Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир».
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса «Окружающий мир» для обучаемых 1 класса - помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля.
Курс обладает широкими возможностями для формирования у первоклассников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся начать освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин, изучаемых в первом классе. Предмет «Окружающий мир» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомясь с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, первоклассник осмысливает личный опыт познания явлений окружающего мира, что будет способствовать обеспечению в дальнейшем его личного и социального благополучия.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования и представлены в программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».
Содержание курса
Человек и природа.
Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, ветер, закат, дождь, гроза.
Звёзды и планеты. Созвездия. Формы и размеры звёзд. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли, Луна - естественный спутник Земли.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер).
Водоемы (река, море, озеро); их использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Вода. Состояние воды. Использование в хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые. Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк. Их значение в хозяйственной деятельности человека.
Растения, их разнообразие. Части растений (корень стебель, лист, цветок, плод, семя), необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, растения цветника, деревья). Бережное отношение человека к растениям.
Грибы (съедобные и ядовитые).
Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности обитания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.
Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Правила поведения в природе.
Человек и общество.
Человек - член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.
Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и фамилии членов семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровы правильного питания.
Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, интернет.
Наша родина - Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - основной закон РФ. Права ребёнка.
Президент РФ - глава государства.
Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты де семьи и др.
Москва - столица России.
Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам.
Родной край - частица России. Родной город, регион: название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края.
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств ин формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-тематический план
Раздел | Количество часов | Форма контроля |
Введение | 1 | |
Что и кто? | 20 | Проверочная работа |
Как, откуда и куда? | 12 | Проверочная работа |
Где и когда? | 11 | Проверочная работа |
Почему и зачем? | 22 | Проверочная работа |
итого | 66 | |
Перечень практических работ
№ урока | Тема | Вид работы |
7 | Что у нас под ногами | Определение образцов камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя. |
8 | Что общего у разных растений? | Нахождение у растений их частей, показ и называние. |
9 | Что растёт на подоконнике? | Определение комнатных растений с помощью атласа-определителя. |
10 | Что растёт на грядке? | Определение растений цветника с помощью атласа-определителя. |
11 | Что это за листья? | Определение деревьев по листьям. |
15 | Кто такие птицы? | Исследование строение пера птицы. |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | Опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку. |
27 | Откуда берутся снег и лед? | Опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулирование выводов на основе проделанных опытов. |
28 | Как живут растения? | Наблюдение за ростом и развитием растений. |
30 | Как зимой помочь птицам? | Изготовление простейших кормушек и подбор подходящего для птиц корма. |
32 | Откуда в снежках грязь? | Исследование снежков и снеговой воды на наличие загрязнений. |
38 | Где живут белые медведи? | Нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды, их характеристика. |
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата план | Дата факт |
Знакомство с учебником (1 час) |
1 | Задавайте вопросы! | 3.09.2021 | |
Раздел «Что и кто?» (20 часов) Требования к уровню подготовки учащихся: Предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий, уметь действовать по плану: алгоритм определения признаков разных объектов (природные и изделия), применять установленные правила в планировании способа решения: алгоритм описания дерева с целью определения его породы, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: описание растения. Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о Родине, о дневном и ночном небе, созвездиях, солнце, о том, из каких частей состоит растение, о комнатных растениях, о том, какие цветы растут на клумбе около школы, о том, какие изменения с листьями деревьев происходят в зависимости от времени года, о морских и речных рыбах, знать признаки насекомых, птиц, зверей, логические — осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов). Коммуникативные УУД: ставить вопросы, используя слова-помощники: что?, кто?, как?, откуда?, куда?, где?, когда?, почему?, зачем?; обращаться за помощью к учителю, ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. |
2 | Что такое Родина? Урок-экскурсия «признаки предметов» | 8.09.2021 | |
3 | Что мы знаем о народах России? | 10.09.2021 | |
4 | Что мы знаем о Москве? Целевая прогулка по школе и пришкольному участку «Что растет на подоконнике и на клумбе» | 15.09.2021 | |
5 | Проект «Моя малая Родина». | 17.09.2021 | |
