СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по коммуникация,правила социального поведения.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРЕДМЕТ: Коммуникация, правила социального поведения

 

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида по СБО под редакцией В.В. Воронковой, методического пособия «Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида под редакцией пециальных (обучения в  "ой) общеобразовательной школы А.М. Щербаковой.

Главная цель курса  – помочь  ребенку с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться к жизни в социуме, активно включиться в нее, сформировать у ребенка адекватные представления о бытовой и социальной сферах жизни человека. Достижение этих целей делает достаточно комфортной жизнь ребенка, повышает его статус в семье, обогащает его знаниями и умениями, которые позволяют расширить круг общения. Занятия по коммуникации и правила поведения  призваны создать прочную базу для полноценной самостоятельной жизни после окончания школы.

Особенностью образовательного учреждения является то, что обучающиеся имеют легкую и глубокую умственную отсталость, в связи с этим структура программы учитывает психологические особенности, возможности их здоровья.

Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем определяется с учетом возможностей детей.

Основные межпредметные связи строятся по линиям:

Коммуникация  – чтение и развитие речи

Коммуникация – трудовое обучение

Коммуникация – музыка.  

Рабочая программа по коммуникации, правилам социального поведения в соответствии ОБУП и Учебным планом СКО школы – интернат VIII вида  в 7 классе рассчитана на 34 учебных недели (17 часов, по 0,5 часу в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по коммуникация,правила социального поведения.»


ПРЕДМЕТ: Коммуникация, правила социального поведения


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида по СБО под редакцией В.В. Воронковой, методического пособия «Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида под редакцией пециальных (обучения в "ой) общеобразовательной школы А.М. Щербаковой.

Главная цель курса – помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться к жизни в социуме, активно включиться в нее, сформировать у ребенка адекватные представления о бытовой и социальной сферах жизни человека. Достижение этих целей делает достаточно комфортной жизнь ребенка, повышает его статус в семье, обогащает его знаниями и умениями, которые позволяют расширить круг общения. Занятия по коммуникации и правила поведения призваны создать прочную базу для полноценной самостоятельной жизни после окончания школы.

Особенностью образовательного учреждения является то, что обучающиеся имеют легкую и глубокую умственную отсталость, в связи с этим структура программы учитывает психологические особенности, возможности их здоровья.

Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем определяется с учетом возможностей детей.

Основные межпредметные связи строятся по линиям:

Коммуникация – чтение и развитие речи

Коммуникация – трудовое обучение

Коммуникация – музыка.

Рабочая программа по коммуникации, правилам социального поведения в соответствии ОБУП и Учебным планом СКО школы – интернат VIII вида в 7 классе рассчитана на 34 учебных недели (17 часов, по 0,5 часу в неделю)


Основное содержание программы

Правила и культура поведения

Правила поведения в школе.

Правила поведения на улице.

Правила поведения в общественных местах.

Правила поведения в транспорте.

Правила поведения за столом.

Правила этикета.

Правила противопожарной безопасности.

Правила поведения на водоемах.

Правила поведения в лесу

Опасные растения

Улица и транспорт

Виды транспорта.

Пассажирский транспорт.

Экскурсия: «Городской транспорт»

Правила пользования пассажирским транспортом.

Машины экстренных служб.

Дорожные знаки.

Правила дорожного движения.

Правила поведения на улице «Если я потерялся».

Экскурсия: «Изучаем дорожные знаки»

Моя семья

Правила поведения дома.

Выполнение постоянных поручений.

Помощь взрослым и младшим членам семьи..

Беседа «Мои обязанности в семье»

Забота о старых и больных членах семьи. Уход за больным.

Мой дом и безопасность в нём

Домашний адрес

Проезд от дома до школы

Подъезд и лифт.

Окна и балкон.

Лекарства.

Домашняя химия. Осторожно, яд!

Газ.

Правила безопасности

Правила противопожарной безопасности.

Телефоны экстренных вызовов. 01, 02, 03, 04

Правила поведения «Я один дома»

Профориентация.

Названия основных профессий, их назначение.

Профессия моих родителей.

Профессия: полицейский. Обращение за помощью.

Профессия: врач. Обращение за помощью.

Чтение и разбор стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»

Торговля

Виды магазинов. Их назначение.

Магазин «Продукты»

Магазин «Канцтовары»

Покупка в магазине штучных товаров.

Экскурсия «Я иду в магазин».


