Раздел № 4. Календарно-тематическое планирование учебного материала
Дата | № урока | Тема урока, изделия | Предметное содержание и задачи урока | Характеристика учебной деятельности учащихся | Формируемые УУД |
План | Факт |
Формы и образы природы – образец для мастера |
| | 1 | Вводный урок. Об- суждение тематики учебного года и первой четверти. Инструктаж по правилам безопасности на рабочем месте | Введение учащихся в проблематику вопросов, предусмотренных для изучения. Ознакомление с некоторыми универсальными «дизайнерскими» идеями природы. Развитие представлений о первичности природы по отношению к предметному миру человека и необходимости её изучения для конструктора и художника; воспитание экологического сознания. | Рассказывать об известных правилах организации работы на уроке технологии, а также о технике безопасности при работе на уроке. Обсуждать возможности использования ин- формационных технологий и компьютерных устройств в деятельности человека. Обсуждать содержание творческих работ и проектов на предстоящий учебный год. | Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. |
| | 2 | Образы природы в оригами. Игрушка из бумаги: оригами | Обогащение и детализация знаний и представлений о формах природных объектов. Расширение знаний о способах передачи форм природы в технике оригами. Развитие умения работать по инструкции в виде графической схемы. Развитие тон- кой моторики, внимания, воображения, пространственного мышления. | Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами). Воспринимать и анализировать графические схемы изготовления изделий. Упражняться в складывании фигур по схеме. Решать задачи на мыс- ленное выполнение не- обходимых действий и операций. Рассказывать об этапах работы по графической инструкции. Анализировать различные способы работы, обсуждать их и сравнивать. Изготавливать изделия в технике оригами по вариативным инструкциям. | Анализировать информацию в учебнике, обсуждать её. Принимать учебную за- дачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Выполнять работу по инструкции. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). |
| | 3 | Оригами. Композиция на плоскости и/или в пространстве. | Обогащение знаний о композиции, видах композиций и способах их создания. Развитие художественного вкуса, творческого воображения. Развитие тонкой моторики, внимания, ассоциативно-образного мышления. Формирование коммуникативных умений. | Рассматривать образцы композиций, анализировать и обсуждать их. Выполнять упражнения на составление ком- позиций с фигурками оригами. Изготавливать фронтальные или объёмные композиции. | Воспринимать и анализировать текстовую и визуальную информацию. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). |
| | 4 | Силуэт: красота линий и форм. Ажурные вырезные узоры из бумаги | Ознакомление с особенностями и разновидностями силуэтных изображений и приёмами достижения их выразительности. Обогащение знаний и представлений о симметричных и асимметричных формах в природе и в рукотворном мире. Совершенствование приёмов разметки и вырезания симметричных форм с поворотной симметрией. Развитие воображения, ассоциативно- образного мышления, чувства формы, глазомера и координации движений (в процессе разметки и вырезания сложных симметричных форм). Воспитание экологического сознания. | Читать, анализировать и обсуждать ин- формацию в учебнике. Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами). Упражняться в аккуратном и точном выполнении операций сгибания и складывания бумаги. Вырезать детали по сложному контуру. Создавать в воображении образ ажурной симметричной формы, прогнозировать действия по её созданию и совершенствованию и выполнять работу в соответствии с замыслом. | Анализировать графическую и текстовую информацию. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Выполнять работу по инструкции. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу. Производить мысленную трансформацию заготовки. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). Проявлять заинтересованное, внимательное, вдумчивое отношение к объектам природы и их отражению в изделиях. |
| | 5 | Силуэт: строгий расчет. Вырезные узоры из бумаги и в полосе | Ознакомление с новыми приёмами создания симметричных силуэтных форм («бесконечный» линейный орнамент). Расширение знаний о культурных традициях в создании предметно- го мира. Развитие умения анализировать и воссоздавать форму по образцу. Развитие пространственного мышления, творческого воображения, внимания, тонкой моторики. | Читать, анализировать и обсуждать ин- формацию в учебнике. Рассматривать и анализировать образцы, схемы изготовления изделий, выполнять работу в соответствии с ними. Решать задачи на мыс- ленную трансформацию заготовки. Упражняться в изготовлении симметричных узоров в полосе по образцам и собственному замыслу. | Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Принимать учебную за- дачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Выполнять работу по инструкции. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Проявлять заинтересованное, внимательное, вдумчивое отношение к объектам культурного наследия. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). |