6 | Что у нас над головой? Экскурсия на тему « Что это за дерево?» | 22.09.2021 | |
7 | Что у нас под ногами? | 24.09.2021 | |
8 | Что общего у разных растений? Целевая прогулка «Живая и неживая природа осенью» | 29.09.2021 | |
9 | Что растёт на подоконнике? | 1.10.2021 | |
10 | Что растёт на клумбе? | 6.10.2021 | |
11 | Что это за листья? | 8.10.2021 | |
12 | Что такое хвоинки? | 20.10.2021 | |
13 | Кто такие насекомые? | 22.10.2021 | |
14 | Кто такие рыбы? | 27.10.2021 | |
15 | Кто такие птицы? Пр/р. Исследование строение пера птицы. | 29.10.2021 | |
16 | Кто такие звери? | 10.11.2021 | |
17 | Что окружает нас дома? | 12.11.2021 | |
18 | Что умеет компьютер? | 17.11.2021 | |
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | 19.11.2021 | |
20 | На что похожа наша планета? | 24.11.2021 | |
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина». | 1.12.2021 | |
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 часов) Требования к уровню подготовки учащихся: Предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формулировать и удерживать учебную задачу, различать способ и результат действия. Познавательные УУД: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические - сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Коммуникативные УУД: ставить и задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, осуществлять взаимный контроль, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья». | 3.12.2021 | |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку | 8.12.2021 | |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 10.12.2021 | |
25 | Как путешествует письмо? | 15.12.2021 | |
26 | Куда текут реки? | 17.12.2021 | |
27 | Откуда берутся снег и лёд? Опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулирование выводов на основе проделанных опытов. | 22.12.2021 | |
28 | Как живут растения? | 24.12.2021 | |
29 | Как живут животные? | 29.12.2021 | |
30 | Как зимой помочь птицам? Изготовление простейших кормушек и подбор подходящего для птиц корма | 12.01.2022 | |
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 14.01.2022 | |
32 | Откуда в снежках грязь?Исследование снежков и снеговой воды на наличие загрязнений | 19.01.202 | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». | 21.01.2022 | |
Раздел «Где и когда?» (11 часов) Требования к уровню подготовки учащихся: Предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (способы помощи редким животным); использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные УУД: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о зависимости природных явлений от смены времен года; сознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о жарких районах Земли, форме о зимующих видах птиц, об истории появления и усовершенствования велосипеда, о жарких районах Земли. логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок). Коммуникативные УУД: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. |
34 | Когда учиться интересно? | 26.01.2022 | |
35 | Проект «Мой класс и моя школа». | 28.012022 | |
36 | Когда придёт суббота? | 2.02.2022 | |
37 | Когда наступит лето? | 4.02.2022 | |
38 | Где живут белые медведи?Нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды, их характеристика. | 9.02.2022 | |
39 | Где живут слоны? | 11.02.2022 | |
40 | Где зимуют птицы? | 2.03.2022 | |
41 | Когда появилась одежда? | 4.03.2022 | |
42 | Когда изобрели велосипед? | 9.03.2022 | |
43 | Когда мы станем взрослыми? | 11.03.2022 | |
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | 16.03.2022 | |
Раздел «Почему и зачем?» (22 часа) Требования к уровню подготовки учащихся: Предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия (моделирование звездных тел) в случае расхождения эталона, реального действия и его результата в соответствии с темой урока, предвосхищать результат; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Познавательные УУД: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, об изменениях внешнего вида Луны, о причинах возникновения дождя и его значении для человека, растений и животных о разнообразии звуков в окружающем мире и причинах возникновения звука, о разнообразии цветов и бабочек, о необходимости сохранения природного окружения, о разнообразии лесных звуков, форме о видах наземного транспорта, об автомобиле и его назначении, о соблюдении правил безопасности на различных видах транспорта, о правилах безопасности на водном и воздушном транспорте; логические - осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти), дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире. Коммуникативные УУД: слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, задавать вопросы обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения., умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания. |
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 18.03.2022 | |
46 | Почему Луна бывает разной? | 23.03.2022 | |
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 25.03.202 | |
48 | Почему звенит звонок? | 30.03.2022 | |
49 | Почему радуга разноцветная? | 1.04.2022 | |
50 | Почему мы любим кошек и собак? | 13.04.2022 | |
51 | Проект «Мои домашние питомцы». | 15.04.2022 | |
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 20.04.2022 | |
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 22.04.2022 | |
54 | Зачем мы спим ночью? | 27.04.2022 | |
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 29.04.2022 | |
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 6.05.2022 | |
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 11.05.2022 | |
58-59 | Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? | 13.05.2022 | |
60-61 | Зачем строят корабли? Зачем строят самолёты? | 18.05.2022 | |
62-63 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 20.05.2022 | |
64-66 | Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» | 25.05.2022 | |