Название темы | Коли- чество часов | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
1 класс «Ты изображаешь, украшаешь, строишь». 33 часа |
Ты учишься изображать. Знакомство с Мастером Изображения. | 9 часов | Знать: разнообразные геометрические формы; способ получения изображения при помощи пятна; приемы работы с пластилином; последовательность лепки от простого (большого) к сложному (мелким деталям); виды линий; названия цветов; названия эмоций; понятие «произведение искусства»; Уметь: составлять описательный рассказ, находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками; создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы); определять линию горизонта; изображать на плоскости заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья); видеть различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария; изображать в объеме птиц, зверей из пластилина способами вытягивания и вдавливания; определять основные пропорции, характерные формы деревьев, жилых построек; обобщать наблюдения; изображать методом смешивания и наложения цветных пятен красочный коврик; сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни; изображать радость или грусть цветом; воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей; | Регулятивные УУД: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность; уметь организовать место занятий. Познавательные УУД: овладеть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; Коммуникативные УУД: овладеть умением вести диалог; владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой под руководством учителя; |
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. | 8 часов | Знать: понятие «монотипия», «аппликация»; понятие «орнамент», назначение, способ создания орнамента; Уметь: расписывать цветы-заготовки, вырезанные из бумаги (работа гуашью); составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу); изображать (декоративно) рыб, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры; изображать (декоративно) бабочек, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры; изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры; придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги; изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.); создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы); выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений; | Регулятивные УУД: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность; уметь организовать место занятий; оценивать результат своего труда; Познавательные УУД: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; выделять существенные признаки; Коммуникативные УУД: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы руководством учителя; умение работать в группе; |
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. | 11часов | Знать понятие «художник-дизайнер»; основные части дома, его конструкцию; название жилищ разных животных; понятия «пропорции», «конструкция»; элементы городской архитектуры; типы городских домов; конструкцию дома; придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону); Уметь: изображать придуманные дома для себя и своих друзей; изображать сказочные дома героев детских книг и мультфильмов; конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью); изображать (лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.; строить из пластилина удобные домики для животных (слона, жирафа и крокодила); конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дом; создавать коллективный макет игрового городка; составлять, конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации; конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий; участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности; Понимать: в создании городской среды принимает участие художник-архитектор; взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома; | Регулятивные УУД: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность; уметь организовать место занятий; Коммуникативные УУД: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы под руководством учителя; Познавательные УУД: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. | 5 часов | Знать: Уметь: создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением; работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя; конструировать из бумаги объекты природы (птицы, божьи коровки, жуки, стрекозы, бабочки) и украшать их; придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов; повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел; творчески играть в процессе работы с художественными материалами; создавать композицию по впечатлениям от летней природы на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью); | Регулятивные УУД: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность; уметь организовать место занятий; Познавательные УУД: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; Коммуникативные УУД овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы под руководством учителя; |
2 класс «Искусство и ты» 34 часа |
