Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения | Оборудование | Характеристика видов деятельности (УД) |
план | факт |
| Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению | (12 ч) | | | | |
1 2 3 4 5 | 1.1.Развиваем экологическую зоркость Экология как область научного знания. Экологическое мышление. Необходимость экологического мышления для каждого человека. Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер. Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека. Экологический риск как вероятность опасности. Выявление экологических рисков в повседневной жизни. Экологическая безопасность. Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или её устранение | (5 ч.) 1 1 1 1 1 | | | | Называть предмет изучения науки экологии. Давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность». Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой. Приводить примеры применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности. Называть источники экологических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные деятельностью человека). В ролевой игре обоснованно выбирать стратегию поведения: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её. Приводить доказательства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек |
6 7 8 9 10 11 12 | 1.2. Способы предупреждения населения об экологической опасности Роль средств массовой информации: телевидения, Интернета, радио, рекламы, средств оповещения гражданской обороны. Работа секции «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО» (поиск, сбор необходимой экологической информации). Работа секции «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО» (поиск, сбор необходимой экологической информации). Работа секции «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО», обработка необходимой экологической информации. Работа секции «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО», обработка необходимой экологической информации. Работа секции «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО», обработка необходимой экологической информации. Публичное представление необходимой экологической информации. | (7 ч.) 1 1 1 1 1 1 1 | | | | Называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности (телевидение, радио, Интернет, система гражданской обороны и др.); формы оповещения о ней (сигналы гражданской обороны, объявление, выпуск новостей и др.). Анализировать личный опыт поиска необходимой информации, её понимания, правильного использования. Называть и оценивать личные затруднения при работе с информацией. Формулировать индивидуальные учебные задачи по освоению способов поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления информации. Доказывать преимущества работы с информацией в группах сотрудничества. Называть правила совместной работы «Экологического следопыта», редколлегии классной газеты «ЭКООКО» |
| Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого | (10 ч) | | | | |
| 2.1. Полезная информация из прошлого. | (4 ч.) | | | | |
13-14 15-16 | Источники информации об экологической культуре разных народов (сбор и фиксация информации) Обобщение и преобразование информации об экологической культуре разных народов в популярный текст | 2 2 | | | | Называть источники получения информации об экологической культуре разных времён и народов. Называть и применять способы фиксации информации. Выделять главную мысль, пересказывать её своими словами |
17 18 19 20 21 22 | 2.2. Народная мудрость об экологической безопасности Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. Экологическая культура коренных народов своего региона. Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества. Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества Отношение к вредным привычкам, расточительному природопользованию, случаям экологического вандализма. Возможность использования традиций прошлого в современном мире | (6 ч.) 1 1 1 1 1 1 | | | | Анализировать традиции и обычаи народов России с точки зрения их вклада в экологическую безопасность. Высказывать аргументированное мнение о значении этой информации в сегодняшней жизни и в будущем. Приводить примеры здорового и экологически безопасного образа жизни коренных народов своего региона (традиции природопользования, питания, устройства жилища и др.), их отношения к расточительному природопользованию, вредным привычкам, экологическому вандализму. Представлять полученную информацию своими словами |
| Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности | (12 ч) | | | | |
23 24 25-26 27 28 | 3.1. Достоверная и ложная экологическая информация Важность достоверности информации («предупреждён - значит вооружён»). Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации. Признаки ложной информации. Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др. Способы проверки информации на достоверность. Способы проверки информации на достоверность. | (6 ч.) 1 1 2 1 1 | | | | Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения. Описывать признаки ложной информации. Называть способы проверки экологической информации на достоверность |
29 30-31 32-33 34 | 3.2. Предосторожность в принятии решения о направлении действия Принцип предосторожности как готовность отказаться от действия при неполноте или ненадёжности информации о возможных его последствиях («не навреди»). Надёжные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов, рекомендуемые наукой. Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них Заключительное занятие. | (6 ч.) 1 2 2 1 | | | | |
ИТОГО: | В 5 классе | _34_ часа. | | | | |
6 класс 26 + 8 резерв |
| Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть взрослым | (12 ч) | | | | |
1 2 3 4 5 6-7 | 4.1. Чувство меры как признак взрослости Ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре и художественных произведениях. Ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в верованиях разных народов, в международной Хартии Земли. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Викторина «Природные ресурсы» Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия Составление и написание текста урока для родителей на тему «Учимся жить экономно» | 7 ч. | | | | Приводить примеры (из фольклора, художественных произведений, религиозных текстов) нерасточительного отношения к природным ресурсам. Своими словами пересказывать смысл рекомендаций Хартии Земли по бережному отношению к природе. Объяснять необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия |
8 9 10 11 12 | 4.2. Ресурсосбережение, его виды Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева. Бережное расходование пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни. Хартия Земли Разработка проекта по ресурсосбережению. Презентация детских проектов. | 5 ч. | | | | Выполнять проект в области ресурсосбережения: энергобережен ия, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др. Обосновывать роль ресурсосбережения для безопасности государства, развития экономики, роста благосостояния населения, его здоровья. Высказывать своё мнение по вопросам самоограничения при потреблении материальных благ в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни. Представлять результаты проектов в классной газете. |
| Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде | (13 ч) | | | | |
13 14 15 16 17-18 19 | 5.1. Безопасность общения с природой для человека Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (кровососущие насекомые) Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (ядовитые змеи) Родники. Проектная деятельность по выявлению состояния питьевых источников. Работа над проектом. Презентация проекта учащихся. | 7 ч. | | | | Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека. Выражать своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования. Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов. Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека |
20 21 22 23 24 25 | 5.2. Природа в жизни человека Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, познании. Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов. Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной среды. Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры | 6 ч. | | | | Составлять инструкцию по экологически грамотному поведению в природной среде, учитывающему местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников и др.). Обосновывать целесообразность такого поведения с точки зрения экологической безопасности личности и сохранения экологического качества окружающей среды |
| Раздел 6. Мой вклад в экологическое просвещение | (9 ч) | | | | |
26-27 28-29 30-31 32 33-34 | 6.1. Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека Просвещение и его формы (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.). Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде Проектная деятельность. Презентация проекта учащихся Экскурсия: «Сбережём, наш край родной». | 9 ч | | | | Называть цели просветительской работы и её формы. Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде. Описывать личный опыт экологически грамотного поведения. Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов) |
ИТОГО: | В 6 классе | _34_ часа. | | | | |