профессионального модуля ПМ.03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
Всего часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 3.1. - 3.8. | Раздел 1. Общие вопросы реаниматологии при неотложных состояниях | 102 | 52 | 28 | | 50 | | | |
ПК 3.1. - 3.8. | Раздел 2. Оказание неотложной помощи при чрезвычайных ситуациях | 116 | 66 | 36 | | 50 | | | |
ПК 3.1. - 3.8. | Раздел 3. Оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе. | 292 | 222 | 150 | | 70 | | | |
ПК 3.1. - 3.8. | Учебная практика | 72 | | | | | | 72 | |
ПК 3.1. - 3.8. | Производственная практика (по профилю специальности), часов | 108 | | 108 |
| | 690 | 340 | 216 | | 170 | | 72 | 108 |
Руководство по скорой медицинской помощи /под ред. С.Ф. Багненко, А.Л. Верткина, А.Г. Мирошниченко, М.Ш. Хубутии. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 816 с.
Скорая помощь: руководство для фельдшеров и медсестер/ А.Л. Верткин, Л.М. Барденштейн, Б.С .Брискин и др. – М.: Эксмо, 2010. – 528 с. – (Медицинская практика).
Жданов Г.Г. Реанимация: Учебное пособие. – Москва, 2005. – 88 с.
Сумин С.А. А. Неотложные состояния. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: «Медицинское информационное агенство», 2006. – 800 с.: ил.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | -понимание сущности и социальной значимости профессии фельдшера, - проявление интереса к будущей профессии, -применение профессиональных знаний в практической деятельности -ответственность за качество своей работы, | Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося: -в процессе освоения программы модуля на практических занятиях, - при выполнении самостоятельной работы, -заданий по учебной и производственной практикам. Оценка результатов квалификационного экзамена по модулю. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Рациональные организация и выбор методов и способов выполнения профессиональных задач; Способность анализировать собственную деятельность | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ при производственной практике |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ при производственной практике |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. | -извлечение и анализ информации из различных источников, -использование различных способов поиска информации, - применение найденной информации для выполнения профессиональных задач по диагностике заболеваний, профессионального и личностного развития, | Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося: -в процессе освоения программы модуля на практических занятиях, - при выполнении самостоятельной работы, -заданий по учебной и производственной практикам. Оценка результатов квалификационного экзамена по модулю. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | -понимание области применения различных компьютерных программ, -применение компьютерных навыков, -обоснование выбора компьютерной программы в соответствии с решаемой задачей, - использование информационно-коммуникационных технологий для решения профессиональных задач фельдшера, | Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося: -в процессе освоения программы модуля на практических занятиях, - при выполнении самостоятельной работы, -заданий по учебной и производственной практикам. Оценка результатов квалификационного экзамена по модулю. |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами. | Продуктивное взаимодействие обучающихся с преподавателями другими обучающимися, персоналом лечебных учреждений, пациентами и их окружением. | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ при производственной практике |
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | Проявление ответственности за работу членов команды и конечный результат | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ при производственной практике |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. | - понимание значимости профессионального и личностного развития, - проявление интереса к обучению, -использование знаний на практике, - определение задач своего профессионального и личностного развития, - планирование своего обучения, | Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося: -в процессе освоения программы модуля на практических занятиях, - при выполнении самостоятельной работы, -заданий по учебной и производственной практикам. Оценка результатов квалификационного экзамена по модулю. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ при производственной практике |