Как и чем работает художник? | 8 часов | Знать: понятия «основной цвет», «составной цвет»; основные и составные цвета; способы получения составных цветов; жанр произведений ИЗО – пейзаж; произведение Левитана «Золотая осень»; жанр произведений ИЗО – пейзаж; материалы, которыми работает скульптор, выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов; вид ИЗО – графика; графические материалы; понятие «скульптура»; различия в плоскостном и объемном изображении; Уметь: различать основные и составные цвета; смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска»; использовать художественные материалы и применять их в живописи по памяти и впечатлению; изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению; смешивать цветные краски с белой и черной для получения нужного колорита; изображать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий; использовать акварель в живописи по памяти и впечатлению; изображать животных с передачей их характерных особенностей; сравнивать виды ИЗО (графика, живопись, декоративно-прикладное творчество); применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах; находить линии и их ритм в природе; сравнивать виды ИЗО (графика, живопись); применять средства художественной выразительности (линия) в рисунке (по памяти, впечатлению); изображать зимнее дерево графическим материалом (углём) по впечатлению и по памяти; работать с целым куском пластилина; выполнять работы по лепке животных и птиц в объёме; | Регулятивные УУД уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность; уметь организовать место занятий; Познавательные УУД овладевать умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; Коммуникативные УУД овладевать умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала; владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде о под руководством учителя; |
Реальность и фантазия. | 7 часов | Знать: Уметь: анализировать строение реальных животных; изображать по памяти или представлению животное, выделяя пропорции частей тела; передавать в изображении характер выбранного животного; выполнять работу от общего к частному; создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книг и т.д.), используя узоры; работать графическими материалами (роллеры, тушь, фломастеры) с помощью линий различной толщины; изображать паутинки, снежинки при помощи графических элементов (линий, точек, кружочков и т д.) по памяти; применять средства художественной выразительности (линия) в рисунке, понимать «язык» украшений; преобразовывать природные формы для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта; работать с бумагой в технике «бумагопластика»; конструировать из бумаги формы подводного мира; сравнивать и сопоставлять природные формы с архитектурными постройками; создавать макеты фантастических зданий, используя выразительные возможности материала (бумага); изображать с натуры ёлочные украшения; конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней елки; обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников; | Регулятивные УУД: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность; уметь организовать место для работы Коммуникативные УУД: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала; владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы под руководством учителя; Познавательные УУД: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; |
О чём говорит искусство | 11часов | Знать: жанры ИЗО – портрет; отдельные произведения художника В.М.Васнецова; вид произведений ИЗО – скульптура; приемы работы с пластилином; колористические особенности работы с гуашью; теплые и холодные цвета; вид произведений изобразительного искусства – пейзаж; понятие «архитектура»; основные жанры и виды произведений ИЗО-последовательность выполнения работы по замыслу; Уметь: входить в образ изображаемого животного; изображать животного с ярко выраженным характером и настроением; передавать в изображении характер животных; по выражению лица определять его отношение к окружающим, учиться отражать это в рисунке; создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго и злого героя (сказочные и былинные персонажи); создавать образ по представлению: 1 урок: Создавать женский образ (портрет мамы) по представлению; уметь использовать гуашь, пастель, мелки; 2 урок: Создавать художественный образ героя. (Портрет папы, дедушки, брата.); 3 урок: Создание художественного образа сказочного героя с ярко выраженным характером (портрет Бабы Яги, Золушки); создавать противоположные по характеру сказочные образы (Золушка и злая мачеха, Бабариха и Царевна-Лебедь); сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образа; выполнять приемы работы с пластилином; наблюдать природу в различных состояниях; изображать живописными материалами природу в разных состояниях; различать и применять тёплые и холодные цвета; использовать художественные материалы (гуашь); сравнивать и анализировать украшения для различных ситуаций; различать и применять тёплые и холодные цвета; украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев и т.д.; украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов; уметь работать в коллективе; защищать проект созданного панно; видеть художественный образ в архитектуре; сравнивать различные виды и жанры ИЗО (графика, живописи, декоративно-прикладного искусства); конструировать постройку для сказочного героя с передачей характера; делать осмысленный выбор материала и приёмов работы для передачи своего отношения к изображаемому; уметь обсуждать творческие работы свои и одноклассников, оценивать их; Понимать: мимику лица, движение рук, выражающих эмоции; характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека; роль украшения в жизни человека; | Регулятивные УУД: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность; уметь организовать место для работы; Коммуникативные УУД: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала; владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы под руководством учителя; Познавательные УУД: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; |