Требования к усвоению программы жидаемые (возможные) результаты):

Предполагаемые результаты реализации программы

На I уровне воспитанник имеет представление:

  • о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения; 

  • о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;

  • о конфликтах и способах их разрешения;

  • об основных моделях коммуникативного поведения;

  • о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;

На II уровне

  • соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;

  • умеет анализировать поступки свои и других людей ;

  • способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;

  • владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;

  • адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.

На III уровне имеет опыт:

  • использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;

  • адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;

  • адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;

  • взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;

  • самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.


Планирование коррекционной работы


  1. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:

- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти при работе с таблицами, схемами, сюжетными картинками;

  1. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти:

- развитие слухового восприятия и слуховой памяти на этапе закрепления учебного материала

  1. Развитие импрессивной речи:

- формирование умений слушать речь учителя;

- развитие умения выполнять определенные задания к упражнениям в устной форме;

  1. Формирование экспрессивной речи:

- устранять недоразвитие словаря через толкование новых незнакомых слов;

- опора на контекст упражнений;

  1. Коррекция мышления.

- совершенствовать навыки и умения делать выводы, умозаключения при описании сюжетных картинок;

- использовать развивающие упражнения, помогающие исключить или обобщить;

- обучать приемам умственной работы (сравнение признаков, группировка материала, анализу изученного);

- развитие логического мышления на всех этапах урока;

  1. Коррекция познавательной деятельности:

- активизировать познавательную деятельность развивающими вопросами, нестандартными заданиями:

- создание проблемных ситуаций, частичного поиска;

- вовлечение в творческую работу всего класса с учетом дифференцированного подхода к учащимся;

- использование ИКТ;

- использование творческих заданий как средство повышения интереса к изучаемому материалу

  1. Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:

- развитие эмоционально-волевой сферы учащихся на каждом этапе учебного занятия

- релаксационные упражнения для мимических мышц и снятия эмоционального напряжения;

- рефлексия, как средство адекватной самооценки своей учебной деятельности.


Учебно-методическое обеспечение учебного курса:

Основная литература:

  1. Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2006.

  2. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков (с тяжелым и множественным нарушением развития). - М.: Просвещение, 2005.

Дополнительная литература:

  1. Карвялис В.В. Специальное образование детей с ограниченными возможностями и подготовка педагогов-дефектологов. Дефектология. 2011. №1.

  2. Святенко И.Ю. Правила Пети Иванова. ООО «Алмаз». 2007г.

  3. Г. М. Иващенко, Е. Н. Ким. «Об опыте работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Московском клубе «Контакты-1». Президентская программа "Дети России"



Календарно-тематическое планирование

п/п

Разделы, темы программы

Общее кол-во часов

Кол-во часов, преподаваемых учителем

Дата

Кол-во часов для самостоятельного изучения

МОДУЛЬ «ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ»

1

Вежливость - основа воспитанности.

Доброе слово и кошке приятно. Кого бы ты назвал вежливым и почему? Какие вежливые слова вы знаете? Способы приветствия и прощания. Как можно обратиться к другому человеку с просьбой? Как можно поздороваться?

1

0,5


0,5

2

Мои умные помощники.

Знакомство с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями). Упражнения в распознавании эмоций – радости, грусти, страха. Словесные игры. С помощью чего можно общаться на расстоянии, Развивать творческую инициативу. Упражнение в записи письма с помощью пиктограмм. Разыгрывание речевой ситуации, художественное слово.

1

0,5


0,5

3

4

Умеет ли разговаривать природа?

Правила поведения, общения с природой. Упражнения на развитие воображения, пантомимических навыков. Упражнение на произнесение фраз с определённой интонацией и с разной силой голоса. Разыгрывание ситуаций. Инсценировка стихотворения, игра-пантомима.

2

1


1

5

Всё начинается со слова «Здравствуйте».

Понятие о форме вежливого приветствия. Значение вежливых слов и правильное употребление слов в речи. Выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Словесные игры

1

0,5


0,5

6

7

Это слово говорят, если вас благодарят.

Как употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации. Художественное слово. Разыгрывание ролевой ситуации.

2

1


1

8

Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?)

Как вежливо обращаться с просьбой к собеседнику? Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово.

1

0,5


0,5

9

10

Когда без извинения не обойтись?

Знакомство с правилами общения, которые используются при извинении. Как находить выход из конфликтных ситуаций, используя речевые формулы извинения. Словесная игра, обыгрывание ролевой ситуации. Пиктограммы «Злость», «Извинение», «Радость».

2

1


1

11

Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора)

Дать понятие о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово.

1

0,5


0,5

12

У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону).

