СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по ритмике во 2 классе

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по ритмике во 2 классе»

С труктура рабочей программы:


1) Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) Общая характеристика учебного предмета, курса;

3) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) Личностные, метапредметные и предметные результаты

5) Содержание учебного предмета, курса;

6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) Планируемые результаты изучения учебного предмета













































Пояснительная записка


Умственная отсталость обучающихся связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности.

Программа детализирует и раскрывает содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ средствами учебного предмета.


Задачи предмета:

- развивать у обучающихся чувство ритма и двигательных способностей;

- учить выполнять движения под музыку красиво, свободно, координационно точно;

- формировать танцевальные движения;

- содействовать развитию у обучающихся музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

- формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества движений,

- способствовать повышению общей культуры обучающихся.


Общая характеристика учебного предмета, курса


Специфические средства воздействия, свойственные ритмике, способствуют общему развитию обучающихся с ОВЗ, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность обучающихся. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представления обучающихся о пространстве и умения ориентироваться в нем.

Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т.д. – развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у обучающихся подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у обучающихся с ОВЗ часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у обучающихся, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функции, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у обучающихся активность и воображение, координацию и выразительность движений.

Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, обучающиеся приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо общаться друг с другом.


Рабочая программа по ритмике состоит из следующих разделов:

  1. Упражнения на ориентировку в пространстве

  2. Ритмико-гимнастические упражнения

  3. Игры под музыку

  4. Танцевальные упражнения

  5. Упражнения с детскими музыкальными инструментами


В каждом разделе изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.



Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


Адаптированная образовательная рабочая программа начального общего образования «Ритмика» 1-4 классы, согласно годового календарного учебного графика, расписания учебных занятий, рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.



Нормативные документы:


1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598)

3) Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Москва, Просвещение 2018 г.

4) Устав КОУ ВО «Землянская школа-интернат»

5) Положение о рабочих программах КОУ ВО «Землянская школа-интернат»

6) Учебный план КОУ ВО «Землянская школа-интернат»







Содержание учебного предмета, курса

2 класс


Упражнения на ориентировку в пространстве


1. Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала.

2. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному.

3. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную.

4. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место.


Ритмико-гимнастические упражнения


1. Общеразвивающие упражнения


- Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс.

- Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи). Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение.

- Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки.


2. Упражнения на координацию движений


- Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук).

- Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу: высокое поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой руки и т. д.).

- Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки.


3. Упражнения на расслабление мышц


- Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед.

- Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во время ветра).

- Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол).


Упражнения с детскими музыкальными инструментами


1. Круговые движения кистью (напряженное и свободное). Одновременное сгибание в кулак пальцев одной руки и разгибание другой в медленном темпе с постепенным ускорением.

2. Противопоставление первого пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно.

3. Упражнения на детских музыкальных инструментах. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот двумя руками одновременно в среднем темпе на детском пианино, разучивание гаммы в пределах одной октавы на аккордеоне и духовой гармонике.

4. Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне и барабане двумя палочками одновременно и поочередно в разных вариациях.



Игры под музыку


1. Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий).

2. Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении.

3. Передача в движении разницы в двухчастной музыке. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений.

4. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания песен. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа.

5. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением.

6. Инсценирование доступных песен.

7. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.


Танцевальные упражнения


1. Повторение элементов танца по программе для 1 класса.

2. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег.

3. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед.

4. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек).

5. Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением.

6. Основные движения местных народных танцев.


Танцы и пляски


Зеркало. Русская народная мелодия «Ой, хмель, мой хмелек»

Парная пляска. Чешская народная мелодия

Хлопки. Полька. Музыка Ю. Слонова

Русская хороводная пляска. Русская народная мелодия «Выйду ль я на реченьку»














Виды контроля

текущий – контроль в процессе изучения темы

итоговый – контроль в конце изучения раздела, темы


Формы (приемы) контроля

В качестве форм контроля могут использоваться:

- творческие задания;

- урок – путешествие;

- урок-инсценировка;

- урок – концерт.