Как говорит искусство | 8 часов | Знать: деление цветов на тёплые и холодные; приемы работы кистью; «глухие» и «звонкие» цвета; понятие «ритм линий»; типы линий; понятие «ритм»; средства художественной выразительности в ИЗО; Уметь: составлять тёплые и холодные цвета; видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета; изображать простые сюжеты с колористическим контрастом; использовать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»); составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета уметь их составлять; изображать борьбу тихого и звонкого цветов, изображая весеннюю землю; видеть линии в окружающей действительности; применять основные средства художественной выразительности- линию – при изображении весеннего пейзажа с ручьями; видеть линии в окружающей действительности; уметь наблюдать, рассматривать, любоваться; использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов; изображать ветки деревьев с определенным характером и настроением; передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа; уметь передавать в изображении ритм (летящие птицы); понимать, что такое пропорция; создавать образы с помощью изменения пропорций; уметь выполнять работу в коллективе; уметь создавать творческую работу и договариваться с одноклассниками при выполнении коллективной работы; применять основные средства художественной выразительности в творческой работе; создавать коллективную творческую работу на определенную тему; анализировать работы и рассказывать о своих впечатлениях; пользоваться при анализе и защите работы художественной терминологией; называть задачи, которые решались в каждой работе; фантазировать и рассказывать о творческих планах на лето; Понимать: эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов; понимать эмоциональную выразительность мазка; роль взаимодействия различных средств художественной выразительности для создания различных образов; Иметь представление: об эмоциональной выразительности глухого и звонкого цвета; об эмоциональной выразительности линии; | Регулятивные УУД: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность; уметь организовать место занятий; Коммуникативные УУД: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала; владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы под руководством учителя; Познавательные УУД: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; |
3 класс «Искусство вокруг нас» 34 часа |
Искусство в твоем доме. | 8 часов | Знать виды народной игрушки Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели; работу мастеров Постройки, Украшения, Изображения; отличительные особенности образцов посуды, созданных мастерами промыслов (Гжель, Хохлома); понятие «сервиз»; виды орнамента; основные варианты композиционного решения платка в зависимости от его назначения; понятие «композиция», «ритм»; роль художников в создании обоев, штор; отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы); художников-иллюстраторов (Т. Маврина, Ю. Васнецов, И. Билибин, Е. Чарушин); виды графических работ (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или смешанной технике; выполнять роль мастера Постройки, создавая форму игрушки; выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки; выделять конструктивный образ и характер декора, украшения; изобразить и украсить посуду по своему образцу; различать растительный и геометрический узоры на платке; создавать эскиза платка для мамы, девочки, бабушки; создавать эскиз обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение (спальня, гостиная, детская); создавать проект детской книжки или обложки; выполнить простую графическую работу; создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку; участвовать в творческой обучающей игре, организованно на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов на выставке детских работ; Понимать: | Регулятивные УУД уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность; уметь организовать место занятий; Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; Коммуникативные УУД: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих упражнений; владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; уметь пользоваться языком изобразительного искусства; |
Искусство на улицах твоего города. | 7 часов | Знать: художников – скульпторов и архитекторов; разновидности парка (парки для отдыха, детские парки, парки музеи.) и особенности их устройства; понятие «ландшафтная архитектура»; разные инженерные формы ажурных сцеплений металла; виды и назначение фонарей; функцию художника в создании облика города; Уметь: изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа; изобразить парк или сквер определенного назначения; создавать коллективную композицию; конструировать из бумаги ажурные решетки; объяснять роль художника при создании нарядных обликов фонарей; изображать или конструировать необычные фонари; объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина; создавать творческий проект оформления витрины магазина; видеть образ в форме машины; придумывать и изображать образы фантастических машин; создавать из отдельных детских работ, выполненных в течении четверти, коллективную композицию; Понимать: роль и назначение ажурных оград в украшении город; памятники архитектуры -это достояние народа; роль художника в создании образа машины; связь оформления витрины с обликом здания, улицы, с уровнем художественной культуры города; роль художника в создании витрин; | Регулятивные УУД: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность; уметь организовать место занятий; Познавательные УУД: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; Коммуникативные УУД: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала; владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; |
