Что такое этимологический словарь?
2. Текстовые задачи
3. Что такое фразеологический словарь?
4. Числовые и буквенные выражения
5. Что такое словарь синонимов и антонимов?
6. Затейные математические задания
7. Что такое словарь трудностей русского языка?
Всего 7часов
3 четверть
1. Трудность задач повышаем, решенья найти приглашаем
2. Главные и второстепенные члены предложения
3. Задачи на движение навстречу
4. Подлежащее и сказуемое. Где они могут «прятаться»?
5. Задачи на движение в противоположные стороны
6. Дополнение
7. Задачи на движение вдогонку
8. Определение
9. Шкалы и координаты
10. Обстоятельство
Всего 10 часов
4 четверть
1. Единицы измерения площадей
2. Наречия
3. Объём. Единицы измерения объёма
4. Числительные
5. Квадрат и куб числа
6. Частицы, союзы и междометия
7. Формулы
8. Обращение
Всего 8 часов