СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по ритмике в 1 классе

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по ритмике в 1 классе»

С труктура рабочей программы:


1) Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) Общая характеристика учебного предмета, курса;

3) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) Личностные, метапредметные и предметные результаты

5) Содержание учебного предмета, курса;

6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) Планируемые результаты изучения учебного предмета













































Пояснительная записка


Умственная отсталость обучающихся связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности.

Программа детализирует и раскрывает содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ средствами учебного предмета.


Задачи предмета:

- развивать у обучающихся чувство ритма и двигательных способностей;

- учить выполнять движения под музыку красиво, свободно, координационно точно;

- формировать танцевальные движения;

- содействовать развитию у обучающихся музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

- формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества движений,

- способствовать повышению общей культуры обучающихся.


Общая характеристика учебного предмета, курса


Специфические средства воздействия, свойственные ритмике, способствуют общему развитию обучающихся с ОВЗ, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность обучающихся. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представления обучающихся о пространстве и умения ориентироваться в нем.

Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т.д. – развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у обучающихся подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у обучающихся с ОВЗ часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у обучающихся, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функции, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у обучающихся активность и воображение, координацию и выразительность движений.

Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, обучающиеся приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо общаться друг с другом.


Рабочая программа по ритмике состоит из следующих разделов:

  1. Упражнения на ориентировку в пространстве

  2. Ритмико-гимнастические упражнения

  3. Игры под музыку

  4. Танцевальные упражнения

  5. Упражнения с детскими музыкальными инструментами


В каждом разделе изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.




Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


Адаптированная образовательная рабочая программа начального общего образования «Ритмика» 1-4 классы, согласно годового календарного учебного графика, расписания учебных занятий, рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.





Нормативные документы:


1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598)

3) Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Москва, Просвещение 2018 г.

4) Устав КОУ ВО «Землянская школа-интернат»

5) Положение о рабочих программах КОУ ВО «Землянская школа-интернат»

6) Учебный план КОУ ВО «Землянская школа-интернат»

Содержание учебного предмета, курса

1 класс

Упражнения на ориентировку в пространстве


1. Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка.

2. Перестроение в круг из шеренги, цепочки.

3. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга.

4. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.



Ритмико-гимнастические упражнения


1. Общеразвивающие упражнения


- Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты).

- Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч).

- Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.


2.Упражнения на координацию движений


- Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх.

- Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д.

- Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.

- Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.



3. Упражнение на расслабление мышц


- Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение.

- Свободное круговое движение рук.

- Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).


Упражнения с детскими музыкальными инструментами


1. Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки.

2. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев рук.

3. Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот одной октавы правой и левой рукой отдельно в среднем темпе.

4. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, попевок и без них.



Игры под музыку


1. Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий).

2. Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д.).

3. Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки.

4. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке.

5. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.



Танцевальные упражнения


1. Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах.

2. Прямой галоп. Маховые движения рук.

3. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком).

4. Притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку.

5. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте.

6. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.



Танцы и пляски


Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе-то»

Стукалка. Украинская народная мелодия

Подружились. Музыка Т. Вилькорейской

Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия

Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная мелодия










Календарно-тематическое планирование курса «Ритмика» 1 класс

(1 ч в неделю)


№ п/п

Тема

Количество часов

Формы организации и виды деятельности

Дата проведения

План

Факт

1

Ориентирование в направлении движений вперёд, назад, налево, направо, в круг, из круга. Техника безопасности на уроках.

1

Уметь ориентироваться на сценичной площадке.



2

Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

1

Уметь владеть детскими музыкальными инструментами



3

Танцевальные упражнения. Знакомство с танцевальными движениями.

1

Выполнять танцевальные движения.



4

Танцевальные упражнения. Знакомство с танцевальными движениями.

1

Выполнять танцевальные движения.



5

Танец «Пальчики и ручки». Разучивание танцевальных движений.

1

Разучивать и выполнять танцевальные движения.



6

Танец «Пальчики и ручки». Разучивание танцевальных движений.

1

Ритмично выполнять танцевальные движения с характером музыки.



7

Танец «Пальчики и ручки». Разучивание поз, переходов танца.

1

Ритмично выполнять танцевальные движения с характером музыки.



8

Танец «Пальчики и ручки». Разучивание переходов и рисунка танца.

1

Запоминать рисунок танца.



9

Выполнение простых движений во время ходьбы.

1

Корректировать движения.



10

Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки.

1

Ритмично выполнять танцевальные движения с характером музыки.



11

Танцевальные упражнения. Подпрыгивание на двух ногах.

1

Уметь выполнять поскоки, подпрыгивания.



12

Танец «Стукалка». Разучивание танцевальных движений.

1

Ритмично, чётко разучивать движения.



13

Танец «Стукалка». Разучивание танцевальных движений.

1

Ритмично, чётко разучивать движения.



14

Танец «Стукалка». Разучивание поз.

1

Ритмично, чётко разучивать движения. Запоминать позы.



15

Танец «Стукалка». Разучивание переходов и рисунка танца.

1

Запоминать рисунок танца на сценичной площадке.



16

Отстукивание, прихлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.

1

Ритмично отстукивать, протопывать, прихлопывать.



17

Отстукивание, прихлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.

1

Ритмично отстукивать, протопывать, прихлопывать.



18

Отстукивание простых ритмических рисунков на бубне под счёт учителя с проговариванием стихов, напевок и без них.

1

Ритмично отстукивать, протопывать, прихлопывать.



19

Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке.

1

Уметь передавать притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке.



20

Танец «Подружились». Разучивание элементов танца.