| | 6 | Коллаж. Композиция: коллаж из ткани «Сказочная птица» | Ознакомление с технологией изготовления коллажа из разных материалов. Формирование практических умений изготовления изделий в технике коллажа. Развитие тонкой моторики, внимания, творческого воображения, ассоциативно- образного мышления. Воспитание экологического сознания, внимательного отношения к объектам природы. | Читать, анализировать и обсуждать ин- формацию в учебнике. Рассматривать образцы изделий и изображения объектов природы – прототипов образов в коллаже. Анализировать приёмы выполнения работы. Изготавливать композиции в технике коллажа. Обсуждать варианты работы с товарищами. | Воспринимать и анализировать учебную информацию. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Производить оценку текстовой и визуальной ин- формации. Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ней. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к творческой самостоятельности. Выполнять работу по инструкции. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). Проявлять заинтересованное, внимательное, вдумчивое отношение к объектам природы и их отражению в произведениях искусства. |
| | 7 | Конструирование декоративных изделий на основе природных форм (шара). Помпон из ниток. | Расширение представлений об универсальности природных форм и конструкций природных объектов и их использовании в деятельности человека. Обучение технологии изготовления помпона из ниток. Развитие ассоциативно-образного мышления, художественного вкуса, коммуникативных умений, воображения. Воспитание трудолюбия, добросовестного отношения к работе. | Читать текст, рассматривать образцы изделий. Воспринимать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать её. Упражняться в выполнении приёма равно- мерного наматывания нитей на основу. Изготавливать помпон на основе использования полученных знаний и умений. Осуществлять взаимопомощь при изготовлении изделия. | Воспринимать и оценивать текстовую и визуальную информацию, обсуждать её. Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ней. Планировать работу и выполнять её по плану. Использовать полученные знания и умения в практической работе. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). |
| | 8 | Животные в при- роде: характерные формы и пластика. Лепка животных по наблюдениям и по памяти | Обогащение и детализация знаний и представлений о формах, образах животных, особенностях их пластики. Закрепление и расширение способов пластического изображения животных в процессе лепки. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения и речи. Развитие тонкой моторики, глазомера, воображения, ассоциативно-образного мышления, художественного вкуса. Воспитание интереса и внимательного отношения к формам и об- разам природы, эко- логического сознания. | Читать текст, рас- сматривать и анализировать изображения зрительного ряда. Упражняться в лепке фигуры из целого куска пластилина. Представлять образ животного, особенности его формы и пластики. Создавать изделие в технике лепки, отображая его типичные черты. | Анализировать текстовую и зрительную информацию. Анализировать образцы, способы получения выразительной пластической формы, обсуждать их и сравнивать, прогнозировать. Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. Создавать в воображении выразительную пластическую форму животного. Прогнозировать практические действия по получению форм в соответствии с замыслом. Проявлять внимательное и заинтересованное отношение к объектам природы. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). |
| | 9 | Формы природы в бытовых вещах. Лепка декоративно-прикладных изделий на основе стилизации природных форм. | Ознакомление с особенностями использования форм и образов природы в декоративно-прикладных изделиях. Формирование знаний и представлений о стилизации природных форм в бытовых вещах. Совершенствование приёмов лепки, развитие чувства формы. Развитие воображения, ассоциативно- образного мышления; воспитание художественного вкуса. Развитие дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. Воспитание экологического сознания. | Читать, слушать ин- формацию о средствах художественной выразительности в пластике, обсуждать её; рассматривать образцы. Создавать в воображении выразительную декоративную форму на основе приёмов стилизации природных форм. Упражняться в использовании новых знаний и освоенных приёмов работы для создания выразительной формы. Создавать декоративно-прикладные изделия на основе приёмов стилизации природных форм, используя освоенные и новые приёмы лепки. | Воспринимать и анализировать учебную информацию. Анализировать образцы изделий, обсуждать их. Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. Создавать в воображении выразительный художественный образ. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Прогнозировать действия, необходимые для по- лучения определённого декоративно-художественного эффекта. Аргументировано излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнения одноклассников. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). |
| | 10 | Образы природы в изделиях из бисера. Технология изготовления элементов простой формы. Цветы из бисера | Ознакомление учащихся с технологией изготовления изделий из бисера. Формирование умений читать и самостоятельно разрабатывать схемы деталей из бисера. Расширение знаний и представлений о разнообразии форм природы и их передаче в декоративно-прикладных изделиях, о декоративно-художественной функции формы и цвета. Воспитание экологического сознания. Развитие тонкой моторики, воображения, ассоциативно-образного мышления. Воспитание коммуникативных умений. | Читать, слушать объяснения, рассматривать и анализировать образцы. Рассматривать и анализировать графические схемы и инструкции. Обсуждать приёмы выполнения работы. Упражняться в изготовлении элементов простой формы из бисера. Изготавливать изделия из бисера. | Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Осуществлять мысленное конструирование формы, создавать форму в воображении. Аргументировано излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнения одноклассников. Анализировать и оценивать полученные результаты. Вступать в общение и творческое взаимодействие, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. |
Характер и настроение вещи |
| | 11 | Передача настроения праздника в дизайне открытки. Открытка с окошком. | Обогащение знаний и представлений об информативности предметов рукотворного мира, о средствах и способах отражения «информации» в вещах. Закрепление чертёжно-графических знаний и умений; приёмов работы с бумагой, ножницами и клеем (разметка прямоугольника от двух прямых углов, вырезание окошка с помощью ножниц, складывание форм в технике оригами и др.). Формирование дизайнерских умений (подбор средств художественной выразительности в соответствии с проектным замыслом), развитие предпосылок проект- ной деятельности. Развитие образного мышления, творческого воображения. Воспитание художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему миру. | Читать, слушать объяснения, рассматривать, анализировать, сравнивать образцы изделий. Осуществлять подбор материалов для оформления открытки в соответствии с творческой задачей. Изготавливать открытку с окошком в соответствии с творческой задачей. Выполнять творческие эскизы изделия по условиям и по замыслу. | Воспринимать и анализировать информацию. Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. Оценивать образцы изделий и способы работы с точки зрения художественно-эстетической выразительности. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Проектировать изделие в соответствии с творческой задачей; создавать в воображении выразительный художественный образ изделия. Прогнозировать действия, необходимые для получения определённого декоративно-художественного эффекта. Анализировать и оценивать полученные результаты. |
| | 12 | Передача настроения праздника в дизайне открытки. Фигурная открытка. | Обогащение знаний и представлений об информативности предметов рукотворного мира, о средствах и способах отражения «информации» в вещах. Формирование дизайнерских умений, развитие предпосылок проектной деятельности. Развитие ассоциативно-образного мышления, творческого воображения. Воспитание аккуратности, точности в работе. | Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать, анализировать, сравнивать образцы изделий. Упражняться в построении основы фигурной открытки и выполнять разметку формы по принципу зеркальной симметрии. Осуществлять подбор материалов для оформления открытки в соответствии с творческой задачей. Выполнять творческие эскизы изделия по условиям и по замыслу. Изготавливать фигурную открытку в соответствии с творческой задачей. | Воспринимать и анализировать информацию в учебнике. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Прогнозировать действия с ориентацией на предполагаемый результат. Самостоятельно планировать умственные и практические действия. Оценивать результаты вы- полненной работы. |