Оценка по предмету «Ритмика» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития обучающихся, интенсивность формиро­вания музыкально-слуховых представлений, практических уме­ний и навыков, накопление первичных знаний о музыке.

Поводом для отрицательной оценки действий обучающихся не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкально-ритмическим занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность танцевальных движений, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.

































Календарно-тематическое планирование курса «Ритмика» 2 класс

(34 часа, 1 час в неделю)


№ п/п

Тема

Количество часов

Формы организации и виды деятельности

Дата проведения

План

Факт

1

Техника безопасности на уроках. Танцевальные элементы. Галоп.

1

Уметь ориентироваться на сценичной площадке.



2

Танцевальные элементы. Хороводный шаг.

1

Знать элементы хороводного шага.



3

Танцевальные элементы. Хороводный шаг.

1

Сохранять правильную осанку во время движения.



4

Танец «Зеркало». Знакомство с народной музыкой плясового характера.

1

Различать музыку плясового характера.



5

Разучивание тактов танца «Зеркало».

1

Принимать правильное исходное положение.



6

Разучивание тактов танца «Зеркало».

1

Двигаться под ритм музыки.



7

Попеременное выбрасывание ног вперёд.

1

Ритмично-музыкально выбрасывать поочередно ноги вперед.



8

Поскоки с ноги на ногу на месте. Притопы.

1

Ритмично выполнять поскоки.



9

Танец «Зеркало». Плясовые движения.

1

Уметь выполнять плясовые движения.



10

Построение в колонну. Ходьба разного характера. Бег.

1

Уметь чувствовать характер музыки в танце.



11

Парная пляска. Чешская народная мелодия.

1

Во время движения чувствовать партнера, соблюдать темп музыки.



12

Разучивание движений «Парная пляска». Координация движений.

1

Во время движения чувствовать партнера, соблюдать темп музыки.



13

Разучивание движений «Парная пляска». Координация движений.

1

Запоминать рисунок танца.



14

Разучивание движений. Выразительность кружения вправо-влево.

1

Красиво, выражено показывать движения.



15

Соединение и постановка пляски «Парная пляска».

1

Уметь соединять танцевальные движения в рисунок.



16

Новогодние игры и пляски.

1

Чувствовать ритм музыки.



17

Построение в пары. Пружинки.

1

Уметь исполнять движения в парах.



18

Танец «Весёлые дети». Поскоки парами.

1

Уметь исполнять движения в парах.



19

Разучивание движений. Притопы.

1

Уметь выполнять притопы.



20

Разучивание движений. Постановка корпуса.

1

Сохранять правильную осанку во время движения.



21

Разучивание и совершенствование движений танца «Весёлые дети».

1

Сохранять правильную осанку во время движения.



22

Постановка танца, соединение выученных движений.

1

Соединять выученные движения.



23

Танец «Хлопки», «Полька». Музыка Ю. Слонова.

1

Ритмично отстукивать, протопывать, прихлопывать.



24

Разучивание движений. Поскоки, Хлопки.

1

Ритмично отстукивать, протопывать, прихлопывать.



25

Соединение выученных движений, постановка танца «Хлопки».

1

Соединять выученные движения.



26

Итоговое занятие. Повторение танцев.

1

Выполнять ранее выученные танцы, танцевальные движения.



27

Элементы русской пляски. Переменный шаг. Разучивание.

1

Уметь исполнять переменный шаг.



28

Элементы русской пляски. Переменный шаг. Разучивание.

1

Запоминать рисунок танца.



29

Элементы русской пляски. Движения с платочками.

1

Запоминать рисунок танца, уметь владеть платочками.



30

Разучивание движений. Выход в круг, притопы. Взмахи платочком.

1

Запоминать рисунок танца, уметь владеть платочками.



31

Разучивание движений. Выход в круг, притопы. Взмахи платочком. Поклоны.

