Коррекционный курс
ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Предметно-практические действия» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
Коррекционный курс «Предметно-практические действия» входит в образовательную область «Коррекционные занятия», как самостоятельный предмет, что подчёркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ.
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Цель
Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи:
- формировать позитивную мотивацию на совместную деятельность и выполнение заданий;
- формировать и развивать сенсорно-перцептивные процессы;
- формировать и развивать сенсомоторные функции;
- формировать и развивать целенаправленные действия;
- развивать планирование и контроль деятельности;
- повышать уровень собственной активности ребенка;
- формировать адаптивное и социальное поведение;
- развивать мелкие мышцы рук, мелкую моторику, зрительно-моторную координацию
- формировать пространственную и временную ориентировку.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для пятого класса, коррекционный курс «Предметно-практические действия» рассчитан на 1 ч. в неделю, 34 ч. в год (34 учебные недели).
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего в год |
9 часов | 7 часов | 9 часов | 9 часов | 34 часов |
Учебно-методический комплекс:
предметы для нанизывания на стержень, шнурки (кольца, шары, бусины);
звучащие предметы;
предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра);
вкладыши (стаканчики одинаковой̆ величины);
крупные пазлы, разрезные картинки;
дидактические игры;
мозаика;
кубики;
гидрогель (аквагрунт), песок, опилок;
емкости для воды и сыпучего материала;
набор цветных камней, ракушки и т.д.
вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации (специально подобранные предметы, графические / печатные изображения, тематические наборы рисунков.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предметно-практическая деятельность
34часа в год, 1 часа в неделю
I четверть (9 часов)
№ | Тема | часы | сроки |
план | факт |
| «Возьми – отдай». Удерживание предмета, учитывая его форму и величину. | 1ч | 1.09 | |
| «Листопад». Наблюдение за листьями; выполнение простейших манипуляций: помахать листиком, скинуть с ладони, поднять | 1ч | 8.09 | |
| «Помоги мишке». Перекладывание предметов (шишки, орехи) по разным подносам. | 1ч | 15.09 | |
| Д/и «Найди такой же листочек». Выбор такого же предмета (лист) из нескольких (по форме). | 1ч | 22.09 | |
| КРУ «Достань, не глядя». Выбор предмета (шишки, орехи, листья) на ощупь. | 1ч | 29.09 | |
| «Сухие листья». Захват, удержание, «растирание» сухих листьев. | 1ч | 6.10 | |
| «Собираем урожай». Захват и перекладывание мелких фигурок (овощи) из песка в корзину. Д/и «Что лишнее?» | 1ч | 13.10 | |
| «Дождь и лужи». Работа с губкой: выполнение сжимательных и разжимательных движений пальцев рук; нажимание ладонью. | 1ч | 20.10 | |
| «На морском дне». Захват и перекладывание предметов, лежащих на дне емкости с водой (силиконовые наполнители для аквариума, ракушки, галька, декоративные камни). | 1ч | 27.10 | |
II четверть (7 часов)
№ | Тема | часы | сроки |
план | факт |
| Аквагрунт. КРУ «Найди сокровища». Нахождние, захват и перекладывание декоративных камешков, крупных бусин из аквагрунта | 1ч | 10.11 | |
| «Собери бусы». Нанизывание крупных бусин по графическому образцу. | 1ч | 17.11 | |
| КРИ «Мельница». Наблюдение за действиями взрослого, их повторение для приведения игрушки в действие | 1ч | 24.11 | |
| КРИ «Геометрическая мозайка». | 1ч | 1.12 | |
| «Город на песке». Выставление на поверхности песка мелких игрушек: домики, деревья, жители (игрушки – киндер). Обыгрывание. | 1ч | 8.12 | |
| КРИ «Что лишнее?». | 1ч | 15.12 | |
| Новогодняя гирлянда. Нанизывание разноцветных фигур по образцу. | 1ч | 22.12 | |
III четверть (9 часов)
№ | Тема | часы | сроки |
план | факт |
| «Снег». Разрывание белой салфетки на мелкие кусочки, скатывание их пальцами в маленькие шарики. | 1ч | 12.01 | |
| Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей трех цветов. | 1ч | 19.01 | |
| «Спрячь жучка». Насыпание песка на фигурку жучка (полураскрытая ладонь поставлена на ребро). | 1ч | 26.01 | |
| «Следы на мокром песке». Увлажнение песка; выполнение ритмичных движений кистями рук: прикладывание ладоней, кулачков, пальцев. | 1ч | 2.02 | |
| «Повтори узор». Выкладывание кубиков по образцу. | 1ч | 9.02 | |
| Пирамидка «Пламя» Нанизывание шариков на стержень с учетом цвета. | 1ч | 16.02 | |
| Необычный рисунок». Создание рисунка на снегу, катая ладонью массажные шарики разной величины. | 1ч | 2.03 | |
| КРУ «Тонет, не тонет». Захват и опускание в воду кубиков разной фактуры и веса. Наблюдение за движением кубиков в воде. | 1ч | 9.03 | |
| Разноцветный коврик. Разрывание бумаги на полоски. Выкладывание полосок бумаги, чередуя по цвету. | 1ч | 16.03 | |
IV четверть (9 часов)
№ | Тема | часы | сроки |
план | факт |
| Аквагрунт. Перекладывание в пластиковую бутылку при помощи воронки. | 1ч | 30.03 | |
| Разноцветные дорожки. Сжимание бутылки с водой, наблюдение за появляющимися на бумаге/ на снегу линиями. | 1ч | 6.04 | |
| Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу. | 1ч | 13.04 | |
| Складывание разрезных картинок из двух и трех частей. | 1ч | 20.04 | |
| «Рыбалка». Притягивание к себе рыбки, пойманной в сачок или на удочку | 1ч | 27.04 | |
| Геометрическая мозайка. | 1ч | 4.05 | |
| Шнуровка «Чудо-дерево» | 1ч | 11.05 | |
| Разноцветная соль. Раскрашивание соли разноцветными мелками. | 1ч | 18.05 | |
| Узоры в банке. Высыпание цветной соли через воронку в прозрачную емкость. | 1ч | 25.05 | |
Планируемые результаты освоения учебного предмета на конец пятого класса
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты | Предметные результаты |
положительное отношение к совместной деятельности; понимание обращенной речи; самостоятельное или с помощью взрослого выполнение учебных заданий; принятие цели и произвольное включение в деятельность. ориентирование в классе, соблюдение правил поведения; использование доступных средств коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи. | Сминание, разминание, пересыпание рабочего материала; использование предметов по назначению; захватывание, удержание, перекладывание предметов разной формы и величины; использование доступных жестов для передачи сообщения; понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; использование усвоенного словарного и фразового материала в коммуникативных ситуациях |