№ п/п | Тема урока | Кол-во час | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала |
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
1 | Наша речь и наш язык. Развитие речи. Составление текста по рисунку с включением в него диалога | .1 | Анализировать высказывания о русском языке. Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице. | Различать язык и речь. Развивать мотивы к созданию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке. Составлять текст по рисунку с включением в него диалога. | Анализ объектов с целью выделения признаков; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом |
2 | Текст. План текста | 1 | Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Составлять план текста.Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). | Называть признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. Составлять планы к данным текстам. | Понимание текстов, извлечение необходимой информации, самооценка на основе критерия успешности | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
3 | Типы текстов. Развитие речи. Изложение повествовательного текста | 1 | Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля. Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой | Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Создавать собственные тексты по предложенным темам с использованием разных типов речи | Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
4 | Предложение как единица речи. | 1 | Составлять из каждой группы слов предложение. | Составлять из слов предложения | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, основанное на знаниях. | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом |
5 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации | 1 | Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. | Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Писать правильно слова: «хозяин», «хозяйство» | Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объект выделения признаков (существенных, несущественных) | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом |
6 | Обращение | 1 | Находить в предложении обращения в начале, середине, конце. Составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме | Находить обращение в предложении. Ставить знаки препинания в предложениях с обращениями | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом |
7 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Входной контрольный диктант. | 1 | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. | Находить главные и второстепенные члены предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения | Планирование своих действий при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма | Формирование навыков самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности |
8 | Распространённые и нераспространённые предложения. Проверочная работа №1 по теме «Повторение» | 1 | Различать распространённые и нераспространённые предложения. Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Разбирать предложение по членам | Различать распространённые и нераспространённые предложения | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
9 | Словосочетание. Развитие речи. Восстановление деформированного текста | .1 | Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании. | Определять в словосочетании главное и зависимое слово при помощи вопроса. Писать правильно слово «горизонт» | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии. |
10 | Однородные члены предложения (общее понятие) | 1 | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. | Находить в предложении однородные члены предложения. Писать правильно слова: «комбайн», «комбайнёр» | Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
11 | Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления | 1 | Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение | Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью интонации перечисления | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
12 | Связь однородных членов в предложении с помощью союзов | 1 | Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. | Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью союзов. Писать правильно слово «багаж» | Планирование своих действий при постановке запятых в предложении с однородными членами | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
13 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Словарный диктант №1 | 1 | Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами | Объяснять постановку запятой в предложениях с однородными членами. Писать правильно слово «календарь» | Планирование своих действий при постановке запятых в предложении с однородными членами | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
14 | Обобщение знаний об однородных членах предложения. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень» | 1 | Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности. Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану | Объяснять постановку запятой в предложениях с однородными членами | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль иоценка процесса и результатов деятельности | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
15 | Простые и сложные предложения | 1 | Сравнивать простые и сложные предложения. Выделять в сложном предложении его основы | Различать простое и сложное предложения | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
16 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного | Различать сложное предложение и простое предложение с однородными членами. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. | Планирование своих действий при постановке знаков препинания в сложном предложении на основе заданного алгоритма | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
17 | Знаки препинания в сложном предложении Проверочная работа №2 по теме «Предложение» | 1 | Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. | Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного | Планирование своих действий при постановке знаков препинания в сложном предложении на основе заданного алгоритма | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
18 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | 1 | Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Формирование навыков самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности |
19 | Лексическое значение слова | 1 | Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). | Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Работать с толковым словарём учебника, находить в нём нужную информацию о слове. | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии. |
20 | Заимствованные слова. Устаревшие слова. Многозначные слова | 1 | Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении. | Углублять представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов. Писать правильно слово «шофёр» | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
21 | Синонимы. Антонимы. Омонимы | 1 | Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове. Подбирать к слову синонимы, антонимы. | Распознавать синонимы, антонимы, омонимы. Писать правильно слово «ещё» | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
22 | Фразеологизмы. Развитие речи. Составление текста по рисунку и фразеологизму | 1 | Работать со страничкой для любознательных: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио. Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка, составлять текст по рисунку и фразеологизму | Распознавать фразеологизмы, устаревшие слова | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; |
23 | Контрольный диктант №1 | | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв | Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи | Формирование навыков самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности |
24 | Части речи | 1 | Различать изученные части речи. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи | Находить изученные части речи в тексте. Объяснять, по каким признакам определяют части речи | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
25 | Контрольное списывание №1 | 1 | Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. Вставить пропущенные буквы. Озаглавить текст | Писать правильно слова на изученные орфограммы; определять границы предложений | Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату | Формирование навыков самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности |
26 | Наречие | 1 | Находить наречия среди данных слов в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте | Находить в тексте наречия. Писать правильно слова: «впереди», «медленно» | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии |
27 | Наречие | 1 | Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от имён прилагательных | Находить в тексте наречия. Образовывать наречия от прилагательных. Писать правильно слова: «вчера», «теперь», «медленно» | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии |
28 | Наречие. Проверочная работа №3 по теме «Части речи» | 1 | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | Находить в тексте наречия по значению и по вопросу. Различать в тексте изученные части речи | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | Формирование навыков самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности |
29 | Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова | 1 | Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями | Называть значимые части слова. Находить в словах корень. Писать правильно слово «корабль» | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
30 | Состав слова. Суффиксы и приставки | 1 | Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок | Образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок. Писать правильно слово «костюм» | Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
31 | Разбор слова по составу | 1 | Работать с памяткой «Разбор слова по составу». Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками. | Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по составу | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
32 | Контрольный диктант №2 | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы | Формирование навыков самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности |
33 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Правописание гласных и согласных в корнях слов | 1 | Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. | Находить в словах изученные орфограммы и выполнять проверку. Писать правильно слово «железо» | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
34 | Правописание гласных и согласных в корнях слов | 1 | Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов | Выполнять звуко-буквенный анализ слова. Писать правильно слова: «вокзал», «пассажир», «пассажирский» | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
35 | Упражнение в написании приставок и суффиксов | 1 | Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы | Объяснять написание приставок и суффиксов | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
36 | Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе. Словарный диктант №2 | 1 | Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы. Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов | Объяснять написание гласных и согласных букв в значимых частях слова. Писать правильно слово «билет» | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; |
37 | Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» | 1 | Обсуждать представленный отзыв С.И.Мамонтова о картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника | Составлять предложения и текст по репродукции картины | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме | Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии |
38 | Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Развитие речи. Составление объявления | 1 | Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи. Сочинять объявление | Объяснять, когда в словах пишется мягкий знак, а когда твёрдый разделительный знак | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
39 | Изменение по падежам. Признаки падежных форм имён существительных | 1 | Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных». Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Различать имена существительные в начальной и косвенной формах | Определять падеж, в котором употреблено имя существительное | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
40 | Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей | 1 | Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой. Различать именительный и винительный падежи | Определять падеж, в котором употреблено имя существительное | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
41 | Несклоняемые имена существительные | 1 | Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных | Называть имена существительные, которые употребляются в одной форме. Писать правильно слово «аллея» | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
42 | Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных | .1 | Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения | Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению. Писать правильно слова: «беседа», «беседовать» | Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
43 | Падежные окончания имён существительных 1-го склонения | 1 | Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения | Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению. Называть падежные окончания имён существительных 1-го склонения | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
44 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» | 1 | Составлять описательный текст по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя) | Составлять текст-описание. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
45 | 2-е склонение имён существительных | 1 | Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения. | Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонения: находить сходство и различие | Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных | Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии |
46 | Падежные окончания имён существительных 2-го склонения | 1 | Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения | Определять, относится ли имя существительное к 2-му склонению. Называть падежные окончания имён существительных 2-го склонения. Писать правильно слово «агроном» | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
47 | 3-е склонение имён существительных | 1 | Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения. Классифицировать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. | Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие | Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных | Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; |
48 | Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. Развитие речи. Сочинение отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница» | 1 | Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения | Определять, относится ли имя существительное к 3-му склонению. Называть падежные окончания имён существительных 3-го склонения. Писать правильно слово «пейзаж» | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
49 | Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных | 1 | Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова | Сравнивать падежные окончания имён существительных трёх склонений. Называть способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Писать правильно слово «портрет» | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
50 | Именительный и винительный падежи | 1 | Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Устанавливать, какими членами предложения являются имена существительные в именительном и винительном падежах | Определять именительный и винительный падежи имени существительного. Различать внешне сходные падежные формы | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
51 | Родительный падеж | 1 | Называть признаки, по которым можно определить родительный падеж имени существительного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. | Определять родительный падеж имени существительного. Писать правильно слово «инженер» | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
52 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных | 1 | Распознавать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных 2-го склонения | Находить в предложении одушевлённые имена существительные в родительном и винительном падежах. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
