РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
родному языку (русский)
(название учебного предмета, курса, дисциплины, (модуля)
начальное общее образование
(уровень образования: начальное общее образование,
основное общее образование, среднее общее образование)
4 А, Б, В
(класс)
2020/2021
учебный год
Составитель (составители):
М******* Елена Васильевна, учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
П******* Екатерина Евгеньевна, учитель начальных классов,
без категории
С******* Валентина Петровна, учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Планируемые результаты
освоения учебной программы по предмету «Родной язык (русский)»
к концу 4-го года обучения
Личностные результаты:
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре, культуре малой родины; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка;
формирование гражданской позиции в отношении популяризации родного языка.
Метапредметные результаты:
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения, соответствия ситуации и сфере общения;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи; умений эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Обобщенные предметные результаты:
углубление и расширение знаний о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной и региональной семантикой;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
ознакомление с новыми значениями слов краеведческой тематики;
ознакомление с фразеологизмами Архангельской области;
обучение употреблению новых слов краеведческой тематики и фразеологизмов;
обогащение грамматического строя речи;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Предметные результаты освоения основных содержательных разделов:
Раздел «Лексика (лексическое значение слова)»
Выпускник научится:
выявлять слова краеведческой тематики, значение которых требует уточнения;
определять значение слова краеведческой тематики по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, словаря-справочника;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Обучающиеся получат возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте многозначных слов, а также слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Обучающиеся научатся:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу, корень, приставку, суффикс;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемым к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
образовывать новые слова с помощью приставки или суффикса или с помощью приставки и суффикса.
Обучающиеся получат возможность научиться:
выполнять самостоятельно морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности приставок и суффиксов;
использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами при изучении частей речи.
Раздел «Орфография»
Обучающиеся научатся:
применять правила правописания (в объеме содержания курса «Русский язык») для новых слов краеведческой тематики;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю, словарю-справочнику как средствам самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов, в котором встречаются новые слова краеведческой тематики;
писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания, в том числе слов краеведческой тематики;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки, в том числе в словах краеведческой тематики, и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Раздел «Морфология (части речи)»
Обучающиеся научатся:
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объеме усвоенной программы);
распознавать грамматические признаки слов краеведческой тематики;
определять грамматические признаки имен существительных – род, склонение, число, падеж;
определять грамматические признаки имен прилагательных- род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
определять грамматические признаки глагола – время, число, род ( в прошедшем времени в единственном числе), лицо ( в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; распознавать неопределенную форму глагола; иметь представление о возвратных глаголах;
распознавать наречия как части речи; понимать их роль и значение в речи;
определять принадлежность слова краеведческой тематики к определенной части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова краеведческой тематики к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия).
Обучающиеся получат возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора.
Раздел «Синтаксис (предложение)»
Обучающиеся научатся:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонация при перечислении однородных членов предложения;
составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающиеся научатся:
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять небольшие тексты на определенную тему по заданным условиям.
Обучающиеся получат возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
анализировать последовательность собственных действий при работе над сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов.
Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Раздел учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) | Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) |
Лексика (лексическое значение слова ) | Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов краеведческой тематики, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря, словаря-справочника. Представление об однозначных и многозначных словах краеведческой тематики, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов, фразеологизмов Архангельской области. |
Состав слова (морфемика) | Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. |
Орфография | Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря, словаря-справочника. Применение изученных правил правописания (в рамках программы по «Русскому языку»). |
Морфология (части речи) | Повторение. Организация рабочего места. Подключение к Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ‑ий, ‑ья, ‑ов, ‑ин. Морфологический разбор имен прилагательных. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи. |
Синтаксис (предложение). | Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. |
Развитие речи. | Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Создание собственных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. |
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы урока |
Лексика (лексическое значение слова) (4 часа) |
1 | Многозначные слова (брусника, клюква, морошка, рябина; лагуна; ягодник; жаворонок) |
2 | Синонимы и антонимы (синонимы: зверобой - охотник, морось - дождь, поземка - метель, северное сияние - сполохи, салма - пролив, мыс - наволок, кораблестроитель - судостроитель, холод - стужа; антонимы: ледоход - ледостав; полярный день - полярная ночь) |
3 | Переносное значение слов (морж, глухарь, сыч, дуб, заяц, лисица, кряж) |
4 | Фразеологизмы |
Состав слова (морфемика) (2 часа) |
5 | Словообразование (ель - ельник, осина - осинник; сосна - сосняк; береза - березняк; ягода -ягодник; рыба - рыбник; брусника - брусничник; клюква - клюквенник; малина - малинник; черника -черничник; ежевика - ежевичник; голубика - голубичник, торф –торфяной - торфяник; Каргополь -каргополец; Мезень - мезенец; Няндома - няндомец; язь - подъязок, мороз - заморозок, море - взморье) |
6 | Разбор слов по составу (боровик, туесок, грибник, моховик, подосиновик, подберезовик) |
Орфография (2 часа) |
7 | Правописание слов с изученными орфограммами. |
8 | Правописание слов с изученными орфограммами. |
Морфология (части речи) (5 часов) |
9 | Имя существительное как часть речи. Склонение имён существительных (1 склонение: юнга, куропатка, черника; 2 склонение: карбас, тюлень, алмаз, наволок; 3 склонение: морось, снасть, верфь) |
10 | Имя существительное как часть речи. Изменение имен существительных по падежам. |
11 | Имя прилагательное как часть речи |
12 | Глагол как часть речи |
13 | Наречие как часть речи |
Синтаксис (предложение) (1 час) |
14 | Однородные члены предложения |
Развитие речи (2 часа) |
15 | Сочинение на тему «В полярной экспедиции» |
16 | Сочинение на тему «Война в истории моей семьи» |
17 | Промежуточная аттестация. Тестировнаие |
Дополнение
к рабочей программе
по
________________________________
(название учебного предмета, курса, дисциплины, (модуля)
_______________________________________________
(название УМК)
_________________________________________
(уровень образования: начальное общее образование,
основное общее образование, среднее общее образование)
_______________
(класс)
20______/______
учебный год
(Основание: Приказ _______________________________________________________________________
№ «____», от «___»______________ 20___ г.)
Корректировка
тематического планирования
№ урока по плану | № урока в соответствии с изменениями | Название темы урока |
| | |
| | |
13