СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование уроков краеведения в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки краеведения направлены на знакомство учащихся с поэтами, писателями Дагестана. С историей Дагестана, природой, климатом, праздниками и обрядами.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование уроков краеведения в 3 классе»



МКОУ «ООШ им. Г. Давыдовой»















Календарно – тематическое

планирование

по краеведению

в 3 классе

на 2017-2018 учебный год





















Учитель : Рзаева Э. П.









Пояснительная записка



Программа регионального компонента «Дагестанская литература» для на­чальной школы рассчитана на четыре года обучения (1-4 классы). На изучение курса отводится 102 часа - 3 урока в неделю.

Введение регионального компонента в предмет «Дагестанская литература» необ­ходим для обогащения языка учащихся посредством приобщения учащихся к искус­ству слова и раскрытия их творческого потенциала на региональном содержании.

Целью программы является формирование когнитивных, ценностных и деятельностных единств для освоения гражданских и творческих позиций младшими школьниками.

Задачи программы:

  • Формирование системы первоначальных знаний и умений по литературе Дагестана.

  • Формирование коммуникативных компетентностей у учащихся младшего школьного возраста в процессе знакомства:

  • с людьми, прославившими Дагестан ;

  • с литературой и искусством Дагестана;

  • с природой окружающей местности;

  • с историей и достопримечательностями Дагестана.

  • Формирование креативных способностей учащихся через развитие:

  • гражданской позиции по отношению к окружающему миру и обществен­ным явлениям;

  • позиции «Я и мой край» через развитие интереса и воспитания бережного отношения к родному краю;

  • творческих способностей при знакомстве с произведениями литературы и искусства писателей и художников Дагестана.

Ожидаемый результат заключается в том, что у учащихся младшего школьного возраста по окончанию начальной школы будут сформированы сле­дующие компетентности:

  • гражданская позиция и умение проявлять ее в своих поступках;

  • способность быть полезным в обществе;

  • умение проявлять себя в позиции поэта, музыканта, художника, спортсме­на, исследователя и т.д.

В основе программы регионального компонента по Дагестанской литературе лежат два направления:

  1. знакомство с литературно-художественными ценностями Дагестана :

  2. воспитание позиции «художник слова».

Первое направление предусматривает первичное знакомство с жанровым разнообразием, богатством литературного наследия малых народностей Дагестана. Знакомит с рассказами, стихотворениями; малыми формами фольклора Дагестана. Развивает художественный кругозор учащихся. Предполагает знаком­ство с биографиями и творчеством поэтов и писателей Дагестана (Р.Рашидов, А.Абу-Бакар, Г.Цадаса, Р.Гамзатов др.) и людьми, которые про­славляют своим творчеством край.

Второе направление позволяет развивать интерес к культуре родного края и гордость за людей, которые проживают на его территории

Работа в этом направлении способствует развитию креативных способно­стей учащихся, обогащению языка посредством высказывания собственных сужде­ний и отношений к искусству.

Содержание программы регионального компонента по Дагестанской литературе.

Содержание программы регионального компонента позволяет младшим школьникам на основе знаний литературы своего региона открыть для себя имена дагестанских поэтов, писателей, понять особенности поэтики их произведений

При знакомстве с произведениями рекомендуется обращать внимание на единство формы и содержания: рассматривать особенности построения произведения и языковые средства художественной выразительности.

Внедрение регионального компонента предполагает, вслед за базисными учебными программами по литературному чтению, развитие четырёх видов речевой деятельности: чтение, слушание, говорение, письмо.

Отбор содержания учебного материала в программе базируется на понимании категории «содержание образования» как выражения отношения внешнего мира и познающего этот мир ребёнка (Л.С. Выготский). Понятие «содержание образования» в современной дидактике раскрывается во взаимосвязи с основными элементами социальной культуры, которая должна быть передана подрастающему поколению: совокупностью знаний, опытом осуществления известных способов деятельности, опытом творческой деятельности, опытом эмоционально-целостного отношения к миру.

При этом рамки «внешнего мира», согласно программе, не ограничиваются литературными произведениями, а включают в себя как художественные, так и музыкальные произведения (фотографии, картины и иллюстрации, народный промысел и т.д.).

Принципы отбора круга чтения:

  1. Эстетический принцип. Предметом изучения на начальном этапе является литературное произведение как эстетическая ценность.

  2. Принцип целостности. Данный принцип базируется на концепции современного литературоведения о художественном произведении как о целостности, сложном единстве многообразных и разнообразных элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом, так что ни один из них не может рассматриваться изолированно, вне этих взаимосвязей. Принцип целостности может быть реализован, если художественное произведение воспринимается ребенком целиком, без сокращений и адаптации, при которой нарушается художественная ценность текста.