1

Уметь двигаться ритмично.



32

Соединение выученных движений, постановка танца.

1

Запоминать рисунок танца.



33

Соединение выученных движений, постановка танца.

1

Чётко представлять рисунок танца.



34

Урок-концерт «Мы любим танцы».

1

Исполнять ранее выученные танцы, танцевальные движения.


















































Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Организация учебного кабинета

  1. Выбор помещения и его рациональная планировка соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.2. № 178-02)

  2. Кабинет укомплектован специализированной мебелью для организации рабочих мест учителя и обучающихся. В наличие: ученические парты – 6; стулья – 15; стол учительский – 1; классная доска – 1.

  3. Кабинет оснащен техническими средствами и созданы условия для их эффективного использования и хранения. В наличие: музыкальный центр, компьютер, клавишный синтезатор «Casio-3000».

  4. Интерьер оформлен в соответствии с функциональной значимостью кабинета музыки и ритмики.

  5. Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования и правил безопасности.

  6. Презентации к урокам, информационный наглядный материал находится на цифровых носителях.


Данная адаптированная образовательная рабочая программа «Ритмика» для 1-4 классов разработана на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ

  2. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по (предмету), утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  3. Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  4. Постановления Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-1 «Санитарно-эпидемиологические требования в образовательных учреждениях». РГ – Федеральный выпуск № 5430 от 16 марта 2011 года.

  5. Годового календарного учебного графика, расписания учебных занятий МКОУ СКОШ VIII вида № 9» на 2015/2016 учебный год

  6. Основной образовательной программы МКОУ СКОШ VIII вида № 9

  7. Положения о Рабочей программе Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 9.

  8. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014 г. Автор программы «Ритмика » А.А. Айдарбекова








Библиотечный фонд

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: ЛАДА, 2006. – 224 с.

  2. Андреева М., Шукшина З. Первые шаги в музыке. – М., 1993

  3. Артёмова Л.В. Театрализованные игры школьников. – М., 1991.

  4. Боровик Т. Звуки, ритмы и слова. – Минск, 1999.

  5. Бырченко Т. С песенкой по лесенке. Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1991.

  6. Касицина М. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми с нарушением интеллекта. – М.: Изд-во «Гном» и Д, 2007

  7. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014г. Автор программы «Ритмика» А.А. Айдарбекова.

  8. Фирилева Ж.Е. СА-ФИ-ДАНСЕ. Танцевально-игровая гимнастика для детей. – Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 2000.

  9. Фиш Э., РудневаС. Музыкальное движение. – Санкт-Петербург: Издательский центр «Гуманитарная Академия», 2000.

  10. Школа танцев для детей. Под ред. Савчук О. – Санкт-Петербург: «Ленинградское издательство», 2010.



Технические средства обучения

  1. Компьютер (мультимедийное оборудование доступно).

  2. Музыкальный центр

  3. Синтезатор «Casio-3000»



Информационно-коммуникационные средства

Демонстрационный материал на цифровых носителях:

1. Видеофильмы «Школа танцев для детей»; «Танцевально-ритмическая гимнастика»; «Ритмика» Т. Суворовой, части 1-5.

2. Музыкальные презентации, видеофильмы «Шишкина школа. Музыка»

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета



Учебная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у обучающихся представлений о художественной картине мира;

-овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с обучающимися, с учителем.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

- овладению обучающимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью обучающихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

































2 класс


Учащиеся должны уметь:

- уметь принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;


- организованно строиться (быстро, точно);


- сохранять правильную дистанцию в колонне парами;


- самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;


- соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;


- легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения;


- ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями.


- уметь рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги;

- соблюдать правильную дистанцию в колонне по три;

- самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;

- ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с малоконтрастными построениями;

- передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.;

- самостоятельно передавать хлопками более сложный ритмический рисунок мелодии;

- повторять любой ритм, заданный учителем;

- задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами).














16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!