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. | - создание бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, - соблюдение толерантного отношения к представителям социальных, культурных и религиозных общностей, | Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося: -в процессе освоения программы модуля на практических занятиях, - при выполнении самостоятельной работы, -заданий по учебной и производственной практикам. Оценка результатов квалификационного экзамена по модулю. |
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. | Демонстрация бережного отношения к окружающей среде, приверженности принципам гуманизма | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ при производственной практике |
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | Изложение и соблюдение правил техники безопасности при выполнении профессиональных задач. | Устный экзамен Тестовый контроль, Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ при производственной практике |
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. | Демонстрация приверженности ЗОЖ | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ при производственной практике |
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний. | Правильность формулировки диагноза и его обоснования | Экспертная оценка на практическом экзамене |
ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента. | Правильность выбора тактики, последовательность, точность и соответствие ее компонентов диагнозу | Экспертная оценка на практическом экзамене |
ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе. | Правильность и обоснованность выбора лечебных вмешательств Полнота и точность выполнения в соответствии с алгоритмами | Экспертная оценка на практическом экзамене |
ПК 3.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий. | Эффективность результативность и полезность | Экспертная оценка на практическом экзамене |
ПК 3.5. Осуществлять контроль состояния пациента. | Полнота выбора параметров контроля и их анализ | Экспертная оценка на практическом экзамене |
ПК 3.6. Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар. | Аргументированность решения и соответствие его нормативным актам правильность выбора вида транспортировки и ее организации | Экспертная оценка на практическом экзамене |
ПК 3.7. Оформлять медицинскую документацию. | Полнота, точность, грамотность и использование соответствующей медицинской терминологии, оформление в соответствии с требованиями, предъявляемыми к документам такого рода | Экспертная оценка на практическом экзамене |
ПК 3.8. Организовывать и оказывать неотложную медицинскую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. | Организация и оказание помощи в соответствии с нормативными документами | Экспертная оценка на практическом экзамене |
Час. | Содержание (Темы занятий) | Домашнее задание |
6 семестр |
2/2 | Структура и задачи реаниматологии. Понятия «экстренная помощь», «неотложная помощь», «неотложное состояние», классификация неотложных состояний. Оснащение ОАРИТ. Организация экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе (скорая медицинская помощь, неотложная помощь). Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность медицинских работников при оказании помощи на догоспитальном этапе (приказы, функциональные обязанности, стандарты, протоколы, формы документации). Основные принципы и объём оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе. | Изучение конспекта |
2/4 | Взаимодействие с оперативным отделом (диспетчерской) станции СМП. Показания к вызову специализированных бригад. Правила личной безопасности при оказании экстренной помощи на догоспитальном этапе. Инфекционная безопасность. Правила транспортировки пациентов и пострадавших. | Изучение конспекта |
2/6 | Физиологические показатели жизненно важных функций организма взрослого и ребёнка. Критерии оценки тяжести состояния пациента. Понятие «терминальное состояние». Виды и клинические проявления терминальных состояний. Признаки клинической и биологической смерти. | Изучение конспекта |
2/8 | Остановка кровообращения: причины, признаки. Остановка дыхания: причины, признаки. Стандарт СЛМР. Составляющие первичного, доврачебного и специализированного реанимационных комплексов: восстановление и поддержание проходимости дыхательных путей, ИВЛ, оксигенация, непрямой массаж сердца, дефибрилляция, интубация трахеи. Показания к прекращению реанимации. Техника безопасности при проведении первичной СЛР. Возможные ошибки при проведении СЛР. Приемы и методы интенсивной терапии, реанимации (ИВЛ, оксигенотерапия, ЭИТ, интубация трахеи, коникотомия, пункции и катетеризации сосудов и т.д.). | Изучение конспекта |