53 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных | 1 | Определять падеж имени существительного. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями | Находить в предложении одушевлённые имена существительные в родительном и винительном падежах. Писать правильно слово «овца» | Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
54 | Дательный падеж | 1 | Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и. Обосновывать написание безударного падежного окончания. | Определять дательный падеж имени существительного. Составлять словосочетания, состоящие из глагола и имени существительного с предлогом или без предлога в форме дательного падежа | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
55 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже | 1 | Называть признаки, по которым можно определить дательный падеж имени существительного. Ставить имена существительные в форму дательного падежа. | Доказывать правильность написания падежного окончания. Писать правильно слово «адрес» | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
56 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже | 1 | Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями | Доказывать правильность написания падежного окончания | Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
57 | Творительный падеж | 1 | Называть признаки, по которым можно определить творительный падеж имени существительного. Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц | Определять творительный падеж имени существительного. Писать правильно слова: «вчера», «сегодня» | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
58 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже | 1 | Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями | Доказывать правильность написания падежного окончания | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностнойрефлексии |
59 | Предложный падеж | 1 | Называть признаки, по которым можно определить предложный падеж имени существительного. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и | Определять предложный падеж имени существительного | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
60 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже | 1 | Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями | Доказывать, что имена существительные стоят в творительном падеже | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
61 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | 1 | Писать правильно буквы е и и в окончаниях имён существительных единственного числа | Определять падеж имён существительных в единственном числе | Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
62 | Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах | 1 | Составлять из пары слов словосочетания, употребив имена существительные в родительном, дательном или предложном падежах с предлогом | Составлять предложение (словосочетание), употребляя имя существительное в заданной падежной форме | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
63 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Словарный диктант №3 | 1 | Объяснять написание пропущенных падежных окончаний имён существительных | Определять падеж имени существительного в единственном числе | Строить сообщения в устной и письменной форме. Формулировать собственное мнение и позицию. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии |
64 | Контрольный диктант №3 | 1 | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы | Формирование навыков самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности |
65 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе | 1 | Доказывать, что имена существительные употреблены во множественном числе. Определять склонение имён существительных | Находить в тексте имена существительные во множественном числе. Ставить имя существительное во множественном числе в начальную форму с целью определения начальной формы. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
66 | Именительный падеж множественного числа | 1 | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. | Писать правильно слово «директор». Употреблять правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.) в именительном падеже | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
67 | Родительный падеж множественного числа | 1 | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки | Употреблять правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (нет яблок, но апельсинов и др.) в родительном падеже. | Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
68 | Винительный падеж множественного числа одушевлённых имён существительных | 1 | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. | Определять падеж имён существительных во множественном числе с одинаковыми окончаниями | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
69 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | 1 | Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. | Излагать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
70 | Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа | 1 | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки | Определять падеж имени существительного во множественном числе | Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
71 | Проверочная работа №4 по теме «Имя существительное». Развитие речи. Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу | 1 | Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи». Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Сочинять текст-сказку на основе творческого воображения по данному началу | Выполнять морфологический разбор имени существительного. Формирование мотивации к проведению исследовательской работы | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Формирование навыков самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности |
72 | Контрольный диктант №4 | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы | Формирование навыков самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности |
73 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Словообразование имён прилагательных. Проект «Говорите правильно!» | 1 | Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов | Образовывать от имён существительных и от имён прилагательных однокоренные имена прилагательные при помощи суффиксов. Писать правильно слово «автомобиль» | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
74 | Род и число имён прилагательных | 1 | Определять род и число имён прилагательных. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное» | Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).Писать правильно слова: «семена», «электростанция», «электровоз», «электричество», «электрический» | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; |
75 | Род и число имён прилагательных. Развитие речи. Сочинение описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» | 1 | Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке | Определять тему и главную мысль текста. Составлять рассказ по заданной теме. Писать правильно слово «сейчас» | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
76 | Склонение имён прилагательных. Развитие речи. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов» | 1 | Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения». Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины | Понимать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии. |
77 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | 1 | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице | Писать безударное падежное окончание имени прилагательного путём подбора имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том же падеже | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии |
78 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | 1 | Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. | Писать безударное падежное окончание имени прилагательного путём подбора имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том же падеже | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
79 | Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже, проверять правильность написанного | Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. Писать правильно слово «правительство» | Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
80 | Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже, проверять правильность написанного | Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Писать правильно слово «аппетит» | Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
