СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по ритмике в 3 классе

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по ритмике в 3 классе»

С труктура рабочей программы:


1) Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) Общая характеристика учебного предмета, курса;

3) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) Личностные, метапредметные и предметные результаты

5) Содержание учебного предмета, курса;

6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) Планируемые результаты изучения учебного предмета













































Пояснительная записка


Умственная отсталость обучающихся связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности.

Программа детализирует и раскрывает содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ средствами учебного предмета.


Задачи предмета:

- развивать у обучающихся чувство ритма и двигательных способностей;

- учить выполнять движения под музыку красиво, свободно, координационно точно;

- формировать танцевальные движения;

- содействовать развитию у обучающихся музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

- формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества движений,

- способствовать повышению общей культуры обучающихся.


Общая характеристика учебного предмета, курса


Специфические средства воздействия, свойственные ритмике, способствуют общему развитию обучающихся с ОВЗ, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность обучающихся. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представления обучающихся о пространстве и умения ориентироваться в нем.

Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т.д. – развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у обучающихся подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у обучающихся с ОВЗ часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у обучающихся, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функции, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у обучающихся активность и воображение, координацию и выразительность движений.

Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, обучающиеся приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо общаться друг с другом.


Рабочая программа по ритмике состоит из следующих разделов:

  1. Упражнения на ориентировку в пространстве

  2. Ритмико-гимнастические упражнения

  3. Игры под музыку

  4. Танцевальные упражнения

  5. Упражнения с детскими музыкальными инструментами


В каждом разделе изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.



Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


Адаптированная образовательная рабочая программа начального общего образования «Ритмика» 1-4 классы, согласно годового календарного учебного графика, расписания учебных занятий, рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.





Нормативные документы:


1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598)

3) Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Москва, Просвещение 2018 г.

4) Устав КОУ ВО «Землянская школа-интернат»

5) Положение о рабочих программах КОУ ВО «Землянская школа-интернат»

6) Учебный план КОУ ВО «Землянская школа-интернат»


Содержание учебного предмета, курса

3 класс


Упражнения на ориентировку в пространстве


1. Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину.

2. Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой — на шаг назад.

3. Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг.

4. Выполнение движений с предметами, более сложных, чем в предыдущих классах.



Ритмико-гимнастические упражнения


1. Общеразвивающие упражнения.


- Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с напряжением (растягивание резинки).

- Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперед, в стороны с движениями рук.

- Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение.

- Поднимание на носках и полуприседание. Круговые движения ступни. Приседание с одновременным выставлением ноги вперед в сторону.

- Перелезание через сцепленные руки, через палку. Упражнения на выработку осанки.

2. Упражнения на координацию движений.

- Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги.

- Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки.

-Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками).

– Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением (под барабан, бубен).

- Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Протопывание того, что учитель прохлопал, и наоборот.

3. Упражнения на расслабление мышц.

- Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку).

- Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус — стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки (большие и маленькие).

- Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону.


Упражнения с детскими музыкальными инструментами


1. Сгибание и разгибание кистей рук, встряхивание, повороты, сжимание пальцев в кулак и разжимание. Упражнение для кистей рук с барабанными палочками.

2. Исполнение гаммы на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике в пределах одной октавы в быстром темпе.

3. Разучивание несложных мелодий. Исполнение различных ритмов на барабане и бубне.



Игры под музыку


1. Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование музыкальных фраз.

2. Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений.

3. Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца.

4. Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации.

5. Придумывание вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные игры с пением и речевым сопровождением.



Танцевальные упражнения


1. Повторение элементов танца по программе 2 класса.

2. Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп.

3. Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с продвижением.

4. Движения парами: боковой галоп, поскоки.

5. Основные движения народных танцев.



Танцы и пляски


Дружные тройки. Полька. Музыка И. Штрауса

Украинская пляска «Коло». Украинская народная мелодия

Парная пляска. Чешская народная мелодия.

