СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематика и проблематика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке дан подробный анализ сказки "Премудрый пескарь".

Просмотр содержимого документа
«Тематика и проблематика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина»

Тема: Тематика и проблематика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Анализ сказок «Премудрый пескарь», «Дикий помещик». Основные приемы творчества.


Цели:

- раскрыть художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина;

- способствовать развитию навыков анализа художественного текста;

- способствовать развитию коммуникативной и речевой компетенций;

- показать, в чем смысл жизни и назначение человека.


Оборудование: мультфильм «Премудрый пескарь», раздаточный материал, И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова «Поурочные разработки по русской литературе. Вторая половина 19 века». 10кл.2 полугодие, проектор.

Ход урока.

Сказки для детей изрядного возраста.

М.Е. Салтыков-Щедрин

  1. Слово учителя.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, рассказы, статьи, рецензии, сказки.

Сказки – это итог многолетних жизненных наблюдений, итог творческого пути. В них сплетаются фантастическое и реальное, комическое и трагическое, используются гротеск, гипербола, эзопов язык. Герои сказок: невежественные правители («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве»), народ, трудолюбивый, талантливый и покорный («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»). Сатира на интеллигенцию («Самоотверженный заяц», «Премудрый пескарь», «Здравомысленный заяц», «Карась - идеалист»).

  1. Просмотр мультфильма «Премудрый пескарь».

  2. Письменная работа: определить идею сказки.

  3. Проблемный вопрос: В чем назначение человека?

1.Обсуждение высказывания: «Настоящий мужчина тот, кто посадил дерево, построил дом, вырастил сына» (работа в группах).

2. Какой критерий с точки зрения своей профессии вы бы добавили в это высказывание? (труд, работа)

3. Каково предназначение женщины? (любовь, уют, тепло, воспитание детей, обустройство дома)

4. Какой нравственный урок содержится в сказке «Премудрый пескарь»? (создание семьи, польза обществу)

Вывод:

Мы все умрем. Людей бессмертных нет.

И это все известно и неново.

Но мы живем, чтобы оставить след:

Дом иль тропинку, дерево иль слово.

5. Выставление оценок.

Д/З: 1. Выписать из сказки «Дикий помещик» элементы народной сказки (зачин «В некотором царстве…», присказки «Сказано-сделано», «По-щучьему велению», «Много ли, мало ли времени прошло», троекратное повторение «третий человек его дураком чествует»).

2. Определить идею сказки.

3. Какие приемы использовал в сказке М.Е. Салтыков-Щедрин?


Справочный материал


Основные приемы творчества М.Е. Салтыкова – Щедрина:

Сатира – художественное произведение, в котором гневно осуждаются и резко высмеиваются порочные явления общественной и личной жизни.

Ирония – тонкая насмешка, высказанная в дружелюбном тоне.

Сарказм – злая, язвительная насмешка.

Гипербола – преувеличение.

Фантастика – воображаемые, отсутствующие в действительности образы и сюжеты.

Гротеск – изображение действительности в преувеличенном, уродливо – комическом виде, переплетение реального и фантастического, страшного со смешным.

Эзопов язык – это язык намеков, недомолвок; писатель выражает свою мысль иносказательно, чтобы избежать запрета цензуры и преследований.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!