| | 13 | Передача характера и настроения обстановки в бытовых вещах. Настольная карточка. | Закрепление приёмов построения прямоугольника от двух прямых углов. Совершенствование умений построения прямо- угольных развёрток объёмных предметов. Формирование дизайнерских умений, предпосылок проектной деятельности. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Воспитание аккуратности, точности в работе. | Рассматривать графическую техническую документацию: чертёж, технический рисунок, эскиз; читать, слушать объяснения учителя об их назначении. Решать задачи на мыс- ленную трансформацию объёмной формы в плоскую развёртку. Выполнять расчётно-измерительные и вычислительные задания. Выполнять построение прямоугольной развёртки от двух прямых углов в соответствии с чертежом. | Анализировать информацию в учебнике; принимать учебную задачу. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Строить работу в соответствии с инструкцией. Выполнять мысленную трансформацию объёмно- го изделия в плоскую развёртку. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Моделировать, прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Планировать умственные и практические действия. Оценивать результаты вы- полненной работы. |
| | 14 | Единство вещи и упаковки. Конструирование упаковки для подарка («Домик»). | Закрепление приёмов построения прямо- угольника от двух прямых углов. Формирование умений построения прямоугольника на листе неправильной формы (с помощью угольника). Расширение представлений о функциях упаковки, единстве упаковки и вещи. Закрепление умения читать чертёж и технический рисунок изделия и работать по ним. Обогащение знаний об использовании средств художественной выразительности (цвета, символики образов, материала) в декорировании вещей. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Развитие дизайнерского мышления, формирование пред- посылок проектной деятельности. Воспитание аккуратности, художественного вкуса. | Воспринимать и анализировать образцы изделий. Решать задачи на построение развёрток, создание образа упаковки, вычислительные задачи. Подбирать материалы в соответствии с решаемой декоративно-художественной задачей. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выполнять построение прямоугольных деталей развёртки с помощью угольника. Выполнять работу по созданию декора изделия в соответствии с творческой задачей. Решать задачи на мыс- ленную трансформацию развёртки в объёмное изделие, на построение развёрток. Выполнять расчётно-измерительные и вычислительные задания. | Анализировать и сравнивать образцы. Понимать и анализировать информацию, предложенную в учебнике, учитывать её в своей работе. Проектировать конструкцию и декор изделия в соответствии с его назначением. Прогнозировать и планировать действия с ориентацией на предполагаемый результат. Моделировать, выполнять мысленную трансформацию объёмного изделия в плоскую развёртку. Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Творчески использовать материалы и приёмы работы в практической деятельности. Анализировать и оценивать полученные результаты. |
| | 15 | Передача настроения праздника в дизайне ёлочной игрушки. Новые приёмы бумажной пластики. Дед Мо- роз и Снегурочка. | Закрепление понятия «развёртка», совершенствование приёмов построения прямоугольника от двух прямых углов. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Воспитание аккуратности, художественного вкуса. Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проект- ной деятельности. | Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выбирать материалы и способы их обработки в соответствии с решаемой конструктивной и декоративно-художественной задачей. Выполнять построение прямоугольных деталей. Конструировать и изготавливать ёлочную игрушку – фигурку Деда Мороза/Снегурочки – по образцу и собственному замыслу. | Анализировать текстовую и графическую информацию; творчески использовать её в своей работе. Анализировать и сравнивать образцы; на основе анализа и сравнения делать обобщения и выводы о возможных вариантах работы. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Оценивать результаты вы- полненной работы. |
| | 16 | Передача настроения праздника в дизайне ёлочной игрушки. Приёмы выполнения разметки и построения фигур с помощью циркуля. Фонарик из кругов. | Формирование умения выполнять по- строение и разметку фигур с помощью циркуля. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Воспитание аккуратности, художественного вкуса. Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. | Читать текст, рас- сматривать и анализировать образцы изделий, графические инструкции. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выбирать варианты. Подбирать материалы в соответствии с решаемой декоративно- художественной задачей. Выполнять разметку деталей с помощью циркуля. Решать задачи на мыс- ленное конструирование. Конструировать и изготавливать игрушку из кругов. | Анализировать текстовую и графическую информацию; творчески использовать её в своей работе. Анализировать и сравнивать образцы; на основе анализа и сравнения делать обобщения и выводы о возможных вариантах работы. Читать чертёжно-графическую документацию, выполнять работу на её основе. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Проектировать конструкцию и декор изделия в соответствии с его назначением. Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Оценивать результаты выполненной работы. |