1

Запоминать элементы танца.



21

Танец «Подружились». Разучивание элементов танца.

1

Разучивать и запоминать элементы танца.



22

Танец «Подружились». Разучивание танцевальных движений, поз.

1

Умело выполнять танцевальные движения.



23

Танец «Подружились». Разучивание переходов и рисунка танца.

1

Умело выполнять танцевальные движения.



24

Итоговое занятие.

1

Выполнять ранее выученные танцы, танцевальные движения.



25

Свободное круговое движение рук.

1

Выполнять движения руками в разных направлениях.



26

Музыкальные игры с предметами.

1

Непринужденно выполнять игровые движения.



27

Хоровод в кругу

1

Уметь организованно строиться, сохранять правильные дистанции в кругу.



28

Пляска с притопами. Гопак. Разучивание элементов танца.

1

Выполнять плясовые движения, соблюдать темпы движения с темпом музыкального произведения.



29

Пляска с притопами. Разучивание элементов танца.

1

Выполнять плясовые движения, соблюдать темпы движения с темпом музыкального произведения.



30

Пляска с притопами. Разучивание танцевальных движений, поз.

1

Исполнять плясовые движения, соблюдать темпы движения с темпом музыкального произведения.



31

Пляска с притопами. Разучивание переходов и рисунка танца.

1

Запоминать рисунок танца.



32

Пляска с притопами. Рисунок танца.

1

Запоминать рисунок танца.



33

Итоговое занятие «Мы любим танцевать».

1

Исполнять ранее выученные танцы, танцевальные движения.









































Виды контроля

текущий – контроль в процессе изучения темы

итоговый – контроль в конце изучения раздела, темы


Формы (приемы) контроля

В качестве форм контроля могут использоваться:

- творческие задания;

- урок – путешествие;

- урок-инсценировка;

- урок – концерт.


Оценка по предмету «Ритмика» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития обучающихся, интенсивность формиро­вания музыкально-слуховых представлений, практических уме­ний и навыков, накопление первичных знаний о музыке.

Поводом для отрицательной оценки действий обучающихся не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкально-ритмическим занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность танцевальных движений, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.
































Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Организация учебного кабинета

  1. Выбор помещения и его рациональная планировка соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.2. № 178-02)

  2. Кабинет укомплектован специализированной мебелью для организации рабочих мест учителя и обучающихся. В наличие: ученические парты – 6; стулья – 15; стол учительский – 1; классная доска – 1.

  3. Кабинет оснащен техническими средствами и созданы условия для их эффективного использования и хранения. В наличие: музыкальный центр, компьютер, клавишный синтезатор «Casio-3000».

  4. Интерьер оформлен в соответствии с функциональной значимостью кабинета музыки и ритмики.

  5. Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования и правил безопасности.

  6. Презентации к урокам, информационный наглядный материал находится на цифровых носителях.


Данная адаптированная образовательная рабочая программа «Ритмика» для 1-4 классов разработана на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ

  2. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по (предмету), утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  3. Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  4. Постановления Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-1 «Санитарно-эпидемиологические требования в образовательных учреждениях». РГ – Федеральный выпуск № 5430 от 16 марта 2011 года.

  5. Годового календарного учебного графика, расписания учебных занятий МКОУ СКОШ VIII вида № 9» на 2015/2016 учебный год

  6. Основной образовательной программы МКОУ СКОШ VIII вида № 9

  7. Положения о Рабочей программе Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 9.

  8. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014 г. Автор программы «Ритмика » А.А. Айдарбекова








Библиотечный фонд

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: ЛАДА, 2006. – 224 с.

  2. Андреева М., Шукшина З. Первые шаги в музыке. – М., 1993

  3. Артёмова Л.В. Театрализованные игры школьников. – М., 1991.

  4. Боровик Т. Звуки, ритмы и слова. – Минск, 1999.

  5. Бырченко Т. С песенкой по лесенке. Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1991.

  6. Касицина М. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми с нарушением интеллекта. – М.: Изд-во «Гном» и Д, 2007

  7. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014г. Автор программы «Ритмика» А.А. Айдарбекова.

  8. Фирилева Ж.Е. СА-ФИ-ДАНСЕ. Танцевально-игровая гимнастика для детей. – Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 2000.

  9. Фиш Э., РудневаС. Музыкальное движение. – Санкт-Петербург: Издательский центр «Гуманитарная Академия», 2000.

  10. Школа танцев для детей. Под ред. Савчук О. – Санкт-Петербург: «Ленинградское издательство», 2010.



Технические средства обучения

  1. Компьютер (мультимедийное оборудование доступно).

  2. Музыкальный центр

  3. Синтезатор «Casio-3000»



Информационно-коммуникационные средства

Демонстрационный материал на цифровых носителях:

1. Видеофильмы «Школа танцев для детей»; «Танцевально-ритмическая гимнастика»; «Ритмика» Т. Суворовой, части 1-5.

2. Музыкальные презентации, видеофильмы «Шишкина школа. Музыка»

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета



Учебная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у обучающихся представлений о художественной картине мира;

-овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с обучающимися, с учителем.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

- овладению обучающимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью обучающихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

































1 класс

Учащиеся должны уметь:

- готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;

- ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;

- ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;

- ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

- соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;

- выполнять игровые и плясовые движения;

- выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;

- начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.

- уметь самостоятельно принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;


- организованно строиться (быстро, точно);


- сохранять правильную дистанцию в колонне парами;


- самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;


- соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;


- легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения;


- ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями.









15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!