81 | Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже, проверять правильность написанного | Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже | Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
82 | Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падежах, проверять правильность написанного | Называть падеж имён прилагательных, выделять окончания имён прилагательных | Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
83 | Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного | Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
84 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Составлять сообщение на тему «Какие падежные окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода?» | Ставить имена прилагательные в нужном падеже | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
85 | Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания | 1 | Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца | Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. | Развитие чувства любви к родному краю – частичке своей большой родины на основе содержания текстов | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
86 | Контрольное списывание №2 | 1 | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки | Писать правильно слова на изученные орфограммы | Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату | Формирование навыков самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности |
87 | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе | 1 | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице | Склонять имена прилагательные женского рода. Называть окончания имён прилагательных в каждом из падежей. Писать правильно слово «экскурсия» | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
88 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах, проверять правильность написанного | Выделять окончания имён прилагательных в именительном и винительном падежах | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
89 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного | Определять падеж и выделять окончания имён прилагательных | Актуализировать свои знания для решения учебной задачи. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
90 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного | Приводить примеры словосочетаний с именами прилагательными в родительном, дательном и предложном падежах. Писать правильно слово «вагон» | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
91 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах Словарный диктант №4 | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного. | Определять падеж и выделять окончания имён прилагательных. Писать правильно слово «кастрюля» | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
92 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. Развитие речи. Составление текста по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости» | 1 | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости». Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам | Называть вопросы и окончания имён прилагательных множественного числа в каждом из падежей. Склонять имена прилагательные, пользуясь таблицей. Составлять текст по репродукции картины. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
93 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах, оценивать правильность написанного. | Различать имена прилагательные в именительном и винительном падежах. Определять падеж имён прилагательных множественного числа. | Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
94 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, оценивать правильность написанного. | Писать правильно слово «богатство». Сравнивать окончания родительного и предложного падежей имён прилагательных. Определять падеж имён прилагательных множественного числа | Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
95 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. Развитие речи Изложение повествовательного текста | 1 | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах, оценивать правильность написанного. | Определять падеж имён прилагательных множественного числа. Называть окончания имён прилагательных множественного числа. Подробно излагать текст. | Осознание эстетической стороны речевого высказывания при анализе художественных текстов. Понимание текста, извлечение необходимой информации | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
96 | Обобщение знаний об имени прилагательном | 1 | Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного». Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного | Называть грамматические признаки имён прилагательных. Выполнять морфологический разбор имени прилагательного | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
97 | Проверочная работа №5 по теме «Имя прилагательное». Развитие речи. Составление сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Высказывать своё мнение о картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | Называть грамматические признаки имён прилагательных. Составлять текст. Оценивать результаты выполненного задания. Писать правильно слово «сзади» | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Понимание текстов, извлечение необходимой информации | Формирование навыков самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности |
98 | Контрольный диктант №5 | 1 | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы | Формирование навыков самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности |
99 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Роль местоимений в речи | 1 | Находить местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений | Понимать, что такое местоимение. Распознавать местоимения среди других частей речи | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
100 | Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица | 1 | Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. | Указывать грамматические признаки местоимений. Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица | Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
101 | Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. Развитие речи. Составление высказываний по рисунку с использованием в них диалога | 1 | Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Раздельно писать предлоги с местоимениями. | Определять лицо, число и падеж местоимений. Составлять тексты с включением в них диалога. Писать правильно слова: «металл», «металлический» | Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
102 | Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа | 1 | Раздельно писать предлоги с местоимениями. Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм. | Определять лицо, число и падеж местоимений | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии |
103 | Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи. Развитие речи Составление поздравительной открытки | 1 | Раздельно писать предлоги с местоимениями. Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений. Сочинять поздравительную открытку к 8 Марта | Определять лицо, число и падеж местоимений. Писать правильно слова: «победа», «председатель» | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, основанное на знаниях | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
104 | Морфологический разбор местоимений. Проверочная работа №6 по теме «Личные местоимения» | 1 | Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике. | Выполнять морфологический разбор местоимения Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы | Формирование навыков самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности |
105 | Глагол как часть речи (повторение) | 1 | Различать глаголы среди других слов в тексте | Объяснять роль глаголов в нашем языке. Называть, что обозначают глаголы. Называть вопросы, на которые отвечают глаголы. | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии. |
106 | Время глагола. Изменение глаголов по временам. | 1 | Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении) | Называть время, число глагола. Объяснять роль глагола в предложении | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