| | 17 | Приёмы выполнения разметки и построения фигур с помощью циркуля. Новые приёмы конструирования и моделирования форм. Ёлочное украшение «звезда». | Закрепление и совершенствование приёмов разметки и построения деталей с помощью циркуля и угольника. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности выполнения действий. Развитие внимания, воображения и пространственного мышления. Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. | Читать текст, рассматривать и обсуждать образцы изделий. Упражняться в выполнении разметки с помощью циркуля и угольника. Решать задачи на конструирование по образцу и заданным условиям. Конструировать и изготавливать изделие по образцу/по собственному замыслу. | Анализировать текстовую и графическую информацию; творчески использовать её в своей работе. Читать чертёжно-графическую документацию, выполнять работу на её основе. Моделировать детали на основе заданной формы. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов. Планировать умственные и практические действия. Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Анализировать и оценивать полученные результаты. |
Красота и уют нашего дома. Гармония стиля |
| | 18 | Стиль и стилевое единство предметов быта. Мини-проект: эскиз комплекта для кухни (прихватка для горячей посуды и грелка на чайник). | Расширение знаний и представлений об информативности предметов рукотворного мира, о средствах и способах отражения «информации» в вещах. Формирование представлений о стиле и стилевом единстве предметной среды. Воспитание культуры быта. Формирование дизайнерских умений, развитие предпосылок проектной деятельности. | Читать текст, рассматривать и анализировать образцы изделий, обсуждать информацию. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выбирать варианты. Решать задачи на мыс- ленное создание комплекта предметов по принципу стилевой гармонии. Выполнять эскизы комплекта в соответствии с решаемой художественно-конструкторской задачей. | Анализировать текстовую и графическую информацию; творчески использовать её в своей работе. Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов. Планировать умственные и практические действия. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к творческой самостоятельности. Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Анализировать и оценивать полученные результаты. |
| | 19 | Стиль и стилевое единство предметов быта. Прихватка для горячей посуды (конструирование выкройки). | Закрепление и расширение знаний о единстве внешней формы и функции в вещах. Обучение приёмам конструирования простейшей выкройки. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности выполнения действий. Развитие внимания, воображения и пространственного мышления. Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. | Читать, рассматривать и обсуждать образцы изделий. Решать дизайнерские задачи на соблюдение единства функциональной и художественно-эстетической сторон в изделии. Конструировать и изготавливать простейшую выкройку прихватки с учётом единства внешней формы и функции. | Анализировать текстовую и графическую информацию; творчески использовать её в своей работе. Анализировать конструкцию образцов, обсуждать их и сравнивать. Моделировать, выполнять мысленное конструирование выкройки изделия. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов. Анализировать и оценивать полученные результаты. |
| | 20 | Прихватка для горячей посуды (разметка, раскрой и смётывание деталей изделия). | Обучение технологии разметки и раскроя парных деталей из ткани. Закрепление технологии выполнения смёточного шва. Закрепление умения работы по инструкции. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий. Воспитание добросовестного отношения к работе. | Читать, рассматривать и обсуждать текстовую и зрительную информацию. Упражняться в выполнении новых приёмов разметки и раскроя деталей из ткани. Упражняться в использовании освоенных приёмов шитья при изготовлении изделий. | Воспринимать и анализировать информацию в учебнике и объяснения учителя. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов. Планировать умственные и практические действия. Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Анализировать и оценивать полученные результаты. |