2/10 | Интенсивная терапия острой сердечной недостаточности (сердечная астма, отёк лёгких, кардиогенный шок). Интенсивная терапия острой сосудистой недостаточности (синкопальное состояние, коллапс). | Изучение конспекта |
2/12 | Интенсивная терапия острой дыхательной недостаточности. Диагностика состояний, сопровождающихся острой дыхательной недостаточностью. | Изучение конспекта |
2/14 | Проведение реанимации и интенсивной терапии при различных видах ОНМК. Особенности интенсивной терапии при сотрясении головного мозга, ушибе, сдавлении головного мозга, переломах черепа. Критерии развития эпилептического статуса, клиническая картина. Возможные осложнения: асфиксия, развитие ОСН. | Изучение конспекта |
2/16 | Проведение реанимации и интенсивной терапии при комах и различных видах шока. Определение, причины, классификация шока. Диагностика шока. | Изучение конспекта |
2/18 | Проведение реанимации и интенсивной терапии при острых экзогенных интоксикациях (понятие токсикологии, основные синдромы, встречающиеся у пациентов, антидотная терапия). Особенности реанимационного пособия при повреждающем действии физических факторов и несчастных случаях. | Изучение конспекта |
2/20 | Соблюдение требований техники безопасности при оказании помощи пациентам при повреждающем действии физических факторов и несчастных случаях. Выполнение этапов сестринского процесса и мероприятий по уходу за пациентами в ОАРИТ. | Изучение конспекта |
2/22 | Особенности тактики при оказании неотложной помощи детям. Диагностика неотложных состояний у детей. Неотложная помощь при основных патологических состояниях у детей (анафилатический шок, синдром бронхообструкции, судорожный синдром, стенозирующий ларинготрахеит, гипертонический криз у подростков, оральная регидратация при диареях). Особенности лихорадки у детей, перегревание детей первого года жизни. Ошибки при оказании неотложной помощи детям. Критерии эффективности оказываемой помощи. | Изучение конспекта |
2/24 | Особенности проведения СЛР у детей до 1года. Особенности проведения СЛР у детей от 1года до 7 лет. Особенности проведения СЛР у детей от 7 до 14 лет. Критерии эффективности реанимационных мероприятий. Основные опасности и осложнения. Синдром внезапной смерти у детей. | Изучение конспекта |
Час. | Содержание | Домашнее задание |
6 семестр |
2/2 | Неотложные состояния. Основные принципы и объём оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе. Тактика фельдшера. | Проанализировать основные принципы оказания экстренной медицинской помощи |
2/4 | Неотложные состояния. Основные принципы и объём оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе. Тактика фельдшера. | Проанализировать основные принципы оказания экстренной медицинской помощи |
2/6 | Виды и клинические проявления терминальных состояний. Критерии тяжести состояния пациента. Клиническая и биологическая смерть. Первичный реанимационный комплекс. Проведение СЛР на фантоме. Оснащение и оборудование для проведения СЛР. Специализированная СЛР. Оснащение и оборудование. Участие фельдшера. Проведение СЛР в стандартных и нестандартных ситуациях. | Составить схему проведения СЛР в стандартных и нестандартных ситуациях |
2/8 | Действия фельдшера на вызове. Особенности транспортировки пострадавшего. Мониторирование жизненно важных функций организма при доврачебной СЛР. | Составить алгоритм действия при транспортировке пострадавшего |
2/10 | Проведение интенсивной терапии при острой сердечно – сосудистой и дыхательной недостаточности. | Составить перечень медикаментозных средств используемых при острой СС и ДН |
2/12 | Проведение интенсивной терапии при острой сердечно – сосудистой и дыхательной недостаточности. | Составить перечень медикаментозных средств используемых при острой СС и ДН |
2/14 | Проведение реанимации и интенсивной терапии при острых нарушениях кровообращения центральной нервной системы, коматозных состояниях, шоках. | Составить алгоритм действия при острых нарушениях кровообращения центральной нервной системы, коматозных состояниях, шоках |
2/16 | Проведение реанимации и интенсивной терапии при острых нарушениях кровообращения центральной нервной системы, коматозных состояниях, шоках. | Составить алгоритм действия при острых нарушениях кровообращения центральной нервной системы, коматозных состояниях, шоках |
2/18 | Проведение реанимации и интенсивной терапии при острых экзогенных интоксикациях, несчастных случаях. | Составить алгоритм действия при острых экзогенных интоксикациях, несчастных случаях |