Дать понятие, что телефон это важное средство короткого общения. Правила общения по телефону. Разыгрывание ролевой ситуации, словесная игра «Испорченный телефон».

1

0,5


0,5

13

14

В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя).

Игра «Опиши предмет» Моделирование ситуации «Покупатель - продавец». Словесная игра «Назови одним словом», художественное слово.

2

1


1

15

16

К нам гости пришли!

Знакомство с правилами гостевого этикета. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово. Атрибуты для приёма гостей, шапочки для инсценировки.

2

1


1

17

Правда и ложь.

Обсуждение понятий «правда» и « ложь». Как вы понимаете слово « ложь»? Какие близкие по значению слова можно подобрать? Когда человек прибегает ко лжи? Зачем? Обсуждение и анализ пословиц. Чтение и анализ басни Л.Н. Толстого « Лгун», рассказа Л.Н. Толстого «Правда всего дороже», стихотворения «Эх!».

1

0,5


0,5

18

Добро и зло.

Что такое добро? Решение проблемных ситуаций.

Упражнение-тренинг «Надуй воздушный шарик злостью». Какие поступки нравятся – добрые или злые? Почему? Чтение и обсуждение стихотворения Л. Николаенко «Доброта» Игра – сказка. Эмоциональная игра «Интервью». Практическое задание «Хорошо – плохо».

1

0,5


0,5

19

20

Волшебники добра.

Чтение стихотворений, рассказов по теме. Обсуждение понятия «доброта». Стихотворение Л.Николаенко «Доброта», Н.Добронравова « Чтобы стало в этом мире завтра…», « Дарите радость людям», «Если добрый ты». Чтение рассказа К.Д. Ушинского « Сила – не право». Объяснение смысла пословиц, комментирование. Инсценировка рассказа и анализ В.Сухомлинского «Рассказ». Практическое задание: «Письмо маме…».

2

1


1

21

22

О лени и лентяях.

Путешествие в страну Лентяйдия. Инсценирование и анализ сказки « Сказка про лентяя Ваню». Выставка рисунков по теме. Чтение стихотворение и коллективное обсуждение С.Я.Маршак «Кот и лодыри». Чтение памятки как выполнять домашнее задание.

2

1


1

23

24

Терпенье и труд все перетрут.

Чтение стихотворения В.Брюсова « Единое счастье - работа…». Знакомство с пословицами о труде, их анализ. Чтение и анализ текстов из литературных произведений: Л.Н.Толстой «Хотела галка пить…», притча о строительстве Шартрского собора во Франции, И. Токмакова «Букваринск».

2

1


1

25

26

Какими в жизни следует быть?

Дать представление о плохих и хороших поступках. Оцени поступок с точки зрения соблюдения моральных норм. Упражнение «Что я должен и чего не должен?», «Помири друзей», «За что меня любят», игра «Оцени поступок». Чтение и анализ художественных произведений.

2

1


1

27

28

Я и мое настроение.

Как справиться с раздражением, плохим настроением. Наши чувства, настроения, желания: когда они помогают, когда мешают нам. Как они соотносятся между собой. Умение выражать свои чувства и умение управлять ими. Рисование « Я- веселый, я- хмурый»

2

1


1

29

Я могу управлять своим настроением.

Я могу чувствовать разное настроение. Тренинг

Рисование «Мое настроение»

1

0,5


0,5

30

31

Эмоции и мое поведение.

Пояснить, что такое эмоции. Как связано поведение и эмоции? Какие бывают эмоции? Упражнения в эмоциональном реагировании (дикие и домашние животные). Назови животных, изобрази их. Упражнение в сознательном управлении своими эмоциями. Задание « Рассмотри картинки и скажи, что на этих картинках изображено неправильно» Как управлять своими эмоциями? (правила)

1

1


1

32

Узнай настроение человека.

Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Рассматривание фотографий, чем они отличаются? Почему бывает так грустно? Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь? Если у твоего друга, воспитателя плохое настроение, как ты это заметишь? Каким бывает лицо у этого человека? Как ты можешь поднять настроение? Как можно спросить о причине плохого настроения? Как ты узнаешь, что у человека хорошее настроение? От чего оно бывает?

2

0,5


0,5

33

34

Путешествие в страну чувств.

Что такое чувства? Какие бывают чувства? Зачем они нужны человеку? Все ли чувства надо испытывать человеку? Как надо проявлять чувства? Упражнение « Ваза», « Мои чувства», « Моя поляна», « Мир чувств»

2

1


1


ИТОГО

34

17


17
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!