Тема: Тематика и проблематика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Анализ сказок «Премудрый пескарь», «Дикий помещик». Основные приемы творчества.
Цели:
- раскрыть художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина;
- способствовать развитию навыков анализа художественного текста;
- способствовать развитию коммуникативной и речевой компетенций;
- показать, в чем смысл жизни и назначение человека.
Оборудование: мультфильм «Премудрый пескарь», раздаточный материал, И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова «Поурочные разработки по русской литературе. Вторая половина 19 века». 10кл.2 полугодие, проектор.
Ход урока.
Сказки для детей изрядного возраста.
М.Е. Салтыков-Щедрин
Слово учителя.
Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, рассказы, статьи, рецензии, сказки.
Сказки – это итог многолетних жизненных наблюдений, итог творческого пути. В них сплетаются фантастическое и реальное, комическое и трагическое, используются гротеск, гипербола, эзопов язык. Герои сказок: невежественные правители («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве»), народ, трудолюбивый, талантливый и покорный («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»). Сатира на интеллигенцию («Самоотверженный заяц», «Премудрый пескарь», «Здравомысленный заяц», «Карась - идеалист»).
Просмотр мультфильма «Премудрый пескарь».
Письменная работа: определить идею сказки.
Проблемный вопрос: В чем назначение человека?
1.Обсуждение высказывания: «Настоящий мужчина тот, кто посадил дерево, построил дом, вырастил сына» (работа в группах).
2. Какой критерий с точки зрения своей профессии вы бы добавили в это высказывание? (труд, работа)
3. Каково предназначение женщины? (любовь, уют, тепло, воспитание детей, обустройство дома)
4. Какой нравственный урок содержится в сказке «Премудрый пескарь»? (создание семьи, польза обществу)
Вывод:
Мы все умрем. Людей бессмертных нет.
И это все известно и неново.
Но мы живем, чтобы оставить след:
Дом иль тропинку, дерево иль слово.
5. Выставление оценок.
Д/З: 1. Выписать из сказки «Дикий помещик» элементы народной сказки (зачин «В некотором царстве…», присказки «Сказано-сделано», «По-щучьему велению», «Много ли, мало ли времени прошло», троекратное повторение «третий человек его дураком чествует»).
2. Определить идею сказки.
3. Какие приемы использовал в сказке М.Е. Салтыков-Щедрин?
Справочный материал
Основные приемы творчества М.Е. Салтыкова – Щедрина:
Сатира – художественное произведение, в котором гневно осуждаются и резко высмеиваются порочные явления общественной и личной жизни.
Ирония – тонкая насмешка, высказанная в дружелюбном тоне.
Сарказм – злая, язвительная насмешка.
Гипербола – преувеличение.
Фантастика – воображаемые, отсутствующие в действительности образы и сюжеты.
Гротеск – изображение действительности в преувеличенном, уродливо – комическом виде, переплетение реального и фантастического, страшного со смешным.
Эзопов язык – это язык намеков, недомолвок; писатель выражает свою мысль иносказательно, чтобы избежать запрета цензуры и преследований.