2/20 | Проведение реанимации и интенсивной терапии при острых экзогенных интоксикациях, несчастных случаях. | Составить алгоритм действия при острых экзогенных интоксикациях, несчастных случаях |
2/22 | Проведение реанимации и интенсивной терапии при острых экзогенных интоксикациях, несчастных случаях. | Составить алгоритм действия при острых экзогенных интоксикациях, несчастных случаях |
2/24 | Проведение реанимации и интенсивной терапии при острых экзогенных интоксикациях, несчастных случаях. | Составить алгоритм действия при острых экзогенных интоксикациях, несчастных случаях |
2/26 | Особенности диагностики неотложных состояний у детей различного возраста. Выбор тактики оказания неотложной медицинской помощи детям при различных патологических состояниях. Особенности транспортировки пациента. | Составить алгоритм действия при острых экзогенных интоксикациях, несчастных случаях |
2/28 | Проведение СЛР детям разного возраста. Критерии эффективности, осложнения, ошибки. | Составить таблицу возможных осложнений при проведении СЛР детям |
Час. | Содержание (Темы занятий) | Домашнее задание |
6 семестр |
2/2 | История создания ВСМК, принципы ее организации. Задачи ВСМК. Основные формирования ВСМК для оказания медицинской помощи и санитарного благополучия при катастрофах. Структура ВСМК. Оснащение медицины катастроф. Структура медицинского обеспечения. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». | Изучение конспекта |
2/4 | Классификация ЧС по сферам возникновения и территориальному признаку. Основные поражающие факторы, их характеристика, классификация. Определение медицинской сортировки, история ее создания и развитие. Виды сортировок, сортировочные признаки. Сортировочные группы. Схема развертывания сортировочного отделения. | Изучение конспекта |
2/6 | Требования к проведению лечебно-эвакуационного обеспечения (ЛЭО). Направления ЛЭО. Виды медицинской помощи на этапах ЛЭО. Выбор транспортных средств для эвакуации пострадавших из района бедствия. | Изучение конспекта |
2/8 | Острая и хроническая лучевая болезнь. Отдаленные последствия радиационного поражения. Радиационные ожоги. Медицинская помощь при радиационных поражениях. | Изучение конспекта |
2/10 | Действия населения при угрозе возникновении радиационного поражения. Медицинские средства защиты при радиации. | Изучение конспекта |
2/12 | Интенсивная терапия острой дыхательной недостаточности. Диагностика состояний, сопровождающихся острой дыхательной недостаточностью. | Изучение конспекта |
2/14 | Характеристика отравляющих веществ. Классификация АХОВ. Клиническая картина отравлений. | Изучение конспекта |
2/16 | Антидотная терапия. Средства дегазации. Медицинская помощь при поражении АХОВ. | Изучение конспекта |
2/18 | Понятие эпидемиологического очага, его границы. Особенности эпидемиологического очага. Факторы, способствующие возникновению эпидемиологического очага. Мероприятия режимного характера. | Изучение конспекта |
2/20 | Методика оценки санитарно-эпидемиологической обстановки. Медико-тактическая характеристика эпидемиологического очага. | Изучение конспекта |
2/22 | Объем, силы и средства при оказании догоспитальной помощи при механических повреждениях и синдроме длительного сдавления; травмах, полученных воздействием низких температур; общее переохлаждение. | Изучение конспекта |
2/24 | Объем и средства догоспитальной помощи пострадавшим в катастрофе, связанной с пожарами, ее особенности. | Изучение конспекта |
2/26 | Объем, силы и средства оказания догоспитальной помощи при катастрофах, связанных с ДТП и иными транспортными авариями, ее особенности. Минно-взрывные ранения, их особенности и действия при оказании догоспитальной помощи. | Изучение конспекта |
2/28 | Действия при оказании медицинской помощи детям и беременным, их особенности. | Изучение конспекта |
2/30 | Психологическая помощь пострадавшим в катастрофе и членам их семей, ее особенности. | Изучение конспекта |
Час. | Содержание | Домашнее задание |
6 семестр |
2/2 | Организационная структура и задачи ВСМК. Основные формирования ВМСК. Оснащение ВСМК. | Изучение конспекта |
2/4 | Основные формирования ВМСК. Оснащение ВСМК. | Изучение конспекта |
2/6 | Классификация ЧС. | Подготовить сообщение о ЧС биологического характера |
2/8 | Медицинская сортировка. | Рассмотреть поэтапно проведение медицинской сортировки при ЧС |
2/10 | Лечебно-эвакуационное обеспечение населения в ЧС. | Составить алгоритм действия при эвакуации населения из зоны ЧС |