Художник и зрелище. | 11часов | Знать: историю циркового искусства; элементы циркового оформления: занавес, костюмы, реквизит, освещение, оформление арены; истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы, древний античный театр); виды театральных кукол (перчаточные, тростевые, марионетки); историю создания масок и их назначение; назначение афиши, плаката; основные элементы украшения праздничного города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, и т. д.; роль художника в зрелищных искусствах; Уметь: передавать яркую красочность, зрелищность циркового искусства; выполнять изображение на тему циркового представления; объяснять роль театрального художника в создании спектакля; придумывать и рисовать эскиз театрального костюма; придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие образу куклы); применять и комбинировать в работе разные материалы; конструировать выразительные острохарактерные маски; создавать эскиз плаката-афиши к спектаклю или цирковому представлению; создавать в рисунке праздничную атмосферу, используя элементы праздничного украшения города; использовать различные материалы для создания настроения; придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам; Понимать: роль художника в цирке; виды театров; взаимосвязь театра с изобразительным искусством; условность языка масок и их декоративную выразительность; особенности языка плаката, афиши: броскость, яркость, ясность, условность, лаконизм; роль художника в создании праздничного облика города; роль праздничного украшения для организации праздника; Иметь представление: о назначении театральной афиши, плаката; | Регулятивные УУД: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность; уметь организовать место занятий; Познавательные УУД: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; Коммуникативные УУД: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих упражнений; владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; |
Художник и музей. | 8 часов | Знать: крупнейшие художественные музеи России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; картины и имена крупнейших русских художников пейзажистов И. Левитан, А. Саврасов Ф. Васильев, А. Куинджи; изобразительный жанр – портрет; знаменитых художников портретистов (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Серов, И. Репин, В. Тропинин) и их картины –портреты; знаменитых русских и западноевропейских художников, работавших в жанре натюрморта. (Ж.-Б. Шарден, К. Петров-Водкин, П., Кончаловский, М.Сарьян, В. Ван Гог); отличия исторических и бытовых картин; художников, работающих в бытовом и историческом жанрах; основные скульптурные материалы (камень, металл, дерево, глина); основные виды скульптуры: скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура-жанры изобразительного искусства и известных художников, работавших в этих жанрах; крупнейшие музеи страны; Уметь: изобразить интерьер музея; рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства; изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением; создавать портрет хорошо знакомых людей или автопортрет; изображать натюрморт с ярко выраженным настроением, используя роль цвета; изобразить сцену из повседневной жизни людей; лепить фигуру человека или животного (в движении) для парковой скульптуры, передавая выразительную пластику движения; участвовать в организации выставки детского художественного творчества; Понимать: в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передает цветом; отличие скульптуры от живописи и графики; роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней; Иметь представление: о разнообразии музеев (художественные литературные, исторические, игрушек, космоса и т. д.); о разных видах музеев и роли художника в создании экспозиции; о картинах исторического и бытового жанра; картина – это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами, переживаниями; | Регулятивные УУД: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность; уметь организовать место занятий; Познавательные УУД: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; Коммуникативные УУД: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала; владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; |
4 класс «Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)». 34 часа |