| | 21 | Прихватка для горячей посуды (сборка и отделка изделия). Шов «строчка». | Обучение технологии выполнения шва «строчка». Расширение и закрепление представлений о единстве функциональных и эстетических качеств в вещах. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий. Развитие воображения, художественно-творческих способностей, эстетического восприятия и оценки. Развитие дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. Воспитание культуры быта. | Читать, рассматривать и обсуждать текстовую информацию и образцы изделий. Выполнять сборку изделия с использованием шва «строчка». Создавать в воображении мысленный образ изделия в соответствии с дизайнерской задачей. Конструировать и изготавливать детали отделки изделий. Решать задачи на целесообразное использование материалов в отделке изделия. | Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать учебную информацию. Анализировать конструкцию и декор образцов, обсуждать их и сравнивать. Моделировать, выполнять мысленную отделку изделия. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов. Планировать умственные и практические действия. Творчески использовать полученные знания и умения в своей работе. Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Анализировать и оценивать полученные результаты. |
| | 22 | Стилевое единство предметов. Грелка простой формы на чайник (выполнение эскиза изделия, изготовление выкройки). | Обогащение знаний и представлений о стилевой гармонии в предметной среде. Обучение технологии конструирования простой выкройки симметричной формы. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности выполнения действий. Развитие внимания, воображения, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. | Читать, анализировать, обсуждать информацию (тексты, образцы-аналоги изделий). Выполнять эскизы изделия. Конструировать и изготавливать выкройку грелки простой формы на чайник. | Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать конструкцию образцов, обсуждать их и сравнивать. Проектировать изделие в соответствии с поставленной целью. Прогнозировать и планировать систему целенаправленных действий для достижения результата (замысла). Применять освоенные способы работы в новых условиях, в рамках решения творческой задачи. Анализировать и оценивать полученные результаты. |
| | 23 | Грелка простой формы на чайник (разметка, раскрой, смётывание деталей изделия). | Закрепление технологии разметки и рас- кроя парных деталей из ткани, выполнения смёточного шва. Закрепление умения работы по инструкции. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий. Воспитание добросовестного отношения к работе. | Воспринимать и анализировать информацию о технологии выполнения работы. Упражняться в об- работке материала, использовать новые и освоенные ранее приёмы работы: разметку, раскрой, смётывание деталей изделия. | Воспринимать, анализировать и оценивать информацию в учебнике. Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Анализировать и оценивать полученные результаты. |
| | 24 | Грелка простой формы на чайник (сборка и отделка изделия). | Закрепление технологии выполнения шва «строчка». Расширение и закрепление представлений о единстве функциональных и эстетических качеств в вещах. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий. Развитие воображения, художественно- творческих способностей, эстетического восприятия и оценки. Развитие дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. Воспитание культуры быта. | Читать, рассматривать и обсуждать текстовую информацию и образцы изделий. Выполнять сборку изделия с использованием шва «строчка». Создавать в воображении мысленный образ изделия в соответствии с дизайнерской задачей. Конструировать и изготавливать детали отделки изделий. Решать задачи на целесообразное использование материалов в отделке изделия. | Воспринимать, анализировать и оценивать ин- формацию в учебнике. Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Планировать умственные и практические действия. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Творчески использовать приобретённые знания и умения в своей деятельности. Анализировать и оценивать полученные результаты. Проявлять внимательное и творческое отношение к бытовой культуре и традициям. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. |