2/12 | Лечебно-эвакуационное обеспечение населения в ЧС. | Составить алгоритм действия при эвакуации населения из зоны ЧС |
2/14 | Радиационные поражения, методика их оценки. | Составить таблицу по степеням лучевой болезни |
2/16 | Медицинские мероприятия на догоспитальном этапе при радиационном поражении. | Составить алгоритм действия при радиационном поражении |
2/18 | Медицинские мероприятия в условиях катастрофы, связанной с отравляющими химическими веществами, химическим оружием. | Составить алгоритм действия при отравлении химическими веществами |
2/20 | Медицинские мероприятия в условиях катастрофы, связанной с отравляющими химическими веществами, химическим оружием. | Составить алгоритм действия при отравлении химическими веществами |
2/22 | Организация локализации эпидемиологического очага в зоне катастрофы. | Подготовить сообщение о наложении на территории карантина |
2/24 | Организация локализации эпидемиологического очага в зоне катастрофы. | Подготовить сообщение о обсервации |
2/26 | Медицинские мероприятия при катастрофах природного характера и пожарах. | Изучение конспекта |
2/28 | Медицинские мероприятия при ДТП и иных видах транспортных аварий. | Изучение конспекта |
2/30 | Медицинские мероприятия при массовых беспорядках и террористическом акте. | Изучение конспекта |
2/32 | Антистрессовая помощь пострадавшим и членам их семей. | Рассмотреть виды психологического воздействия |
2/34 | Медицинские мероприятия при массовых беспорядках и террористическом акте. | Изучение конспекта |
2/36 | Антистрессовая помощь пострадавшим и членам их семей. | Рассмотреть виды психологического воздействия |
Час. | Содержание (Темы занятий) | Домашнее задание |
6 семестр |
2/2 | Структура службы СМП (станции и отделения). Структура службы СМП. Правовые аспекты. Нормативная и учетно-отчетная документация. Организация работы оперотдела и выездных бригад. Правила выписки расходных рецептов на медикаменты. Оформление карты вызова. Должностные обязанности. Оснащение линейных и специализированных бригад СМП. Медикаменты, аппаратура и приборы, применяемые в работе выездных бригад скорой медицинской помощи. Вопросы безопасности персонала. | Изучение конспекта |
2/4 | ЭКГ в норме. Основные зубцы, комплексы, интервалы, их формирование. ЭКГ при патологии. Проводящая система сердца: синусовый узел, AV-узел, пучок Гиса, ножки пучка Гиса, волокна Пуркинье. Формирование зубцов на ЭКГ. Сегменты и интервалы. Величины и продолжительность зубцов и интервалов. | Изучение конспекта |
2/6 | Анализ ЭКГ. Основные виды нарушений проводимости, возбудимости, ритма сердца.Анализ сердечного ритма и проводимости. Определение величины и продолжительности зубцов и интервалов. Определение направления электрической оси сердца. Анализ предсердного зубца Р и желудочного комплекса QRST. | Изучение конспекта |
2/8 | Понятие синдрома «аритмия». Этиопатогенетические механизмы синдрома: заболевания сердечно-сосудистой системы, нарушения регуляции сердечно-сосудистой системы при экстракардиальном патологическом процессе, физические и химические воздействия, нарушающие регуляцию сердечного ритма. Электрофизиологические механизмы нарушений ритма сердца. Классификация основных клинических форм аритмий. | Изучение конспекта |
2/10 | Нарушения сердечного ритма. Основные виды нарушений сердечного ритма. Нарушение функции автоматизма. Нарушение функции проводимости. АВ – блокады. Внутрижелудочковые блокады. Лечение аритмий на догоспитальном этапе. Основные группы антиаритмических препаратов. | Изучение конспекта |
2/12 | Острый коронарный синдром: причины, возможные осложнения, дифференциальная диагностика. Особенности физикального и инструментального обследования на догоспитальном этапе. Биохимическое экспресс-исследование при остром инфаркте миокарда (тропонин, миоглобин). ЭКГ- диагностика ОКС. | Изучение конспекта |
2/14 | Острая сердечная недостаточность: причины, варианты, дифференциальная диагностика. Критические состояния при ОСН (кардиогенный шок, кардиогенный отек легких). Тромбоэмболия легочной артерии (ТЭЛА). Особенности физикального и инструментального обследования на догоспитальном этапе. Выбор тактики и алгоритм оказания неотложной помощи на до6госпитальном этапе при острой сердечной недостаточности. Лекарственные препараты для оказания неотложной помощи на догоспитальном этапе: способы применения, подбор доз и осложнения терапии. Особенности транспортировки и мониторирования состояния пациента. | Изучение конспекта |