Истоки родного искусства | 8 часов | Знать: характерные черты родного пейзажа; художников, изображающих природу; устройство русской избы, элементы украшения избы; особенности традиционной национальной одежды; роль головного убора, украшения в народном костюме; художников, изображающих женские портреты в русских национальных костюмах; характер сельского труда; несколько произведений на темы народных праздников; правила выполнения коллективной работы; Уметь: рисовать пейзаж по памяти; создавать образ избы; cсоздавать коллективное панно способом объединения коллективно выполненных изображений; создать женский народный образ; использовать средства выразительности для изображения характера работы; изобразить сцены труда из крестьянской жизни; создавать коллективное панно на тему народных праздников; использовать различные приемы и способы выразительности при создании панно; Овладевать: элементарными основами композиции; навыками конструирования из бумаги конструкции избы; навыками изображения фигуры человека; Иметь представление о своеобразии русской природы, деревенской местности, ее жителях, специфике их труда; | Регулятивные УУД : осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов; сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; Познавательные УУД: уметь осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы; Коммуникативные УУД : участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов; формулировать собственное мнение и позицию; |
Древние города нашей Земли | 7 часов | Знать: организацию внутреннего пространства кремля; как жили князь и его люди, как одевались; различия в жизни князя с дружиной и торгового люда; основные структурные части города; старинные русские города: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий; понятие «узорочье»; роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города; картины русских художников (А. Коровина, В. Васнецова, А. Рябушкина); архитектуру древнерусских городов, художников 18-19 веков и их произведения; Уметь: изображать пейзаж с церковью; передавать настроение композиции, составлять композицию, последовательно её выполнять; изображать древнерусских воинов; отличать русские города; завершить коллективную работу по созданию макета древнего города с его жителями; изобразить праздничную нарядность, узорочье интерьера терема; создавать многофигурные композиции в коллективном панно, изображать предметный мир праздника «Княжеский пир»; высказать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства; создать коллективное аппликационное панно «Княжеский пир»; Овладевать: | Регулятивные УУД : осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов; сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; планировать свою деятельность; контролировать выполнение работы в соответствии с планированием, вносить корректировку; Познавательные УУД: уметь осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы; уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им; Коммуникативные УУД: участвовать в совместной творческой деятельности, решать коммуникативные задачи при выполнении учебных практических работ; участвовать в обсуждениях содержания темы урока; |
Каждый народ — художник | 11часов | Знать: особенности художественной культуры Японии. Знать особенности легких конструкций, построек в Японии; образ жилых построек народов; особенности архитектуры среднеазиатского города; искусство Древней Греции, особенности архитектуры Акрополя; искусства древнегреческой вазописи, знание скульпторов, изображающих богов; образ готических городов средневековой Европы, готические витражи; сословные разделения людей, особенности средневековых готических костюмов (вертикальные линии, удлиненные пропорции); Уметь: изображать природу через детали; создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства; цветом передавать пространственные планы; выполнять объёмную аппликацию среднеазиатского города; характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы греческого храма; моделировать из бумаги конструкции греческих храмов; изображать олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия, (фигуры в традиционных одеждах); работать над панно в группе; конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями; цветом передавать пространственные планы; создавать образ средневекового жителя художественными средствами; отличать образы городов, анализировать эти отличия; Осваивать: новые эстетические представления о поэтической красоте мира; навыки конструирования из бумаги и орнаментальной графики; Иметь представление: о красоте японской женщины, традиционной народной одежде; об образах городов разных стран, их жителях (в разные столетия); о традиционной европейской одежде средневековья; | Регулятивные УУД: уметь рационально самостоятельно строить творческую деятельность; организовывать рабочее место; Познавательные УУД: уметь осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы; уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им; участвовать в творческой деятельности при выполнении учебной практической работы; Коммуникативные УУД: |
Искусство объединяет народы | 8 часов | Знать: художников, изображающих красоту материнства; художников, изображающих пожилых людей; художников и произведения, раскрывающие тему сопереживания; героев Сталинградской битвы; памятники героям Отечества; основные сюжеты и темы детства, юности в произведениях художников; виды искусств, жанры искусств, главные художественные музеи России, художников; Уметь: изображать мать и дитя; найти хорошее в повседневной жизни стариков; изображать любимых бабушку, дедушку; изображать рисунок с драматическим сюжетом; выполнить памятник в графике; изображать радость детства с помощью графических материалов; выполнять коллективный коллаж; Иметь понятие: | Регулятивные УУД: уметь давать оценку своей работе по заданным критериям; уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные УУД: уметь выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы Коммуникативные УУД: участвовать в обсуждении содержания темы урока; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы одноклассников |
Итого | 135 часов | |