| | 25 | Мини-проект: эскиз комплекта для кухни сказочного героя. | Расширение культурного кругозора (знаний о правилах создания бытовой среды); Воспитание внимательного и уважительного отношения к культуре быта и бытовым традициям. Развитие воображения, художественно- творческих способностей, вкуса. Формирование предпосылок проектной деятельности. | Читать, слушать, оценивать и обсуждать информацию о правилах создания гармоничной бытовой среды и их отражении в вещах. Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Создавать эскизы комплектов в соответствии с творческой задачей. Представлять результаты своей работы; Оценивать работу товарищей. | Воспринимать, анализировать и оценивать учебную информацию. Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Планировать умственные и практические действия. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Творчески использовать приобретённые знания и умения в своей деятельности. Анализировать и оценивать полученные результаты. |
| | 26 | Конструирование более сложной выкройки. Обложка из ткани для книги. | Обучение новым технологиям построения выкройки. Развитие смекалки, конструктивности и вариативности мышления. Расширение культурного кругозора; воспитание внимательного и уважительного отношения к книге. Развитие проектных умений, формирование предпосылок проектной деятельности. Развитие сенсомоторной сферы, воображения, пространственного мышления. | Читать, слушать, оценивать и обсуждать информацию. Рассматривать и анализировать образцы. Читать графическую инструкцию по изготовлению выкройки об- ложки для книги. Производить измерения и вычисления для определения размеров выкройки. Изготавливать вы- кройку из бумаги по инструкции. | Воспринимать, анализировать и оценивать учебную информацию. Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Руководствоваться инструкцией и правилами при выполнении работы. Анализировать и оценивать полученные результаты. Проявлять внимательное и уважительное отношение к книге и к устройству собственного быта. |
| | 27 | Обложка для книги (разметка, раскрой, обработка боковых сторон). | Закрепление приёмов разметки деталей на ткани с помощью вы- кройки и вырезания деталей из ткани. Закрепление технологии выполнения швов «вперёд иголку», «строчка». Закрепление умения работы по инструкции. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий. Воспитание добросовестного отношения к работе. | Рассматривать и обсуждать текстовую и зрительную информацию в учебнике. Выполнять разметку и раскрой изделия из ткани. Выполнять обработку боковых сторон изделия в соответствии с инструкцией. | Воспринимать и усваивать новую информацию. Принимать учебно-познавательную задачу, понимать алгоритм действий, выполнять работу на его основе. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Планировать умственные и практические действия, оптимальную последовательность операций. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. Производить контроль и оценку результатов работы. |
| | 28 | Обложка для книги (обработка края изделия, сборка). | Закрепление технологии выполнения шва «через край». Закрепление умения работы по инструкции. Развитие тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда. | Рассматривать и обсуждать текстовую и зрительную информацию в учебнике. Выполнять обработку края изделия и его сборку в соответствии с инструкцией. Завершить изготовление обложки для книги. | Воспринимать, анализировать и оценивать учебную информацию. Прогнозировать и планировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Руководствоваться инструкцией и правилами при выполнении работы. Анализировать и оценивать полученные результаты. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. |
| | 29 | Монограмма. Стебельчатый шов. | Расширение культурного кругозора, ознакомление с назначением и разновидностями монограмм, технологиями их исполнения. Обучение технологии выполнения стебельчатого шва. Развитие тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда. Развитие креативности и творческих качеств личности. Воспитание эстетического вкуса, культуры быта. | Рассматривать, изучать, обсуждать образцы изделий. Воспринимать, анализировать, обсуждать текстовую и зрительную информацию. Упражняться в выполнении эскизов простых монограмм. Упражняться в вы- полнении стебельчатого шва. Изготавливать образцы вышивок монограммы. | Воспринимать, анализировать информацию в учебнике. Анализировать и сравнивать образцы изделия. Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Прогнозировать взаимосвязь выполняемых действий и предполагаемых результатов работы. Производить контроль и оценку результатов работы; корректировать ход работы. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. |