  3. Принцип доступности. Смысл данного принципа можно определить как готовность, учащихся-читателей адекватно воспринять основное художественное ядро произведения, которое определяет своеобразие, неповторимость его содержания и формы.

4. Принцип учета читательских интересов учащихся. Предлагаемые произведения должны вызывать яркие эмоции у младшего школьника, желание читать самостоятельно.

5. Принцип целесообразности изучения произведения для литературного развития школьников. В психологии установлено, что близость темы и материала к жизненному опыту младших школьников облегчает эмоциональное «заражение», но воспитание только на такой литературе задерживает литературное развитие. В этих условиях легко возникают эмоции на содержание, но тормозится эмоциональная реакция на форму. Этот факт говорит о том, что необходимо включать в круг чтения первоклассников произведения, расширяющие жизненный и читательский кругозор ребенка. Тексты, имеющие потенциал смысла, доступный детям, но требующий специальной работы, усилий читателя влекут за собой литературное развитие учащихся.

  1. Принцип тематического разнообразия произведений. Необходимость выделения данного принципа обусловлена психологическими особенностями младших школьников, целиком поглощенных вниманием к внешнему миру. Потребность во внешних впечатлениях становится основной движущей силой развития психики младшего школьника. Но ребенок этого возраста способен проявлять максимальную активность до тех пор, пока не исчезнет чувство новизны. Разнообразие тематики изучаемых произведений будет способствовать поддержанию эмоциональной и интеллектуальной активности ребенка.

  2. Принцип яркой выразительности художественной формы изучаемого произведения. Художественная форма произведения должна обязательно содержать хотя бы один яркий элемент, который бы привлек внимание ребенка - ритм, рифма, звукопись, оригинальные тропы, и композиционные приемы - оригинальное название, загадка и т.п.



  1. Принцип соответствия теоретико-литературных знаний литературному материалу и возможностям их освоения младшими школьниками. Сообщение детям теоретико-литературных знаний и обучение детей их практическому применению необходимы для адекватного понимания произведения и его интерпретации в устной и письменной речи. Теоретико-литературные понятия позволяют проникнуть в природу словесного образа, а образ является одним из «ключей», открывающих двери в тайны поэзии. Значит, необходимо определить круг тех теоретико-литературных знаний, которые нужны школьникам для понимания изучаемых произведений, установить, на каком литературном материале овладение этими знаниями будет проходить наиболее успешно.

  2. Принцип возможности сопоставления произведения с другими изучаемыми произведениями. Смысл этого принципа понимается как постоянное обращение на уроках литературы к уже изученным произведениям, нахождение близких тем, образов, настроений. По мере обучения ребенка происходит постепенное накопление им необходимых знаний. Это позволит уже в рамках начальной школы устанавливать отдельные связи между отдельными текстами писателя, текстами разных писателей и создаст предпосылки для изучения произведений на историко-литературной основе в средней школе. Введение этого принципа позволит преодолеть конкретность мышления первоклассника, будет способствовать развитию умственной операции обобщения, необходимой для образного обобщения.

10. Принцип усложнения аналитической и художественной деятельности учащихся при изучении произведений. За счет расширения жизненного опыта, культурного поля, накапливания читательских впечатлений изменяется восприятие художественного произведения. Усложнение художественной идеи, формы произведения, усложнение деятельности школьников на уроках являются необходимым условием для их литературного развития. При этом происходит ориентация на зону ближайшего развития детей.

Последовательность изучения произведений определяется сложностью художественной идеи, средств ее выражения, объемом текста, особенностями восприятия произведения учащимися. Программа изучения художественных произведений выстроена как система роста читателя-школьника с учетом усложнения как самого художественного текста, так и деятельности учащихся.

Методы и приёмы изучения произведений

  1. Метод чтения. Реализуется в следующих приемах: чтение учителя, самостоятельное чтение ученика вслух и про себя, коллективное чтение вслух (по ролям, по частям текста), работа над выразительным чтением.

  2. Метод анализа литературного произведения. Приемы анализа: литературоведческие: анализ композиции, анализ стиля, анализ образов персонажей, сопоставительный анализ образов или других художественных элементов произведения; творческие: словесное рисование; составление диафильма или комикса; составление киносценария; драматизация и инсценирование.

  3. Метод комментирования литературного произведения внетекстовыми материалами. Приемы: работа с книгами писателя (организация выставки книг писателя), рассказ о писателе и его книгах, заочная экскурсия.

  4. Метод литературного творчества школьников. Приемы: сочинение-отзыв о герое, сочинение по аналогии с изученным произведением, сочинение в заданном жанре, сочинение на тему изучаемого произведения (до знакомства с ним), сочинение продолжений к произведениям с открытым финалом или входящим в тематический сборник или цикл.







































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

В 3 КЛАССЕ

№ урока


Тема урока


КОЛ-ВО ЧАСОВ

ДАТА

1-3

Мой Дагестан .Расул Гамзатов

3


4

Анвар Аджиев. «Моя земля».

1


5

День единства народов Дагестана.

1


6-7

Символы Дагестана: флаг и герб

2


8

История и значение символов Дагестана.

1


9

Гимн Дагестана.

1


10

Религиозные праздники и обряды Дагестана.

1


11

Курбан Байрам.

1


12

Ураза Байрам.

1


13

Друзья Мамеда. Меджид Гаджиев

1


14-15

Родной аул . Анвар Аджиев

2


16

Расул Гамзатов. «Мой Дагестан» (стихотворение).

1


17

Закон гор. Фазу Алиева.

1


18

Годекан

1


19-20

Песни о Дагестане. Расул Гамзатов.

2


21

Закон гор . Притча.

1


22-23

Большой человек. Абдуселим Исмаилов.

2


24-25

Лето в горах. Расул Гамзатов.

2


26-27

Осенний лес. Рашид Рашидов.

2


28

Конкурс проектов «Осень в Дагестане».

1


29

День культуры и языков народов Дагестана.

1


30-31

Дни Белых журавлей в Дагестане.

2


32

Край мой – Дагестан.

1


33

Конкурс проектов «Край мой – Дагестан».

1


34-35

Краса и гордость Дагестана

2


36-37

«Страна здоровья». Курортные места Дагестана.

2


38-39

Достопримечательности Дагестана.

2


40

Конкурс проектов «Наше село в будущем».

1


41-42

Беречь завещано. Природные памятники Дагестана.

2


43-44

Музеи Дагестана.

2


45-46

Крепости Дагестана.

2


47

Конкурс проектов « Зима в Дагестане».

1


48

К нам в аул пришёл мороз. Рашид Рашидов.

1


49

Пришла зима. Сугури Увайсов.

1


50

Загадки народов Дагестана. Конкурс загадок.

1


51

Воробьишка .Абдулмеджид Меджидов.

1


52

Обряды Дагестана. Праздник Игби (обряд поклонения солнцу).

1


53

Праздник первой борозды в Дагестане.

1


54

Праздник воды в Дагестане.

1


55

Праздник цветов в Дагестане.

1


56

Конкурс проектов «Цветы моего края».

1


57

Весна. Абуталиб Гафуров

1





1



58

Времена года. Ибрагим Гусейнов.


1



59

Жара. Шапи Капиев.

60

Мой читатель ,дай ответ. Нуратдин Юсюпов.

1


61-62

Что за прелесть эти сказки. Три сестры. Аварская сказка.

2


63-64

Второе рождение .Даргинская сказка.

2


65-66

Охотник и соловей. Татская сказка.

2


67

Храбрый мальчик. Дагестанская сказка.

1


68

Кот и мышь. Лакская сказка.

1


69

Верблюд и лиса. Кумыкская сказка.

1


70

Ответ старика. Аварская сказка.

1


71

Волк и лиса. Дагестанская сказка.

1


72-73

Птица Гуглахай. Кумыкская сказка.

2


74

Лев и крестьянин. Татская сказка.

1


75

Кукушка. Чеченская сказка.

1


76

Знаете ли вы? Интересные факты о птицах Дагестана.

1


77

Конкурс на лучшую сказку «Сочиняем сказку сами».

1


78

Слово о матери. Тагир Хурюгский.

1


79

Что в мире мягче всего. Абдулмеджид Меджидов.

1


80-81

Сердце матери. Машидат Гаирбекова.

2


82

Конкурс проектов « Моя мама».

1


83-90

Здравствуй папа. Магомед-Султан Яхьяев.

7


91

Обряды Дагестана. Паломничество на Шалбуздаг.

1


92-93

Красная книга Дагестана.

2


94-95

Дагестанцы – герои ВОВ.

2



96

Конкурс проектов ко Дню Победы.

1


97

День конституции Республики Дагестан.

1


98-102

Повторение пройденных тем. Обобщение. Закрепление изученного за год. Задания на лето.

5




~ 9 ~



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!