107 | Неопределённая форма глагола | 1 | Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь) | Объяснять, что такое неопределённая форма глагола. Называть глаголы в неопределённой форме. Писать правильно слова: «лучше», «расстояние» | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; |
108 | Контрольный диктант №6 | 1 | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | Формирование навыков самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности |
109 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Неопределённая форма глагола | 1 | Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос | Находить в предложении глаголы в неопределённой форме | Подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
110 | Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глагола в неопределенной форме | 1 | Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола | Называть глаголы в неопределённой форме. Образовывать временные формы от глагола в неопределенной форме | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
111 | Развитие речи. Изложение по самостоятельно составленному плану | 1 | Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова. | Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
112 | Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение) | 1 | Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. | Изменять глаголы по лицам и числам, формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени | Подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
113 | 2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода» | 1 | Определить роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь). | Спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола по местоимению, по личному окончанию, по вопросу | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии |
114 | Упражнение в правописании глаголов во 2-ом лице единственного числа и правописании не с глаголами | 1 | Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени | Спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола по местоимению, по личному окончанию, по вопросу. Находить в предложениях глаголы с частицей не | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
115 | Ι и ΙΙ спряжения глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени | 1 | Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Определять спряжение глаголов. | Понимать, что глаголы одного и тоже спряжения в форме настоящего времени имеют одинаковые ударные и безударные окончания в одном и том же лице и числе | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
116 | Спряжение глаголов в будущем времени | 1 | Работать с таблицами спряжений глаголов в будущем (простом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. | Понимать, что глаголы в форме будущего времени спрягаются так же, как и глаголы в форме настоящего времени. Писать правильно слова: «назад», «вперёд» | Подведение под понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
117 | Личные окончания глаголов I и II спряжений | 1 | Определять спряжение глаголов | Называть личные окончания глаголов I и II спряжений | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации на основе наблюдений | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
118 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | 1 | Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. | Называть алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Называть глаголы-исключения | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
119 | Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме | 1 | Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола | Понимать, что при образовании форм глагола надо правильно поставить вопрос к неопределённой форме глагола и к формам настоящего и будущего времени | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации на основе наблюдений | Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии |
120 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | 1 | Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола | Называть систему личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжений. Понимать, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
121 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. Словарный диктант № 5 | 1 | Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола | Распределять глаголы по спряжениям | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; |
122 | Контрольное списывание № 3 | 1 | Оценивать результаты освоения тем, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | Называть правила правописания слов на изученные темы | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Формирование навыков самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности |
123 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | 1 | Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола | Объяснять, как правильно выбрать букву для личного окончания каждого глагола | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; |
124 | Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени | 1 | Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы. Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени | Распознавать форму 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени и неопределенную форму возвратных глаголов. Писать правильно -тся и -ться в возвратных глаголах | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
125 | Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени Развитие речи. Изложение деформированного повествовательного текста | 1 | Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени | Распознавать форму 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени и неопределенную форму возвратных глаголов. Писать правильно -тся и -ться в возвратных глаголах | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
126 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 1 | Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов | Объяснять, почему окончания глаголов единственного числа в форме прошедшего времени называют родовыми | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
127 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 1 | Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы | Называть суффикс, с помощью которого образованы формы прошедшего времени. Писать правильно слова: «свобода», «здесь» | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера | Формирование интереса к познанию, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности |
128 | Проверочная работа № 7 по теме «Глагол» | 1 | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы | Формирование навыков самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности |
129 | Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола | 1 | Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. | Выполнять морфологический разбор глагола | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных | Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии |
130 | Контрольный диктант №7 | 1 | Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы | Формирование навыков самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности |
131 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Повторение по теме «Текст», «Предложение». | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | Называть признаки текста: Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, основанное на знаниях | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |
132 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения | Формирование навыков самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности |
133 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Повторение по теме «Имя существительное» | 1 | Применить свои знания для выполнения заданий | Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностнойрефлексии |
134 | Орфограммы в значимых частях слова | 1 | Знание всех орфограмм, изученных в 4 классе | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностнойрефлексии |
135 | Орфограммы в значимых частях слова | 1 | Находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностнойрефлексии |
136 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык» | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Приводить примеры всех орфограмм, изученных в 1-4 классах | Называть правила правописания слов на изученные темы | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование позиций. | Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат |