№ урока | Тема урока (страницы учебника и рабочей тетради) | Количест-во часов | Оснащение урока | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Понятия | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
1 | Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...» стр.8-13 | 1 | Презентация №1 | Концерт, куплетная форма, народная песня, мелодия, вокализ, песня, сопрано. | Научатся слышать и интонировать мелодию, воспринимать музыку инструментального концерта. Получат возможность научиться владеть навыками кантиленного пения. | Р: Целеполагание в постановке учебных задач. П: Владение навыками речевого высказывания. К:Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины. | Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к музыкальной культуре России. |
2 | Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» стр.14-19 | 1 | Презентация №2 | Песня, жанры русских народных песен, декламация, речитатив | Научатся определять новый жанр музыки. Получат возможность развивать творческие способности, певческий голос. | Р: оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства и мысли. П: закрепление представлений о муз. языке вокализа, средствах муз. выразительности. К: продуктивное сотрудничество-во со сверстниками. | Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества. |
3 | Я пойду по полю белому. На великий праздник собралася Русь! стр.20-23 | 1 | Презентация №3, видеофрагмент из фильма | Кантата, меццо-сопрано, хор, оркестр, развитие музыки, главная мелодия, эпилог, финал. | Научатся воспринимать музыку кантаты. Получат возможность научиться участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении музыкальных образов. | Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя. П: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: Умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Становление эстетических идеалов. Уважительное отношение к истории и культуре русского народа. |
4 | Святые земли Русской. Илья Муромец. стр.26-29 | 1 | Презентация №4 | Стихира, пение а-капелла. Икона «Всех святых в земле Русской просиявших». Былинный напев. Песнь-сказание. «Богатырская» симфония. | Научатся оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык духовной музыки. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу. П: Узнавать, называть жанры духовной музыки. К: Формулировать свои затруднения. | Понимание жизненного содержания религиозной музыки. |
5 | Кирилл и Мефодий. стр. 30-31 | 1 | Презентация №5 | Славянская азбука, кириллица Гимн Кириллу и Мефодию. | Научатся узнавать народные былинные песнопения, слышать их интонации в музыке русских композиторов. | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П: Воспитание патриотических чувств. К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. |
6 | Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. стр.32-35 | 1 | Презентация №6 | Тропарь. Молитва. Песнопение. Икона «Воскресенье». | Научатся воспринимать пасхальное песнопение. Получат возможность научиться владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения. | Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке жанров религиозной музыки. К: Совершенствование представлений о рус.муз. культуре. | Понимание жизненного содержания религиозной музыки. |
7 | Родной обычай старины. Светлый праздник. стр.36-39 | 1 | Презентация №7 | Пасха. Пасхальное Богослужение. | Научатся воспринимать пасхальное песнопение. Получат возможность научиться владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения. | Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке жанров религиозной музыки. К: Совершенствование представлений о рус.муз. культуре. | Демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие религиозной музыки. |
8 | Приют спокойствия, трудов и вдохновенья. Стр. 42-43 | 1 | Презентация №8 | Лирика в поэзии и музыке. П.И.Чайковский «Осенняя песнь». Г.В.Свиридов «Осень», «Пастораль». | Научатся воспринимать музыку и размышлять о ней. Развитие навыков кантиленного пения. | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки. П: Владение навыками интонационно-образного анализа муз.произведения. К: Развитие навыков постановки проблемных вопросов. | Наличие эмоционального отношения к искусству. |
9 | Обобщающий урок I четверти. | 1 | | | Научатся воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях; исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров | Р: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К: ставить вопросы, предлагать помощь, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно образного мышления; оценка результатов собственной музыкально исполнительской деятельности |
10 | Зимнее утро. Зимний вечер. Стр.44-47 | 1 | Презентация №9 | Выразительность. Изобразительность. П. И. Чайковский «Зимнее утро». Зимний пейзаж. Музыкальное прочтение стихотворения. П. И. Чайковский «У камелька». А. С. Пушкин «Зимний вечер». | Научатся эмоционально выражать свое отношение к искусству, соотносить выразительные и изобразительные интонации. | Р: Развернутость анализа музыкального сочинения. П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке. К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки. | Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к ней. |
11 | Что за прелесть эти сказки! Три чуда. Стр.48-51 | 1 | Презентация №10 | Музыкальная живопись. Регистры. Тембры. | Научатся ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве. Получат возможность реализовывать творческий потенциал в пении. | Р: Оценка воздействия музыки на собственное отношение к ней. П: Владение навыками самостоятельного интонационно- образного анализа муз.сочинения. К: Совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Развитие мотивов музыкальной учебной деятельности. |
12 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Стр.52-55 | 1 | Презентация №11 | Жанры народной музыки: хороводные и плясовые песни. Обработка русской народной песни Колокольные звоны. | Научатся сопоставлять различные образы народной и профессиональной музыки. Получат возможность реализовать собственные замыслы в инсценировке песни. | Р: Обобщенность действий, критичность. П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. К: Оценка действий партнера в групповой деятельности. | Развитие эмоциональной отзывчивости. |
13 | Приют, сияньем муз одетый Стр.56-57 | 1 | Презентация №12 | Романс, дуэт, ансамбль. | Научатся наблюдать за результатом музыкального развития на основе различий интонаций, тем, образов. | Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности и работы одноклассников в разных формах взаимодействия. П: Наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных стилей. К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства. | Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к ней. |
14 | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Стр.60-63 | 1 | Презентация №14 | Народные песни. Музыка в народном стиле. | Научатся сопоставлять музыкальные образы в звучании различных муз.инструментов, пению в ансамбле. | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки. П: Умение сравнивать музыкальные образы. К: Развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия. | Понимание жизненного содержания музыки. |
15 | Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей». Белорусская народная сказка Стр.64-67 | 1 | Презентация №15 | Оркестр русских народных инструментов. | Научатся: понимать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, исполнять несколько народных песен. | Р: Владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии музыки. П: Владение муз. словарем в процессе размышлений о музыке. К: Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. |
16 | Народные праздники. (Троица) Стр.68-71 Обобщающий урок II четверти. | 1 | Презентация №16 | Народный праздник. Обряды. Обычаи. Вторая жизнь песни. | Получат возможность научиться осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек, наблюдать за использованием музыки в жизни человека. | Р: Владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии музыки. П: Владение муз. словарем в процессе размышлений о музыке. К: Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. |
17 | Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Стр.74-77 | 1 | Презентация №17 | Струнный квартет, ноктюрн, музыкальная форма: вариации. Стиль рококо. Штрихи: легато, стаккато, акценты | Научатся определять форму вариаций. Возможность научиться оценивать явление муз.культуры. Получат возможность научиться импровизировать (вариации на заданную тему). | Р: Вопросы учащихся к анализу муз.пьесы. Оценка собственной муз.-творческой деятельности. П: Приобретение информации о временах замков, трубадуров. К: Музицирование по группам. | Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни |
18 | Старый замок. Счастье в сирени живет… Стр.78-81 | 1 | Презентация №18 | Сюита, трубадуры, менестрели. Старинная музыка. Музыкальные жанры: песня, романс, вокализ, сопрано. | Научатся воспринимать музыку вокальных жанров. Возможность научиться реализовывать собственные творческие замыслы в пении. | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке романса. К: Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа. | Углубление понимания значения музыкального искусства в жизни человека. |
19 | Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… Стр.82-85 | 1 | Презентация №19 | Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс. Трехчастная форма музыки. Музыкальный образ. Судьба Ф.Шопена. | Научатся определять муз.язык, стиль композитора, танцевальные жанры музыки, форму муз. произведения. Возможность научиться оценивать явления музыкальной культуры Польши. | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П: Активизация творческого мышления. К: Умение учитывать разные мнения. | Уважительное отношение к культуре польского народа. |
20 | Патетическая соната. Стр.86-87 | 1 | Презентация №20 | Музыкальный жанр: соната. Главные темы экспозиции. Л. Бетховен. | Научатся узнавать характерные черты музыкальной речи Бетховена | Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения. П: Умение проводить сравнения муз, произведений. К: Способность встать на позицию другого человека. Умение вести диалог. | Уважительное отношение к истории и культуре Западной Европы. Творческое развитие. |
21 | Годы странствий. Царит гармония оркестра Стр. 88-91 | 1 | Презентация №21 | Жанры камерной музыки: романс, баркарола. Симфоническая увертюра. Симфонический оркестр. Орхестра. Дирижер. | Научатся узнавать музыкальные инструменты симфонического оркестра, понимать жесты дирижера. Возможность научиться реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально пластическом этюде. | Р: Ставить новые учебные задачи. П: Активизация творческого мышления. К: Умение слушать друг друга. | Усвоение жизненного содержания музыкальных образов. |
22 | Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. «За Русь все стеной стоим…» Стр.94-97 | 1 | Презентация №22 | Музыкальная драматургия. Контраст. | Научатся наблюдать за результатом музыкального развития образов, слышать интонации народной польской и русской музыки. | Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П: Узнавать и называть танцевальные жанры. К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | Ценностное отношение к музыкальной культуре. |
23 | Сцена в лесу Исходила младѐшенька Стр.98-101 | 1 | Презентация №23 | Ария. Речитатив. Ф.И.Шаляпин. Песня-ария. Куплетно вариационная форма. Вариационность интонаций | Научатся определять характер, чувства, внутренний мир человека через прослушивание арии Научатся наблюдать за развитием драматургии оперы. | Р: Принимать и сохранять учебную задачу. П: Использовать общие приемы решения задач. К: Умение вести диалог. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. |
24 | Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. Стр.102-105 | 1 | Презентация №24 | Восточные интонации, вариации, орнамент. Контрастные образы, мелодический рисунок | Научатся слышать восточные интонации в музыке русских композиторов: М.И.Глинки, М.П.Мусоргского, следить за развитием музыкального образа, слышать своеобразный колорит, орнамент восточной музыки. | Р: Формулировать и удерживать учебную задачу. П: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | Уважительное отношение к истории и культуре русского народа. |
25 | Балет «Петрушка» Стр.106-107 | 1 | Презентация №25 | Оркестровые тембры. Музыка в народном стиле. | Научатся наблюдать за результатом музыкального развития образов | Р: самостоятельно определять тембры муз.инструментов симф. оркестра. П: логически анализировать и выявлять жанровую линию. К: ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности | Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой. |
26 | Обобщающий урок III четверти. | 1 | | Музыкальные жанры, оркестровые тембры, контрастные образы | Научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. | Р: развернутость анализа музыкального сочинения, оценивание качества музицирования; коррекция результатов в случае их несоответствия поставленным целям. П: выполнение диагностических тестов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности К: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности | Готовность выражать свое отношение к искусству. |
27 | Театр музыкальной комедии Стр.108-109 | 1 | Презентация №26 | Музыкальные жанры: оперетта, мюзикл. И.Штраус, Ф. Лоу. | Научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение, распознавать жанры оперетта и мюзикл. | Р: самостоятельно определять интонационную линию в музыке. П: знать основные закономерности построения оперетты и мюзикла. К: творческое задание. | Понимание чувств других народов (эмпатия). Уважительно относиться к муз.культуре других народов. |
28 | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Стр.112-117 | 1 | Презентация №27 | Музыкальные жанры: прелюдия, этюд. Форма музыки: трехчастная, развитие муз.образа. | Научатся передавать собственные музыкальные впечатления, определять на слух 3-х частную форму. | Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки. П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. К: Определение способов взаимодействия. | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. |
29 | Мастерство исполнителя. Стр.118-119 | 1 | Презентация №28 | Многообразие жанров музыки. Композитор исполнитель-слушатель. | Научатся размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека. | Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно образного анализа. П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений. К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками. | Уважительное отношение к истории и культуре польского народа. |
30 | В интонации спрятан человек. Стр.120-121 | 1 | Презентация №29 | Интонационная выразительность музыкальной речи. | Научатся понимать жизненный смысл музыкального произведения. | Р: Ставить новые учебные задачи. П: Активизация творческого мышления. К: Умение слушать друг друга. | Развитие эмоциональной отзывчивости |
31 | Музыкальные инструменты. Стр.122-123 | 1 | Презентация №30 | Обработка, переложение, импровизация. Авторская песня. Романс. | Научатся узнавать тембры музыкальных инструментов; наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. | Р: самостоятельно называть имена известных бардов. П: уметь распознавать худ. смысл муз. произведений для гитары. К: Творческое задание. | Развитие эмоционального отношения к искусству. Развитие ассоциативно образного мышления. |
32 | Музыкальный сказочник. Стр.124-125 | 1 | Презентация №31 | Опера. Музыкальная сказка. Музыкальная живопись. | Научатся видеть и слышать, т.е. понимать жизненный смысл произведения. | Р: Развернутость анализа музыкального сочинения. П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке. К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки. | Усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя. |
33 | Рассвет на Москве-реке. | 1 | Презентация №32 | Симфоническая картина, гимн, величие, торжество, благовест. | Научатся различать изобразительность в музыке. | Р: самостоятельно выделять интонации помогающие услышать рассвет. П: Контролировать и оценивать результат деятельности. К: Хоровое пение, пение по группам и с солистами. | Уважать и помнить историю России. |
34 | Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок-концерт. | 1 | Прослушивание: музыка, использованная в течение года. | Программа концерта | Научатся правильно держаться на сцене, петь эмоционально, выразительно. | Р: самостоятельно овладевать муз. навыками, планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыкальных произведений; П: актуализация впечатлений учащихся о музыкальных жанрах, языке, особенностях стиля русских композиторов ориентирование в музыкальных терминах. К: знать основы музыкальной культуры Родины, участвовать в подготовке заключительного урока концерта. | Систематизация представлений школьников о роли музыки в жизни, духовно нравственном развитии человека. |