| | 30 | Простые переплётные работы. Записная книжка в мягкой обложке. Разметка и заготовка деталей изделия. | Расширение представлений о единстве функциональных и декоративных качеств изделия. Совершенствование расчётно-измерительных, чертёжно-графических умений; закрепление приёма раз- метки прямоугольных деталей с помощью угольника. Развитие воображения, художественного вкуса, тонкой моторики, глазомера. Развитие проектных умений, формирование предпосылок проектной деятельности. Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда. | Рассматривать, изучать, обсуждать образцы изделия. Определять выбор наиболее целесообразных материалов и конструкции изделия в соответствии с его функцией. Обсуждать и аргументировать свой выбор с учётом единства функциональных и декоративных качеств изделия. Упражняться в разметке деталей из бумаги и картона. Изготавливать детали изделия по инструкции. | Воспринимать и усваивать новую информацию. Анализировать и сравнивать образцы изделия. Принимать учебно-познавательную задачу, пони- мать алгоритм действий, выполнять работу на его основе. Планировать последовательность операций. Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Творчески использовать приобретённые знания и умения в собственной деятельности. Производить контроль и оценку результатов работы. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. |
| | 31 | Простые переплётные работы. Записная книжка в мягкой обложке. Сборка изделия. | Освоение технологий выполнения простейших переплётных работ. Обучение правилам работы с шилом и канцелярским ножом. Обучение технологии сшивания листов тетради «в три прокола». Развитие тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда. | Воспринимать и анализировать инструкцию по изготовлению изделия. Ознакомиться и об- судить новые правила безопасной работы. Упражняться в использовании новых инструментов: шила, канцелярского ножа. Выполнять работу по сборке записной книжки в соответствии с инструкцией и правилами. | Анализировать графическую и текстовую инструкцию. Принимать учебно-познавательную задачу, понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. Планировать последовательность операций. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Сознательно использовать приобретённые знания и умения в собственной деятельности. Производить контроль и оценку результатов работы. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. |
| | 32 | Простые переплётные работы. Записная книжка в мягкой обложке. Оформление обложки изделия. | Расширение и закрепление представлений о единстве функциональных и эстетических качеств в вещах. Развитие дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. Воспитание эстетического вкуса, культуры быта. | Читать текст в учебнике, рассматривать и анализировать образцы изделий. Обсуждать и аргументировать возможные варианты оформления книги для кулинарных рецептов. Создавать собственный вариант оформления обложки на основе правил дизайна. Подбирать материалы и выполнять оформление в соответствии с творческой задачей. | Анализировать графическую и текстовую инструкцию. Принимать учебно-познавательную задачу, пони- мать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. Планировать последовательность операций. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Творчески использовать приобретённые знания и умения в собственной деятельности. Производить контроль и оценку результатов работы. |
| | 33 | Мини-проект: творческое конструирование. Доконструирование записной книжки по творческому заданию. | Обобщение и систематизация полученных знаний о единстве функциональных и эстетических качеств в декоративно-прикладных изделиях; формирование умений их творческого использования. Расширение опыта конструкторской деятельности; развитие дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности. | Рассматривать и изучать образцы изделия. Выполнять эскизы вариантов изделия. Подбирать необходимые материалы для работы. Изготавливать (доконструировать, дополнять) изделие по собственному замыслу. | Создавать в воображении мысленный образ изделия, адекватный поставленной задаче. Проектировать устройство изделия в соответствии с поставленной целью; осуществлять поиск способов её достижения. Прогнозировать и планировать систему целенаправленных действий для достижения цели. Применять освоенные способы работы в новых условиях, в рамках решения творческой задачи. Анализировать и оценивать полученные результаты. |
| | 34 | Подведение итогов года. Итоговая выставка. | Анализ результатов работы за учебный год. Систематизация полученных знаний. Общая оценка сформированности основных предметных и метапредметных результатов у учащихся по итогам 3-го года обучения. | Рассматривать и анализировать экспонаты выставки. Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах. Обмениваться впечатлениями об экспонатах выставки и учебных достижениях. | Воспринимать, анализировать информацию, содержащуюся в экспонатах выставки. Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. Аргументировано высказывать своё мнение, внимательно и доброжелательно слушать мнение товарищей и гостей выставки. Производить оценку достижений. |
Раздел № 7. Материально-техническое обеспечение программы по технологии