Пляска мальчиков «Чеботуха». Русская народная мелодия

Танец с хлопками. Карельская народная мелодия





Календарно-тематическое планирование курса «Ритмика» 3 класс

(34 часа, 1 час в неделю)


№ п/п

Тема

Количество часов

Формы организации и виды деятельности

Дата проведения

План

Факт

1

Техника безопасности на уроках. Поскоки, бег.

1

Соблюдать правила поведения на занятиях.



2

Танец «Полька. Дружные тройки». Знакомство с танцевальными движениями.

1

Уметь исполнять движения тройками.



3

Танец «Полька». Разучивание переходов и рисунка танца.

1

Запоминать рисунок танца.



4

Разучивание переходов и рисунка танца.

1

Запоминать рисунок танца.



5

Разучивание переходов и рисунка танца.

1

Запоминать рисунок танца. Уметь ритмично двигаться.



6

Разучивание переходов и рисунка танца.

1

Запоминать рисунок танца. Уметь ритмично двигаться.



7

Музыкальная игра «Угадайка».

1

Уметь различать музыкальные игры.



8

Веселые поскоки. Танец «Полька».

1

Совершенствовать танцевальные движения.



9

Обобщающий урок. Повторение танцевальных движений.

1

Выполнять ранее изученные танцевальные движения.



10

Танец «Веселые поскоки». Разучивание элементов танца.

1

Уметь выполнять поскоки.



11

Танец «Весёлые поскоки». Разучивание элементов танца.

1

Уметь выполнять поскоки.



12

Движение поскоком вправо и влево по кругу.

1

Уметь выполнять поскоки вправо, влево, по кругу.



13

Движение поскоком вправо и влево по кругу.

1

Уметь выполнять поскоки вправо, влево, по кругу.




14

Танец «Веселые поскоки». Рисунок танца.

1

Уметь исполнять рисунок танца.



15

Новогодние игры и танцы.

1

Весело, задорно исполнять игровые моменты, танцевальные движения.



16

Новогодние игры и танцы.

1

Весело, задорно исполнять игровые моменты, танцевальные движения.



17

Танец «Парная пляска», чешская народная мелодия. Разучивание элементов танца.

1

Уметь разучивать элементы танца.



18

Разучивание танцевальных движений «Парная пляска».

1

Уметь разучивать элементы танца.



19

Разучивание танцевальных движений «Парная пляска».

1

Уметь разучивать элементы танца.



20

Разучивание элементов танца, рисунок танца.

1

Совершенствовать танцевальные движения.



21

Разучивание элементов танца, рисунок танца.

1

Совершенствовать танцевальные движения.



22

Повторение ранее выученных танцев.

1

Уметь выполнять танцевальные движения.



23

«Украинская пляска «Коло». Украинская народная мелодия. Разучивание элементов танца.

1

Уметь выполнять танцевальные движения.



24

Разучивание элементов танца «Украинская пляска «Коло».

1

Уметь выполнять танцевальные движения.



25

Разучивание танцевальных движений танца «Украинская пляска «Коло».

1

Уметь выполнять танцевальные движения, чувствовать ритм, темп музыки.



26

Обобщающий урок. Повторение танцев.

1

Исполнять ранее выученные танцы.



27

Повторение выученных танцев.

1

Совершенствовать танцевальные движения.



28

Ритмико-гимнастические упражнения.

1

Ритмично, четко выполнять упражнения.



29

Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

1

Уметь владеть детскими музыкальными инструментами.



30

Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

1

Уметь владеть детскими музыкальными инструментами.



31

Игры под музыку.

1

Уметь акцентироваться в игровых моментах.



32

Танцевальные упражнения.

1

Ритмично выполнять танцевальные упражнения.



33

Повторение ранее выученных танцев.

1

Исполнять ранее выученные танцы, танцевальные движения.



34

Урок-концерт «Мы любим танцы».

1

Исполнять ранее выученные танцы, танцевальные движения.
























Виды контроля

текущий – контроль в процессе изучения темы

итоговый – контроль в конце изучения раздела, темы


Формы (приемы) контроля

В качестве форм контроля могут использоваться:

- творческие задания;

- урок – путешествие;

- урок-инсценировка;

- урок – концерт.


Оценка по предмету «Ритмика» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития обучающихся, интенсивность формиро­вания музыкально-слуховых представлений, практических уме­ний и навыков, накопление первичных знаний о музыке.

Поводом для отрицательной оценки действий обучающихся не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкально-ритмическим занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность танцевальных движений, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.
































Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Организация учебного кабинета

  1. Выбор помещения и его рациональная планировка соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.2. № 178-02)

  2. Кабинет укомплектован специализированной мебелью для организации рабочих мест учителя и обучающихся. В наличие: ученические парты – 6; стулья – 15; стол учительский – 1; классная доска – 1.

  3. Кабинет оснащен техническими средствами и созданы условия для их эффективного использования и хранения. В наличие: музыкальный центр, компьютер, клавишный синтезатор «Casio-3000».

  4. Интерьер оформлен в соответствии с функциональной значимостью кабинета музыки и ритмики.

  5. Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования и правил безопасности.

  6. Презентации к урокам, информационный наглядный материал находится на цифровых носителях.


Данная адаптированная образовательная рабочая программа «Ритмика» для 1-4 классов разработана на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ

  2. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по (предмету), утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  3. Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  4. Постановления Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-1 «Санитарно-эпидемиологические требования в образовательных учреждениях». РГ – Федеральный выпуск № 5430 от 16 марта 2011 года.

  5. Годового календарного учебного графика, расписания учебных занятий МКОУ СКОШ VIII вида № 9» на 2015/2016 учебный год

  6. Основной образовательной программы МКОУ СКОШ VIII вида № 9

  7. Положения о Рабочей программе Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 9.

  8. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014 г. Автор программы «Ритмика » А.А. Айдарбекова








Библиотечный фонд

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: ЛАДА, 2006. – 224 с.

  2. Андреева М., Шукшина З. Первые шаги в музыке. – М., 1993

  3. Артёмова Л.В. Театрализованные игры школьников. – М., 1991.

  4. Боровик Т. Звуки, ритмы и слова. – Минск, 1999.

  5. Бырченко Т. С песенкой по лесенке. Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1991.

  6. Касицина М. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми с нарушением интеллекта. – М.: Изд-во «Гном» и Д, 2007

  7. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014г. Автор программы «Ритмика» А.А. Айдарбекова.

  8. Фирилева Ж.Е. СА-ФИ-ДАНСЕ. Танцевально-игровая гимнастика для детей. – Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 2000.

  9. Фиш Э., РудневаС. Музыкальное движение. – Санкт-Петербург: Издательский центр «Гуманитарная Академия», 2000.

  10. Школа танцев для детей. Под ред. Савчук О. – Санкт-Петербург: «Ленинградское издательство», 2010.



Технические средства обучения

  1. Компьютер (мультимедийное оборудование доступно).

  2. Музыкальный центр

  3. Синтезатор «Casio-3000»



Информационно-коммуникационные средства

Демонстрационный материал на цифровых носителях:

1. Видеофильмы «Школа танцев для детей»; «Танцевально-ритмическая гимнастика»; «Ритмика» Т. Суворовой, части 1-5.

2. Музыкальные презентации, видеофильмы «Шишкина школа. Музыка»

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета



Учебная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у обучающихся представлений о художественной картине мира;

-овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с обучающимися, с учителем.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

- овладению обучающимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью обучающихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

































3 класс


Учащиеся должны уметь:

- уметь рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги;

- соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;

- самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;

- ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с малоконтрастными построениями;

- передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.;

- передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;

- повторять любой ритм, заданный учителем;

- задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами).

- самостоятельно уметь правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;

- четко различать двухчастную и трехчастную форму в музыке, показывать в движении характер контрастных частей;

- отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз; четко, организованно самостоятельно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;

- различать основные характерные движения некоторых народных танцев.













15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!